Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №81729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Развитие взглядов в отечественной педагогики на духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики .. .7
1.2. Дидактический комплекс текстовых задач на основе
краеведческого и обществоведческого материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 22
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО -
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Первоначальные результаты и выводы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Рекомендации по реализации дидактического комплекса
текстовых задач на основе краеведческого и обществоведческого
материалов для духовно-нравственного развития младших школьников 34
Заключение 39
Список используемых источников


Социум акцентирует внимание на духовно-нравственные чувства человека, визуализации о Родине, любви к родному краю, следования моральным кодексам. Иначе, социум стремится вознести на новый уровень духовно-нравственное воспитание младших школьников, что можно наблюдать в стандартах ФГОС НОО «Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования». Они заключаются в том, что современная начальная школа призвана формировать гражданина и растить духовно развитых, талантливых молодых россиян, которые будут готовы к существованию в современном мире.
Духовно-нравственное воспитание, на наш взгляд, играет значимую роль в обучении детей начальной школы. Обучающиеся сгенерируют представление о социуме, поведении в обществе, о понятиях «добро» и «зло», будут знать, что такое «хорошо», что такое «плохо», дети сформируют представление о родном крае - это все является основой духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Также необходимо обратить внимание на ФГОС НОО, на учебный предмет «математика», включающий в себя следующее требование по данному учебному предмету: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. С помощью задач мы будем формировать духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Умение решать задачи - одно из главных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Также, исходя из данных преобразований, мы сталкиваемся с тем, что не все обучающиеся начальной школы приобретают навык решения текстовых задач. Причин, по которым складывается такая ситуация, великое множество. Какие-то носят общий характер: устойчивый страх перед задачей, неимение общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах. Кто-то просто не понимает условие задачи, не находит взаимосвязи между величинами и компонентами.
Решение задач необходимо рассматривать не только как средство создания математических знаний, но и как цель обучения, и как средство развития обще-учебного умения рассуждать, чтобы их развивать, необходима меж предметная связь, которая касается на наш взгляд краеведческого и обществоведческого материалов. Данная связь должна в полной форме отражать развитие математических умений не только в учебной деятельности, но и в правильном отношении с обществом и родным краем.
У обучающихся созревает целостное восприятие окружающего мира. Основная мысль в организации обучения заключается в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, которые ему дает учитель, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть осуществлен системно-деятельный подход, то есть «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность».
Проблема по формированию обобщенного умения у младших школьников решать задачи приобретает все большее значение, как и формирование духовно-нравственного воспитания. Объясняется все активным ростом и развитием общества и науки. Анализируя выше сказанное, можно предположить, с какими проблемами встречается младший школьник, попадая в современный мир.
На этих основаниях формируется противоречие между воспитательной деятельностью и текстовыми задачами в курсе начальной математики с одной стороны и невостребованными материалами о духовно-нравственной теме педагогами начального образования при обучении младших школьников решению задач.
Этим и обуславливается актуальность выбранной нами темы - духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: на основе теоретического изучения психолого-педагогической и методической литературы организовать работу на уроке математики по обучению младших школьников решению текстовых задач, основанных на краеведческом и обществоведческом материалах.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание на уроках математики, реализованное на краеведческом и обществоведческом материалах.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство воспитания.
Задачи исследования:
1) раскрыть суть процесса обучения младших школьников решению текстовых задач;
2) составить дидактический комплекс, включающий задачи, на основе краеведческого и обществоведческого материалов;
3) провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
4) разработать рекомендации для учителей начальных классов по реализации духовно-нравственного воспитания с помощью текстовых задач с использованием краеведческого и обществоведческого материалов.
Теоретико-методологическая основа: в начальном курсе математики решением текстовых задач занимались такие исследователи как: А.И. Александрова, Г.А. Балл, М.А. Бантова, Т.Б. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, Г.Т. Зайцева, В.И. Купича, Ю.М. Колягина, В.В. Малыхина, Л.М. Фридман, А.Ф. Эсаулова.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработать конспекты уроков для обучения младших школьников решению текстовых задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Также подбор заданий и упражнений с использованием задач на краеведческом и обществоведческом материалах. Данный материал может быть использован в работе учителей начальной школы.
База исследования: МАОУ Лицей №77, 1 «а» класс.
Апробация и внедрение результатов: исследование было представлено во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы», 8 ноября 2019г., и во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» в секции «Управление профессиональной социализацией студентов педагогического ВУЗа» 21 октября - 14 ноября 2019г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При решении задач исследования, нами был проведен анализ педагогической литературы. По нашему исследованию можно сделать вывод о том, что не смотря на изучение данной проблемы, одной из важнейших проблем в математике является формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи.
Текстовая задача - это задача, в которой идет описание некоторой ситуации на естественном или математическом языке с требованием дать количественную характеристику какого-то компонента этой ситуации, то есть определить числовое значение некоторой величины по известным числовым значениям других величин и зависимостям между ними, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения, либо найти последовательность требуемых действий [26]. Таким образом, решение текстовых задач является одним из основных показателей математического развития младших школьников.
Казалось бы, математика, в сочетании с краеведением и обществознанием, на первый взгляд, не имеют ничего общего, но если объединить эти составляющие, то можно выявить целый ряд особенностей знаний у обучающихся начальной школы. Добавление в урок математики элементов краеведения и обществознания делает процесс обучения более интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению тяжелых ситуаций в понимании материала, устраняет усталость и поддерживает концентрацию внимания. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с учащимися 1 «а» класса МАОУ Лицей №77 г. Челябинска.
В ходе экспериментальной работы нами был выявлен уровень понимания обучающимися текстовых задач, составлен список рекомендаций для учителей начальных классов, с помощью которых можно реализовать дидактический комплекс с текстовым задачами на основе краеведческого и обществоведческого материалов на уроках математики.
Можно сделать вывод, что краеведческий и обществоведческий материалы на уроках математики являются эффективным средствами духовно-нравственного воспитания, которые способствуют формированию знаний учащихся начальных классов, основанных на восприятии окружающего мира. При помощи краеведческого и обществоведческого материалов младшие школьники приобретают определенные навыки, умения и навыки, что является не только образовательной и воспитательной целью учителя, но еще и одной из задач ФГОС НОО нового поколения.



1. «Арифметика, си речь наука числительная.». [Электронный ресурс]. URL: https://alfaret.ru/item.php?cid=10&pid=506
2. Александрова Э.Й. Методика работы над текстовыми задачами [Текст] / Э.Й. Александрова // Начальная школа. - 2016. - №3. - С.47-50.
3. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия "задача"[Текст] / Г.А. Балл // Вопр. психологии. - 1970. - №6. - С.8-10.
4. Багинский Н.Ю. «Использование краеведческого материала на уроках и в воспитании учащихся». 2016. [Электронный ресурс]. URL: https: //infourok.ru/kraevedenie-yavlyaetsya-odnim-iz-vazhneyshih-vidov-raboti-v- obuchenii-i-vospitanii-molodogo-pokoleniya-sovremennaya-shkola-podde- 727486.html
5. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач [Текст]. - М.: Просвещение, 2017. - 320с.
6. БитюковаЛ.А.; С.В.Тощакова., Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО [Текст] // Начальная школа + до и после №7, 2015. - 68с.
7. Буренкова Н.В., Использование знаково-символических средств при обучении младших школьников решению задач [Текст] // Начальная школа + до и после №10, 2015. - 56с.
8. Вахрушев А.А., Экологическое образование гарантия будущего для человечества [Текст] // Начальная школа + до и после № 11,2013. -8с.
9. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] - М.: Просвещение, 2011.-23с.
10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] - М.: Просвещение, 2011.-223с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
11. Кирина. Т.А «Обучение младших школьников решению текстовых задач». 2014. [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/obu chenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_tekstovyh_zadach- 138805.htm
12. Классификация простых задач по М. Бантовой.
[Электронный ресурс]. URL: http://edu.vspu.ru/doc/groups/107/331/Klassifika tsiya-prostyih-zadach.doc.
13. Корецкая Т.Л., Поздеев В.В. -Челябинск: «Край Ра», 2011. - 76.
14. Курачева Ю.В. - Консультация для педагогов "Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста". -2015. [Электронный ресурс].
URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/11/konsultatsiya- dlya-pedagogov-lyubov-k-rodine-vospityvaetsya-s
15. Крупич В.И. «Теоретические основы обучения решению школьников математических задач»: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2010. 395 с.
16. Марова Н.Ю., Стародубцева О.О. Педагогические условия использования туристско-краеведческой деятельности как средство гуманной социализации воспитанников школ-интернатов. [Текст] - Ставрополь,2017.
17. Математика 1 класс- 1 часть [Текст] /М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С. В. Степанова. - М. - Просвещение, 2012-112с.
18. Математика 1 класс- 2 часть [Текст] /М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С. В. Степанова. - М. - Просвещение, 2012-112с.
19. «Методика обучения математике в начальной школе., Развивающее обучение «Ассоциация XXI век» Истомина Н. Б. Методика обучения в начальной школе - 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/572622-1-metodika-obucheniya- matematike-nachalnoy-shkole-razvivayuschee-obuchenie-associaciya-xxi-vek- istomina-metodika-obucheniya-m.php
20. Метод математического моделирования как метод решения сюжетных задач. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/algeb ra/library/2015/11/16/metod-matematicheskogo-modelirovaniya-kak-metod- resheniya
21. Моро М.И. Методика обучении математике в 1-4 классах [Текст] М.И. Моро, А.М. Пышкало - М.: Просвещение, 1995. - 259 с.
22. Натанзон Э.Ш., «Приемы педагогического воздействия»: учебное пособие для пед. Институтов [Текст] / Э. Ш. Натанзон. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 215 с.
23. «Основные этапы решения задач». 2017.[Электронный ресурс].
URL: https://studopedia.ru/18_61775_osnovnie-etapi-resheniya- zadach.html
24. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2012/03/17/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-v
25. Психолого-педагогическая характеристика понятия «задача». - 2012. [Электронный ресурс]. URL:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1 984
26. Понятие текстовой задачи и ее структура. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// studopedia.ru/18_61774_ponyatie-tekstovoy-zadachi-i-ee- struktura.html
27. Е.И.Руднянская; Л.Б.Черезова., Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику// Начальная школа + до и после №7, 2018. - 50с.
28. Савченко Н.В. «Как научит школьников решать текстовые задачи».
2014. [Электронный ресурс]. URL: http://naukait.ru/attachments/article/1945/s avchenko_nv_komsomolsk-na-amure_konf14.pdf
29. Сазанова Т.А, Дубов А.Г. «Информационно справочная система
Электронная хрестоматия по методике преподавания математики» -
2014. [Электронный ресурс]. URL:http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/i ndex.html
30. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.
31. Ю.А. Таран., Технология учебного моделирования в начальной школе [Текст] //Начальная школа все для учителя №5, 2015. - 26
32. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
33. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов, колледжей [Текст] / Фридман Л.М. - М: школьная пресса, библиотека журнала «Математика в школе», №15, 2002.
34. Шайхисламова С.Ф «Методика работы с текстовыми задачами в начальной школе методические рекомендации». 2012.[Электронный ресур с]. URL: http://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/1840-metodika-raboty-nad- tekstovymi-zadachami-v-nachalnoy-shkole-metodicheskie-rekomendacii.html
35. Этапы работы над текстовой задачей. Методика обучения младших школьников решению простых задач. - 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodika-obucheniya-mladshih-shkolnikov- resheniyu-prostih-zadach-1712828.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ