Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития гражданской позиции будущих учителей
1.1. Гражданская позиция будущего учителя как актуальная проблема
теории и методики профессионального образования 11
1.2. Теоретико-методическая основа развития гражданской позиции
будущих учителей 21
1.3. Практико-ориентированная модель развития гражданской позиции
будущего учителя 34
1.4. Педагогические условия развития гражданской позиции будущего
учителя 46
Выводы по первой главе 56
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию гражданской позиции будущих учителей
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы развития гражданской позиции
будущих учителей 59
2.2. Особенности реализации педагогических условий успешного развития
гражданской позиции будущих учителей 74
2.3. Результаты проведения экспериментальной работы 84
Выводы по второй главе 95
Заключение 96
Библиографический список
Актуальность задачи становления гражданского сознания у студенческой молодежи является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с потребностями стабильности и преемственности, консолидации и социального согласия в нем. Данная задача не может быть приоритетна только для государства или определенных политических сил, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общего развития. В этом плане образование является одним из важнейших институтов, формирующим ценностные ориентиры гражданина. Поэтому развитие гражданской направленности скрыто или явно присутствует в образовательном процессе. Проблема формирования гражданской позиции не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Прогрессивные мыслители прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по гражданскому воспитанию молодого поколения.
Очень важным представляется акцентирование внимания на становлении гражданских ценностей молодежи в современном мире. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что в нашей стране на рубеже XX- XXI веков произошла резкая смена ценностей модели общественного развития, которая привела к социальному беспорядку и дефициту согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Из этого следует то, что роль образования в развитии гражданской позиции молодого поколения очень возросла.
Актуальность формирования гражданской позиции у студентов нашла свое отражение и в содержании Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.», а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ», «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования». В нем указывается, что формирование гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине признается одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Необходимость воспитания социальной активности, а, следовательно, и активной гражданской позиции личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от студентов- будущих специалистов наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Наряду с этим, современное высшее образовании ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека, то есть такого профессионала, который, вне зависимости от его культурных и национальных качеств, готов и способен сочетать в себе образованность, духовность, интеллигентность, нравственную воспитанность.
Современные задачи становления ответственного гражданина России требует подходов в образовании как в содержании, так и в методике преподавания. Студентам необходима особая подготовка в области гражданского воспитания, основанная на реалиях современной России. Тема диссертационного исследования актуальна не только с позиции педагогического взгляда, но и с ряда других наук политологии, психологии и т.д.
Изучение литературы перечисленных авторов позволило нам рассмотреть различные аспекты проблемы развития гражданской позиции будущих учителей и констатировать, что в научно-педагогической теории и практике эта проблема не получила должного обоснования и развития и существует необходимость преодоления некоторых противоречий:
• между потребностями современного рыночного общества в высококвалифицированных специалистах, способных четко выражать свою гражданскую позицию, и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями вузов в подготовке будущих специалистов;
• между необходимостью создания целостной модели развития гражданской позиции будущих учителей и ее недостаточной теоретико-методической разработанностью;
• между существующими требованиями к качеству знаний будущих специалистов и недостаточным содержательно- методическим обеспечением процесса подготовки будущего учителя.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и реализации практико-ориентированной модели развития гражданской позиции будущего учителя.
Объект исследования : гражданское образование будущего учителя.
Предмет исследования : педагогическое обеспечение развития гражданской позиции будущего учителя.
Гипотеза исследования :
1. Теоретико- методологическим обоснованием развития гражданской
позиции будущего учителя является интеграция аксиологического (рассмотрение личности как высшей ценности общества), андрагогического (раскрытие педагогических закономерностей), социально-ориентированного (обеспечение возможности моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствие с ФГОС) подходов.
2. Процесс развития гражданской позиции будущего учителя можно представить в виде модели, состоящей из мотивационно- ценностного, когнитивного, деятельностно-поступочного, контрольно блоков как составляющих развитие гражданской компетенции будущего учителя.
3. Эффективность реализации модели подготовки будущего учителя к развитию гражданской позиции должно зависеть от комплекса педагогический условий : создание мотивации достижения у студентов в вузе в процессе учебной деятельности , использование воспитательного потенциала медиаконтента в формирование ценностных ориентаций,.
Цель работы достигается за счет постановки и решения ряда основных задач :
1. Провести теоретико- методический анализ состояния проблемы развития гражданской позиции будущих учителей для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективы развития .
2. Спроектировать практико-ориентированную модель в соответствии с ФГОС ВО и внедрить в образовательный процесс высшей педагогической школы.
3. Выявить и верифицировать в ходе экспериментальной работы проверки комплекса педагогический условий гражданской позиции будущего учителя.
Научная новизна исследования:
1. Теоретико- методической основой модели развития гражданской позиции выбрана интеграция аксиологического, андрагогического, социально-ориентированного подходов, обеспечивающая ее методологическую многоуровневость, что обеспечивает целостность образовательного процесса.
2. На основе интеграции аксиологического, андрагогического, социально- ориентированного подходов спроектирована модель развития гражданской позиции будущего учителя включающая следующие структурные компоненты: мотивационно- ценностный, содержательный, организационно- исполнительный и оценочно-результативны.
3. Определен и обоснован комплекс педагогический условий, обеспечивающий эффективную реализацию модели развития гражданской позиции будущего учителя, и включающий : а) интеграция знаний из разных областей наук; б) создание мотивации достижения у студентов в вузе в процессе учебной деятельности.
4. Теоретическая значимость заключается в следующем :
• исследована проблема развития гражданской позиции будущего учителя на теоретико- методическом уровне, создающем основу для его практического использования в условиях современного высшего образования;
• выявлена структура развития гражданской позиции будущего учителя;
• обоснованы педагогические принципы развития гражданской позиции будущего учителя;
• разработаны этапы развития гражданской позиции будущего учителя.
Практическая значимость:
• в направленности результатов обучения по развитию гражданской позиции будущих учителей на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических вузах;
• в определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач развития гражданской позиции будущего учителя.
Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы при разработке научно-методических пособий для освещения проблемы развития гражданской позиции будущего учителя при создании курсов по выбору, а также в системе повышения квалификации работников образовательной среды.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Теоретико-методологической основой развития гражданской позиции будущего учителя является интеграция аксиологического, андрагогического, социально-ориентированного подходов, спецификой которых является : а) процесс который позволяет рассматривать студента как сложную интегративную личность, детермированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции; б) актуализация потенциалов на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; в) влияние исследования и построения образовательного процесса , которое обеспечивает возможность моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВО, предъявляющими заказ на будущего педагога, принимающего общественно значимые ценности как личные, проявляющего социальную инициативу.
2. Практико-ориентированная модель состоящая из мотивационно-ценностный , содержательный, организационно- исполнительный и оценочно-результативны.
3. Эффективность реализации модели развития гражданской позиции будущих учителей, обеспечивается комплексом педагогических условий: а) создание мотивации достижения у студентов в вузе в процессе учебной деятельности; б) использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентаций.
Этапы исследования
Первый этап ( январь 2017 - июнь 2017). Осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования. Изучалось и анализировалась отечественная и зарубежная литература, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.д) и его понятийное поле, проводился констатирующий этап эксперимента.
Второй этап (январь 2018 - июнь 2018).Разработка содержания и методики формирующего эксперимента, опытно- поисковая работа по формированию гражданской позиции будущих учителей, диагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий развития гражданской позиции будущих учителей.
Третий этап (июль 2018 - февраль 2019). Связан с завершением опытно- поисковой работы. Осуществлялась формулировка выводов, систематизация и обработка результатов исследования, внедрение в практику разработанной модели.
Теоретические методы :
а) изучение нормативно-правовых документов в области образования; б) историко-педагогический анализ использовался для определения состояния проблемы формирования гражданской позиции будущего учителя; в) теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийно- терминологический анализ философской и психолого- педагогической литературы применялся для характеристики терминологического поля проблемы; д) моделирование использовалось для построения модели формирования гражданской позиции будущего учителя.
Эмпирические методы :
а) организация констатирующего этапа опытно- поисковой работы по определению начального уровня сформированности гражданской позиции будущего учителя; б) проведение формирующего этапа эксперимента по практической реализации педагогических условий успешного развития гражданской позиции будущего учителя; в) организация опытно- поисковой проверки действенности выделенного комплекса педагогических условий; г) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.
Личное участие автора в получение результатов определяется разработкой ведущих положений исследования, общего замысла, методики проведения опытно-поисковой работы по данной проблеме, непосредственным участием в опытно-поисковой работе и получении эмпирических данных, теоретическом обобщении и интерпретации полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций статей в журналах, рекомендованных РИНЦ для отражения основных результатов диссертационного исследования: Статья «Формирование гражданской позиции студентов вузов как педагогическая проблема» опубликована в IV Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: от теории к практике»(Чебоксары, 2018, статья «Теоретико-методическая основа развития гражданской позиции будущего учителя» опубликована в ХХХУШ международной научно-практической конференции « Наука в современном мире»(Киев, 2019), статья «Педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя» опубликована в научно практическом электронном журнале «Аллея науки» (Томск, 2019)
Структура работы : Работа состоит введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Настоящее исследование посвящено, определению и обоснованию траектории развития гражданской позиции будущего учителя. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие гражданской позиции будущего учителя будет осуществлять на основе интеграции педагогических подходов. Цель исследования позволила показать траекторию развития гражданской позиции будущего учителя в виде практико-ориентированной модели, которая включала в себя: мотивационно-целевой компонент; содержательный компонент; организационный-исполнительный компонент; оценочно-результативный компонент.
Успешность реализации практико-ориентированной модели зависит от педагогических условий.
Для решения ряда поставленных задач проведен теоретико-методический анализ научной литературы, который позволил определить состояние проблемы развития гражданской позиции, выяснили такие понятия, как « гражданская позиции», « гражданское образование», «структура гражданской позиции будущих учителей». Гражданская позиция- это интегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, направленности качества личности, отражающее социально обусловленное отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане. Гражданское образование представлена как система воспитания и обучения личности, которая предусматривает развитие гражданской позиции и обретения опыта гражданской деятельности в системе непрерывного образования. Активная гражданская позиция - осознанное участие личности в жизни общества, отражающее ее сознательные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении
личностных и общественных интересов. Структуру гражданской позиции будущих учителей составляет познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий компонент. Познавательный компонент включает: формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности. Мотивационно-ориентировочный компонент характеризуется отношением личности к событиям, людям, самому себе, которые опосредованы системой нравственных норм, Поведенческий — характеризуется реальным поведением личности, ее умением соблюдать правила и выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие рассмотренных компонентов личности тесно связано между собой, поскольку одни рассматриваются как единое целое.
Такая проблема как, развитие гражданской позиции будущего учителя, требует четкого теоретико-методического обоснования, основой исследования нами были выявлены интеграция: аксиологического подхода - стратегия исследования направленная на рассмотрения студента в образовательном процессе как сложную интегративную личность, детерминированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции; социально-ориентированного подхода стратегия исследования, которая обеспечивает возможность моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВО, предъявляющим заказ на будущего педагога, принимающего общественно значимые ценности как личные, проявляющие социальную инициативу; андрагогического подхода - стратегия обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.
Основополагающим замыслом практико-ориентированной модели развития гражданской позиции будущего учителя является взаимосвязь двух составляющих : социокультурного пространства, характеризующего внешнее неподконтрольные макрофакторы, и образовательного профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. Практико-ориентированная модель включала в себя следующие компоненты: 1) социальный заказ общества; 2) требования Федерального государственный образовательного стандарта высшего образования; целостная образовательная структура; профессиональная компетентность преподавателя. Мотивационно-целевой компонент практико-ориентированной модели (ближайшая цель, перспективная цель) разрабатывался с учётом научного прогнозирования продвинутого уровня сформированности гражданской позиции будущего учителя.
Инструментальную основу любого процесса составляют принципы, находящиеся в состоянии логической взаимосвязи с перспективной целью, заданные ее формулировкой: нравственная рефлексия (переосмысление и анализ личностью содержания собственного сознания и направленности социально-профессиональных усилий с позиции объективных нравственных ценностей современного общества); педагогическая фасилитация (процесс облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося) ; свобода личного выбора и ответственности за него (сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть). Спецификой содержательного компонента является интеграция социально-педагогического модуля (внутренние мотивы и стимулы восприятия идей развития гражданской позиции , ценностно-смысловые аспекты в содержании будущей профессиональной и социальной деятельности), когнитивно-информационный модуль(общие представления о форме и содержании развития гражданской позиции , включающие в качестве обязательных элементов теоретико-методологический , нормативно-правовой конкретно-исторический аспекты). Организационно -исполнительный модуль приводит в соответствие, обеспечивает согласованность действий участников образовательного процесса и технологизацию педагогического процесса, позволяющие логически последовательно, поэтапно, достичь поставленных целей. Оценочно-результативный компонент включает в себя уровни сформированности : достаточный, средний, продвинутый.
Проведенная опытно-поисковая работа показала, что практико-ориентированная модель может быть успешно реализованная лишь при наличии педагогических условий : 1) создание мотивации достижения у студентов в вузе в процессе учебной деятельности ( определяется целями, потребностями и мотивами, а особенности у каждого студента зависят от их сочетания: от того, какие цели ставятся, насколько осознаются те или иные потребности, у кого какие побуждения возникают, от того, на что направленные мотивы. Очевидно, о сформированности мотивации достижения можно говорить в том случае, когда развиты все ее основные компоненты и признаки) ; 2) использование воспитательного потенциала медиаконтента в формирование ценностных ориентаций предполагает в первую очередь формирование критического мышления и так называемой « критической автономии» аудитории. Критическое мышление по отношению к медиаконтенту - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку функционирования медиа в социуме и медиаконтента в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.
Опытно-поисковая работа проводилась с участием студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Всего в опытно-поисковой работе приняло участие 200 студентов. В ходе проведения опытно-поисковой работы, которая проходила в три этапа (констатирующий направленный на выявление существующих отношений, констатацию реального состояния исследуемого объекта, формирующий этап активное воздействие на исследуемый объект с целью проверки успешности выдвинутой гипотезы, обобщающий этап позволяющий изучить состояние исследуемого объекта после осуществления целенаправленного воздействия, а также проанализировать и интерпретировать полученные результаты ). Выделялись критерии сформированности гражданской позиции, такие как, когнитивный, аффективный, поведенческий, а также уровни сформированности начальный, средний и достаточный.
На констатирующем этапе проведен нулевой срез. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что в проверенных группах нет студентов, имеющих высокий уровень развития гражданской позиции. На среднем уровне развития находятся 29,6 % студентов ЭГ - 1, 28,6% студентов ЭГ - 2, 33,3% студентов группы ЭГ - 3 и 27% студентов группы КГ. Количество студентов, имеющих достаточный уровень сформированности коммуникативной образованности, составило: ЭГ - 1 - 70,4%, ЭГ - 2 - 71,4%, ЭГ - 3 - 66,7% и КГ - 73%.
Для успешной реализации комплекса педагогических условий на формирующем этапе определены интерактивные методы, такие как имитационные дидактические игры, аксиологические задачи и задания , творческие и социальные проекты. Особенности реализации педагогических условий определялись с учетом социального заказа, требованиям ФГОС ВО, что позволило сконструировать методику, обеспечивающую комплексное развитие гражданской позиции будущих учителей в интегрированном пространстве педагогического вуза.
На заключительном этапе опытно-поисковой работы результаты контрольного среза подтвердили повышения, по сравнению с нулевым срезом опытно-поисковой работы по сформированности гражданской позиции будущих учителей: В ЭГ-1 преобладает средний уровень- 50 %, в ЭК-2-36,8%, ЭГ-3-42,6%, увеличилось число студентов, находящихся на продвинутом уровне их прирост, по сравнению с начальным уровнем, составил в ЭГ-1,ЭГ-2,ЭГ-3 - 22,3%, сократилось количество студентов, находящихся на достаточном уровне, по сравнению с нулевом срезом, составил : 32,7 % в проверяемых группах. В КГ изменений не произошло. На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что существенные позитивные изменения произошли в ЭГ-1, где проверялось первое педагогическое условие, в ЭГ-2 второе педагогическое условие, ЭГ-3 первое и второе педагогическое условие, в этих группах проверялся комплекс педагогических условий. Изменения не только наглядные, но и статистически значимые.
Сравнительный анализ и проверка полученных результатов с помощью статистических методов позволяет считать, что произошедшие в опытно-поисковой группах изменения в уровнях сформированности гражданской позиции не случайны, они являются следствием комплексной реализации педагогических условий спроектированной нами практико-ориентированной модели и способствуют достижению цели : развитию гражданской позиции будущего учителя.
В то же время итоги исследовательской работы позволяют констатировать тот факт, что исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы и что существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми являются: изучение интенсивности развития гражданской позиции; дальнейший поиск педагогических условий развития гражданской позиции; разработка альтернативных методик определения уровня сформированности гражданской позиции будущего учителя. С точки зрения этих направлений мы будем продолжать дальнейшее исследования
1. Ананьев, Б.Г. О проблеме современного человека знание [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: Наука,1977.- 380 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности [текст]/ А.Г. Асмолов - М, 2000.¬180 с.
3. Асмолов, А.Г Деятельность и установка[текст]/ А.Г. Асмолов - М, 1979.- 74 с.
4. Бадмаев, Б.Ц . Психология в работе учителя : В 2 кн. Кн.2: Психология практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. [Текст]/ Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 160 с.
5. Болотина Е. Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы / Е. Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. Том 15. — С. 123-127.
6. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст]//Сознание личности в кризисном обществе. - М.,2002.-133
7. Бордовская, Н.В. Педагогика[Текст]/ Н.В. Бордовская, А.А.Реан.- Спб.:Питер, 2001.- 304 с.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Проблема психологического развития ребенка. // Под ред.А.Н. Леонтьева, А.Р.Лурия. - М.: Изд-воАПН РСФСР, 1956.- 519.
9. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства[Текст]/ Габай, Т.В. - М.: Изд-во МГУ, 1988.- 256 с.
10. Глазырина, А.В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. ...канд. Пед.наук / А.В Глазырина. Йошкар-Ола, 2006.- 162 с.
11. Государственные образовательные стандарты в системе высшего образования: теория и практика [Текст]/ Сб. ст. / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова.- М.: Изд-во стандартов, 2002. - 174 с.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ( Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2016 года).- М.,2016.- 24 с.
13. Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева. // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко¬культурного наследия / [Сост. С. А. Тихомиров.]. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — 686 с.
14. Домбек С. О. Понимание гражданской позиции будущими педагогами /
С. О. Домбек, Н. В. Лебедева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого¬
педагогические науки. — 2014. № 5. — С. 381-387.
15. Днепров,Э.Д. Образование и политика: Новейшая политическая
история российского образования/ Э.Д. Днепров. - Т. 2.2006.- 520.
16. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской
позиции будущего учителя: дис... док. пед. наук.: 13.00.00.
«Педагогические науки» // Е. А. Казаева. Челябинск, 2010. — 420 с.
17. Кон, И.С. Как постороить своё «Я»: [Текст]/ И.С. Кон.- М.: Просвещение, 2010.- 496 с.
18. Краевский, В.В. Воспитание или образование? [Текст]// Педагогика. - 2001.- № 3.3-10 с.
19. Корниенко Е. Р. Новиков Н. И. и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования / Е. Р. Корниенко. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. № 65. — С. 408-414.
20. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике.- Ростов-на- дону.:ИПО ПИ ЮФУ, 2009.-328
21. Куштым, Е.А. Смыслы, ценности, нормы, в бытие человека, общества,
государства : региональная научно-практическая конференция//
науч.ред.: Куштым Е.А.- Челябинск: Изд-во Рекпол,2009.-256 с.
22. Курбатова, Л.М.Проектная деятиельность студента как технология освоения информационной культуры будущего специалиста /Информатика и образование.- 2008.- №1.-114-116 с.
23. Куруленко, Э.А. Развитие креативности студентов в процессе обучения // Тезисы. Доклады.- Самара: Изд-во КптИ, 1991.-159-168 с.
24. Линевич, Л.В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. ...кпнд.пед.наук. / Л. В. Линевич. Калининград, 2002.- 258 с.
25. Левин, Б. Трудовой семестр/ Б.Левин, Ю. Гримальская, В. Ручкин// Высшее образование в России.- 2002.-№ 6.-57-61 с.
26. Литвениц, С. Ставка на молодежь /С. Литвениц, С.Фомин/ Высшее образование в России.- 2006.-№3.-63-66 С.
27. Матевосян, Н.М. Философско-социальные подходы к изучению
ценностных ориентаций личности: учебно-методические пособие/ Н.М.Матевосян.- М. РГБ, 2009.-328 с.
28. Матвеева, Е.В. Социальная активность, профессиональные , культурные и нравственные ценности учащихся/ Е.В. Матвеева.- Улан- Удэ: ВСГАКИ, 2006.-234 с.
29. Миллер С. В. Особенности формирования гражданской
ответственности учащейся молодежи / С. В. Миллер, Е. В. Крутых. // Современные наукоемкие технологии. — 2013. № 7 (2). 185-187 с.
30. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов ВУЗа как социально-педагогическая проблема / Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. № 2 (58), Т. 1. 110-114 с.
31. Мудрик, А.В. социализация и воспитание/ А.В. Мудрик.-М., 1997-356 с.
32. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии/ Р.С. Немов. - М.:ВЛАДОС , 2003.- 688 с.
33. Никитина, Е.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению
дифференциацией образования. / Е.Ю. Никитина.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2000.-144 с.
34. Никитина, Е.Ю. Теоретико- методические подходы к проблеме
подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования.: моногр. / Е.Ю. Никитина.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2000.-101 с.
35.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук . Институт русского языка им. В.В. Виноградова[Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Азбуковик, 1999.-944 с.
36. Орлов, И.Б. Политическая культура России ХХ века : учебное пособие/ И.Б. Орлов, М.А. Кращенко.- Сергиев Посад, Московская область.: СПГИ, «Духовность», 2008.-336 с.
37.Орляновский, В.Ю. Социокультурная среда города и воспитание молодежи : учебное пособие для педагогических работников высших учебных заведений / В.Ю. Орляновский.- Санкт Петербург: Центр Центр информатизации образования «КИО», 2007.-184 с.
38. Панкратов , А.В. Мировоззрение современного молодого человека / А.В. Панкратов, Е.Д. Дерябина, Л.В. Фесенкова [Текст]// Экология и жизнь.- 2005.- № 3- 32-34 с.
39. Панов, А.М. Социальная педагогика в России : Состояние и
перспективы [Текст]// Социальная работа.- 1992.- Вып.6.-40-48 с.
40. Перепеча H. H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н. Н. Перепеча. // Вестник университета (ГУУ). — 2010. № 17. — С. 86-87.
41. Реутов, С.И., Кобелева, В.Г. Десятилетие социальности «социальная работа» и практика подготовки специалистов в Пермском государственном университете [Текст]// Новые социальные технологии.- Пермь, 2002.- 3-9 с.
42. Ростовская Т.К. Социальные технологии государственной поддержки молодой семьи [Текст]// Безопасность Евразии.-2005.- № 3.-58-72
43. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя
к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.
44. Соколов, В.М. Социология нравственного развития личности/ В.М. Соколов.- М., 1996.-173с.
45. Станкевич, Л.П. Активность как мера деятельности личности / Л.П. Станкевич.- М., Вестник МГУ,1970, №6- 29-47 с.
46. Талызина, И.Ф. Формирование познавательной деятельности
учащихся[Текст]/ Н.Ф. Талызина .- М., 1999.- 36 с.
47. Татур, Ю.Г. Образовательная система России . Высшая школа [Текст]/ Ю.Г. Татур. - М., 2003. - 36 с.
48. Тесленко, А.В. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект [Текст]/ Alma Mater: вестник высшей школы.- 2005.- № 4. 26-29 с.
49. Усова, А.В. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков. Методические рекомендации для студентов и учителей школ[Текст]/ А. В. Усова - Челябинск: ЧГПИ, 1982.- 26 с.
50. Федоров, А.В Медиаобразование будущих педагогов: монография/ А.В. Федоров.- Таганрог : Изд-во Кучма, 2005.-396 с.
51. Федоров, А.В Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов/ А.В. Федоров.- Таганрог : Изд-во Кучма, 2004.-388 с.
52. Филин, С.А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия : дис. ...канд. пед. наук / С.А. Филин. Великий Новгород, 2005.-199 с.
53. Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности
с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Ю. И. Филимоненко. [Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой]. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 58-74.
54. Фром, Э. Душа человека [Текст]/ Э. Фромм. - М., 1992.- 63 с.
55. Худякова, Н.Л. Воспитывающая функция образования [Текст]: в помощь учителю / Н.Л. Худякова.- Челябинск: Уральский научн.-образ. Центр РАО, ЧелГу, 2000.- 60 с.
56. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных
стандартов. Проект «Стандарт общего образования / А.В Хуторской. - М., 2002.- 122 с
57. Хьелл, Л. Теория личности ( Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПБ.: Питер Ком, 1998.- 608 с.
58. Чернявская, М. Ценности и социально-политические установки
глазами российского и польского студенчества / М. Чернявская.- СПб: Изд-во Санкт-Петербурского гос. ун-та экономики и финансов, 2007.¬198 с.
59.Чичерина, Н.В. Медиаобразование в контексте изменяющейся
социальной реальности: монография / Н.В. Чичерина.- Архангельск: Поморский ун-т, 2008.- 260 с.
60.Чичикин, А.Т. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи: Монография / А.Т. Чичикин. - М. РГБ, 2004.- 238 с.
61.Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков.- М.: Логос. 2001.-320 с.
62. Шестопал, Е.Б. Политическая психология, культура и коммуникация: сборник / ред. Кол. Е.Б. Щестопал( отв. ред.) и др.- М.:РГБ, 2009.-47¬51 с.
63.Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач/ А.Ф. Эсаулов.- М.: Наука , 2002.-256 с.
64. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности// Э.Г. Юдин.- М. Наука, 1976. 256 с.
65. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция : методологические аспекты построения [Текст]/ Е.В. Яковлев, Н.О.Яковлева. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 239 с.