Управление целеполаганием в страховых экономических организациях
|
ВВЕДЕНИЕ 3-17
Глава 1. Теоретические основы целеполагания экономической организации
1.1. Системная модель целей экономической организации 18-38
1.2. Генезис процесса «целеполагания»
экономической организации 38-67
Глава 2. Целеполагание в системе стратегического управления экономической организации
2.1. Концептуальные основы управления
организацией в экономике 68-77
2.2. Миссия организации в системе
стратегического управления 78-100
Глава 3. Управление целеполаганием и обеспечение финансовой устойчивости экономической организации (на примере страховых организаций Костромского региона)
3.1. Методологические основы управления
целеполаганием страховых организаций 101-129
3.2. Целеполагание в системе обеспечения
финансовой устойчивости страховой организации 129-157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164-173
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические основы целеполагания экономической организации
1.1. Системная модель целей экономической организации 18-38
1.2. Генезис процесса «целеполагания»
экономической организации 38-67
Глава 2. Целеполагание в системе стратегического управления экономической организации
2.1. Концептуальные основы управления
организацией в экономике 68-77
2.2. Миссия организации в системе
стратегического управления 78-100
Глава 3. Управление целеполаганием и обеспечение финансовой устойчивости экономической организации (на примере страховых организаций Костромского региона)
3.1. Методологические основы управления
целеполаганием страховых организаций 101-129
3.2. Целеполагание в системе обеспечения
финансовой устойчивости страховой организации 129-157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164-173
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема управления для экономических систем заключается в изменении ориентиров в области их целеполагания. Цель обусловливает способы и характер всей человеческой деятельности, а, следовательно, содержание, формы и методы управления. Это относится к управлению в любой сфере, в том числе и к управлению страховыми организациями. Так как управление - целесообразная деятельность, то центральное место в процессе управления должно занимать определение целей, которое является исходным пунктом, отправной точкой всего процесса управления и основой всех управленческих действий. Исходя из целей, должны определяться функции, организационная структура организации, инструменты и методы обеспечения финансовой устойчивости организации. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития любой организации, тактика, разрабатываются планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.
Обоснование и формулирование целей управления - наиболее важный, сложный и ответственный исследовательский процесс. Дефекты, допущенные в процессе целеполагания, многократно усиливаются в процессе реального функционирования системы, нередко искажая смысл ее существования. Неправильное или научно необоснованное определение целей сказывается самым непосредственным образом на эффективности управления. Ни самая своевременная и достаточная информация, ни самые совершенные методы принятия решений, ни автоматизированные системы управления не смогут предотвратить напрасного расходования ресурсов, если управление ведется ради достижения ошибочно поставленной или недостаточно обоснованной цели.
Вместе с тем вопрос о целях деятельности организаций является одним из наиболее спорных. В неоклассической теории в качестве цели организаций постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой, - задачу конкурентного
4
взаимодействия организаций. К тому же, очень удобно для моделирования поведения организаций. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели организаций. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как мотив принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами организации могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут существенно снизить ожидаемые выгоды. Признание в качестве цели развития организации максимизации прибыли (дохода), объема производства, заработной платы и других показателей для некоторых коммерческих организаций сегодня является не совсем верным и возможным. Среди целей организаций в настоящее время выделяются увеличение доли рынка; снижение издержек; сокращение налогооблагаемой базы; освоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг); обеспечение оптимальной рентабельности; обеспечение устойчивого положения организации; увеличение числа занятых и т.д.
В России проблема управления экономикой стоит особенно остро, так как за последние двадцать лет в стране осуществляется постепенный переход к рыночным механизмам хозяйствования, а, следовательно, необходим перенос части проблем целеполагания и управления развитием организаций с государственного уровня на уровень хозяйствующих субъектов. В контексте принятия эффективных разноплановых и разноуровневых управленческих решений принципиально важным моментом является постановка цели деятельности, а также определение роли и места стратегии организации в системе стратегических координат, что станет концептуальным базисом дальнейших исследований, направленных на развитие инструментально-методических основ ее формирования и совершенствования.
Обоснование и формулирование целей управления - наиболее важный, сложный и ответственный исследовательский процесс. Дефекты, допущенные в процессе целеполагания, многократно усиливаются в процессе реального функционирования системы, нередко искажая смысл ее существования. Неправильное или научно необоснованное определение целей сказывается самым непосредственным образом на эффективности управления. Ни самая своевременная и достаточная информация, ни самые совершенные методы принятия решений, ни автоматизированные системы управления не смогут предотвратить напрасного расходования ресурсов, если управление ведется ради достижения ошибочно поставленной или недостаточно обоснованной цели.
Вместе с тем вопрос о целях деятельности организаций является одним из наиболее спорных. В неоклассической теории в качестве цели организаций постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой, - задачу конкурентного
4
взаимодействия организаций. К тому же, очень удобно для моделирования поведения организаций. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели организаций. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как мотив принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами организации могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут существенно снизить ожидаемые выгоды. Признание в качестве цели развития организации максимизации прибыли (дохода), объема производства, заработной платы и других показателей для некоторых коммерческих организаций сегодня является не совсем верным и возможным. Среди целей организаций в настоящее время выделяются увеличение доли рынка; снижение издержек; сокращение налогооблагаемой базы; освоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг); обеспечение оптимальной рентабельности; обеспечение устойчивого положения организации; увеличение числа занятых и т.д.
В России проблема управления экономикой стоит особенно остро, так как за последние двадцать лет в стране осуществляется постепенный переход к рыночным механизмам хозяйствования, а, следовательно, необходим перенос части проблем целеполагания и управления развитием организаций с государственного уровня на уровень хозяйствующих субъектов. В контексте принятия эффективных разноплановых и разноуровневых управленческих решений принципиально важным моментом является постановка цели деятельности, а также определение роли и места стратегии организации в системе стратегических координат, что станет концептуальным базисом дальнейших исследований, направленных на развитие инструментально-методических основ ее формирования и совершенствования.
В исследовании рассматривается эволюция концепции управления организацией в экономике, генезис и основы взаимодействия ряда экономических категорий (цель, организация) и процесса «целеполагания». В результате этого исследования стало понятно, что существующие понятия развивались с течением времени, и происходило настолько тесное их сплетение, что на сегодняшний день одно понятие без другого не существует. Основой существования и развития любой экономической системы является именно цель.
Для организации постановка цели является просто необходимой, так как в виде целей фиксируется конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Знание основных целей организации необходимо как для нее самой (без этого знания нет указателей движения), так и для работника. Таким образом, задачей первой необходимости для любой экономической системы является постановка цели и поиск указателей цели, то есть процесс целеполагания является основополагающим в любой стратегии.
Опыт работы страховых организаций Костромского региона показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений в организациях не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены методологией и технологией управления.
В организации должна быть создана система стратегического управления с ее центральной частью (штабом стратегического развития) при руководстве, которое само должно быть частью этой системы, и соответствующими периферийными группами в основных структурных
160
единицах. Назначение системы - своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Существующий в каждой организации опыт решения стратегических задач необходимо обобщить, закрепить в виде ноу-хау, то есть превратить его в своеобразное конкурентное преимущество. Кроме того, при анализе цели ее обязательно нужно увязывать с конкретным субъектом (индивидуальным или коллективным), определяющим целеполагание. Цель выражает желаемую конечную точку движения не столько объекта исследования, сколько субъекта исследования, определяющего задачу целеполагания. При этом очень часто совершается ошибка - цель стараются определить абстрактно, как конечное состояние изменения изучаемого экономического объекта или процесса. В данной ситуации как бы apriori подразумевают нейтральность субъекта по отношению к изучаемой системе. Однако проблемную ситуацию нельзя представить вне специфики изучаемого экономического объекта и субъективного отношения к ней экономического субъекта, отвечающего за её разрешение. Кроме того, каждая организация испытывает давление как внешнее, так и внутреннее. При этом возможности альтернативного использования ресурсов создают постоянную дилемму, которую должно решать руководство организации (в отношении материально-финансовых активов) и его работники (в отношении себя). Именно «давление/приглашение» как постоянно действующие систематические факторы и механизмы их передачи в систему принятия решений в организации и определяют его поведение в долгосрочном аспекте. Система принятия решений в общем случае испытывает на себе как давление всех перечисленных факторов, так и влияние личных и групповых интересов ее участников. Данный вывод является определяющим в системно-интеграционной концепции и для поиска актуальных путей преобразования российской организации как института, и для анализа ситуации в каждой конкретной организации.
Таким образом, одним из этапов постановки цели организации и, следовательно, выбора стратегии организации является изучение среды
161
организации. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов организация отвечает целевым требованиям. Таким образом, проводится анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравнение организации с главным конкурентом, если оцениваются конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны - это возможные ключевые факторы успеха. Анализ внешней среды организации, выполненный относительно цели и круга продуктовых бизнес - процессов, позволяет оценить стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы.
Кроме того, в ходе проведенного исследования выяснилось, что в процессе целеполагания главную роль играют не столько показатели эффективности деятельности организации, сколько люди, работающие в ней. В данном случае именно кадровый потенциал любой организации изначально является ядром управления и развития организации. Таким образом, вскрыты объективные причины необходимости коррекции классической модели управления на основе исследования, формирования и развития зарубежных и отечественных школ управления организацией. В связи с этим разработаны основы построения эволюционной модели управления экономической системой.
В исследовании сформулированы основополагающие принципы эволюционного управления развитием экономических систем на основе систематизации научных взглядов в данной области.
Для организации постановка цели является просто необходимой, так как в виде целей фиксируется конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Знание основных целей организации необходимо как для нее самой (без этого знания нет указателей движения), так и для работника. Таким образом, задачей первой необходимости для любой экономической системы является постановка цели и поиск указателей цели, то есть процесс целеполагания является основополагающим в любой стратегии.
Опыт работы страховых организаций Костромского региона показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений в организациях не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены методологией и технологией управления.
В организации должна быть создана система стратегического управления с ее центральной частью (штабом стратегического развития) при руководстве, которое само должно быть частью этой системы, и соответствующими периферийными группами в основных структурных
160
единицах. Назначение системы - своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Существующий в каждой организации опыт решения стратегических задач необходимо обобщить, закрепить в виде ноу-хау, то есть превратить его в своеобразное конкурентное преимущество. Кроме того, при анализе цели ее обязательно нужно увязывать с конкретным субъектом (индивидуальным или коллективным), определяющим целеполагание. Цель выражает желаемую конечную точку движения не столько объекта исследования, сколько субъекта исследования, определяющего задачу целеполагания. При этом очень часто совершается ошибка - цель стараются определить абстрактно, как конечное состояние изменения изучаемого экономического объекта или процесса. В данной ситуации как бы apriori подразумевают нейтральность субъекта по отношению к изучаемой системе. Однако проблемную ситуацию нельзя представить вне специфики изучаемого экономического объекта и субъективного отношения к ней экономического субъекта, отвечающего за её разрешение. Кроме того, каждая организация испытывает давление как внешнее, так и внутреннее. При этом возможности альтернативного использования ресурсов создают постоянную дилемму, которую должно решать руководство организации (в отношении материально-финансовых активов) и его работники (в отношении себя). Именно «давление/приглашение» как постоянно действующие систематические факторы и механизмы их передачи в систему принятия решений в организации и определяют его поведение в долгосрочном аспекте. Система принятия решений в общем случае испытывает на себе как давление всех перечисленных факторов, так и влияние личных и групповых интересов ее участников. Данный вывод является определяющим в системно-интеграционной концепции и для поиска актуальных путей преобразования российской организации как института, и для анализа ситуации в каждой конкретной организации.
Таким образом, одним из этапов постановки цели организации и, следовательно, выбора стратегии организации является изучение среды
161
организации. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов организация отвечает целевым требованиям. Таким образом, проводится анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравнение организации с главным конкурентом, если оцениваются конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны - это возможные ключевые факторы успеха. Анализ внешней среды организации, выполненный относительно цели и круга продуктовых бизнес - процессов, позволяет оценить стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы.
Кроме того, в ходе проведенного исследования выяснилось, что в процессе целеполагания главную роль играют не столько показатели эффективности деятельности организации, сколько люди, работающие в ней. В данном случае именно кадровый потенциал любой организации изначально является ядром управления и развития организации. Таким образом, вскрыты объективные причины необходимости коррекции классической модели управления на основе исследования, формирования и развития зарубежных и отечественных школ управления организацией. В связи с этим разработаны основы построения эволюционной модели управления экономической системой.
В исследовании сформулированы основополагающие принципы эволюционного управления развитием экономических систем на основе систематизации научных взглядов в данной области.
Подобные работы
- Совершенствование управления малым предприятием
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Теоретические аспекты разработки и планирования стратегии развития организации.
Курсовые работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - Методология социального программирования (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ОТДЕЛА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Управление финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Разработка мероприятия по совершенствованию системы управления затратами МУП «Благоустройство и озеленение»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Методология социального программирования
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 1999



