Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) .
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы речевой готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 7
1.1 Содержание понятия готовность к школьному обучению 7
1.2 Состояние проблемы формирования речевой готовности 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сформированности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 22
2.1 Методика организации исследования 22
2.2 Анализ полученных результатов 25
2.3 Методические рекомендации речевой готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Объект исследования – речевая готовность к школьному обучению.
Предмет исследования – особенности речевой готовности к обучению в школе детей 6-7 лет
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровни сформированности речевой готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
Гипотеза: у детей шести-семи лет речевая готовность к школе характеризуется негрубыми нарушениями в лексико-грамматическом строе речи, недостаточностью словаря, а также нарушениями связной речи.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:
1. Ознакомиться с литературой, связанной с темой исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «речевая готовность к школьному обучению».
3. Выделить особенности рече5вой готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
4. Подобрать и применить методики для обследования речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по формированию речевой готовности к школьному обучению детей старше6го дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов, раскрывающие теорию и методику организации работы по формированию речевой готовности к школьному обучению детей 6-7 лет (С. А. Иванова, А. В. Круглова, Т. М. Макарова, Е. В. Матвиенко, Ф. А. Сохин и др.).
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, эмпирические – тестирование, сравнение, количественный и качественный анализ результатов диагностики; интерпретация полученных данных.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении описан методологический аппарат исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, методологическая основа и методы исследования, применявшиеся в исследовании, охарактеризована структура и содержание курсовой работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы изучения проблемы речевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Во второй главе представлены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности речевой готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
В заключении изложены основные выводы по итогам проделанной работы.
В приложении представлены материалы вспомогательного характера, форматы, раскрывающие ход и результаты опытно-экспериментального исследования.
Курсовая работа включает 42 страницы машинописного текста, 1 приложение. Список литературы содержит 31 литературных источников.
Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы.
Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную. Примерно в возрасте 6-7 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов исследования, что уровни сформированности речевой готовности к школьному обучению следующие: 2 старших дошкольников (20%) показали высокий уровень, у 8 (80%) старших дошкольников был выявлен средний уровень.
Предлагается формировать речевую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с помощью средств ИКТ. В работе можно использовать авторские и готовые презентации из интернета по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Дикие животные», «Зимующие птицы» и др. Также используются интерактивные игры по развитию речи старших дошкольников.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2016. – 144 с.
2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 241 с.
3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический Проект, 2000. – С. 184-185.
4. Велиханова, Н. Ф Психолого-педагогические компоненты, обуславливающие готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н. Ф. Велиханова, А. В. Ищенко, Е. Н. Жевжикова // В сборнике : Неделя Российской психологии в ГСГУ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции; VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности», посвященной советскому ученому-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894 – 1977); XX Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова (1942-2007). – Коломна, 2020. – С. 146-153.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – С. 33-61.
6. Годовикова, Д. Б. Формирование коммуникативных навыков [Текст] / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28-32.
7. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
8. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
9. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №1. – С. 142-147.
10. Ефимова, К. А. Коммуникативные умения и педагогические условия их развития [Текст] / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
11. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – Москва : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
12. Козлова, А. В. К вопросу о готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / А. В. Козлова // Global Science and Innovations: Central Asia. – 2021. Т. 5. – № 1 (12). – С. 126-131.
13. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – Москва : Владос, 2016. – 120 c.
14. Ковалева, А. А. Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
15. Круглова, А. В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве [Текст] / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
16. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва : Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
17. Макарова, Т. М. Проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Т. М. Макарова // В сборнике: Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Составители : Р. Р. Морозова, О. В. Чувашова. – 2015. – С. 52-54.
18. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2017. – С. 63-65.
19. Матвиенко, Е. В. Речевая готовность первоклассников к обучению в школе [Текст] / Е. В. Матвиенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 79–84.
20. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2017. – 458 с.
21. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
22. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е .П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2017. – 89 с.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
24. Панасенко, К. Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников : монография [Текст] / К. Е. Панасенко, Л. З. Антонова. – Белгород, 2015. – 140 с.
25. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 32-34.
26. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? [Текст] / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 25-28.
27. Смольникова, Н Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – МОСКВА : Педагогика, 2016 – 250 с.
28. Сохин, Ф. А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2018 – 224 с.
29. Стожарова, М. Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
30. ФГОС ДО – 2016. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконина. – Москва : Академия, 2010. – 452 с.