Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки обучающихся в профессиональной образовательной организации 6
1.1. Виды дидактических средств обучения в профессиональной
образовательной организации 6
1.2. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения в
профессиональной образовательной организации 13
1.3. Технологии применения рабочих тетрадей в профессиональной
образовательной организации 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно - практическая работа по применению рабочей тетради в профессиональной образовательной организации 28
2.1. Характеристика базы исследования 28
2.2. Разработка и применение рабочей тетради по МДК «Приготовление блюд из овощей и грибов» 32
2.3. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради для
обучающихся профессиональной образовательной организации 45
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список литературы 55
Приложение 1
Актуальность. Переход к постиндустриальному этапу развития общества, ставящему в центр человека, его возможности и способности, тенденции к глобализации, повышение роли информации - способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, включая образование. Одним из важнейших ориентиров современного образования является развитие творческой, самостоятельной, социально активной и ответственной личности.
Важнейшей проблемой, стоящей перед профессиональным образованием, является подготовка конкурентоспособных специалистов, отвечающих запросам современного рынка труда. Студент и выпускник учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.
Для повышения эффективности образовательного процесса, облегчения его субъектам раскрытия сущности и структуры понятий и явлений, повышения познавательной активности обучающихся используются специальные средства, которые принято называть дидактическими средствами обучения.
Одним из относительно «молодых» жанров учебной литературы является рабочая тетрадь. По определению Т.М. Дьяковой, рабочая тетрадь - это «учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам».
Различные типы рабочих тетрадей позволят разнообразить и индивидуализировать процесс обучения, дополнить уже имеющиеся в учебных пособиях сведения необходимыми данными, в том числе примерами из практики, закрепить новый материал, оценить степень усвоения материала, развивать творческие способности обучающихся, активизировать учебно - познавательную деятельность обучающихся. Использование рабочих тетрадей в значительной мере экономит время, связанное с поиском определенной информации и записью домашних заданий, формировать навыки самостоятельной работы, позволяет разносторонне и более качественно усваивать учебный материал.
Особенности рабочей тетради как дидактического средства обучения в профессиональной образовательной организации исследовали: СБ. Вербицкая, А.А.Вербицкий, А.Г. Козаков, Б.В.Малышев, Е.Х. Ханипова, Н.Е.Эрганова и др.
В настоящее время недостаточно исследован потенциал использования рабочих тетрадей в учреждениях профессиональном образовании различного уровня (начального, среднего, высшего), эффективность применения рабочей тетради при обучении дисциплинам, относящимся к различным предметным областям, недостаточно исследованы возможности применения рабочей тетради в различных формах аудиторной и внеаудиторной работы.
Таким образом, существует противоречие между уже имеющимися сведениями об эффективности применения рабочих тетрадей, необходимостью поиска эффективных средств обучения и недостаточной изученностью особенностей применения рабочих тетрадей в профессиональном образовании.
В этой связи, нами была выбрана тема: «Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения в профессиональной образовательной деятельности».
Цель работы: изучение эффективности использования рабочей тетради как дидактического средства обучения в профессиональной образовательной деятельности.
Объект исследования: средства обучения в профессиональной образовательной деятельности.
Предмет исследования: рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения в профессиональной образовательной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по тематике исследования;
2. Рассмотреть виды дидактических средств обучения в профессиональной образовательной деятельности;
3. Проанализировать рабочую тетрадь как дидактическое средство обучения;
4. Рассмотреть технологию применения рабочей тетради в
профессиональной образовательной организации;
5. Разработать рабочую тетрадь по модулю МДК.01.01
«Приготовление блюд из овощей и грибов».
В работе использовались следующие методы: анализ литературы, педагогический эксперимент.
База исследования: Челябинский государственный колледж
индустрии питания и торговли (ГБПОУ ЧГКИПиТ).
Теоретическая значимость исследования: в работе были обобщены данные теоретических источников по рабочей тетради как средства обучения, проанализированы различные определения понятий «средство обучения», «рабочая тетрадь», рассмотрены различные классификации средств обучения, виды и типы рабочих тетрадей, проведен анализ технологии использования рабочей тетради в профессиональной образовательной организации.
Практическая значимость: была разработана и апробирована рабочая тетрадь для обучающихся колледжа по модулю МДК.01.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов». Материалы данной работы могут быть использованы преподавателями организаций профессионального образования.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения. Текст изложен на 54 страницах, содержит 3 рисунка, список литературы из 62 источников.
Актуальность выбранной тематики связана переходом к постиндустриальному обществу, где в центре внимания находится человек с его способностями и знаниями, умениями и навыками, усложнением требований к личности и подготовке будущих специалистов, с внедрением ФГОС профессионального образования и необходимостью поиска эффективных средств обучения.
В своей работе мы исходили из следующих ключевых понятий:
1. Дидактические средства обучения - это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного процесса обучения.
2. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам.
В практической части работы были представлены результаты опытно - практической работы по применению рабочей тетради в профессиональной образовательной организации.
Нами была разработана рабочая тетрадь для проведения текущего контроля в рамках модуля «Приготовление блюд из овощей и грибов» - для наиболее полного и качественного усвоения знаний и умений обучающимися в рамках данного модуля.
Работа проводилась с обучающимися первого курса по специальности «Поварское и кондитерское дела». Эмпирической базой являлся ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Были сформированы экспериментальная группа (24 человека) и контрольная (25 человек).
Оценка эффективности подготовки студентов в опытном преподавании осуществлялась по следующим показателям:
- успешность обучения;
- качество обучения.
При использовании рабочей тетради соблюдались следующие условия: систематичность ее применения, самостоятельность обучающихся в работе с тетрадью.
Систематичность использования тетради реализовывалась за счет периодического выполнения заданий тетради в рамках аудиторной и в домашней работе студентов.
При аудиторной работе студентам предлагалось выполнить кратковременную самостоятельную работу (не более 3-4 заданий). Далее использовалась взаимная проверка правильности выполнения заданий - с использованием эталонов. В рамках аудиторной работы выполнении творческих заданий завершалось обсуждением полученных результатов.
Также обсуждались творческие задания при выполнении домашних самостоятельных работ. Другие категории заданий, включенные в домашнюю работу, проверялись преподавателем.
В домашние самостоятельные работы включался больший перечень заданий (от 5 до 7-8 заданий), при этом задания отличались большей трудоемкостью выполнения и сложностью.
Завершало работу с тетрадью выполнение докладов. Разработанные доклады проверялись преподавателем и выборочно выносились на защиту в рамках аудиторной работы.
На контрольном и на экспериментальном этапах успеваемость составляла 100%, однако в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, по итогам экспериментальной работы возросло качество обучения - с 61% до 83%.
Таким образом, рабочая тетрадь может эффективно использоваться как дидактическое средство обучения в профессиональном образовании при соблюдении следующих условий: систематичность занятий, самостоятельность студентов в работе с тетрадью.
Для того, чтобы рабочая тетрадь могла эффективно использоваться как дидактическое средство обучения, она должна соответствовать следующим характеристикам:
- полнота (в рабочей тетради должны быть предусмотрены задания на освоение изучаемых понятий, методов, технологий и алгоритмов);
- тесная связь заданий с ключевыми темами теоретического курса;
- доступность: задания должны быть понятны каждому студенту, инструкция должна быть сформулирована максимально просто, кратко и доступно;
- взаимодополняемость: тетрадь должна сочетать различные типы заданий и упражнений.
Рабочая тетрадь должна иметь аннотацию, представляющую собой краткую информацию о назначении данного дидактического средства. Данная информация более подробно раскрывается в предисловии. Предисловие также должно содержать информацию об особенностях структуры рабочей тетради, ее составления, использования. Желательно предусмотреть раздел, в котором были бы обозначены ключевые компетенции, формируемые в процессе работы с тетрадью. Профессиональные компетенции могут рассматриваться в данном случае как ориентиры развития знаний, умений и навыков в изучаемой профессиональной области, как конечный итог, получаемые при прохождении курса.
Основной по объему раздел - это непосредственно задания и упражнения, представленные в рамках тетради. Задания должны быть различными по сложности, по типу и по формулировке. Они должны быть расположены так, чтобы сначала мотивировать студентов на заучивание (первичное закрепление) учебного материала, либо формирование терминов и понятий, затем располагаются задания на выполнение практической работы, решение типичных задач или ситуаций.
В рабочей тетради может быть указан базовый лист вопросов и список терминов и понятий, которые обучающиеся должны знать по окончании темы.
В рабочую тетрадь могут быть также помещены задания на актуализацию базовых знаний или умений, которые необходимо восстановить перед получением новой информации по изучаемой теме.
Затем должны следовать развивающие, творческие задания, для выполнения которых необходимо знание материала данной темы/раздела/модуля.
Далее размещаются вопросы для самоконтроля. В конце рабочей тетради могут быть представлены вопросы и задания для контроля усвоения темы или промежуточной аттестации.
В рабочую тетрадь может быть включен список тем творческих заданий, эссе, проектов или проблемных вопросов и ситуаций.
Иллюстрации в рабочей тетради, в зависимости от ее типа, могут носить обучающий характер или использоваться для контроля усвоения знаний. Иллюстрации не должны размещаться изолированно. Их необходимо использовать вместе с текстом, который может быть текстом пояснения, задания, вопроса и др.
Использование иллюстраций способствует более эффективному усвоению знаний, осмысленному оперированию информацией.
Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема, характера вопросов и заданий. Однако необходимо предусмотреть достаточное место для ответов студентов. Также составитель рабочей тетради должен пояснить, в какой форме должен быть дан ответ на задание / вопрос.
Завершать тетрадь может заключение, ориентирующее обучающихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии. В дополнении к нему, можно поместить список литературы, которую необходимо изучить при работе над модулем.
Тетрадь должна иметь эстетичный вид, оптимальный размер и вид шрифта, хорошо пропечатанные, читаемые иллюстрации и текст. Обучающимся должно быть психологически комфортно работать с данным пособием.
Цель исследования достигнуты, задачи реализованы. Материалы данной работы могут быть использованы преподавателями организаций профессионального образования.
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. Закон Рос. Федерации от 21 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. - 2012. - 31 дек. - С. 2 - 7.
2. Абанкина, И.А. Нужны или не нужны рабочие тетради? / И.А. Абанкина // Вести образования. - 2018. - №9. - С. 24 - 29; [Электронный ресурс] - URL: https:ZZvogazeta.ru/articlesZ2018Z8/16/quality/4319- nuzhny_ili_ne_nuzhny_rabochie_tetradi
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский.- М.:Просвещение, 1977. - 329 с.
4. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст]/ С.Я. Бартышев. - М.: Профессиональное образование, 1997. - 512 с.
5. Беловский, Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога [Текст]/ Г.Г. Беловский. - Мн.:Высшая школа. 2011. - 223 с.
6. Белоруссова, Е.В. Рабочая тетрадь по дисциплине - средство
развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е.В. Белоруссова // Молодой ученый. - 2018. - №1. - С. 294 - 301; [Электронный ресурс] - URL:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/104/5794/
7. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]/ М.В. Буланова - Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 544 с.
8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/ А.А. Вербицкий. - М.:Просвещение, 2009. - 131 с.
9. Вербицкий, А.А. Педагогическая технология в контекстном
обучении [Текст]/ А.А. Вербицкий //Педагогика. - 2014. - №2. - С. 96 -
104.
10. Голобкова, Г.Ии. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов [Текст]/ Г.И. Голобкова //Вестник образования. - 2014. - №3. - С. 51 - 56.
11. Голобкова, Г.И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ Г.И. Голобкова. - М., 2011. - 28 с.
12. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]/ М.Н.Гуслова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 286 с.
13. Дьякова, Т.М. Разработка и применение рабочих тетрадей в процессе обучения [Текст]/ Т.М. Дьякова //Профессиональное образование. - 2014. - №4. - С. 96 - 99.
14. Ерастов, М.П. Методика самостоятельной работы [Текст]/ Е.П. Ерастов. - М.: Академия, 2016. - 178 с.
15. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст]/Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 2000. - 123 с.
16. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности [Текст]/ Л.В. Жарова.- Мн.: Современное слово, 2006. - 133 с.
17. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество преподавателя [Текст]/ В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2013. - 160 с.
18. Зборовский. Г.Е. Образование: научные подходы к
исследованию [Текст]/ Г.Е. Зборовский //Вопросы философии. - 2016. - №1. - С. 141 - 144.
19. Звягин, А.С. Рабочая тетрадь на печатной основе - кто платит? [Текст]/ А.С. Звягин // Образование в лицах. - 2017. - №4. - С. 30 - 33; [Электронный ресурс] - URL: https://eduface.ru/consultation/pravo/rabochaya_tetrad_na_pechatnoj_osnove_kt o_zhe_platit
20. Зимняя. И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. - М.: Академия. 2011. - 278 с.
21. Игнаткина, Л.А. Электронная рабочая тетрадь как интерактивное дидактическое средство обучения эконометрике [Текст]/ Л.А. Игнаткинва // Фундаментальные исследования. - 2017. - №2. - С. 102
- 107; [Электронный ресурс] - URL: https://www.fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=33721
22. Козаков, В.А. Психология деятельности [Текст]/ В.А. Козаков.
- Киев: Вища школа, 2008. - 289 с.
23. Корнилова, В.В. Рабочая тетрадь как эффективное дидактическое средство обучения будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью [Текст]/ В.В. Корнилова // Управленец. - 2015. - №1. - С. 36 - 38.
24. Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности [Текст]/ И.Н. Кралевич. - М.: Просвещение, 2014. - 226 с.
25. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]/ Г.И. Кругликов. - М.:Академия. 2010. - 288 с.
26. Крудников, П.Р. Преподавание технологии [Текст]/ П.Р. Крудников. - М.: Владос, 2009. - 97 с.
27. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя [Текст]/ И. Н. Кузнецов. - Мн.: Современное слово, 2011. - 544 с.
28. Кукушкин, В.С. Дидактика [Текст]/ В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д: МаРТ, 2013. - 330 с.
29. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Юрайт, 2015. - 248 с.
30. Малышев, Б.В., Воронцов, А.А. рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения [Текст]/ Б.В. Малышев, А.А. Воронцов // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 233 - 237.
31. Медведев, М.А. Применение листов рабочей тетради в обучении [Текст]/ М.А. Медведев //Интеграция. - 2012. - №4. - С. 33 - 36.
32. Мельник, М.В. Рабочая тетрадь как средство обучения учащихся в системе профессиональной подготовки [Текст]/ М.В. Мельник // Вестник МПСУ.- Сер. Педагогика. - 2014. - №1 (3). - С. 109 - 112; [Электронный ресурс] - URL: http://dspace.mspu.by/handle/123456789/570
33. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]/ Н.А. Морева. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
34. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования [Текст]/ Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: Владос, 2008. - 288 с.
35. Общая и профессиональная педагогика [Текст]/ Под ред. В.Д. Симоненко.- М. : Вентана - Граф, 2012. - 368 с.
36. Панова, Е.Ю. Рабочая тетрадь как средств оптимизации образования филологических дисциплин у студентов заочного отделения факультета журналистики [Текст]/ Е.Ю. Панова //Вестник образования. -
2014. - №4. - С. 81 - 84.
37. Педагогика [Текст]/ Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия.
2010. - 512 с.
38. Педагогика: система основных понятий [Текст]/под ред. А.М. Новикова. - М.:ИЭТ, 2013. - 268 с.
39. Петухова, Е.А. Рабочая тетрадь по методике преподавания [Текст]/ Е.А. Петухова. - Барнаул.: Изд. Алт. Ун-та, 2008. - 28 с.
40. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е.С. Полат. - М.:Академия.
2014. - 288 с.
41. Привалова, Е.А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса [Текст]: дисс. канд. пед. наук / Е.А. Привалова. - М., 2007. - 244 с.
42. Саенко, О.Е. Теория и практика воспитательной работы в колледже: настольная книга заместителя директора, педагога-
организатора, классного руководителя [Текст]/ О.Е.Саенко,
О.Н.Айдунова. - М.: Дашков и КО, 2012. - 347 с
43. Савченко, Е.Е., Самсонычева, А.А. Рабочая тетрадь как средство повышения познавательной деятельности студентов младших курсов / Е.Е. Савченко, А.А. Самсонычева //Вестник образования. - 2011. - №2. - С. 121 - 124.
44. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах [Текст]/ Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М. : Владос, 2009. - 298 с.
45. Скакун, В.К. Организация и методика профессионального обучения [Текст]/ В.К. Скакун. - М.: Инфра-М, 2014. - 178 с.
46. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]/ В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2013. - 426 с.
47. Современные способы активизации обучения [Текст]/ под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия. 2006. - 229 с.
48. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]/ Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Мастерство,
2011. - 277 с.
49. Соколова, С.Н. Преимущества использования материалов рабочей тетради в преподавании истории [Текст]/ С.Н. Соколова //Педагогика. - 2010. - №4. - С. 92 - 96.
50. Сопин, В.П., Вербицкая, С.Б., Лабунская, Н.А. Разработка и применение дидактических средств в средних профтехучилищах [Текст]/ В.И.Сопин, С.Б.Вербицкая, Н.А.Лабунская. - М.: Высшая школа, 1986. - 128 с.
51. Степанова - Быкова, А.С. Методика профессионального обучения [Текст]/ А.С. Степанова 0 Быкова. - М.: АСТ, 2014. - 274 с.
52. Суханова, Е.И. Разработка и использование комплекса рабочих тетрадей по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» / Е.И. Суханова // Фундаментальные исследования . - 2013. - №1. - С. 2300 - 2304.
53. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/ Н.Ф. Талызина. - М.:Академия. 2015. - 288 с.
54. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [Текст]/ под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 382 с.
55. Тимошенко, А.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональной мобильности студента техникума [Текст]/ А.И. Тимошенко //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №2 (26). - С. 163 - 167.
56. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст]/ Д.ЭН. Ушаков. - М.: Славянский дом книги, 2016. - 960 с.
57. Хайбулаев, М.Х. Типология средств подготовки педагогов профессионального обучения [Текст]/ М.Х. Хайбулаев. - Вестник РУДН. -
2015. - №1. - С. 93 - 99.
58. Ханипова, Е.Х. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения [Текст]/ Е.Х. Ханипова //Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 296 - 302.
59. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]/ А. В. Хуторский. - СПб. : Питер, 2011. - 544 с.
60. Шаповаленко, С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе [Текст]/ С.Г. Шаповаленко. - М.: Педагогика, 1979. - 288 с.
61. Щеткин, Б.Н. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов [Текст]/ Б.Н. Щеткин //Международный журнал экспериментального образования. -
2015. - № 1 - С. 89-90
62. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]/ Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2013. - 160 с.