Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление целеполаганием в страховых экономических организациях

Работа №8172

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы186стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
671
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-17
Глава 1. Теоретические основы целеполагания экономической организации
1.1. Системная модель целей экономической организации 18-38
1.2. Генезис процесса «целеполагания»
экономической организации 38-67
Глава 2. Целеполагание в системе стратегического управления экономической организации
2.1. Концептуальные основы управления
организацией в экономике 68-77
2.2. Миссия организации в системе
стратегического управления 78-100
Глава 3. Управление целеполаганием и обеспечение финансовой устойчивости экономической организации (на примере страховых организаций Костромского региона)
3.1. Методологические основы управления
целеполаганием страховых организаций 101-129
3.2. Целеполагание в системе обеспечения
финансовой устойчивости страховой организации 129-157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164-173
ПРИЛОЖЕНИЯ



Актуальность темы исследования. Проблема управления для экономических систем заключается в изменении ориентиров в области их целеполагания. Цель обусловливает способы и характер всей человеческой деятельности, а, следовательно, содержание, формы и методы управления. Это относится к управлению в любой сфере, в том числе и к управлению страховыми организациями. Так как управление - целесообразная деятельность, то центральное место в процессе управления должно занимать определение целей, которое является исходным пунктом, отправной точкой всего процесса управления и основой всех управленческих действий. Исходя из целей, должны определяться функции, организационная структура организации, инструменты и методы обеспечения финансовой устойчивости организации. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития любой организации, тактика, разрабатываются планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.
Обоснование и формулирование целей управления - наиболее важный, сложный и ответственный исследовательский процесс. Дефекты, допущенные в процессе целеполагания, многократно усиливаются в процессе реального функционирования системы, нередко искажая смысл ее существования. Неправильное или научно необоснованное определение целей сказывается самым непосредственным образом на эффективности управления. Ни самая своевременная и достаточная информация, ни самые совершенные методы принятия решений, ни автоматизированные системы управления не смогут предотвратить напрасного расходования ресурсов, если управление ведется ради достижения ошибочно поставленной или недостаточно обоснованной цели.
Вместе с тем вопрос о целях деятельности организаций является одним из наиболее спорных. В неоклассической теории в качестве цели организаций постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой, - задачу конкурентного

4
взаимодействия организаций. К тому же, очень удобно для моделирования поведения организаций. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели организаций. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как мотив принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами организации могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут существенно снизить ожидаемые выгоды. Признание в качестве цели развития организации максимизации прибыли (дохода), объема производства, заработной платы и других показателей для некоторых коммерческих организаций сегодня является не совсем верным и возможным. Среди целей организаций в настоящее время выделяются увеличение доли рынка; снижение издержек; сокращение налогооблагаемой базы; освоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг); обеспечение оптимальной рентабельности; обеспечение устойчивого положения организации; увеличение числа занятых и т.д.
В России проблема управления экономикой стоит особенно остро, так как за последние двадцать лет в стране осуществляется постепенный переход к рыночным механизмам хозяйствования, а, следовательно, необходим перенос части проблем целеполагания и управления развитием организаций с государственного уровня на уровень хозяйствующих субъектов. В контексте принятия эффективных разноплановых и разноуровневых управленческих решений принципиально важным моментом является постановка цели деятельности, а также определение роли и места стратегии организации в системе стратегических координат, что станет концептуальным базисом дальнейших исследований, направленных на развитие инструментально-методических основ ее формирования и совершенствования.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании рассматривается эволюция концепции управления организацией в экономике, генезис и основы взаимодействия ряда экономических категорий (цель, организация) и процесса «целеполагания». В результате этого исследования стало понятно, что существующие понятия развивались с течением времени, и происходило настолько тесное их сплетение, что на сегодняшний день одно понятие без другого не существует. Основой существования и развития любой экономической системы является именно цель.
Для организации постановка цели является просто необходимой, так как в виде целей фиксируется конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Знание основных целей организации необходимо как для нее самой (без этого знания нет указателей движения), так и для работника. Таким образом, задачей первой необходимости для любой экономической системы является постановка цели и поиск указателей цели, то есть процесс целеполагания является основополагающим в любой стратегии.
Опыт работы страховых организаций Костромского региона показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений в организациях не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены методологией и технологией управления.
В организации должна быть создана система стратегического управления с ее центральной частью (штабом стратегического развития) при руководстве, которое само должно быть частью этой системы, и соответствующими периферийными группами в основных структурных

160
единицах. Назначение системы - своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Существующий в каждой организации опыт решения стратегических задач необходимо обобщить, закрепить в виде ноу-хау, то есть превратить его в своеобразное конкурентное преимущество. Кроме того, при анализе цели ее обязательно нужно увязывать с конкретным субъектом (индивидуальным или коллективным), определяющим целеполагание. Цель выражает желаемую конечную точку движения не столько объекта исследования, сколько субъекта исследования, определяющего задачу целеполагания. При этом очень часто совершается ошибка - цель стараются определить абстрактно, как конечное состояние изменения изучаемого экономического объекта или процесса. В данной ситуации как бы apriori подразумевают нейтральность субъекта по отношению к изучаемой системе. Однако проблемную ситуацию нельзя представить вне специфики изучаемого экономического объекта и субъективного отношения к ней экономического субъекта, отвечающего за её разрешение. Кроме того, каждая организация испытывает давление как внешнее, так и внутреннее. При этом возможности альтернативного использования ресурсов создают постоянную дилемму, которую должно решать руководство организации (в отношении материально-финансовых активов) и его работники (в отношении себя). Именно «давление/приглашение» как постоянно действующие систематические факторы и механизмы их передачи в систему принятия решений в организации и определяют его поведение в долгосрочном аспекте. Система принятия решений в общем случае испытывает на себе как давление всех перечисленных факторов, так и влияние личных и групповых интересов ее участников. Данный вывод является определяющим в системно-интеграционной концепции и для поиска актуальных путей преобразования российской организации как института, и для анализа ситуации в каждой конкретной организации.
Таким образом, одним из этапов постановки цели организации и, следовательно, выбора стратегии организации является изучение среды

161
организации. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов организация отвечает целевым требованиям. Таким образом, проводится анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравнение организации с главным конкурентом, если оцениваются конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны - это возможные ключевые факторы успеха. Анализ внешней среды организации, выполненный относительно цели и круга продуктовых бизнес - процессов, позволяет оценить стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы.
Кроме того, в ходе проведенного исследования выяснилось, что в процессе целеполагания главную роль играют не столько показатели эффективности деятельности организации, сколько люди, работающие в ней. В данном случае именно кадровый потенциал любой организации изначально является ядром управления и развития организации. Таким образом, вскрыты объективные причины необходимости коррекции классической модели управления на основе исследования, формирования и развития зарубежных и отечественных школ управления организацией. В связи с этим разработаны основы построения эволюционной модели управления экономической системой.
В исследовании сформулированы основополагающие принципы эволюционного управления развитием экономических систем на основе систематизации научных взглядов в данной области.



1. Абрамов Л.М., Капустин В.Ф. Математическое программирование. - Л.: Издательство Ленингр. Ун-та, 1981. - 217 с.
2. Аланов А. Лекарство против страха // Петербургский Free Time. - 2003. - № 6. - С. 7-12.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
4. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1975-1983.
5. Архипов А.П. Управление страховой компанией в условиях кризиса платежеспособности / С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - СПб. - 1997. - 95 с.
6. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов / Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М., 2001. - 198 с.
7. Багриновский К. А., Матюшок В.М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). - М.,1999. - 68 с.
8. Белянкин Г.А. Платежеспособность страховой компании // Финансы. -
1998. - № 5. - С. 42 - 49.
9. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - 412 с.
10. Бухгалтерская отчетность филиала ООО «СК «Оранта» - «Оранта - Кострома» за 2004 - 2005 годы.
11. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.,
1999. - Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. - 412 с.
12. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.,
2000. - Т. 2. Теория фирмы. - 396 с.
13. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб., 2000. - Т. 3. Рынки факторов производства. - 405 с.
14. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 290 с.
15. Вицин С.Е. Определение и обоснование целей в социальном управлении. -М.: Академия МВД СССР. 1977. - 97 с.

166
16. Волов В.Т. Генезис экономической науки и её связь с естественно - математическими науками. - Самара: Изд-во Самаре к. гос. экон. акад., 2002 - 80 с.
17. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. - М., 1995. - 112 с.
18. Гейзер Р. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией // Страховое ревю. - 2004. - № 6. - С. 27-32.
19. Герчиков В.И. Миссия организации и особенности политики управления // Управление персоналом. - 1999. - № 2. - С. 15 - 60.
20. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - 257 с.
21. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления; социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - г. Железнодорожный. Моск. обл.: 000 НПЦ «Крыльям, 2000.- 416с.
22. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - г. Железнодорожный. Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. - 400 с.
23. Глущенко В.В. Финансы. Финансовая политика. Финансовый менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги // Страхование: ТОО НЦП «Крылья», Моск. обл. - 1998. - 307 с.
24. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2001. -
327 с.
25. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Справочная правовая система «Гарант».
26. Деревлева М.П. Миссия организации, для чего она нужна. - М.: МГУ,
1999. - 109 с.
27. Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. 3-е изд / Пер. с англ. под ред. Ю.Н, Каптуревского. - СПб.: Питер,2003. - 257 с.
28. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Вильямс». - 2001. - 272 с.
29. Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Вильямс». - 2000. - 398 с.

167
30. Дубов А.М., Лотоша Б. А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. для вузов. - М., 2000. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ