Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения деятельности учителя в период адаптации первоклассников к школе 6
1.1. Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе 6
1.2. Особенности работы педагога в адаптационный период 15
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению результативности деятельности учителя в период адаптации первоклассников к школе 25
2.1. Организация экспериментальной работы 25
2.2. Программа деятельности педагога по адаптации первоклассников к
обучению в школе 30
2.3. Анализ результатов результативности программы деятельности учителя
в период адаптации первоклассников к школе 35
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение
Актуальность. Начальный период школьного обучения сопровождается стрессом для ребенка, так как связан с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. Благополучное протекание адаптационного периода обучения в школе в большей степени влияет на успешность дальнейшей общественной деятельности первоклассника. На снижение мотивации к обучению в школе, искажение межличностных отношений, развитие неврозов, формирование отклоняющихся форм поведения влияет школьная дезадаптация. Неблагоприятное течение адаптации говорит о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что в свою очередь сопровождается соматическими заболеваниями.
Актуальность проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе заключается в том, что увеличение учебной деятельности, которое наблюдается в последнее время, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
В психолого-педагогических и социологических исследованиях изучены следующие аспекты адаптации:
- разработка теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- исследование понятия «социальная адаптация» отечественными учеными (Г.А. Гусев, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский и др.) и зарубежными (А. Маслоу, К. Роджерс и др.);
- актуализация в педагогическом сознании идеи теоретических аспектов развития личности, ее адаптация и реабилитация (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.П. Лазарев, В.С. Мухина);
- особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин);
- выявление различных компонентов готовности к школе, установление преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилина, Н.И. Гуткина, И.А. Домашенко, Ю.Ф. Змановский, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская и др.)
Помочь ребенку пережить и преодолеть затруднения в школе, возникающие в период адаптации, может учитель, которому необходимо создать условия для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь. Реализация таких условий является проявлением гуманистической позиции учителя в обучении первоклассников, служит делу сохранения психического и физического здоровья детей.
Проблема исследования: каково содержание деятельности учителя в период адаптации с первоклассников в школе?
Актуальность проблемы адаптации в школе обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Деятельность учителя в период адаптации первоклассников к школе».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы деятельности учителя в период адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования: направления деятельности учителя в период адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Выявить особенности адаптации первоклассников к школе
2. Изучить особенности работы педагога в адаптационный период
3. Разработать программу деятельности педагога по адаптации первоклассников к школе и проверить ее результативность.
Согласно гипотезе исследования, период адаптации первоклассников к школе пройдет успешно если внедрить программу деятельности педагога.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
Практические методы: эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа.
База проведения эксперимента, количество испытуемых и их возраст: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 10 города Сатка. В эксперименте приняли участие 25 детей в возрасте 6-7 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость: изучение деятельности учителя в период адаптации первоклассников в школе может быть использовано педагогами для создания благоприятных условий по успешному течению периода адаптации первоклассников в школе.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы изучения деятельности учителя в период адаптации первоклассников к школе позволило нам сделать заключить следующее:
1. Адаптация первоклассников к обучению школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Адаптация делится на психологическую, физиологическую и социальную. Осуществив анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что ребенок, не становится школьником, а требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт, взаимоотношения с окружающими, все привычные факторы и стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми требованиями и условиями.
2. Основными психологическими новообразованиями младшего
школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Процесс адаптации ребенка к школе проходит в три этапа: «физиологическая буря», неустойчивое приспособление, период
относительно устойчивого приспособления.
3. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Учителю начальных классов следует учитывать в адаптационный период следующие цели: облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для учащихся, создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителям лучше понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества между учителем и родителями. Учитель в период адаптации к школе применяет такие формы и методы, как: игровые, проведение часов общения, внеклассных мероприятий, празднование дней рождения учащихся, совместное посещение театра, мероприятий в парке, создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время, применение педагогики «сотрудничества», работа с родителями.
4. Уровень адаптации первоклассников мы оценивали по двум критериям - школьная мотивация и эмоционально-психологическое самочувствие ученика в классе, к которым подобрали соответствующие методики (Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), цветовой тест Люшера (Л.А. Ясюкова)). Анализ результатов диагностики дает возможность говорить о недостаточном уровне адаптации к школе у первоклассников в экспериментальной группе. Также 5 первоклассников относятся к высокому уровню адаптации (25 %), 7 первоклассников показали низкий уровень адаптации (35 %), остальные дети (40 %) относятся к среднему уровню адаптации.
5. Мы разработали комплекс мероприятий по адаптации
первоклассников к школе, в который включили план работы учителя в адаптационный период в 1 классе с описанием этапов работы по адаптации первоклассников к школе и комплекс, состоящий из 11 занятий по данному направлению. В результате повторной диагностики мы увидели положительную динамику: данные, полученные в конце нашего исследования после апробации разработанного и апробированного нами комплекса мероприятий.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены.
1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. -2009. - №1. -С.23-40.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся/ Э.М. Александровская. - Москва, 2008. - 153 с.
3. Артюхова, И.А. В первом классе - без проблем/ И.А. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
4. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Школа плюс До и После - 2007. - № 12. - С. 59-62.
5. Балл, Г.А. Понятие адаптации и её значение для психологии
личности / Балл Г.А. / Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С. 26-30.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 416 с.
7. Безруких, М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефремова. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
8. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких - Москва: Эксмо, 2009. - 464 с.
9. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник методических материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. / М.Р. Битянова - М.: Образовательный центр "Педагогический поиск, 2007. - 112 с.
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова. - М., Генезис, 2001. - 340с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
12. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Н.Н. Бугаева // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 34-38.
13. Вареца, Е.В. Организация учебного процесса в период адаптации первоклассников к обучению в школе / Е.В. Вареца // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 34. - С. 32-36. - URL: http://e- koncept.ru/2017/771146.htm.
14. Воронцов, А. Педагогические условия реализации
адаптационного периода в первом классе школьного развивающего обучения / А. Воронцов // Начальная школа (ПС) - 2008. - № 13. - С. 32-35.
15. Войнов, В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям/ В.Б. Войнова //Мир психологии. - 2000. - №4. - С. 134-136.
16. Гамезо, М.В. Возрастная и педаогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России,
2003. - 512 с.
17. Герц, Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов/ Е.Н. Герц // Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. - С. 59-66.
18. Горковенко, В. Адаптация первоклассников: проблемы и
решения / В. Горковенко // Школьный психолог. - 2000. - № 6. - С. 12 - 15.
19. Григорьева, М.В Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. -2009. -№1. -С.8-9
20. Гуревич, П.С. Психология: учеб. для вузов: для бакалавров / П.С. Гуревич. - Москва: Юрайт, 2012. - 607 с.
21. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Просвещение, 2003. - 167 с.
22. Ермакова, Н.Н. Организация воспитательной работы в младших классах / Н. Н. Ермакова // Завуч начальной школы. - 2010. - № 8. - С. 35-38.
23. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической
адаптированности/ Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2007. - 315 с.
24. Иванова, Н.В., Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова // Журнал практического психолога. - № 2 - 2007. - С.14-20.
25. Иванова, М.Н. Воспитание в первом классе / М. Н. Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 3. - С. 73-75.
26. Кирпичёв, В.И. Адаптация ребёнка к школе/ В.И. Кирпичёв// Физиология и гигиена младшего школьника. -М.,2002. - С.88-97.
27. Кугма, В.Р. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период / В. Р. Кугма // Начальная школа (ПС). - 2001. - № 22. - С. 4-14.
28. Ланчикова, Ж.Ю. Работа учителя по оптимизации адаптации первоклассников / Ж. Ю. Ланчикова // Начальная школа плюс До и После - 2009. - № 6. - С. 21-24.
29. Лескова-Савицкая, А.А. Проблема адаптации первоклассников к школе: Методические рекомендации для школьных психологов/ А.А. Лескова-Савицкая. - Одесса, 2001. - 232 с.
30. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Пачатковая школа. - 2009. - № 7. - С. 18-22.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия; учебное пособие для студентов вузов/ В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2000. - 624 с.
32. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2004. -456 с.
33. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов/ Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2009. - 198 с.
34. Панина, Г.А. Кто поможет нашим детям? О трудностях адаптации первоклассников / Г. А. Панина // Практика образования. - 2009. - №1. - С. 23-25.
35. Пилипко, Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками:Практич. психология учителю / Н.В. Пилипко. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 156 с.
36. Платонова, А.А. Успешное завтра будущего первоклассника/ А.А. Платонова // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С. 23-26.
37. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
38. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб.пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхт. - М.: Флинта, 2008. - 264с.
39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. узд. центр ВЛАДОС, 2000. - 278 с.
40. Соколова, О.А. Организация воспитательной работы в начальной школе / О.А. Соколова // Завуч начальной школы. - 2003. - № 4 - С. 46-47.
41. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 133 с.
42. Сухов, А.Н. Социальная психология/ А.Н. Сухов. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 234 с.
43. Тагохина, И. Первоклассники к школе готовы, но не все / И. Тагохина // Первое сентября. - 2007. - № 16. - С. 10.
44. Ускова, М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе/ М.В. Ускова// Логопедия. -2007. -№4. -С.26-29.
45. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / А.Г. Хрипкова. - М., 2012. - 243 с.
46. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Новая школа, 2002. - 64 с.
47. Чешик, Р.В. Образовательный порт. Первоклассники. Психологический портрет: Электронный ресурс. - Режим доступа: http: // klasnaocinka. com.ua/ru/article/pervoklassniki.html
48. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
49. Шкуричева, Н. Как помочь каждому первокласснику успешно адаптироваться к школе? / Н. Шкуричева // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 28-31.
50. Шкуричева, Н. Совместная деятельность - успешная адаптация / Н. Шкуричева // Начальная школа - 2007. - № 4. - С. 43 - 46.