Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 7
1.1. Содержание понятия и показатели психологической адаптации
человека 7
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению 12
1.3. Возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста 18
Выводы по 1 главе 221
Глава 2. Практическая работа по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности 23
2.1. Описание методов исследования адаптации детей младшего
школьного возраста к школьному обучению 23
2.2. Комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей
младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством
внеурочной деятельности 39
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Актуальность проблемы адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста стала более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, а также нарушением успеваемости, поведения и межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста. Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Поступление в школу плохо подготовленного ребенка имеет неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития. Поэтому одним из основных условий для успешной адаптации к школьному обучению мы выделяем психологическую готовность к школе.
В психолого-педагогической литературе отражены исследования, затрагивающие проблему различных аспектов и факторов адаптации ребенка к школе: А.В.Петровский, Л.И.Божович, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова и др.
Исследование связи адаптации детей и готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Йерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко и др. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе отстающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения в состоянии здоровья, прежде всего эмоциональной сферы.
Благодаря изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения, перестраивается весь повседневный ход его жизни. А для более быстрого и безболезненного вхождения в школьную жизнь учителю необходимо создать благоприятную атмосферу, соответствующие условия адаптации ребенка к обучению в школе.
В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В. Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения. Г.А. Цукерман, анализируя доучебные формы сотрудничества ребенка и взрослого, приходит к выводу, что на их фоне невозможно полноценное освоение содержания учебной деятельности. Очевидно, трактовка термина «адаптация» подводит к понятию «готовности к развитию».
Первый год обучения в начальной школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с реализацией внеурочной деятельности. В данном случае внеурочная деятельность выступает фактором адаптации младших школьников.
Поэтому темой нашей работы мы выбрали: «Адаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: особенности внеурочной деятельности (содержание, организация, условия и методы работы), используемой для улучшения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия и показатели психологической адаптации человека;
2. Изучить психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и особенности адаптации к школьному обучению;
3. Выявить возможности внеурочной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста;
4. Описать методы исследования адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению;
5. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности;
6. Проанализировать результаты работы по адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению посредством внеурочной деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения теории онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности (познавательной, игре, общении) в тесной связи с условиями организации этой деятельности (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Г.Ф.Кумарина, У.В.Ульенкова, С.Г. Шевченко, Т.Б.Филичева, В.В.Воронкова и др.); фундаментальные положения отечественной и зарубежной психологии о роли ведущей деятельности в обучении (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), значение личности учителя в воспитании и обучении школьников (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, П.Ф.Каптерев и др.), положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В.И. Петрова, Е.В. Бондаревская, Н.Ф.Виноградова и др.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опыта педагогической работы, направленной на повышение адаптации учащихся в различных видах деятельности;
2) экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты; экспертная оценка;
3) методы качественного и количественного анализа
экспериментальных данных: графическое представление данных,
интерпретация результатов.
База исследования: МКОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа Уйского района Челябинской области.
Практическая значимость исследования состоит в диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и разработке комплекса мероприятий для улучшения состояния детей посредством внеурочной деятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Адаптация детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
Именно поэтому цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации комплекса мероприятий (в рамках внеурочной деятельности) для повышения адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста.
С учетом полученных результатов был предложен комплекс диагностических методик для выявления уровня адаптации учеников и особенностей общения учеников и учителей, а также комплекс рекомендаций и мероприятий по повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению в рамках внеурочной деятельности.
Практическая работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
По итогам реализации комплекса мероприятий были сделаны следующие выводы: 1) Внедрение комплекса педагогических мероприятий и рекомендаций в образовательный процесс, использование возможностей внеурочной деятельности способствует развитию успешной адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению. Сравнительный анализ данных, полученных, на начальном и итоговом этапах экспериментальной работы показал, что проведенная в школе работа дала положительные результаты; 2) Тип общения педагога с учащимися оказывает существенное влияние на прохождение процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению во внеурочной деятельности.
А именно, адаптация детей более благоприятно протекает в классе у учителя с личностно-ориентированным типом педагогического взаимодействия, о чем свидетельствуют более высокий уровень сформированности школьной мотивации, благополучное эмоциональное состояние детей в данном классе. Тогда как в классе у учителя с учебно-дисциплинарным типом педагогического взаимодействия уровень выраженности данных показателей значительно ниже.
Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза о том, что уровень адаптации детей к обучению в школе станет выше, если специально организованная с учетом психологических рекомендаций внеурочная работа педагога будет направлена на улучшение процесса адаптации детей младшего школьного возраста подтвердилась.
Практическая значимость исследования состоит диагностике и обновлении данных об уровне адаптации детей младшего школьного возраста и формировании комплекса диагностических методик и мероприятий для улучшения адаптации детей посредством внеурочной деятельности.
1. Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. -
2010. - № 7.
2. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. - Ставрополь, 2010.
3. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе.// Начальная школа. - 2014 - №3
4. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Линден Б., Баккер К. Доверенные ученики.-М.,2011.
5. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. - М., 2014.
6. Баскакова 3.JL, Дубинская В.В. Программа социально-психологических тренингов «Мой Мир»/ Под ред. Н.Б.Долгополова.-М., 1997.
7. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М., 2011.
8. Битянова М.П. Организация психологической работы в школе. - М.,2010.
9. Букатов В. М. Потеха, да и только? // Начальная школа: плюс - минус. - 2011 - № 4.
10. Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. - Обнинск, 2011.
11. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2016. - № 4.
12. Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра // Семья и школа. -2013 -№ 6.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2011.
14. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная школа. - 2014. - № 3.
15. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя. - Минск, 2010.
16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2014.
17. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. - 2013. - № 8.
18. Диагностика школьной дезадаптации /под ред. Светловой Е.Е. - Новосибирск, 2010.
19. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. - М., 2012.
20. Дружинин Б., Куминова И. Нескучное учение // Семья и школа. -
2012. № 9.
21. Зайцев С. Развивающая среда: принципы организации,
вариативность и изменчивость // Директор школы. - 2011. - № 6.
22. Зеленова М.Е. Адаптация детей к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей / Психологическая наука и образование. - № 1. - М., 2010.
23. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. - СПб,
2011.
24. Комарова Т.С, Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М, 2011.
25. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению средствами физической культуры. // Начальная школа. - 2004 - №9.
26. Королева О.Ф., Гайнова С.Е. Адаптационный период в первом классе // Образование в современной школе. - 2013. - № 6.
27. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2011.
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2011.
30. Кумекер Лиса, Шейн Джуан Законы, которым обязаны подчиняться школьники. Шаги на пути социализации // Сельская школа - 2015 - №2.
31. Лазарева Л.А. Психофизиологические аспекты успешного обучения учащихся школы первой ступени образования // Завуч начальной школы. - 2011. - № 6.
32. Лебедева С.А. Еще раз о преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2015. - №11.
33. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностическая деятельность классного руководителя и школьного психолога в работе с семьей // Сельская школа. - 2014. - № 1.
34. Лопатина Д.А., Крылов А.С. Советы школьного администратора родителям первоклассника // Директор школы. - 2015. - № 2.
35. Маханева М.Д. И вновь о преемственности между детским садом и школой.// Управление ДОУ. - 2014. - №3.
36. Младковская Е.А. Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2012.
37. Нечаева Н.И. Обучение грамоте в период адаптации ребенка к школе // Приложение к журналу «Начальная школа». - 2011 - №34.
38. Николаева М. Педагогическая поддержка школьников // Народное образование. - 2016- № 1.
39. Переверзева Г.З., Кравченко С.А. Оценка адаптации учащихся первых классов к школе // Директор школы. - 2011. - № 7.
40. Петрова Е.Э. Опасность школьной дезадаптации. // Управление ДОУ. - 2015. - №4.
41. Петрухина С.Р. Игровая мозаика. Программа развития игровой деятельности старших дошкольников. - Йошкар-Ола, 2011.
42. Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка // Педагогика. - 2010. - № 1.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2015.
44. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.А.Жданова, Т.В.Русова, А.В.Сорокина, Е.В.Селезнева. - Иваново, 2010.
45. Прохорова Г.А. Эти разные первоклассники // Образование в современной школе. - 2013. - № 5.
46. Смирнова О.С. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. - М., 2011.
47. Степанова О.А. Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей риска // Управление ДОУ. - 2015. - №4.
48. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. - М., 2013.
49. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. - М.,
2013.
50. Стрелкова Е.А. Игра это серьезно! // Начальная школа: плюс - минус. - 2011. - №4.
51. Фридман JI.M. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 2011. - № 1.
52. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2013. - № 2.
53. Черемных Г.И. Ребенок на пороге школьной жизни. Деловая игра для педагогов // Образование в современной школе. - 2014. - № 4.
54. Чикурова М.В. Создание и реализация адаптационной программы - шаг к повышению качества учебно-воспитательного процесса // Завуч начальной школы. - 2011. - № 5.
55. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М, 2011.
56. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М, 2014.