ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОМАНЕ
Н.ХОРНБИ «МОЙ МАЛЬЧИК» 15
2. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ
Д.МИТЧЕЛЛА «ЛУЖОК ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ» 21
3. ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В РОМАНЕ Й. МАКЪЮЭНА
«ИСКУПЛЕНИЕ» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Человек, его жизнь и все, что с ней связано, являются предметом изображения литературы. С течением времени изо дня в день писатели ищут новые актуальные темы для своих произведений, раскрывают в них новые аспекты, отвечая вкусам и требованиям современного читателя. В попытке освещения злободневных вопросов автор нередко выступает не только в роли творца: он в первую очередь примеряет на себя образы всех созданных им героев. Так, писатель приобретает навыки тонкого, искусного психолога, подмечающего каждую деталь, каждое свойство человеческого характера.
В свою очередь, художественная литература — это мир, населенный персонажами разных темпераментов, типов характера, внешности и возраста. Последнее представляет для нас особый интерес в данной работе, поскольку она посвящена изучению особенностей изображения образов подростков в современной английской литературе.
Образ подростка по праву можно считать традиционным. На протяжении нескольких веков лучшие умы человечества, перу которых принадлежат мировые бестселлеры, неустанно обращаются к теме детства, исследуют проблему взросления и становления личности человека в своих произведениях. Данная традиция изображения трудностей подросткового возраста корнями восходит к викторианскому роману, сложившемуся во времена правления королевы Виктории, с 1937 по 1901 год, в период, который в европейском контексте соответствует эпохе критического реализма. Здесь совершенно справедливым было бы упоминание о таком великом английском писателе-викторианце, как Чарльз Диккенс, творившем в жанре романа воспитания и создавшем целую галерею детских образов.
Актуальность работы, прежде всего, обусловлена актуальностью темы, которая с течением времени становится все более и более популярной; герои- подростки все чаще оказываются в самом центре круга авторских интересов. В качестве доказательства можно привести целый ряд английских писателей XX века, так или иначе затрагивавших данную тему в своем творчестве, к примеру, Грэм Грин [“Brighton rock” ,1938г], Уильям Голдинг [“The Lord of the БПе8”,1954г], Энтони Берджесс [“A Clockwork Orange”, 1962г].
Новизна исследования заключается в выборе таких современных британских писателей, как Ник Хорнби, Дэвид Митчелл и Йен Макъюэн для анализа и раскрытия данной темы на примере произведений: «Мой мальчик» (1998), «Лужок Черного Лебедя» (2006), «Искупление» (2001), чье творчество в данном аспекте в отечественном литературоведении не было исследовано.
Цель данной работы состоит в изучении специфики анализа психологии подросткового возраста и изображения процесса становления личности человека на материале выбранных произведений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение подросткового возраста;
2. Выявить некоторые особенности этого жизненного этапа;
3. Рассмотреть основные подходы к изучению подросткового возраста и факторы, влияющие на становление личности человека;
4. Выяснить, какие существующие подходы и факторы отразились в каждом из исследуемых романов;
5. Рассмотреть образы героев-подростков;
6. Проанализировать художественную структуру произведений, а также использованные писателями средства художественной выразительности;
7. Обобщить промежуточные выводы и сделать заключение об особенностях психологического анализа и изображения подросткового возраста в этих романах.
Объектом исследования являются проблема подростковой психологии и ее художественное воплощение.
Предметом исследования — романы Н.Хорнби «Мой мальчик», Д.Митчелла «Лужок Черного Лебедя», Й.Макъюэна «Искупление».
Теоретической основой стали труды отечественных и зарубежных ученых- психологов, занимающихся вопросами возрастной психологии, в частности, работы Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, Х.Ремшмидта.
В работе были использованы историко-литературный, сравнительно-сопоставительный и системный методы исследования.
В данной работе мы придерживаемся периодизации подросткового возраста, предложенной Д.Б.Элькониным. Виды подходов к изучению особенностей периода становления личности у подростков были заимствованы нами из работ немецкого психиатра Х.Ремшмидта.
Практическая значимость нашей работы может быть определена следующим образом:
1. Работа может быть использована филологами для дальнейшего
исследования образа подростка в контексте мировой литературы.
2. Работа может быть использована для рассмотрения реализации
метапредметных связей психологии и литературы.
3. Анализ данных произведений может также быть плодотворно использован на уроках литературы в школе.
Поскольку первая из задач для достижения поставленной цели состоит в том, чтобы дать определение подросткового возраста, необходимо прежде всего обратиться к теории по теме возрастная психология.
Большая психологическая энциклопедия дает следующее толкование данному термину: это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [16, с.378]. Определения этого понятия в разных источниках одинаковы по своей сути и содержат лишь некоторые различия. К одному из таких различий относится установление границ подросткового возраста.
В современной психологии существует большое количество ученых, занимающихся изучением данной проблемы, а значит, и бесчисленное множество мнений и теорий о том, какой возраст вернее всего соответствует этому этапу человеческой жизни. К примеру, Г.Гримм считает, что у девочек этот период наступает в 13 лет и заканчивается в 15 , у мальчиков с 13 и до 16 лет [6, с.105]. Дж. Биррен предлагает определять подростковый возраст как период от 12 до 17 лет [30]. Однако общепринятой считается периодизация, предложенная Даниилом Борисовичем Элькониным, советским психологом, автором многих научных работ по вопросам детской и подростковой психологии. По его мнению, этап становления личности, называемый подростковым периодом, следует определять в пределах 10 — 16 лет.
Необходимо также отметить, что в своей теории Эльконин делает акцент не на физическом развитии подростка, а на формировании у него новых психологических качеств, на развитии мыслительной деятельности, что в данном случае для нас представляет наибольший интерес [15, с.206].
Учитывая то, что подростковый возраст это некое промежуточное состояние, то есть переход от одной фазы жизни к другой, то он, несомненно, обладает рядом особенностей, характерных для данного периода. Первой из таких особенностей являются поиски самого себя. В этом возрасте происходит смена жизненных ценностей, принципов и ориентиров. Как правило, вступая во взрослую жизнь,
подросток обнаруживает для себя, что прежние его представления об окружающем мире и людях не соответствуют реальности, а те привычные для него правила и установки, которыми он прежде руководствовался, оказываются недействительными для мира взрослых. Этот факт во многом определяет противоречивый характер тинэйджера. Кроме того, отсюда вытекает и другая особенность подросткового периода — тенденция к подражанию. Так, человек, переходя из одной стадии жизни в другую, вступает в новые формы взаимосвязей с окружающими людьми, он пытается не только осознать их характер, но и перенять для себя некоторые новые модели поведения. Все это происходит на фоне развития познавательной и мыслительной деятельностей. Подросток становится способным к более сложному анализу и восприятию предметов и явлений, а также к более глубокому суждению, детальному сравнению и обобщению полученной информации. Развивается абстрактное и нестандартное мышление. Данные явления неразрывно связаны с половым созреванием. Это говорит о том, что у подростка происходит осознание своего пола, своих
развивающихся и меняющихся физических качеств. Происходит перестройка организма, как следствие в это время часто может наблюдаться
непропорциональность частей тела. Это приводит к повышенному вниманию тинэйджера к своей внешности, поскольку в этом возрасте они зачастую судят людей по внешнему облику, так как для них это один из наиболее главных способов самовыражения.
Весьма важной особенностью переходного возраста является формирование у подростков объективной и субъективной взрослости. Данные понятия рассматривают в своих работах Д.Б.Эльконин и Т.В.Драгунова, подробно исследуя природу возникновения этих феноменов, а также их воплощение в реальной жизни. Так, в отличие от ряда других психологов, ставящих эти понятия в один ряд с прочими особенностями переходного возраста, они считают данные явления стержневыми, в особенности формирование у подростков «чувства взрослости», являющегося, по мнению Эльконина и Драгуновой «...структурным центром личности в этот период развития» [9, с.341].
Под понятием «объективная взрослость» следует понимать реальную готовность подростков к вступлению в новую фазу жизни. В контексте данного определения психологи выявляют следующие признаки ее проявления:
1. Формирование у подростка собственной позиции со стремлением отстаивать ее, способность нести ответственность за себя и других членов семьи.
2. Интеллектуальная взрослость, предполагающая процессы
самообразования и самовоспитания.
3. Взрослость в отношении противоположного пола: имитация взрослых отношений со всеми вытекающими из них ритуалами.
4. Подражание взрослым во внешнем облике и манере поведения.
Субъективная взрослость или по-другому «чувство взрослости» выражается в возникающем в сознании подростка восприятии самого себя как зрелой личности и желании быть воспринятым таким же образом взрослыми людьми. Д.Б. Эльконин и Т.В.Драгунова, опираясь в своих исследованиях на проведенные наблюдения подростков-пятиклассников, отмечают следующие проявления субъективной взрослости [9, с.350]:
1. Настойчивое стремление оградить определенные сферы жизни от вмешательства старших.
2. Настойчивое желание рассматриваться наравне с взрослыми.
3. Наличие определенной линии поведения, которой подросток стремится придерживаться, несмотря на несогласие старших и сверстников.
Оба аспекта в реальности носят индивидуальный характер, проявляясь у подростков в большей или меньшей степени в разном возрасте. Данные понятия во многом связаны с факторами, влияющими на формирование личности человека в переходный период.
В действительности их можно разделить на две большие группы: внутренние или биологические и внешние, то есть социальные. Каждую из них можно в свою очередь разбить на составляющие. К биологическим факторам относится все, что ребенок получает от своих родителей с позиции генетики. Это физические данные, физиологические и врожденные особенности человека, особенности нервной системы и многое другое. Внешние факторы включают в себя среду, в которой находится подросток. Это и окружающая его действительность с молодежными движениями, новыми тенденциями, модой и современной культурой. Общеизвестным фактом является то, что многие подростки стремятся быть похожими на своих кумиров — различных звезд, а также на образы любимых книг и кинофильмов. Они сравнивают их жизнь со своими жизненными ситуациями, стараются выбрать определенную модель поведения и следовать ей. Кроме того, внешние факторы включают в себя воспитание. Здесь ключевую роль играет семья, место обучения. И, конечно, процесс социализации. Это друзья и знакомые, общение со сверстниками и миром взрослых.
В частности, в современной психологии выделяют четыре подхода к изучению данного возрастного этапа [13, с.159]. Первый подход получил название биологический. Предметом его изучения является половое созревание, а также физический рост, а значит и вопросы здоровья, пропорционального соотношения роста и веса, эмоций и переживаний ребенка, возникающих в связи с происходящими изменениями в организме. Следующий подход — когнитивный. Он связан с изучением подросткового мышления, его памяти и навыков в самостоятельном принятии решений. Третий — психосексуальный. Предметом его рассмотрения становится личностная сфера, включающая эмоциональные переживания вследствие стресса, осознание пола, индивидуального сексуального развития, а также половое воспитание тинэйджера. Последний подход, названный социальным, многогранен в своих проявлениях. Он охватывает взаимоотношения тинейджера с окружающими его людьми, воспитание, формирование жизненных принципов, ценностей и ориентиров, влияние на него культуры и различных субкультур, общества в целом и таких существующих в нем психосоциальных проблем, как подростковая преступность, протест в виде побега, проблема суицидального настроения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.
Переходный период часто связывают не только с поисками себя и своего места в обществе, но и с самоопределением в области способностей и призвания. На этой почве происходит раскрытие талантов, проба сил в различных видах деятельности, совершение экспериментов. К этому также можно отнести попытки самореализации в творчестве. Несмотря на то, что творческие поиски несомненно являются одной из особенностей подросткового возраста, следует разграничивать сиюминутные побуждения к экспериментам и непрерывную потребность в творчестве. На данном этапе следует рассмотреть понятие творческой личности и присущие ей черты.
Термин «творчество» имеет множество разных определений. Так, в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дается следующее: «Творчество — это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [20, с. 791]. В психологии данное понятие, прежде всего, связано с типом мышления и личностью самого творца. В данном случае под типом подразумевается творческое мышление, противопоставляемое репродуктивному, так как в отличие от второго, оно основывается не столько на применение уже имеющихся знаний и навыков, сколько на создании качественно и принципиально нового, уникального и оригинального. В свою очередь, психологический аспект понятия «творчество» связан с духовным и материальном миром, окружающим самого творца и получающим новое воплощение в виде образов, созданных путем сочетания жизненного опыта, универсальных знаний с частными мотивами, особенностями восприятия и продуктами авторского воображения. Таким образом, отсюда возникает термин «творческая личность», в последнее время все чаще привлекающий внимание отечественных и зарубежных ученых-психологов.
Итак, творческая личность использует соответствующий тип мышления. Кроме того, данный тип личности можно считать одной из наивысших ступеней человеческого развития, поскольку люди, обладающие творческим складом ума, приходят к осмыслению и познанию мира через раскрытие своего творческого начала, внутреннего психологического составляющего и саморазвитие. На данный момент существует две точки зрения относительно характера природы данного типа личности.
Согласно первой точке зрения, креативность присуща любому индивиду и является его неотъемлемой частью, как и мышление, чувственное восприятие, навыки устной и письменной речи. Другими словами, данная позиция предполагает, что творчество — это универсальная составляющая человека, и поскольку большинство источников сходится на определении термина как процесса создания нового, приверженцы этой позиции отмечают его спонтанность, отсутствие заранее обдуманной программы, схемы или плана. Таким образом, происходит переосмысление не только самого творческого акта, но и его результатов. В первую очередь делается акцент на качественной новизне и ее принципиальной значимости не для широкого круга людей, массовой культуры и человечества в целом, а для самого творца. Результат воспринимается как бесценный опыт, неожиданное удачное решение какой-либо задачи. Отсюда возникает предложенная сторонниками данной идеи гипотеза о творце — любом нормальном человеке, будь то художник, использовавший новую технику нанесения красок для воплощения своей идеи, или же обыкновенный ученик, нашедший оригинальный способ решения уравнения. В этом смысле творческий процесс близок к естественному в период подросткового возраста желанию попробовать свои силы в данной области.
Вторая точка зрения напротив, являясь полной противоположностью первой, утверждает, что отнюдь не каждого человека можно назвать творцом. Сторонники этого суждения опираются на совершенно иную природу творчества. Так, они рассматривают его не просто как процесс создания чего-то нового, а прежде всего, как вдохновенное и субъективное отражение реальности. В этом смысле угол рассмотрения результатов творческого акта меняется на противоположный первому: принципиально важной и значимой становится ценность нового результата, принимается во внимание его масштабность. Кроме того, существенным аргументом в пользу данной гипотезы становится постоянное и неумолимое стремление самого творца создавать то новое, называемое плодом воображения и продуктом творчества, поскольку он видит в нем жизненную цель, первостепенную потребность.
Г оворя о творческой личности, необходимо отметить качества, выделяющие ее среди других людей. Прежде всего, как уже было сказано, это постоянная потребность в творчестве. Она, в свою очередь, обусловлена потребностью в выражении собственного видения окружающей действительности, возникающей вследствие такого другого присущего творческой личности качества, как обостренное чувственное мировосприятие. Отсюда вытекает и развитое воображение. Кроме того, психологами отмечено, что нередко у людей творческого склада ума наблюдается своего рода раздвоение личности на «реальное я» и «творческое», причем последнее обязательно обладает качеством, называемым творческой смелостью в создании оригинальных образов, несмотря на тот факт, что смелость как черта характера присуща далеко не каждому человеку, воплощению «реального я». Обязательными качествами также являются гибкость мышления, высокоразвитая способность абстрактного представления и проблемного видения. Творческая личность стремится не просто найти новое решение избитой проблемы, а взглянуть на привычную суть вещей с нового ракурса, раскрыть их новые грани, подтексты, полутона для всего мира в целом и в то же время тем самым творчески раскрыть самого себя, создавая образы бесконечной и безграничной индивидуальной интерпретации.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные качества в большинстве случаев наиболее ярко проявляются именно в период переходного возраста, поскольку очень тесно связаны с некоторыми особенностями становления личности у подростков. Так, своеобразное раздвоение личности вполне объяснимо расколом, происходящим в сознании подростка в связи с расставанием с миром детства и одновременным вступлением во взрослую жизнь. Кроме того, как нами было отмечено ранее, на данном этапе происходит формирование и развитие абстрактного мышления, обострение чувственного восприятия на фоне эмоциональной нестабильности. Что касается творческой смелости и стремления выразить собственное видение окружающей действительности, то здесь становится очевидной их связь с такими особенностями подросткового возраста, как попытки более глубокого суждения, детального сравнения и сложного анализа и желание заявить о себе всему миру, выделиться из толпы. В творческом раскрытии подростка отражаются поиски самого себя.
Таким образом, понятие «творческая личность» можно рассматривать в контексте изучения периода подросткового возраста, поскольку данные темы исследования имеют множество точек соприкосновения, что указывает на параллельность двух процессов: формирования зрелой личности и становление творца.
Все вышеперечисленные понятия, теории, факторы, особенности и подходы в той или иной степени нашли свое отражение в романах таких современных британских писателей, как Н.Хорнби, Д.Митчелл и Й.Макъюэн, что позволяет проанализировать их романы и образы героев с данной точки зрения.
Проанализировав теоретический материал по теме данного исследования,
опираясь на работы известнейших зарубежных и отечественных психологов, в
особенности на труды Д.Б.Эльконина, специализирующегося на проблеме
возрастной психологии; изучив выбранные для исследования романы Н.Хорнби
«Мой мальчик», Д.Митчелла «Лужок Черного Лебедя», Й.Макъюэна
«Искупление», мы можем заключить, что в художественном произведении героиподростки раскрываются в двух планах: в социальном контексте и со стороны
внутренних изменений. Как правило, они неразрывно связаны.
Однако в зависимости от художественного замысла автора данные
направления получают разное воплощение в разной соотнесенности. Тогда как
Н.Хорнби показывает своего героя в основном во взаимодействии с
окружающими, Д.Митчелл и Й.Макъюэн идут по другому пути, раскрывая
формирование системы жизненных ценностей и принципов через анализ
мыслительного и эмоционального процесса. Отсюда вытекает разнообразие
художественных методов и приемов психологического изображения
подросткового возраста в современном романе, как то: сочетание всех
психологических подходов, форм и тонов повествования, включение современных
реалий и образов массовой культуры, оказывающих существенное влияние на
формирующуюся личность, изображение среды жизни, воздействия на героев
основных социальных институтов – семьи, образования. Большое значение имеет
использование современными авторами таких приемов, как флэшбеки. Обращение
к прошлому в форме воспоминаний является весьма продуктивным методом
психологического анализа, в особенности в контексте изображения подростковой
психологии, поскольку позволяет сопоставить разные фазы духовного развития.
Нередко подобные флэшбеки сопровождаются саморефлексией героя, которая не43
просто отражает изменения, происходящие в сознании подростка, но и объясняет
их, помогает читателю выявить причинно-следственные связи его поступков.
На основании проведенного анализа также можно сделать вывод о том, что
чаще всего авторов интересуют подростки двенадцати-тринадцати лет, именно
этот возраст выбирают для своих героев Н.Хорнби, Д.Митчелл и Й.Макъюэн.
Данный феномен можно объяснить рядом причин. Во-первых, именно в этом
возрасте происходят первые перемены во взаимодействии подростков с
окружающим миром. Так, герои романов сталкиваются с необходимостью
определить свое место в системе «школьной иерархии», самореализоваться в
творческом плане, добиться признания на этом поприще. Во-вторых, данный
выбор возраста определяется началом формирования у подростков чувства
взрослости, за которым следуют первые попытки принятия самостоятельных
решений, упорство в отстаивании собственного мнения. Наконец это также
связано с тем, что именно в возрасте двенадцати-тринадцати лет подросток сам начинает осознавать тот факт, что он находится на границе двух жизненных этапов. Переломный момент ставит перед ним необходимость
самоидендификации в глобальном масштабе, разрушения детских, наивных по
своему характеру стереотипов о взаимоотношениях людей, об устройстве мира в
целом и действующих в нем законов.
Все это объясняет интерес современных писателей к изображению особенностей подросткового возраста в своих произведениях, что связано в первую очередь с первичной целью художественной литературы – познать
природу человека. На протяжении всего ее развития творцы и мыслители задаются вопросом: «Что движет жизнью людей?» Ответ они часто находят в возрастной психологии, в частности периода переходного возраста. К другим, более конкретным причинам относится стремление через образы подростков,
острее взрослых воспринимающих действительность, раскрыть существующие в
обществе проблемы, наглядно отражающие основные тенденции того или иного
исторического периода, а также проследить взаимодействие физического
взросления с духовным развитием.
Важно также отметить, что, несмотря на общее сходство романов в плане обращения к основным подходам изучения подросткового возраста и изображения существующих факторов, особенностей данного периода жизни, они существенно отличаются в художественном плане ввиду жанровых и стилистических
особенностей, в частности, отличается место героев-подростков в художественной
структуре произведений. Первый из проанализированных нами романов
основывается, прежде всего, на изображении системы общества, в котором
подросток, как не до конца сформировавшаяся личность, в наибольшей степени
подвергающаяся влияниям с его стороны, выступает в роли изобличителя
социальных проблем, как то: неполноценные семьи, проблема воспитания,
преступность и девиантное поведение молодежи. В соответствии с этим персонажи представляют собой типы: Фиона – мать-одиночка, Уилл – беспечный
холостяк, Элли – классический пример трудного подростка, бунтующего против
общественного устройства. Язык повествования достаточно прост и понятен,
роман делится на главы в соответствии с развитием сюжета. Второй роман,
«Лужок Черного Лебедя» является воплощением индивидуально пережитого опыта формирующейся творческой личности. Представленное в форме
дневниковых записей произведение делится на главы, каждая из которых носит
оригинальное название и представляет собой воплощение приобретенных знаний,
выводов и навыков. Эволюция героя, прежде всего, связана не с социальным
взрослением, а с духовным развитием и творческим становлением. Роман
Й.Макъюэна стоит особняком, поскольку в данном случае подростки как таковые не являются основным предметом изображения. Косвенно показанное половое развитие Лолы является одним из сюжетообразующих моментов, подростковая45
горячность Брайони, ее стремление войти во взрослую жизнь «большим»
поступком в сочетании с эволюцией ее творчества отсылают читателя к проблеме
не только человеческой, но и творческой ответственности, а также к возможности
искупления вины. Героиня проходит путь от подростка до пожилой женщины,
умудренной опытом, от наивного классицизма с категоричным делением на добро
и зло до объективного реализма. Й.Макъюэн делает автором своего романа саму
Брайони, предстающую перед читателем в эпилоге как уже состоявшаяся известная писательница, испытывающая острое чувство вины. Отсюда деление произведения на три основные части и эпилог, акцентирование внимания на развитии любовной линии сестры героини, Сесилии, и сына их служанки Робби.
Таким образом, изученные нами романы рассматривают образ подростка,
обращаясь к существующей теории по данному вопросу, но сохраняя при этом художественное и идейное своеобразие. Каждый из героев по-своему интересен и раскрывает определенные стороны переходного возраста. Мы надеемся, что
проведенный в работе анализ выдающихся художественных произведений современной английской литературы может способствовать более глубокому пониманию сложного внутреннего мира подростка.
1. Mitchell D. Black Swan Green / D.Mitchell - L.: Hodder and Stoughton, 2006. - 371 pp.
2. Макъюэн Й. Искупление / Пер. с англ. И.Дорониной - М.: Эксмо, 2009. - 544 с.
3. Митчелл Д. Лужок Черного Лебедя / Пер. с англ. Т.Боровиковой. - М.: Эксмо, 2014. - 480 с.
4. Хорнби Н. Мой мальчик / Пер. с англ. К.Чумаковой. - Спб.: Азбука, 2014. - 352 с.
Научно-критическая и теоретическая литература
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Выготский Л.С. - М.: Издательство Смысл, 2006 - 213 с.
6. Гримм, Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии / Г. Гримм. - М.: Медицина, 1967. - 291 с.
7. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996г. - 356 с.
8. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Драгунова Т.В. // Психология подростка: Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.
9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Ильин Е.П.
- СПб: Питер, 2009. - 434 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология / Мухина В.С. - М.: Академия, 2001. - 493 с.
12. Пономарев Я.А. Психология творчества. / Пономарев Я.А. - М.: Наука, 1976.
- 304 с.
13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. - М.:
Мир, 1994. - 320 с.
14. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве / Страхов И.В. - В 2 ч. - Саратов, 1973. - 96 с.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология / Эльконин Д.Б. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
Справочная и учебная литература
16. Альмуханова А.Б. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова, Е.С. Гладкова. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
17. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. / С.П. Белокурова.
- Спб.: Паритет, 2007. - 320 с.
18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. - 10-е. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 248 с.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание - М.: Издательство РАО, 1999. - 320 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
Интернет источники
21. Борисенко А. Иэн Макъюэн - Фауст и фантаст, 2003. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://magazines.russ.ru, свободный (дата обращения
12.10.2015)
22. Булычева М.О. Fiction и Nonfiction в романе Йена Макъюэна «Искупление». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fiction-i- nonfiction-v-romane-yena-makyuena-iskuplenie, свободный (дата обращения 23.10.15)
23. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: кИр://медпортал.com, свободный (дата обращения 16.03.2014)
24. Журкова Е.А., Радева Р.Е. Психология подросткового возраста. Некоторые направления в зарубежных исследованиях. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vygotsky.mgppu.ru, свободный (дата обращения
16.03.2014)
25. Кабанова И.В. Зарубежная литература. Реализм. Реалистический социально¬психологический роман. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://17v- euro-lit.niv.ru, свободный (дата обращения 10.03.2014)
26. Новгородцева А.М. Переживание подростками чувства взрослости. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.childpsy.ru, свободный (дата обращения 4.12.15)
27. Медведев А.А. Особенности психологизма в романах Иэна Макъюэна ( «Искупление», «На берегу»). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologizma-v-romanah-iena- makyuena-iskuplenie-na-beregu, свободный (дата обращения 23.10.15)
28. Сапелкина С.А. Возрастные особенности детей подросткового возраста. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya- roditelei/library/vozrastnye-osobennosti-detey-podrostkovogo-vozrasta, свободный (дата обращения 02.03.2014)
29. Понятие творческого мышления в психологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psibook.com, свободный (дата обращения 10.02.2015)
30. Психологическая библиотека. Возрастные кризисы. Подростковый возраст и ранняя юность. Периодизация Дж.Биррена. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bookap.info/vozrast, свободный (дата обращения 11.03.2014)
31. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А. - Спб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books, свободный ( дата обращения 13.01.16)