Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников действия моделирования в процессе обучения решению задач 6
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования действия
моделирования у младших школьников 6
1.2. Особенности обучения младших школьников решению задач 15
1.3. Приёмы формирования у младших школьников действия моделирования при работе над текстовыми арифметическими
задачами 24
Выводы по I главе 35
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников действия моделирования в процессе обучения решению задач 37
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы 38
2.3. Рекомендации педагогам по формированию у младших школьников
действия моделирования в процессе обучения решению задач 43
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Список литературы
В наше время школа большие преобразования, которые связаны с преобразованием всех сфер общественной жизни страны. Государство предъявляет новые условия к образованию в сфере становления личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личного отношения. Усовершенствование школы предполагает урегулирования ряда системных задач, в том числе достижения совершенно нового качества образования. В государственном плане новое качество образования - это его целесообразность развития современных жизненных потребностей развития страны. Это формирование универсальных учебных действий, умений, навыков, а также опыт в самостоятельной практике и личной ответственности обучающихся, то есть новые ключевые компетенции, которые будут определять современное качество содержания образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [46].
Способом познания в обучении выступает моделирование, в частности когда выявляется и фиксируется в наглядной форме все общие отношения, какие отражают основу изучаемых научно-теоретических объектов; это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в приобретении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами. Моделирование является одним из универсальных учебных действий, которое входит в круг познавательных универсальных учебных действий.
Формировать действие моделирования можно на уроках математики, в частности при обучении решению задач. Способность решать задачи является одним из основных признаков уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач требуется рассматривать не столько как средство формирования математических знаний, но и как основную цель обучения и средство развития общеучебного умения рассуждать.
Основная идея в формировании обучения при решении математических задач состоит в том, чтобы младший школьник не получал готовые знания, которые дает учитель, а сам находил и «открывал» новые знания в процессе своей деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность» [22, с. 20].
Проблема формирования у младших школьников действия моделирования при обучении решению задач приобретает все большее значение. Сегодня моделирование рассматривается как одно из важнейших умений, которым должны овладеть младшие школьники. Это связано с тем, что необходимо повышать теоретический уровень знаний, которые формируются на разных этапах обучения. Кроме того, активное развитиеобщества и науки влечет за собой проблемы, с которыми сталкивается младший школьник, окунувшись в реальный мир: обилие информации, повышение внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремление родителей в связи с быстрым темпом жизни как можно раньше научить ребенка решать задачи. Определяется главная цель - вырастить младших школьников людьми, которые умеют думать, хорошо ориентироваться в потоке информации, что их окружает, грамотно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения. В этом может помочь моделирование.
Проблема исследования заключается в следующем: каковы приёмы формирования у младших школьников действия моделирования при работе над текстовыми арифметическими задачами?
Цель исследования - на основе выявленных теоретических аспектов проблемы и проведения опытно-экспериментальной работы составить рекомендации педагогам по формированию у младших школьников действия моделирования при обучении решению задач.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач.
Предметом исследования является приемы формирования действия моделирования у младших школьников при обучении решению задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические особенности формирования действия моделирования у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности обучения младших школьников решению задач.
3. Определить приемы формирования у младших школьников действия моделирования при работе над текстовыми арифметическими задачами.
4. Установить уровень сформированности действия моделирования у младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
5. Составить методические рекомендации педагогам по формированию у младших школьников действия моделирования в процессе обучения решению задач.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- диагностика сформированности действия моделирования при обучении решению задач;
- педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ № 13 города Копейска Челябинской области.
Структура работы. Квалификационное исследование включает в себя введение; две главы; выводы по главам; заключение; список использованной литературы.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельности подход, то есть «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы
моделирования.
Экспериментальная работа по формированию действия моделирования при решении задач, используя приемы моделирования, у младших школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.
Проведённое исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что формирование действия моделирования у младших школьников на уроках математики проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.
На основе проведенного исследования мы смогли составить рекомендации педагогам по формированию у младших школьников действия моделирования в процессе обучения решению задач.
Итак, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении
1. Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2012. - 86 с.
2. Антонович Н.К. как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / АнтоновичН.К. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2013.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 2011.
4. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В. Белошистая //Начальная школа. - 2013. - №4. - 68-72с.
5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Высш. шк., 2014. - 96 с.
6. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. М.: «Просвещение», 2010. - 88 с.
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 2013.
8. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 2011. - 319 с.
9. Гейдман Б.П., Иванина Т.В., Мишарина И.Э. Математика 2 класс. - М.: Книжный дом «ЧеРо» изд. Московского университета, МЦНМО, 2011
10. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: «Просвещение», 2015. - 144 с. - (Библиотека учителя математики).
11. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. - Томск: Пеленг, 2010. - 63с.
12. Давидов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 2013. -18с.
13. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. - М.: «Просвещение», 2012
14. Демидова, А. Н. Теория и практика решения текстовых задач [Текст] / А. Н. Демидова, И. К. Тонких/ Просвещение 2009. - 214 с.
15. Дети у истоков математики: Методика обучения математике /под ред. Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова. - М., 2011. - 311 с.
16. Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций [Текст]: учеб.пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / О. Б. Епишева. - Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2012. - 132с.
17. Жиколкина Т.К. Математика. Книга для учителя. 2 кл. - М.: «Дрофа», 2008. - 191 с.
18.Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: «Владос», 2011
19. Имранов Б. Никогда не забывайте о наглядности [Текст] / Б. Имранов // Математика в школе, 2013. - № 2. - 49-51 с.
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч.пособие. - М.: «ACADEMA», 2007. - 288 с.
21. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон. - Вдадимир, 2015. -261с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
24. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: «Лицей», 2012.
25. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка // «Школа 2100». Вып. 4 «Приоритетные направления развития образовательной программы». - М.: «Баласс», 2014. - 109с.
26. Моршнева Л.Г., Альхова З.И. Дидактический материал по математике. - Саратов: «Лицей», 2013. - 15 с.
27. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - С-П.: «Детство Пресс», 2006. - 79 с.
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожигов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2006
29. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации. - М."БАЛАСС", "С-ИНФО", 2010.
30. Петрова, Е. С. Теория и методика обучения математике [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. мат. спец. В 3 ч. Ч. 1. Общая методика / Е. С. Петрова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 84 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
32. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 2013.
33. Подгорная И.И. Уроки математики для поступающих / изд-во московский лицей - Москва, 2006. - 692 с.
34. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2009. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
35. Подготовка учителя математики: инновационные подходы [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2009. - 383 с.
36. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2013. - 252 с.
37. Резник, Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики [Текст] / Н. А. Резник, М. И. Башмаков // Математика в школе, 2011. - № 1 - 4-9 с.
38. Русланов В.Н. Математические олимпиады младших школьников/ В.Н. Русланов. - М.: Просвещение, 2010.
39. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 2013.
40. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов высших пед.заведений / Л.П. Стойлова. - М.: академия, 2010. -107 с.
41. Талызина Н.Ф. педагогическая психология: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2012.
42. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2011
43. ТонкихА.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А. Лысенко, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова. - Ярославль: Академия развития, 2010.
44. УзороваО.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Просвещение, 2010.
45. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в 1-3 кл. - М.: «Просвещение», 2015
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010 - 98 с.
47. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. - М.: Просвещение, 2013. -134 с.
48. Фридман, Л. М. как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.М. Турецкий. - М.: Просвещение, 2013. -68 с.
49. Целищева И.И. Решение составных задач на уроках математики / И.И. Целищев, С.А. Зайцева. - М.: Чистые пруды, 2014. - 27 с.
50.Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников / Е.Б.Чутчева. - М.: ВЛАДОС, 2013.
51.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб.пособие / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2011. -446 с.
52.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Ред. Фельдштейн Д.И. - М.: Академия, 2013. - 281 с.
53.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: «Педагогика», 2011. - 208 с.
54. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2014. - 70 с.