Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности 6
1.1 Проблема формирования у младших школьников умения поиска
и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Возрастные особенности мышления младших школьников 11
1.3 Методы и приемы формирования у младших школьников умения
поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности 16
Выводы по главе I 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации 23
2.1 Организация и методы эксперимента 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3 Программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности 32
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве главных результатов определил универсальные учебные действия. «В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [9]. Способность учащегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении учебной деятельности. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Учащимся необходимо научиться самостоятельно ставить учебные задачи и подбирать наиболее эффективные способы их решения, осуществлять анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения и доказательства. Всё это относится к блоку познавательных универсальных учебных действий. Для обучающегося важно не только задаваться такими вопросами как: «Зачем нужна информация?», «Для чего нужно осуществлять поиск информации?», «С какой целью я осуществляю поиск информации?», но также уметь самостоятельно находить необходимую информацию, выделять важные аспекты и ориентироваться в ней.
Актуальность исследования формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, важно создать предпосылки формирования поиска и выделения необходимой информации, и к концу обучения в начальной школе сделать его устойчивым личностным образованием школьника.
Проблема поиска и выделения информации у обучающихся была актуальна всегда. В XX веке изучением понятия «информация» занимались ученые и психологи: П. Я. Гальперин [6], В. В. Давыдов [7], Д. Б. Эльконин [36]. А затем проблему поиска и выделения необходимой информации исследовали такие ученые современности, как: Т. Е. Соколова [26], В. М. Козубовский [12], Л. М. Фридман [32]. Для детей младшего школьного возраста очень важно формирование способности самостоятельного поиска необходимой информации, ориентирования и усвоения полученных знаний.
Противоречие исследования: с одной стороны, формирование у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации необходимо по ФГОС, но, с другой стороны, недостаточно методического обеспечения для педагогов по формированию у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы методы и приемы формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить проблему формирования у младших школьников поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности в педагогических исследованиях.
2. Выявить возрастные особенности мышления младших школьников.
3. Выявить методы и приемы формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности.
4. Экспериментально изучить уровень сформированности у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации.
5. Разработать программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.
Практические методы: констатирующий эксперимент.
База исследования: МАОУ СОШ № 30 г. Челябинск
Практическая значимость исследования: педагоги могут применять в работе программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации.
В современной школе вопрос о формировании у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации может быть назван основным, так как поиск и выделение необходимой информации является важным источником мышления ребенка не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения поиска и выделения необходимой информации. Это поможет детям не только при дальнейшем обучении в школе, но и в будущей жизни. Образовательная деятельность или внеурочная деятельность без умения поиска и выделения необходимой информации, как правило, оказывается крайне неустойчивой. От того, как у младшего школьника сформировано умение поиска и выделения необходимой информации, зависит дальнейшее грамотное использование информации и информационных источников. Поэтому важно с помощью познавательных универсальных учебных действий формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умение поиска и выделения необходимой информации и в образовательном процессе, и во внеурочной деятельности.
1. Проблема формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности отражена в трудах многих ученых, педагогов и психологов, тем не менее, на сегодняшний день при разнообразии психолого-педагогической литературы по данной проблеме, она остается не до конца изученной.
2. В нашем исследовании мы выявили возрастные особенности мышления младших школьников:
- формирование логической памяти,
- появление связи между мышлением и речью,
- использование основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения,
- использование основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование,
- формирование первоначальных действий планирования и прогнозирования.
3. Методы формирования у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности:
- «Работа с текстом»,
- Метод «Деформированный текст»,
- «Работа с таблицами»,
- «Работа с рисунком, иллюстрацией».
Приемы:
- «Данетки»,
- Прием «Цветик-семицветик»,
- «Устные и письменные сочинения-загадки»,
- Прием «Знакомство с технологией сравнения»,
- «Отработка приёма сравнения в устной и письменной форме на уроках и во внеурочной работе с детьми».
В ходе исследовательской работы был проведен эксперимент по определению уровня сформированности у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации с помощью анкеты «Поиск необходимой информации». Результаты эксперимента показали, что средний уровень умения поиска и выделения необходимой информации преобладает у большинства младших школьников (65 %) в 3 и 4 классах. У 25 % младших школьников наблюдается высокий уровень сформированности умения поиска и выделения необходимой информации. Это говорит в первую очередь о том, что данная группа учащихся используют различные источники информации и умеют не только находить информацию, но и выделять необходимые аспекты. По итогам эксперимента у 10 % испытуемых наблюдается низкий уровень умения поиска и выделения необходимой информации. Это указывает на то, что учителям необходимо как можно больше времени уделять формированию умения поиска и выделения необходимой информации не только во время учебного процесса, но и во внеурочной деятельности, используя как можно больше различных методов, приемов и дополнительных источников информации во время образовательного процесса.
Результаты исследования показали необходимость разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Информационно - образовательная среда : [сайт]. [2009]. URL:https://fgos.ru/свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - Москва : Изд-во Просвещение, 2011. - 152 с.
3. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование [Текст] : прогнозирование в процессе мышления / Андрей Брушлинский. - Москва : Мысль, 1979. - 230 с. : ил.
4. Виды мышления младших школьников [Электронный ресурс] / ред. Варламова Т. С. - Электрон. дан. - Якутск : 2019. - Режим доступа: https://multiurok.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : исследования мышления и речи / Лев Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с. : ил.
6. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] : учебное пособие для психологов, педагогов и студентов / П. Я. Гальперин, А. И. Подольский. - Москва : Изд-во Ин-т практической психологии, 1998. - 480 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / Василий Давыдов. - Москва : Педагогика, 1986. - 240 с. : ил.
8. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под. общ. ред. И. В. Дубровиной. - Москва : Академия, 1999. - 464 с.
9. Елисеева, Д. С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] : познавательное развитие личности / Дарья Елисеева // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - 30 августа.
10. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] : мышление и речь / Николай Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 160с. : ил.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов; Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 267 с.
12. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные
процессы [Текст] : учебное пособие / Валентин Козубовский. - Минск : Амалфея, 2008. - 368 с. : ил.
13. Кондракова, С. О. Успех как стимул учения в дидактике К. Д. Ушинского [Текст] : методы эмоционального стимулирования / Светлана Кондракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007.
14. Кравцова, Е. Е. Развитие идей Л. С. Выготского о мышлении и речи в современной образовательной практике [Текст] : связь мышления и речи / Елена Кравцова // Вестник РГГУ. - 2015.
15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, Н. В. Колюцкий. - Москва : Изд-во Сфера, 2001. - 464 с.
16. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по общей психологии [Текст] : хрестоматия для факультетов психологии и отделений университетов / А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова; под общ. ред. А. Я. Пономарева. - Москва : МГУ, 1982. - 399 с.
17. Лошкарева, Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников [Текст] : методические рекомендации для директоров и завучей школ / Нелли Лошкарева. - Москва : Просвещение, 1981. - 215 с. : ил.
18. Лукиных, Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст] : методические рекомендации для учителей начальных классов / Людмила Лукиных // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 17-18.
19. Миронов, А. В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] : учебник и практикум для СПО / Анатолий Миронов. - Москва : Юрайт, 2019. - 447 с. : ил.
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : происхождение и этимология слов / С. И. Ожегов, по общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - Москва : Изд-во Азъ, 1992. - 689 с.
21. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] : учебник для студентов педагогических институтов / Артур Петровский. - Москва : Просвещение, 1986. - 132 с. : ил.
22. Пиаже, Ж. В. Речь и мышление ребенка [Текст] : связь мышления и речи / Жан Пиаже. - Москва : Педагогика-пресс, 1994. - 526 с. : ил.
23. Развитие речи и мышления у детей начальных классов общеобразовательных школ [Электронный ресурс] / ред. Иванова С. Е. - Электрон. дан. - Москва : 2019. - Режим доступа:http:ZZwww.legrum.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
24. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] : учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум ; под общ. ред. А. А. Реан. - СПБ : Питер, 2002. - 432 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / Сергей Рубинштейн. - СПБ : Питер, 2002. - 720 с. : ил.
26. Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : учебно-методическое пособие / Татьяна Соколова. - Самара : изд. дом Федоров, 2007. - 96 с. : ил.
27. Степанова, И. А. Особенности мышления младших
школьников [Текст] : возрастные особенности мышления младших школьников / Ирина Степанова // nsportal.ru. - 2012. - 31 октября.
28. Универсальное учебное действие. Информационный поиск [Электронный ресурс] / ред. Коновалова Е. А. - Электрон. дан. - Смоленск : 2016. - Режим доступа:https://infourok.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
29. Усова, А. В. Критерии и уровни сформированности познавательных умений у учащихся [Текст] : научная статья / Антонина Усова // Советская педагогика. - 2014. - №12. - С. 45-48.
30. Формирование у младших школьников навыка работы с информацией [Электронный ресурс] / ред. Елисеева И. Ю. - Электрон. дан. - Киров : 2018. - Режим доступа:https://infourok.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
31. Формирование поисковых умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей младших школьников в условиях современного информационного общества. - Электрон. дан. - 2017. - Режим доступа:https://kopilkaurokov.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
32. Фридман, Л. И. Психопедагогика общего образования [Текст] : пособие для студентов и учителей / Лев Фридман. - Москва: Ин-т практической психологии, 1997. - 287 с.
33. Шейкина, С. А. В мире информации. Работаем с информационными источниками [Текст] : методическое пособие для учителя / Светлана Шейкина. - Москва : Планета, 2016. - 110 с. : ил.
34. Шейкина, С. А. В мире информации. Работаем с информационными источниками [Текст] : рабочая тетрадь / Светлана Шейкина. - Москва : Планета, 2016. - 88 с. : ил.
35. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева // Молодой ученый. 2017. - №1. - С. 425-428.
36. Эльконин, Д. Б. Возрастная педагогика и психология [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Д. Б. Эльконин, Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене ; под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. Москва : Покров, 2004. - 55 с.