Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕФЕКТОЛОГА

Работа №81676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Развитие внимания детей в онтогенезе 10
1.3. Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЯХ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
2.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 21
2.3. Основные направление деятельности дефектолога по коррекции
внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития с использованием информационных технологий 23
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 30
3.1. Организация и база исследования 30
3.2. Результаты исследования особенностей внимания детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 37
3.3. Использование информационных компьютерных технологий в коррекции
внимания дошкольников на занятиях дефектолога 41
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

В связи с внедрением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) объём информации, необходимый для усвоения в период обучения, стал несомненно больше, а сама информация сложнее. Усвоение предлагаемых образовательных программ для детей не возможно без необходимого уровня развития их психических процессов, главным образом внимания. Исходя из совокупности вышеупомянутых факторов, появляется необходимость изучения внимания детей, его свойств и особенностей для более эффективной подготовки их к школе.
Эта проблема ещё больше актуализируется, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности о детях с задержкой психического развития (ЗПР), для которых главной целью коррекционного обучения является не только подготовка к школе, но и их успешная социализация в дальнейшем.
Дети данной категории в отличие от нормативно развивающихся сверстников, имеют недостатки развития всех психических процессов, в том числе и внимания, именно поэтому они нуждаются в специальной коррекционной помощи. Следовательно, возникает острая необходимость теоретического изучения внимание детей с ЗПР и анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, вследствии чего становится возможным проведение исследования непосредственно на базе дошкольной образовательной организации (ДОО).
Так как ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то будет целесообразно использовать метод игры в коррекции недостатков внимания детей данной категории.
В современном мире персональный компьютер (ПК) является неотъемлемой частью жизни любого человека - в настоящее время человечество живёт в век информационных технологий.
В связи с этим в данном исследовании происходит объединение двух этих составляющих и разрабатывается комплекс игр при помощи программы ПК, способствующего коррекции недостатков внимания старших дошкольников с ЗПР, который впоследствии может быть использован в непосредственной образовательной деятельности на занятиях дефектолога.
На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных комплексному изучению ЗПР, которые связаны с именами таких учёных как: Т.А. Власова, В.М. Астапов, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др., но изучение этой проблемы необходимо продолжать и на современном этапе развития науки.
Исходя из всего выше сказанного, была определена тема работы - «Информационные технологии в коррекции недостатков внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях дефектолога»
Объект исследования: особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: процесс коррекции внимания старших дошкольников с ЗПР посредством использования информационных компьютерных технологий.
Цель исследования: теоретически изучить и практически исследовать процесс коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу.
2. Выявить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Составить комплекс компьютерных игр, направленных на коррекцию внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 
В исследовании приняло участие 13 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников, приложения.
К работе прилагается диск с разработанным комплексом компьютерных игр, направленных на развитие свойств внимания, предназначенных для использования в ходе непосредственной образовательной деятельности на занятиях дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из важнейших задач в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и, предъявляемым к школьной программе требованиям ФГОС, является развитие психических процессов детей, главным образом, внимания и его отдельных свойств.
Особенно данная проблема становится актуальной в отношении детей с ЗПР.
Для её решения было проведено теоретическое и практическое исследование. Теоретическая часть исследования позволила охарактеризовать особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая часть исследования была направлена на разработку комплекса компьютерных игр, направленного на коррекцию недостатков внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, который рекомендуется к использованию дефектологом в непосредственной образовательной деятельности. Для эффективного составления данного комплекса было проведено исследование посредством подобранного комплекса методик, направленного на диагностику уровня сформированности и выявление особенностей внимания старших дошкольников с ЗПР.
В результате проведенного исследования было подтверждено положение о том, что дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на коррекцию и развитие всех свойств внимания, а для более эффективной коррекционной работы целесообразно включить в образовательный процесс использование ИКТ.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 1997. - 224 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие / Н. Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
4. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.
5. Глушкова, Е. К. Гигиенические требования к занятиям дошкольников [Текст] / Е. К. Глушкова, Л.А. Леонова и др. // Информатика и образование. - 1996. - №6. - С. 102 - 104.
6. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст], [Таблица]: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2013. - 288 с.
7. Жаренкова, Г. И. Специфика учебной деятельности. Дети с ЗПР [Текст] / Г. И. Жаренкова // М.: Педагогика - 1984. - С. 135-151.
8. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
9. Кудымова, И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] / И. Г. Кудымова // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь, 2015 г.). - Казань: Бук - 2015. - С. 123 - 124.
10. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
11. Лебединская, А. А. Детская психология [Текст]: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / А. А. Лебединская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
13. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 464 с.
14. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст]: учеб. пособ. Для студентов пед. ин-тов. / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.
- 416 с.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов /
А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
16. Малышева, М. А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст] / М. А. Малышева // Специальное образование.
- 2017. - №9. - С. 127 - 130.
17. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е. М. Мастюкова; под ред. А. Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
18. Международный образовательный портал MAAM.RU[Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-informaciono- kompyuternyh-tehnologii-v-korekciono-razvivayuschei-rabote-uchitelja- defektologa-s-detmi-s-zpr.html
19. Международный образовательный портал МААМ.КЛ [Электронный ресурс] // http://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-vnimanija- detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoi-psihicheskogo- razvitija.html
20. Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С. 53 - 57.
21. Немов, Р. С. Психология [Текст] / учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. - 4-е изд., - Кн. 3: Психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 640 с.
22. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. - 4-е изд., - Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
23. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст]: учеб. для студентов учр. высш. проф. образования / И. А. Никольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 144 с.
24.Обухова, Е. Ю. Нарушения внимания у детей с особенностями развития [Текст] / Е. Ю. Обухова, Т. А. Строганова, В. В. Грачев // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 61-70.
25.Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой [и др.]. - М.: Просвещение, 1981. - 119с.
26. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / сост. Е. В. Доценко. - 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Учитель, 2007. - 297 с.
27. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
28. Психология детей дошкольного возраста, развитие познавательных процессов [Текст] / Т. В. Ендовицкая [и др.]; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М.: Издательство «Просвещение», 1964. - 352 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
30. Соломахина, Т. Н. Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Т. Н. Соломахина, И. М. Михалева, Е. В. Шевченко // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 496 - 498.
31. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya- pedagogika/2018/08/02/ispolzovanie-ikt-tehnologiy-v-neposredstvenno
32. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2017/11/12/ispolzovanie-ikt-v- obuchenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo
33. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. Пособие / Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
34. Специальная педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.
35. Специальная психология [Текст]: учеб пособие / В. М. Сорокин; под. Науч. ред. Л. М. Шипицыной - СПб.: «Речь», 2003. - 216 с.
36. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: учеб. Пособие / Л. Д. Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
37. Студопедия [Электронный ресурс] //
https://studopedia.ru/9_21267_informatsionnie-tehnologii-v-spetsialnom- obrazovanii.html
38. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
39. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. пед. факульт. / Г. В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
40. Шилова, Н. Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений [Текст] / Н. Т. Шилова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С.141-143.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ