Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Работа №81666

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ 10
1.1. Основные понятия и принципы народной праздничной культуры 10
1.2. Народный праздник и его педагогическое значение 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА 42
2.1. Этнокультурная характеристика народов Казахстана 42
2.2. Традиционные праздники и обряды этносов республики 44
2.3. Деятельность сельского дома культуры по развитию и
сохранению праздничных традиций современности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сама природа заложила в нас органическую потребность в чередовании рабочих будней с днями отдыха. Яркие и оптимистические народные праздники - прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое событие действие и взрослых, и детей. Приходится с сожалением осознавать, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана и незаслуженно забыта. Не секрет, что и нам заново приходится изучать и знакомится со многими традиционными обрядами, которые передавались из уст в уста нашими прадедами. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые обязаны донести до подрастающего поколения историю нашего народа Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Изучение народных праздников - средство толерантности и интеграции народов мира. Казахстан, Россия - этот народы с богатейшей народной традицией и обрядовой культурой. Перед нами стоит задача - заинтересовать детей с помощью игровой ситуации, а впоследствии - и непосредственного участия в праздниках, и привить любовь к традициям своего народа, не дать растерять все достижения культуры всякого народа этноса, его огромный вековой опыт, накопленный и апробированный экологических условиях и в полном согласии с окружающей средой обитания. Городская жизнь в современном мире строится по иным ценностям. Многое из того, что было дорого в отношении между людьми теперь уже утрачено, и другие социальные ценности заняли свое место в духовной культуре человечества. Народная поговорка «сам погибай - а друга выручай» в наши дни не срабатывает в подсознании нынешней молодого поколения:
чаще сам за себя и каждый со своими проблемами. И они вовсе не способствуют сохранению национальных традиций. Мы закрыли себя небоскребами и брусчаткой от прикосновения к утренней росе на траве и не видим прелесть утреннего рассвета, зари. А какой бывает яркий закат, что глаз не оторвать! Вот что должен уметь увидеть наш сегодняшний ребенок в природе и прочитать, каким будут день завтрашний, и чем ему надо заниматься, природа сама подскажет, когда надо, надо лишь уметь правильно понимать и быть ближе к ней. Воплощение в жизнь традиций и обычаев наших предков, ориентируясь на их идеалы и ценности - эта копилка народной мудрости поможет нам современникам находить решения в различных ситуациях. Праздники не только открывают тайны народных традиций, но и дают нам толчок к творческому поиску инновационных форм и содержаний с опорой на древнечеловеческие святыни. Восстановление народных праздников, культуры - необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. Изучая свои истоки, мы лучше узнаем исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимаем мировую общность. Приобщаемся к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование методов воспитания личности на народной мудрости и ее богатейшего опыта дает возможность проявить себя как личность воспитанную и быть полезным народу и заслужить уважение и признание в обществе. Значимость традиционных праздников это упорядоченность, что позволяет не только выстраивать программу года, декады, да и всей жизни с учетом природных сезонов и семейно-родовых событий. Сейчас мы видим, что вызывает интерес у современного поколения - это способы и виды развлечений, изобретенных и широко используемых прародителями, когда-то игры, песни, карнавалы были составными элементами обрядов. направленных на общение с природным диким миром и налаживанием с ним взаимодействия, а сейчас они стали необходимостью в организации современных народных празднеств, лишенных прежней обрядовости. Мы возвращаемся к игре как развлечению, источнику беззаботности и веселости. Именно это качество фольклора обеспечивает ему существование в любой исторической эпохе с заявкой на вечность. Произведения устного народного творчества актуальны и сегодня, потому что создавались они людьми и для людей в расчете на многие поколения, и если долгое время из нашей памяти старались уничтожить все, что связано с достоинством прошлого, то невольно интуитивно несмотря на идеализацию технократического будущего, мы все равно возвращаемся к этим достижениям народной мудрости. Пример тому - интерес и востребованность традиционной народной культуры, полной творческих идей, богатого репертуара, внешней привлекательности и глубокого ее содержания. В наше время государством уделяется большое внимание сохранению и развитию культурного наследия народа своей страны. В Казахстане в крупных городах создаются и уже есть организации «Дом Дружбы», цель которых является организация и проведение народных национальных праздников, как основного казахского народа, так и проживающих на территории Казахстана национальностей, ежегодно проводятся фестивали, выставки.
Одним из значимых праздников, учрежденных Государством Казахстана, является 1 мая - день «Единства народа». Этот праздник широко отмечается во всех регионах нашей страны. Народные праздники - это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные духовного и эстетического развития людей. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Как убежден в своих высказываниях А. Хамидов, что «Сейчас много говорят и пишут о кризисе в системе воспитания и образования. Чтобы его преодолеть, надо знать, что привело к нему, каково его общее основание и каковы его общие причины. Только тогда, когда мы это хорошо знаем, мы можем и имеем право искать выход. Иначе из одного кризиса можно завести в другой, который может оказаться еще тяжелее нынешнего...» Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую играет народная культура в становлении личности и самосознания современного человека.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Народная культура становится для нас первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С.
Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Объект исследования - народные празднества и обряды как компонент народной художественной культуры.
Цель исследования - теоретическое обоснование необходимости возрождения народных празднеств и обрядов в современных условиях, необходимость государственной поддержки в сфере народной художественной культуры и важность воспитательного компонента.
Предмет исследования: процесс приобщения современников к народным праздничным традициям в сельском Доме культуры.
Гипотеза: мы предполагаем, что проведение традиционных народных праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы народной культуры, будет способствовать более эффективному приобщению современной детской и взрослой аудитории, что играет весомую роль в становлении личности и национального самосознания человека.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить природу и духовное начало народных праздников;
3) определить особенности приобщения дошкольников к народному календарю;
4) изучить средства приобщения дошкольников к народной культуре;
5) провести эксперимент в условиях детского сада;
6) провести анализ результатов эксперимента и сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.
Для решения поставленных задач мы использовали теоретические и практические методы: анализ литературы по теме исследования, беседа, интервью; тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Среди многочисленной специальной и популярной литературы по данной теме, на которую мы опирались в данном исследовании, наибольшее значение имеют работы И.И. Шангиной «Русские дети и их игры», «Русский праздник», «Русские традиционные праздники», которые целиком посвящены русским праздникам. Большой интерес представляет работа Ф.А. Ходжаева «Календарные народные праздники», в которой кроме ценной информации в целом о народных праздниках, дается анализ древнерусских языческих ритуалов. Календарным праздникам посвятил свою работу «Народный календарь» А.А. Проскурин, который расположил праздники и соответствующие им обряды в календарном порядке, для более удобного пользования. В книге Т. Артемовой «Православный народный календарь» можно найти сведения о том, как праздники, учрежденные православной церковью, смешались с древними языческими обрядами и обрели неповторимый, яркий национальный облик.
Очень многое о зимних обрядах русского народа можно узнать из работы автора Л.Н. Виноградовой «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян» и автора В.И. Чичерова «Зимний период русского земледельческого календаря».
Важная информация по проведению и оформлению народных праздников была получена из работы В.В. Ищука и М.И. Нагибиной «Народные праздники». Подобного рода работа авторов А.Ф. Некрыловой и П.В. Шейна приглашает совершить увлекательные путешествия - побывать на праздниках, повеселиться на деревенских посиделках, попеть колядки, познакомиться с таинством крещенских девичьих гаданий.
Авторы используемой литературы увлекательно рассказывают о том, как наблюдательный русский народ с давних пор подмечал закономерности в явлениях природы и передавал их от поколения к поколению. Но лишь часть этих уникальных знаний дошла до нас в виде примет и поверий.
Тема «Народная праздничная культура и ее педагогическое значение» близка мне по духу, потому что это напрямую связано с моей работой в сельском клубе. Сельская местность имеет небольшое по количеству населения, но у нас в клубе работают кружки художественной самодеятельности, женский вокальный коллектив исполняет народные песни, танцевальный коллектив - народные танцы. Мы также занимаемся и с детьми школьного возраста. Вовлекая население в художественную самодеятельность, мы также проводим народные праздники и гуляния, тем самым сохраняем и даем развитие народным традициям на местном уровне. Наши самодеятельные коллективы - неоднократные участники районных, областных фестивалей и конкурсов народного творчества, за что имеются награды и дипломы. Считаю, что развитие и сохранение культурного наследия народа - одна из важнейших задач Государства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История праздничной культуры начинается с того момента, когда в жизнь человеческого общества вторгается понятие времени, и время как таковое становится предметом осознания, поэтому появление праздника представляет собой длительный процесс. Праздники были во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, так как они являлись необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, т.е., включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.
Праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в социуме в конкретно исторических условиях при поступательном историческом развитии. С течением времени праздничная культура переживает определенные изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов трансформации, достаточно стабильны, даже консервативны, другие обладают большей ориентированностью на новации в той или иной степени подвержены внешним и внутренним воздействиям. Праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразие по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры. Проведенный анализ понятий традиционная культура, праздник, праздничная культура позволил нам сформулировать собственное понимание концепта традиционная праздничная культура как комплекса праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религию, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.
Народный праздник - совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники - одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми установками) времяпрепровождения.
Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.
Современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Народный праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации. Коллектив - основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа.
Функции народных праздников: развивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая, рекреативно-оздоровительная. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Народный праздник создает возможность формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают человека, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы люди хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Праздник - целостная система художественных образов. У каждого народного праздника своя история, отражающая историю Отчизны. Значимость праздников, невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества - обрядов, ритуала, традиций и т.п.
Таким образом, современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, воспитание истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого - с изучения традиций, праздников и обрядов. С ранних лет, необходимо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности огромная, потому что будущее - в подрастающем поколении.
Сегодня многие из нас мечтают получить высшее образование, накопить денег и иметь другие материальные блага. Но далеко не все смогут стать хорошими людьми. «Добро вечно, тогда как величие и слава временны. Добро образует основу для духовной жизни. Заслужить доброе имя можно только служением другим. Поэтому надо стремиться быть хорошим, а не великим».



1. Базылова А. К. Программа «Рухани жангыру» — взгляд в
будущее [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: /ru. bilimainasy .Кг/?р=5306.
2. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1. - С. 15-18.
3. Башкирова Д. Г., Дородько З. В. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр.сб.ст.по мат. междунар.студ.науч.- практ.конф.№9-10(16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: // nauchforum. ru/archive/MNF_humanities/9-10(16)pdf
4. Бобрихин А. А. Традиционная народная культура и школа:
сборник статей, тезисов и методических разработок. Материалы
конференции «Традиционная народная культура и школа» Екатеринбург, 23-25 марта 1998г. - Свердловский областной Дом фольклора Екатеринбург, 1998.
5. Богатырев О. Этнос, народ, нация, национальность. Разница
понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ru.m.wikipedia.orq/wiki/Народ.
6. Болтабаев М. Х. Современная художественная культура Какзахстана: гносеология, ментальность, приемственность, перспективы / М.Х. Болтабаев. - Алматы: РНПЦК, 1997.
7. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
8. Волков Г. Этнопедагогика. Учеб.для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Г.Волков. - М.: ИЦ «Академия», 1999 - 168с.
9. Все о праздниках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: turizmik.ru/flow... vse-o-prazd-nikah.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal
11. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.
12. Диваев А. А. Киргизкие причитания по покойнику // Известия общества истории, архиологии этнографии при казанском университете. - 1898. - вып.5- с. 559.
13. Иванов В. В. Культурная антропология и история культуры / В.В. Иванов. - М.,1989.
14. Информативно-правовая система нормативных актов
Республики Казахстан. Об утверждении Концепции развития домов дружбы Ассамблеи народа Казахстана. ИПС «Эдшет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: adilet.zan.kz/rus/docs/p1400000580.
15. Иорданский В. Б. Этнос и нация // Мировая экономика и международные отношения. -1992. - №3. - с. 72-90.
16. Казахские национальные праздники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: te male-happies.com.
17. Керимсан Жубатканов руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жангыру» Казахско-русского
Международного Университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.matritca.kz/ hews/54514-prezidentskaya-proqramma-ruhahi- zhayru-eto-novyy-etap-v istcheskom-razvitii-sovrmennoqo-Kazahstan.htm.
18. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д.
Маханева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.
19. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
20. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.
21. Лаврикова И. Н. Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №2 (217). - Вып. 20. - с.74-78.
22. Лекция Шри Сатья Саи Баба. Обучение человеческим ценностям. Выступление на конференции по образованию 20 ноября 1993года.
23. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - Москва: Детская литература, 1988.
24. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. - М., 1978.
25. Майны Ш. Б., Чооду О. А. Традиционная праздничная культура: понятие и сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-prazdnichnaya-kultura-ponyatie- i-suschnost
26. Мустафина Р. М. Представление, культы, обряды у казахов / Р.М. Мустафина. - Алма-ата: «Казак университет!», 1992. - 176 с.
27. Ованесян Л. Г. Где ярмарка там и праздник. По следам народных традиций: учебно-меодическое пособие / Л.Г. Ованесян (Чайка). - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2018 - 149с.
28. Ованесян Л. Г. Традиционные праздники народов Южного Урала (весеннее-летний цикл): методическое пособие / Л.Г. Ованесян (Чайка). - Челябинск, 2018. - 110 с.
29. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/
30. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. Снегирев. - Вып.1. - М., 1837.
31. Традиции и обычаи казахского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bilu.kz/obychay.php
32. Фролова А. В. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127¬128.
33. Хамидов А. Я и общество / А. Хамидов. - Алма-Ата: «Казахстан», 1989. - с. 272.
34. Хрипунова Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.
35. Христова Е. Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84.
36. Ысаков М. Народный календарь / М. Ысаков. - ТОО Издательство «Жазушы» Республики Казахстан. - С.134-135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ