АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 7
1.1. Содержание понятия и показатели психологической адаптации
человека 7
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста 18
Выводы по 1 главе 221
Глава 2. Практическая работа по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 23
2.1. Описание методов исследования адаптации детей младшего
школьного возраста к школьному обучению 23
2.2. Комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей
младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством
внеурочной деятельности 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 7
1.1. Содержание понятия и показатели психологической адаптации
человека 7
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста 18
Выводы по 1 главе 221
Глава 2. Практическая работа по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 23
2.1. Описание методов исследования адаптации детей младшего
школьного возраста к школьному обучению 23
2.2. Комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей
младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством
внеурочной деятельности 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Актуальность проблемы адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста стала более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, а также нарушением успеваемости, поведения и межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста. Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Поступление в школу плохо подготовленного ребенка имеет неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития. Поэтому одним из основных условий для успешной адаптации к школьному обучению мы выделяем психологическую готовность к школе.
В психолого-педагогической литературе отражены исследования, затрагивающие проблему различных аспектов и факторов адаптации ребенка к школе: А.В.Петровский, Л.И.Божович, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова и др.
Исследование связи адаптации детей и готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Йерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко и др. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе отстающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения в состоянии здоровья, прежде всего эмоциональной сферы.
Благодаря изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения, перестраивается весь повседневный ход его жизни. А для более быстрого и безболезненного вхождения в школьную жизнь учителю необходимо создать благоприятную атмосферу, соответствующие условия адаптации ребенка к обучению в школе.
В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В. Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения. Г.А. Цукерман, анализируя доучебные формы сотрудничества ребенка и взрослого, приходит к выводу, что на их фоне невозможно полноценное освоение содержания учебной деятельности. Очевидно, трактовка термина «адаптация» подводит к понятию «готовности к развитию».
Первый год обучения в начальной школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с реализацией внеурочной деятельности. В данном случае внеурочная деятельность выступает фактором адаптации младших школьников.
Поэтому темой нашей работы мы выбрали: «Адаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: особенности внеурочной деятельности (содержание, организация, условия и методы работы), используемой для улучшения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия и показатели психологической адаптации человека;
2. Изучить психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению;
3. Выявить возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста;
4. Описать методы исследования адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению;
5. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности;
6. Проанализировать результаты работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения теории онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности (познавательной, игре, общении) в тесной связи с условиями организации этой деятельности (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Г.Ф.Кумарина, У.В.Ульенкова, С.Г. Шевченко, Т.Б.Филичева, В.В.Воронкова и др.); фундаментальные положения отечественной и зарубежной психологии о роли ведущей деятельности в обучении (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), значение личности учителя в воспитании и обучении школьников (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, П.Ф.Каптерев и др.), положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В.И. Петрова, Е.В. Бондаревская, Н.Ф.Виноградова и др.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опыта педагогической работы, направленной на повышение адаптации учащихся в различных видах деятельности;
2) экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты; экспертная оценка;
3) методы качественного и количественного анализа
экспериментальных данных: графическое представление данных,
интерпретация результатов.
База исследования: МКОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа Уйского района Челябинской области.
Практическая значимость исследования состоит в диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и разработке комплекса мероприятий для улучшения состояния детей посредством внеурочной деятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В психолого-педагогической литературе отражены исследования, затрагивающие проблему различных аспектов и факторов адаптации ребенка к школе: А.В.Петровский, Л.И.Божович, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова и др.
Исследование связи адаптации детей и готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Йерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко и др. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе отстающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения в состоянии здоровья, прежде всего эмоциональной сферы.
Благодаря изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения, перестраивается весь повседневный ход его жизни. А для более быстрого и безболезненного вхождения в школьную жизнь учителю необходимо создать благоприятную атмосферу, соответствующие условия адаптации ребенка к обучению в школе.
В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В. Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения. Г.А. Цукерман, анализируя доучебные формы сотрудничества ребенка и взрослого, приходит к выводу, что на их фоне невозможно полноценное освоение содержания учебной деятельности. Очевидно, трактовка термина «адаптация» подводит к понятию «готовности к развитию».
Первый год обучения в начальной школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с реализацией внеурочной деятельности. В данном случае внеурочная деятельность выступает фактором адаптации младших школьников.
Поэтому темой нашей работы мы выбрали: «Адаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: особенности внеурочной деятельности (содержание, организация, условия и методы работы), используемой для улучшения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия и показатели психологической адаптации человека;
2. Изучить психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению;
3. Выявить возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста;
4. Описать методы исследования адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению;
5. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности;
6. Проанализировать результаты работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения теории онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности (познавательной, игре, общении) в тесной связи с условиями организации этой деятельности (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Г.Ф.Кумарина, У.В.Ульенкова, С.Г. Шевченко, Т.Б.Филичева, В.В.Воронкова и др.); фундаментальные положения отечественной и зарубежной психологии о роли ведущей деятельности в обучении (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), значение личности учителя в воспитании и обучении школьников (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, П.Ф.Каптерев и др.), положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В.И. Петрова, Е.В. Бондаревская, Н.Ф.Виноградова и др.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опыта педагогической работы, направленной на повышение адаптации учащихся в различных видах деятельности;
2) экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты; экспертная оценка;
3) методы качественного и количественного анализа
экспериментальных данных: графическое представление данных,
интерпретация результатов.
База исследования: МКОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа Уйского района Челябинской области.
Практическая значимость исследования состоит в диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и разработке комплекса мероприятий для улучшения состояния детей посредством внеурочной деятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Адаптация детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
Именно поэтому цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
С учетом полученных результатов был предложен комплекс диагностических методик для выявления уровня адаптации учеников и особенностей общения учеников и учителей, а также комплекс рекомендаций и мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности.
Практическая работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
По итогам реализации комплекса мероприятий были сделаны следующие выводы: 1) Внедрение комплекса педагогических мероприятий и рекомендаций в образовательный процесс, использование возможностей внеурочной деятельности способствует развитию успешной адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению. Сравнительный анализ данных, полученных, на начальном и итоговом этапах экспериментальной работы показал, что проведенная в школе работа дала положительные результаты; 2) Тип общения педагога с учащимися оказывает существенное влияние на прохождение процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
А именно, адаптация детей более благоприятно протекает в классе у учителя с личностно-ориентированным типом педагогического взаимодействия, о чем свидетельствуют более высокий уровень сформированности школьной мотивации, благополучное эмоциональное состояние детей в данном классе. Тогда как в классе у учителя с учебно-дисциплинарным типом педагогического взаимодействия уровень выраженности данных показателей значительно ниже.
Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза о том, что уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста подтвердилась.
Практическая значимость исследования состоит диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и формировании комплекса диагностических методик и мероприятий для улучшения адаптации детей посредством внеурочной деятельности.
Анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
Именно поэтому цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
С учетом полученных результатов был предложен комплекс диагностических методик для выявления уровня адаптации учеников и особенностей общения учеников и учителей, а также комплекс рекомендаций и мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности.
Практическая работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
По итогам реализации комплекса мероприятий были сделаны следующие выводы: 1) Внедрение комплекса педагогических мероприятий и рекомендаций в образовательный процесс, использование возможностей внеурочной деятельности способствует развитию успешной адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению. Сравнительный анализ данных, полученных, на начальном и итоговом этапах экспериментальной работы показал, что проведенная в школе работа дала положительные результаты; 2) Тип общения педагога с учащимися оказывает существенное влияние на прохождение процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
А именно, адаптация детей более благоприятно протекает в классе у учителя с личностно-ориентированным типом педагогического взаимодействия, о чем свидетельствуют более высокий уровень сформированности школьной мотивации, благополучное эмоциональное состояние детей в данном классе. Тогда как в классе у учителя с учебно-дисциплинарным типом педагогического взаимодействия уровень выраженности данных показателей значительно ниже.
Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза о том, что уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста подтвердилась.
Практическая значимость исследования состоит диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и формировании комплекса диагностических методик и мероприятий для улучшения адаптации детей посредством внеурочной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей у слабовидящих обучающихся
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДООХРАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия ранней профориентации младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



