Совершенствование учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основания создания учебно-методического обеспечения для самостоятельной студентов СПО 7
1.1 Понятие самостоятельной работы в теоретической и методической
литературе, функции и виды самостоятельных работ студентов 7
1.2 Особенности учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях 12
1.3 Эффективность использования учебно-методического обеспечения
самостоятельной работы студентов 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. Разработка учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в процессе освоения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» 34
2.1 Состояние организации самостоятельной работы студентов в Челябинском профессиональном колледже 34
2.2 Результаты опытно-практической работы по оцениванию самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» 41
2.3 Учебно-методические рекомендации по заполнению рабочей тетради по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и
стандартизации» 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основания создания учебно-методического обеспечения для самостоятельной студентов СПО 7
1.1 Понятие самостоятельной работы в теоретической и методической
литературе, функции и виды самостоятельных работ студентов 7
1.2 Особенности учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях 12
1.3 Эффективность использования учебно-методического обеспечения
самостоятельной работы студентов 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. Разработка учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в процессе освоения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» 34
2.1 Состояние организации самостоятельной работы студентов в Челябинском профессиональном колледже 34
2.2 Результаты опытно-практической работы по оцениванию самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» 41
2.3 Учебно-методические рекомендации по заполнению рабочей тетради по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и
стандартизации» 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В России в современных социально-экономических условиях объективно усиливается потребность в самостоятельных и независимых людях, постоянно стремящихся к повышению своего профессионализма и мастерства, способных к опережающей подготовке и быстрой адаптации в любых условиях. Современного специалиста отличает способность опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, умение пользоваться уже имеющимися собственными ресурсами.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 68 о среднем профессиональном образовании говорит, что «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
В обществе требуются специалисты, способные к самостоятельной трансформационной деятельности, к самостоятельной профессиональной самореализации. Это делает необходимым найти внутренние резервы для насыщения образовательного процесса с помощью образовательной и методической поддержки, мы понимаем это как результат профессионального творчества учителей и как средство профессионального развития студентов.
Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления.
В настоящее время в системе образования, возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании основной профессиональной образовательной программы обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.
В федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям среднего профессионального образования, в документах федерального института развития образования заложены некоторые требования (указания) по организации самостоятельной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС):
• Образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
• Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
• Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
• Учебное заведение должно обеспечить, чтобы внедрить компетентностный подход, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерное моделирование, бизнес и ролевые игры, тематические исследования, психологические и другие тренинги, групповые обсуждения) в сочетании с внеклассные мероприятия по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
• Время на выполнение самостоятельной работы по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям не должно превышать 18 часов в неделю на студента.
Из вышеизложенного возникает противоречие между возрастающими потребностями на уровне независимости и активности среди выпускников среднего профессионального образования и отсутствием методологической поддержки самостоятельной работы студентов. Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей работы.
Цель работы - осуществить анализ теоретико-методического обоснования и разработать учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Объект работы самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Предмет работы - учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Задачи работы:
1) Изучить понятие самостоятельной работы в теоретической и методической литературе;
2) Проанализировать особенности учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях;
3) Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения содержания дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации»;
4) Проанализировать результаты опытно-практической работы по развитию самостоятельности у студентов профессиональной образовательной организации.
Методы исследования - изучение и анализ теоретической и методологической литературы, нормативно-методических документов и материалов, регулирующих профессиональную подготовку в учебном заведении среднего профессионального образования; изучение методологических разработок учителей профессионального образования, учебно-программная документация по дисциплинам профессионального цикла, творческие работы студентов; проведение испытаний, тестов, опросов.
Практическая значимость исследования - результаты исследования дополняют и развивают существующие подходы к организации самостоятельной работы студентов. Результаты нашей работы могут использоваться для преподавания дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Методологические основы - научные положения теории деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории активизации и мотивации учебной деятельности (А.К. Маркова, Д. Хамблин, П.И. Пидкасистый и др.); педагогические исследования в области организации и управления самостоятельной работой студентов (А.К. Маркова, Л.Г. Вяткин, И.С. Кашкин, М.Н. Кахтанов, И.Г. Костенко, З.И. Клычникова, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый и др.).
База исследования - исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинского профессионального колледжа».
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 68 о среднем профессиональном образовании говорит, что «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
В обществе требуются специалисты, способные к самостоятельной трансформационной деятельности, к самостоятельной профессиональной самореализации. Это делает необходимым найти внутренние резервы для насыщения образовательного процесса с помощью образовательной и методической поддержки, мы понимаем это как результат профессионального творчества учителей и как средство профессионального развития студентов.
Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления.
В настоящее время в системе образования, возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании основной профессиональной образовательной программы обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.
В федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям среднего профессионального образования, в документах федерального института развития образования заложены некоторые требования (указания) по организации самостоятельной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС):
• Образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
• Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
• Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
• Учебное заведение должно обеспечить, чтобы внедрить компетентностный подход, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерное моделирование, бизнес и ролевые игры, тематические исследования, психологические и другие тренинги, групповые обсуждения) в сочетании с внеклассные мероприятия по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
• Время на выполнение самостоятельной работы по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям не должно превышать 18 часов в неделю на студента.
Из вышеизложенного возникает противоречие между возрастающими потребностями на уровне независимости и активности среди выпускников среднего профессионального образования и отсутствием методологической поддержки самостоятельной работы студентов. Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей работы.
Цель работы - осуществить анализ теоретико-методического обоснования и разработать учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Объект работы самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Предмет работы - учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Задачи работы:
1) Изучить понятие самостоятельной работы в теоретической и методической литературе;
2) Проанализировать особенности учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях;
3) Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения содержания дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации»;
4) Проанализировать результаты опытно-практической работы по развитию самостоятельности у студентов профессиональной образовательной организации.
Методы исследования - изучение и анализ теоретической и методологической литературы, нормативно-методических документов и материалов, регулирующих профессиональную подготовку в учебном заведении среднего профессионального образования; изучение методологических разработок учителей профессионального образования, учебно-программная документация по дисциплинам профессионального цикла, творческие работы студентов; проведение испытаний, тестов, опросов.
Практическая значимость исследования - результаты исследования дополняют и развивают существующие подходы к организации самостоятельной работы студентов. Результаты нашей работы могут использоваться для преподавания дисциплины «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации».
Методологические основы - научные положения теории деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории активизации и мотивации учебной деятельности (А.К. Маркова, Д. Хамблин, П.И. Пидкасистый и др.); педагогические исследования в области организации и управления самостоятельной работой студентов (А.К. Маркова, Л.Г. Вяткин, И.С. Кашкин, М.Н. Кахтанов, И.Г. Костенко, З.И. Клычникова, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый и др.).
База исследования - исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинского профессионального колледжа».
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения.
Рассмотрена проблема самостоятельной работы студентов в теории и практике обучения. Установлено, что существуют различные подходы к пониманию самостоятельной работы. Выявлены особенности самостоятельной работы студентов в условиях современного образования, определяемые требованиями ФГОС СПО.
Проведен анализ учебной литературы, используемой в образовательном процессе для организации самостоятельной работы студентов, рассмотрены традиционные и новые подходы к организации самостоятельной работы.
Обоснован вывод о необходимости создания учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов - рабочей тетради по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации». Определены теоретико-методологические основы создания рабочей тетради, обеспечивающего организацию самостоятельную работу студентов по дисциплине, которые отвечают требованиям ФГОС СПО, требованиям к современным образовательным средствам, подходам и принципам, реализуемыми в современном образовании.
Разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» реализующая ряд функций. Она обеспечивает целостное представление об учебной дисциплине, характере самостоятельной работы и организующие внеурочную самостоятельную работу студентов по освоению дисциплины.
На основе рабочей тетради проведена опытно-практическая работа, подтверждающая предположение о повышения уровня самостоятельности студентов во внеурочное время.
Проведен анализ учебной литературы, используемой в образовательном процессе для организации самостоятельной работы студентов, рассмотрены традиционные и новые подходы к организации самостоятельной работы.
Обоснован вывод о необходимости создания учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов - рабочей тетради по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации». Определены теоретико-методологические основы создания рабочей тетради, обеспечивающего организацию самостоятельную работу студентов по дисциплине, которые отвечают требованиям ФГОС СПО, требованиям к современным образовательным средствам, подходам и принципам, реализуемыми в современном образовании.
Разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» реализующая ряд функций. Она обеспечивает целостное представление об учебной дисциплине, характере самостоятельной работы и организующие внеурочную самостоятельную работу студентов по освоению дисциплины.
На основе рабочей тетради проведена опытно-практическая работа, подтверждающая предположение о повышения уровня самостоятельности студентов во внеурочное время.
Подобные работы
- Документационное обеспечение управления заочного отделения инженерно-технического факультета ТувГУ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



