ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Развитие взглядов в отечественной педагогики на духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики .. .7
1.2. Дидактический комплекс текстовых задач на основе
краеведческого и обществоведческого материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 22
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО -
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Первоначальные результаты и выводы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Рекомендации по реализации дидактического комплекса
текстовых задач на основе краеведческого и обществоведческого
материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 34
Заключение 39
Список используемых источников
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Развитие взглядов в отечественной педагогики на духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики .. .7
1.2. Дидактический комплекс текстовых задач на основе
краеведческого и обществоведческого материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 22
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО -
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Первоначальные результаты и выводы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Рекомендации по реализации дидактического комплекса
текстовых задач на основе краеведческого и обществоведческого
материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 34
Заключение 39
Список используемых источников
Социум акцентирует внимание на духовно-нравственные чувства человека, визуализации о Родине, любви к родному краю, следования моральным кодексам. Иначе, социум стремится вознести на новый уровень духовно-нравственное воспитание младших школьников, что можно наблюдать в стандартах ФГОС НОО «Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования». Они заключаются в том, что современная начальная школа призвана формировать гражданина и растить духовно развитых, талантливых молодых россиян, которые будут готовы к существованию в современном мире.
Духовно-нравственное воспитание, на наш взгляд, играет значимую роль в обучении детей начальной школы. Обучающиеся сгенерируют представление о социуме, поведении в обществе, о понятиях «добро» и «зло», будут знать, что такое «хорошо», что такое «плохо», дети сформируют представление о родном крае - это все является основой духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Также необходимо обратить внимание на ФГОС НОО, на учебный предмет «математика», включающий в себя следующее требование по данному учебному предмету: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. С помощью задач мы будем формировать духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Умение решать задачи - одно из главных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Также, исходя из данных преобразований, мы сталкиваемся с тем, что не все обучающиеся начальной школы приобретают навык решения текстовых задач. Причин, по которым складывается такая ситуация, великое множество. Какие-то носят общий характер: устойчивый страх перед задачей, неимение общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах. Кто-то просто не понимает условие задачи, не находит взаимосвязи между величинами и компонентами.
Решение задач необходимо рассматривать не только как средство создания математических знаний, но и как цель обучения, и как средство развития обще-учебного умения рассуждать, чтобы их развивать, необходима меж предметная связь, которая касается на наш взгляд краеведческого и обществоведческого материалов. Данная связь должна в полной форме отражать развитие математических умений не только в учебной деятельности, но и в правильном отношении с обществом и родным краем.
У обучающихся созревает целостное восприятие окружающего мира. Основная мысль в организации обучения заключается в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, которые ему дает учитель, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть осуществлен системно-деятельный подход, то есть «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения у младших школьников решать задачи приобретает все большее значение, как и формирование духовно-нравственного воспитания. Объясняется все активным ростом и развитием общества и науки. Анализируя выше сказанное, можно предположить, с какими проблемами встречается младший школьник, попадая в современный мир.
На этих основаниях формируется противоречие между воспитательной деятельностью и текстовыми задачами в курсе начальной математики с одной стороны и невостребованными материалами о духовно-нравственной теме педагогами начального образования при обучении младших школьников решению задач.
Этим и обуславливается актуальность выбранной нами темы - духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: на основе теоретического изучения психолого-педагогической и методической литературы организовать работу на уроке математики по обучению младших школьников решению текстовых задач, основанных на краеведческом и обществоведческом материалах.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание на уроках математики, реализованное на краеведческом и обществоведческом материалах.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство воспитания.
Задачи исследования:
1) раскрыть суть процесса обучения младших школьников решению текстовых задач;
2) составить дидактический комплекс, включающий задачи, на основе краеведческого и обществоведческого материалов;
3) провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
4) разработать рекомендации для учителей начальных классов по реализации духовно-нравственного воспитания с помощью текстовых задач с использованием краеведческого и обществоведческого материалов.
Теоретико-методологическая основа: в начальном курсе математики решением текстовых задач занимались такие исследователи как: А.И. Александрова, Г.А. Балл, М.А. Бантова, Т.Б. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, Г.Т. Зайцева, В.И. Купича, Ю.М. Колягина, В.В. Малыхина, Л.М. Фридман, А.Ф. Эсаулова.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработать конспекты уроков для обучения младших школьников решению текстовых задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Также подбор заданий и упражнений с использованием задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Данный материал может быть использован в работе учителей начальной школы.
База исследования: МАОУ Лицей №77, 1 «а» класс.
Апробация и внедрение результатов: исследование было представлено во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы», 8 ноября 2019г., и во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» в секции «Управление профессиональной социализацией студентов педагогического ВУЗа» 21 октября - 14 ноября 2019г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Духовно-нравственное воспитание, на наш взгляд, играет значимую роль в обучении детей начальной школы. Обучающиеся сгенерируют представление о социуме, поведении в обществе, о понятиях «добро» и «зло», будут знать, что такое «хорошо», что такое «плохо», дети сформируют представление о родном крае - это все является основой духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Также необходимо обратить внимание на ФГОС НОО, на учебный предмет «математика», включающий в себя следующее требование по данному учебному предмету: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. С помощью задач мы будем формировать духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Умение решать задачи - одно из главных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Также, исходя из данных преобразований, мы сталкиваемся с тем, что не все обучающиеся начальной школы приобретают навык решения текстовых задач. Причин, по которым складывается такая ситуация, великое множество. Какие-то носят общий характер: устойчивый страх перед задачей, неимение общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах. Кто-то просто не понимает условие задачи, не находит взаимосвязи между величинами и компонентами.
Решение задач необходимо рассматривать не только как средство создания математических знаний, но и как цель обучения, и как средство развития обще-учебного умения рассуждать, чтобы их развивать, необходима меж предметная связь, которая касается на наш взгляд краеведческого и обществоведческого материалов. Данная связь должна в полной форме отражать развитие математических умений не только в учебной деятельности, но и в правильном отношении с обществом и родным краем.
У обучающихся созревает целостное восприятие окружающего мира. Основная мысль в организации обучения заключается в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, которые ему дает учитель, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть осуществлен системно-деятельный подход, то есть «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения у младших школьников решать задачи приобретает все большее значение, как и формирование духовно-нравственного воспитания. Объясняется все активным ростом и развитием общества и науки. Анализируя выше сказанное, можно предположить, с какими проблемами встречается младший школьник, попадая в современный мир.
На этих основаниях формируется противоречие между воспитательной деятельностью и текстовыми задачами в курсе начальной математики с одной стороны и невостребованными материалами о духовно-нравственной теме педагогами начального образования при обучении младших школьников решению задач.
Этим и обуславливается актуальность выбранной нами темы - духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: на основе теоретического изучения психолого-педагогической и методической литературы организовать работу на уроке математики по обучению младших школьников решению текстовых задач, основанных на краеведческом и обществоведческом материалах.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание на уроках математики, реализованное на краеведческом и обществоведческом материалах.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство воспитания.
Задачи исследования:
1) раскрыть суть процесса обучения младших школьников решению текстовых задач;
2) составить дидактический комплекс, включающий задачи, на основе краеведческого и обществоведческого материалов;
3) провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
4) разработать рекомендации для учителей начальных классов по реализации духовно-нравственного воспитания с помощью текстовых задач с использованием краеведческого и обществоведческого материалов.
Теоретико-методологическая основа: в начальном курсе математики решением текстовых задач занимались такие исследователи как: А.И. Александрова, Г.А. Балл, М.А. Бантова, Т.Б. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, Г.Т. Зайцева, В.И. Купича, Ю.М. Колягина, В.В. Малыхина, Л.М. Фридман, А.Ф. Эсаулова.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработать конспекты уроков для обучения младших школьников решению текстовых задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Также подбор заданий и упражнений с использованием задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Данный материал может быть использован в работе учителей начальной школы.
База исследования: МАОУ Лицей №77, 1 «а» класс.
Апробация и внедрение результатов: исследование было представлено во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы», 8 ноября 2019г., и во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» в секции «Управление профессиональной социализацией студентов педагогического ВУЗа» 21 октября - 14 ноября 2019г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
При решении задач исследования, нами был проведен анализ педагогической литературы. По нашему исследованию можно сделать вывод о том, что не смотря на изучение данной проблемы, одной из важнейших проблем в математике является формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи.
Текстовая задача - это задача, в которой идет описание некоторой ситуации на естественном или математическом языке с требованием дать количественную характеристику какого-то компонента этой ситуации, то есть определить числовое значение некоторой величины по известным числовым значениям других величин и зависимостям между ними, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения, либо найти последовательность требуемых действий [26]. Таким образом, решение текстовых задач является одним из основных показателей математического развития младших школьников.
Казалось бы, математика, в сочетании с краеведением и обществознанием, на первый взгляд, не имеют ничего общего, но если объединить эти составляющие, то можно выявить целый ряд особенностей знаний у обучающихся начальной школы. Добавление в урок математики элементов краеведения и обществознания делает процесс обучения более интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению тяжелых ситуаций в понимании материала, устраняет усталость и поддерживает концентрацию внимания. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с учащимися 1 «а» класса МАОУ Лицей №77 г. Челябинска.
В ходе экспериментальной работы нами был выявлен уровень понимания обучающимися текстовых задач, составлен список рекомендаций для учителей начальных классов, с помощью которых можно реализовать дидактический комплекс с текстовым задачами на основе краеведческого и обществоведческого материалов на уроках математики.
Можно сделать вывод, что краеведческий и обществоведческий материалы на уроках математики являются эффективным средствами духовно-нравственного воспитания, которые способствуют формированию знаний учащихся начальных классов, основанных на восприятии окружающего мира. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.
Текстовая задача - это задача, в которой идет описание некоторой ситуации на естественном или математическом языке с требованием дать количественную характеристику какого-то компонента этой ситуации, то есть определить числовое значение некоторой величины по известным числовым значениям других величин и зависимостям между ними, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения, либо найти последовательность требуемых действий [26]. Таким образом, решение текстовых задач является одним из основных показателей математического развития младших школьников.
Казалось бы, математика, в сочетании с краеведением и обществознанием, на первый взгляд, не имеют ничего общего, но если объединить эти составляющие, то можно выявить целый ряд особенностей знаний у обучающихся начальной школы. Добавление в урок математики элементов краеведения и обществознания делает процесс обучения более интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению тяжелых ситуаций в понимании материала, устраняет усталость и поддерживает концентрацию внимания. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с учащимися 1 «а» класса МАОУ Лицей №77 г. Челябинска.
В ходе экспериментальной работы нами был выявлен уровень понимания обучающимися текстовых задач, составлен список рекомендаций для учителей начальных классов, с помощью которых можно реализовать дидактический комплекс с текстовым задачами на основе краеведческого и обществоведческого материалов на уроках математики.
Можно сделать вывод, что краеведческий и обществоведческий материалы на уроках математики являются эффективным средствами духовно-нравственного воспитания, которые способствуют формированию знаний учащихся начальных классов, основанных на восприятии окружающего мира. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.



