Управление профессиональным становлением молодого специалиста в образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
1.1. Профессиональное становление как психолого-педагогическая
категория 9
1.2. Сущность управления процессом профессионального становления
начинающего учителя 17
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
2.1. Диагностика необходимости изменений в управлении процессом
профессионального становления начинающего учителя 30
2.2. Признаки завершения процесса профессионального становления
начинающего учителя 41
2.3. Параметры и критерии эффективности адаптации профессионального
становления начинающего учителя 50
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
1.1. Профессиональное становление как психолого-педагогическая
категория 9
1.2. Сущность управления процессом профессионального становления
начинающего учителя 17
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
2.1. Диагностика необходимости изменений в управлении процессом
профессионального становления начинающего учителя 30
2.2. Признаки завершения процесса профессионального становления
начинающего учителя 41
2.3. Параметры и критерии эффективности адаптации профессионального
становления начинающего учителя 50
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Меняется мир, вместе с ним изменяются дети, меняются социальные запросы общества на образование. А, следовательно, выдвигаются новые требования к педагогам. Возрастает роль учителя, как «режиссера» образовательного пространства ученика, повышается уровень персональной ответственности педагога, происходит трансформация профессии учителя. По мнению таких ученых-исследователей, как Казанцевой Л. А., Сластенина В. А., Андреева В. И., Дубининой В. Л., идеалом учителя XXI века является учитель инновационного типа - учитель-исследователь - «новый» учитель. Он - инициатор педагогических нововведений, способный выполнять функции первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания; способный соединять алгоритмическую деятельность с творческим поиском; учитывать особенности разных классов в условиях дифференцированного обучения; сравнивать эффективность различных методов, приемов и средств обучения при решении одних и тех же дидактических задач; оценивать психологическую направленность и уровень воздействия тех или иных приемов на психические процессы учащихся; ежедневно разрешать десятки проблемных педагогических ситуаций, в постоянно меняющихся условиях; проводить исследования в рамках различных концепций, сопоставляя противоположные точки зрения.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, ориентация на потребителя - ученика и родителей, лояльность - все эти характеристики деятельности современного педагога - «нового» учителя.
Встает проблема преобразования и пополнения сферы образования «новыми» педагогическими кадрами. Актуальность привлечения
начинающих учителей обусловлена «старением» педагогических кадров, повышением динамичности внешней среды, как известно, молодежь мобильна, легко и быстро обучаема, инициативна, полна новых идей и готова к нововведениям.
Политика многих государств такова: «образование не должно замыкаться на себе. Чем больше людей придет из других отраслей экономики, пройдя специальную подготовку, тем более разнообразный опыт будет доступен школьникам, тем ярче будет палитра педагогических приемов и тем больше школа будет связана с жизнью вокруг нее» [3].
И это действительно так. Смена профессиональных приоритетов и ценностей, экономическая и социальная поддержка со стороны государства образовательных организаций привели к тому, что в школы помимо молодых специалистов, окончивших педагогический вуз, приходят специалисты, не имеющие педагогического образования, как с трудовой практикой, так и только начинающие свою трудовую деятельность. Наблюдается возвращение из сфер экономики и бизнеса выпускников педагогических вузов. Поэтому категорию «молодой специалист» как «гражданина, закончившего образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получившего документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступившего на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования» [4] необходимо расширить. И ввести категорию «начинающий учитель».
Следующая проблема, которая встает перед школой - это быстро набирающие обороты изменения в запросах родителей - клиентов образования.
Родитель становится «привередливым» и ключевым клиентом, оценка которого важна для образовательной организации. Такие клиенты динамично меняют сферу образования, становятся катализаторами развития образовательной организации. И если руководитель школы принимает решение взять на работу начинающего учителя, то в первую очередь ему необходимо спланировать, организовать, скорректировать и взять под контроль их профессиональное становление.
В связи с расширением менеджерских функций руководителей образовательных учреждений, получением руководителями дополнительного экономического, управленческого образования, поиском решений проблем в профессиональном развитии «нового» учителя, особую значимость приобретают знания, полученные руководителем в области теории управления персоналом, ее практическое применение рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития организации.
Школа - организация, а значит ею можно управлять, как управляют промышленными организациями. Становится актуальным интеграция экономических и бизнес категорий в образование, адаптация к образовательной организации опыт управления персоналом бизнес- компаний, промышленных предприятий, взгляд на образовательную организацию с позиции ориентации на потребителя образовательной услуги.
Профессиональное становление начинающего учителя сложный и многогранный процесс. Этот этап является «стартовой площадкой» для дальнейшего успешного профессионального развития. От того как пройдет этот процесс, как сработает «пусковой механизм» зависит, состоится ли начинающий учитель как профессионал, останется ли он в образовании или найдет себя в другом деле, будут ли удовлетворены основные участники образовательного процесса образовательной организации - родители.
Теоретическое исследование поставленной в диссертационной работе проблемы связано с разработками таких ученых как Ю. К. Бабайский, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, которые большое внимание уделяют профессиональному становлению учителя как педагогической проблеме.
Психологические особенности профессионального становления рассматривали С. Б. Елканов, Л. М. Митина, А. К. Маркова, А. Маслоу, Ю. П. Поваренков.
Вопросы управления персоналом, адаптации персонала в бизнесе изложены в работах А. П. Егоршина.А. Я. Кибанова Понятие организации, сотрудников рассматривают в своих книгах и статьях в основном зарубежные авторы, например, Карл Сьюэлл и Пол Браун. Управлению трудовыми ресурсами в сфере услуг уделяли внимание К.Хасевер, Б.Рендер, Р.Рассел, Р. Мердик.
При этом без должного внимания остаются проблемы профессионального становления начинающих учителей, не относящихся к категории «молодой специалист». В различных регионах наблюдается практика по использованию различных форм и методов обеспечения профессионального становления начинающих учителей, но эта практика носит фрагментарный характер, не содержит диагностического инструментария самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений, образовательных и индивидуально-личностных потребностей начинающего учителя. Процесс профессионального становления начинающего учителя рассматривался в основном с психолого-педагогических точек зрения, не достаточно уделялось внимания возможностям управления данным процессом.
Теоретическая и практическая значимость указанных проблем в сочетании с их недостаточной разработанностью определили выбор темы исследования, его цели и задачи.
Цель исследования состоит в научном обосновании и практической разработке рекомендаций по управлению процессом профессионального становления молодого специалиста - начинающего учителя.
Задачи:
Выявить теоретические основы профессионального становления начинающего учителя;
Раскрыть теоретические основы управление процессом профессионального становления начинающего учителя;
Создать и апробировать диагностический инструментарий самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений начинающего учителя;
Разработать рекомендации по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.
Объект исследования: процесс профессионального становления начинающего учителя;
Предмет исследования: управление процессом профессионального становления начинающего учителя.
Гипотеза исследования:
Процесс профессионального становления молодого специалиста может быть более эффективным, если будет создан и апробирован диагностический инструментарий самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений начинающего учителя; а также разработаны рекомендации по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области исследования психолого-педагогических аспектов профессионального становления начинающих учителей, управления персоналом и процессами адаптации в организациях.
В работе использовались методы - системного, логического, структурного, исторического, факторного и сравнительного анализа, контент-анализ научно-методических источников, блогов, форумов, чатов по теме исследования; наблюдение, беседа, опросники начинающих учителей, руководителей школ, учащихся, родителей.
База исследования: Государственное учреждение «Школа-гимназия № 18 отдела образования акимата города Костаная».
В эксперименте принимали участие преподаватели школы общей численностью 84 человека.
Практическая значимость диссертации состоит в том, материалы данного исследования могут оказать практическую помощь руководителям образовательных учреждений в процессе руководства профессиональным становлением начинающего учителя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, ориентация на потребителя - ученика и родителей, лояльность - все эти характеристики деятельности современного педагога - «нового» учителя.
Встает проблема преобразования и пополнения сферы образования «новыми» педагогическими кадрами. Актуальность привлечения
начинающих учителей обусловлена «старением» педагогических кадров, повышением динамичности внешней среды, как известно, молодежь мобильна, легко и быстро обучаема, инициативна, полна новых идей и готова к нововведениям.
Политика многих государств такова: «образование не должно замыкаться на себе. Чем больше людей придет из других отраслей экономики, пройдя специальную подготовку, тем более разнообразный опыт будет доступен школьникам, тем ярче будет палитра педагогических приемов и тем больше школа будет связана с жизнью вокруг нее» [3].
И это действительно так. Смена профессиональных приоритетов и ценностей, экономическая и социальная поддержка со стороны государства образовательных организаций привели к тому, что в школы помимо молодых специалистов, окончивших педагогический вуз, приходят специалисты, не имеющие педагогического образования, как с трудовой практикой, так и только начинающие свою трудовую деятельность. Наблюдается возвращение из сфер экономики и бизнеса выпускников педагогических вузов. Поэтому категорию «молодой специалист» как «гражданина, закончившего образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получившего документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступившего на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования» [4] необходимо расширить. И ввести категорию «начинающий учитель».
Следующая проблема, которая встает перед школой - это быстро набирающие обороты изменения в запросах родителей - клиентов образования.
Родитель становится «привередливым» и ключевым клиентом, оценка которого важна для образовательной организации. Такие клиенты динамично меняют сферу образования, становятся катализаторами развития образовательной организации. И если руководитель школы принимает решение взять на работу начинающего учителя, то в первую очередь ему необходимо спланировать, организовать, скорректировать и взять под контроль их профессиональное становление.
В связи с расширением менеджерских функций руководителей образовательных учреждений, получением руководителями дополнительного экономического, управленческого образования, поиском решений проблем в профессиональном развитии «нового» учителя, особую значимость приобретают знания, полученные руководителем в области теории управления персоналом, ее практическое применение рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития организации.
Школа - организация, а значит ею можно управлять, как управляют промышленными организациями. Становится актуальным интеграция экономических и бизнес категорий в образование, адаптация к образовательной организации опыт управления персоналом бизнес- компаний, промышленных предприятий, взгляд на образовательную организацию с позиции ориентации на потребителя образовательной услуги.
Профессиональное становление начинающего учителя сложный и многогранный процесс. Этот этап является «стартовой площадкой» для дальнейшего успешного профессионального развития. От того как пройдет этот процесс, как сработает «пусковой механизм» зависит, состоится ли начинающий учитель как профессионал, останется ли он в образовании или найдет себя в другом деле, будут ли удовлетворены основные участники образовательного процесса образовательной организации - родители.
Теоретическое исследование поставленной в диссертационной работе проблемы связано с разработками таких ученых как Ю. К. Бабайский, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, которые большое внимание уделяют профессиональному становлению учителя как педагогической проблеме.
Психологические особенности профессионального становления рассматривали С. Б. Елканов, Л. М. Митина, А. К. Маркова, А. Маслоу, Ю. П. Поваренков.
Вопросы управления персоналом, адаптации персонала в бизнесе изложены в работах А. П. Егоршина.А. Я. Кибанова Понятие организации, сотрудников рассматривают в своих книгах и статьях в основном зарубежные авторы, например, Карл Сьюэлл и Пол Браун. Управлению трудовыми ресурсами в сфере услуг уделяли внимание К.Хасевер, Б.Рендер, Р.Рассел, Р. Мердик.
При этом без должного внимания остаются проблемы профессионального становления начинающих учителей, не относящихся к категории «молодой специалист». В различных регионах наблюдается практика по использованию различных форм и методов обеспечения профессионального становления начинающих учителей, но эта практика носит фрагментарный характер, не содержит диагностического инструментария самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений, образовательных и индивидуально-личностных потребностей начинающего учителя. Процесс профессионального становления начинающего учителя рассматривался в основном с психолого-педагогических точек зрения, не достаточно уделялось внимания возможностям управления данным процессом.
Теоретическая и практическая значимость указанных проблем в сочетании с их недостаточной разработанностью определили выбор темы исследования, его цели и задачи.
Цель исследования состоит в научном обосновании и практической разработке рекомендаций по управлению процессом профессионального становления молодого специалиста - начинающего учителя.
Задачи:
Выявить теоретические основы профессионального становления начинающего учителя;
Раскрыть теоретические основы управление процессом профессионального становления начинающего учителя;
Создать и апробировать диагностический инструментарий самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений начинающего учителя;
Разработать рекомендации по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.
Объект исследования: процесс профессионального становления начинающего учителя;
Предмет исследования: управление процессом профессионального становления начинающего учителя.
Гипотеза исследования:
Процесс профессионального становления молодого специалиста может быть более эффективным, если будет создан и апробирован диагностический инструментарий самооценки и экспертной оценки по выявлению профессиональных затруднений начинающего учителя; а также разработаны рекомендации по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области исследования психолого-педагогических аспектов профессионального становления начинающих учителей, управления персоналом и процессами адаптации в организациях.
В работе использовались методы - системного, логического, структурного, исторического, факторного и сравнительного анализа, контент-анализ научно-методических источников, блогов, форумов, чатов по теме исследования; наблюдение, беседа, опросники начинающих учителей, руководителей школ, учащихся, родителей.
База исследования: Государственное учреждение «Школа-гимназия № 18 отдела образования акимата города Костаная».
В эксперименте принимали участие преподаватели школы общей численностью 84 человека.
Практическая значимость диссертации состоит в том, материалы данного исследования могут оказать практическую помощь руководителям образовательных учреждений в процессе руководства профессиональным становлением начинающего учителя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Проблема ухода начинающих учителей из школы после первого года работы остается открытой и связана в основном с возникновением противоречий между существующими возможностями начинающего учителя и требованиями профессии; в противоречии между личностными ожиданиями начинающего учителя от процесса педагогической деятельности и реальностью происходящих «школьных событий». Личность «примеряет» требования профессии на имеющуюся систему мотивов и оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Разрешение возникших противоречий приводит к успешному профессиональному становлению и дальнейшему профессиональному развитию педагога. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем прочнее его закрепление в профессиональной деятельности. С этих позиций в работе нами представлено комплексное видение процесса профессионального становления начинающего учителя, показаны возможности управления этим процессом в рекомендательном формате.
Проведенные нами теоретические исследования, показали, что сущности понятия профессионального становления учителя, этапам, фазам профессионального развития учителя уделялось достаточно внимания учеными исследователями: Дж. Х. Вонк, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, Н.В. Матолыгина, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, и др. Все они рассматривали данный процесс с психологической или педагогической позиций, определяли этапы профессионального развития учителя по-своему. В результате мы не обнаружили единого мнения в определении категорий «становление», «профессионального становления». Проанализировав и обобщив многочисленные исследования ученых, нами разработана поэтапная структура профессионального развития, дано рабочее понятие профессионального становления начинающего учителя, как начальный этап профессионального развития учителя, основным признаком завершения которого является способность учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовность к самоактуализации и к саморазвитию. Показана взаимосвязь подпроцессов профессионального развития (профессиональных намерений, профессионального становления, профессионального формирования и профессионального преобразования) учителя в логике управления данными процессами.
Изучив, проанализировав и обобщив исследования в области управления таких ученых как В. Р. Веснин, Л. И. Евенко, А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, Е. Ф. Коханов, С. Лиз мы выработали определение понятия управления в контексте нашего исследования как - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект через интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Поскольку объектом управления является процесс профессионального становления начинающего учителя, нами проведена интеграция понятий управление и профессиональное становление. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя - интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля начального этапа профессионального развития учителя с целью формирования способности у начинающего учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовности к самоактуализации и саморазвитию.
Исследованиям феномена ориентации на потребителя сегодня уделяют все больше внимания ученые, возможность интеграции данного феномена в образовательную сферу может стать перспективной линией дальнейших исследований. Данный феномен не является объектом нашего исследования, но теоретические изыскания в это области показали, что одним из принципов управления является ориентация на учителя. Все функции управления осуществляются с ориентацией на учителя. Ведь именно уровень удовлетворенности учителя оказывает влияние на качество образования, соответственно на удовлетворенность родителей. Удовлетворенный учитель лоялен к школе, вносит вклад в ее развитие и вряд ли уволится.
Поэтому для построения концепции управления процессом профессионального становления начинающего учителя в формате рекомендаций, эмпирическая часть нашей работы была построена в логике исследований, основанных на мнениях, выявленных потребностях, затруднениях всех субъектов управления, то есть с ориентацией на клиентов как внутренних (сотрудников), так и внешних (родителей, учащихся).
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что самый важный и не выполняемый в образовательных организациях этап профессионального становления - это адаптация начинающего учителя, представленная нами в виде этапов: ориентация, действенная адаптация и профессиональная адаптация. Именно успешное прохождение этапа ориентации, действенной адаптации позволит, по мнению респондентов, снизить уровень неопределенности и беспокойства, тревожности из-за отсутствия необходимой для работы информации; повысить удовлетворенность работой; освоить основные нормы корпоративной культуры и правила поведения; выстраивать систему взаимодействия с коллегами; станет основой развития позитивного отношения к сфере образования в целом. Поэтому в работе наиболее подробным образом в рекомендательном формате описан именно данный этап профессионального становления начинающего учителя. Основным инструментом управления является диагностика, которая может осуществляться в различных формах, в том числе в виде диагностических карт, анкет, опросников, разработанных специалистами. В ходе эмпирического исследования нами были выявлены типичные затруднения, с которыми сталкивается начинающий учитель, затруднения объединены в группы и предложена комплексная и урочная диагностика профессиональных затруднений. Выявлено, что в качестве диагностики может выступать экспертное заключение при аттестации учителей на квалификационную категорию, показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников, разработанные для заключения эффективного контракта.
Таким образом, поставленная нами цель по разработке рекомендаций по управлению профессионального становления начинающего учителя выполнена. Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты ориентированы на применение в сфере образования.
Материалы исследования могут быть использованы: руководителями образовательных учреждений и организаций для управления процессом профессионального становления начинающего учителя; органами государственной власти и местного самоуправления при выработке государственной и региональной политики в направлении «Наставник как штатная единица образовательной организации»; учреждениями дополнительного профессионального образования при подготовке специалистов и разработке программ в областях, востребованных начинающими учителями.
Проведенные нами теоретические исследования, показали, что сущности понятия профессионального становления учителя, этапам, фазам профессионального развития учителя уделялось достаточно внимания учеными исследователями: Дж. Х. Вонк, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, Н.В. Матолыгина, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, и др. Все они рассматривали данный процесс с психологической или педагогической позиций, определяли этапы профессионального развития учителя по-своему. В результате мы не обнаружили единого мнения в определении категорий «становление», «профессионального становления». Проанализировав и обобщив многочисленные исследования ученых, нами разработана поэтапная структура профессионального развития, дано рабочее понятие профессионального становления начинающего учителя, как начальный этап профессионального развития учителя, основным признаком завершения которого является способность учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовность к самоактуализации и к саморазвитию. Показана взаимосвязь подпроцессов профессионального развития (профессиональных намерений, профессионального становления, профессионального формирования и профессионального преобразования) учителя в логике управления данными процессами.
Изучив, проанализировав и обобщив исследования в области управления таких ученых как В. Р. Веснин, Л. И. Евенко, А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, Е. Ф. Коханов, С. Лиз мы выработали определение понятия управления в контексте нашего исследования как - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект через интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Поскольку объектом управления является процесс профессионального становления начинающего учителя, нами проведена интеграция понятий управление и профессиональное становление. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя - интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля начального этапа профессионального развития учителя с целью формирования способности у начинающего учителя выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся в изменяющихся условиях, готовности к самоактуализации и саморазвитию.
Исследованиям феномена ориентации на потребителя сегодня уделяют все больше внимания ученые, возможность интеграции данного феномена в образовательную сферу может стать перспективной линией дальнейших исследований. Данный феномен не является объектом нашего исследования, но теоретические изыскания в это области показали, что одним из принципов управления является ориентация на учителя. Все функции управления осуществляются с ориентацией на учителя. Ведь именно уровень удовлетворенности учителя оказывает влияние на качество образования, соответственно на удовлетворенность родителей. Удовлетворенный учитель лоялен к школе, вносит вклад в ее развитие и вряд ли уволится.
Поэтому для построения концепции управления процессом профессионального становления начинающего учителя в формате рекомендаций, эмпирическая часть нашей работы была построена в логике исследований, основанных на мнениях, выявленных потребностях, затруднениях всех субъектов управления, то есть с ориентацией на клиентов как внутренних (сотрудников), так и внешних (родителей, учащихся).
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что самый важный и не выполняемый в образовательных организациях этап профессионального становления - это адаптация начинающего учителя, представленная нами в виде этапов: ориентация, действенная адаптация и профессиональная адаптация. Именно успешное прохождение этапа ориентации, действенной адаптации позволит, по мнению респондентов, снизить уровень неопределенности и беспокойства, тревожности из-за отсутствия необходимой для работы информации; повысить удовлетворенность работой; освоить основные нормы корпоративной культуры и правила поведения; выстраивать систему взаимодействия с коллегами; станет основой развития позитивного отношения к сфере образования в целом. Поэтому в работе наиболее подробным образом в рекомендательном формате описан именно данный этап профессионального становления начинающего учителя. Основным инструментом управления является диагностика, которая может осуществляться в различных формах, в том числе в виде диагностических карт, анкет, опросников, разработанных специалистами. В ходе эмпирического исследования нами были выявлены типичные затруднения, с которыми сталкивается начинающий учитель, затруднения объединены в группы и предложена комплексная и урочная диагностика профессиональных затруднений. Выявлено, что в качестве диагностики может выступать экспертное заключение при аттестации учителей на квалификационную категорию, показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников, разработанные для заключения эффективного контракта.
Таким образом, поставленная нами цель по разработке рекомендаций по управлению профессионального становления начинающего учителя выполнена. Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты ориентированы на применение в сфере образования.
Материалы исследования могут быть использованы: руководителями образовательных учреждений и организаций для управления процессом профессионального становления начинающего учителя; органами государственной власти и местного самоуправления при выработке государственной и региональной политики в направлении «Наставник как штатная единица образовательной организации»; учреждениями дополнительного профессионального образования при подготовке специалистов и разработке программ в областях, востребованных начинающими учителями.
Подобные работы
- Теоретические основы управления процессом адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе спортивного клуба (Тюменский государственный университет)
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - Особенности мотивации профессиональной деятельности молодого специалиста в системе здравоохранения Алтайского края
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологическая поддержка молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие компетенций руководителя по управлению
финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной
образовательной организации
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование и реализация модели профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021



