Введение 3
Глава 1. Освещение проблемы деятельности педагога по профилактике буллинга в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе 9
1.1 Буллинг как один из видов отклоняющегося поведения 9
1.2 Особенности проявления буллинга в младшем школьном
возрасте 24
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Организация экспериментальной работы по реализации программы профилактики буллинга в начальной школе 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по профилактике
буллинга в начальной школе 45
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Результаты экспериментальной работы 53
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 53
3.2 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 64
Выводы по третьей главе 75
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение 1 86
Приложение 2 92
Приложение 3 97
Приложение 4 98
Приложение 5 102
Приложение 6
Актуальность исследования. Практически в каждом классе есть ученики, отличающиеся от своих сверстников какими-либо особенностями, что и становится причиной насмешек и издевательств со стороны сверстников. Жертвами постоянной или эпизодической школьной травли (буллинга) становятся порядка 20-25 % школьников, а по результатам некоторых исследований - до 50%.
О насилии в школе и даже в детских садах известно достаточно давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме. Первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым: Д. Олвеус, П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Затем интерес возник в Великобритании (В. Ортоа, Д. Лэйа, Д. Таттуа, Е. Мунте). В США особое внимание проблеме буллинга стали проявлять в начале 90-х годов прошлого века [4].
В общественном сознании и СМИ проблемы насилия представлены в достаточно усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». Представления о том, что насилие имеет место только в социально-неблагополучной среде (неполной семье, «непрестижной школе» и т.д.) современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие имеет место в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, что приводит к стойким личностным изменениям. В науке принято говорить о ближайших и отдаленных последствиях жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. К ближайшим последствиям относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия [54].
Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь - формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев, виктимизация, жестокость к собственным детям и т.д. При исследовании историй жизни людей, совершающих насилие над детьми, криминалисты находят в их детстве собственный неразрешенный опыт насилия [57].
Изучение наиболее известных антибуллинговых программ, которые работают в разных странах мира, становится отправной точкой для размышления о возможной антибуллинговой программе в нашей стране. Учитывая ошибки, точки роста и риска тех программ, которые успешно реализуются в Европе, США и Австралии, опираясь на исследовательский опыт в странах Азии и принимая во внимание наши культурные особенности, возможна разработка национальной программы по противодействию буллингу, которая будет учитывать также результаты отечественных исследований последних лет.
Сравнение различных программ противодействия школьной травле позволяет отметить, как важно содействие со стороны государства. Несмотря на возможность получать экономическую поддержку с помощью фандрайзинга и различных НКО, наиболее проработанными и распространенными остаются те программы, которые были либо созданы по заказу государства, либо продвигаются с федеральной поддержкой.
Важную роль играет возможность выбора средств продвижения антибуллинговой программы. Наиболее эффективными остаются комплексные подходы, при которых школы выбирают из ряда компонентов те, которые они считают наиболее подходящими для своей ситуации [43].
Поэтому в условиях современной реальности созрела острая необходимость разработки комплексной программы деятельности педагога-психолога по предупреждению буллинга или удержанию его на социально терпимом уровне. При этом подобная деятельность должна вестись уже в начальной школе, в связи с чем была выбрана тема исследования: «Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе».
Значимость проведения нашего исследования можно обосновать на трех уровнях.
На социальном уровне значимость исследования состоит в профилактике отклоняющегося поведения и потенциальном повышении безопасности образовательной среды.
На научном уровне значимость исследования представлена научным обобщением научных фактов об особенностях распространения буллинга в начальной школе.
На практическом уровне значимость состоит в возможности использования результатов эмпирической части исследования в работе психологов и педагогов в условиях образовательных организаций.
На сегодняшний день исследования проблемы буллинга представлены достаточно широко:
- психологические теории сущности буллинга в образовательной среде Д. Олвеуса, Д. Лейна, Э. Миллера, И. С. Кона, И. С. Бердышева, И. Г. Малкиной-Пых;
- психологические теории предпосылок возникновения буллинга в образовательной среде О. А. Мальцевой и Е. В. Гребенкина;
- теоретико-методологические подходы Е. О. Смирновой, Г. Р. Хузеевой, И. А. Фурманова к возникновению и проявлению детской агрессивности;
- психологические теории безопасности образовательной среды И. А. Баевой, Н. Ю. Шульги, М. А. Тоторкуловой.
Исходя из актуальности выбранной проблематики и степени разработанности темы, мы выделили противоречие: с одной стороны, существует необходимость проведения профилактики буллинга уже в младшем школьном возрасте, но с другой стороны отмечается недостаточное методическое обеспечение данного процесса.
Проблема исследования - каким должно быть содержание программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику буллинга в младшем школьном возрасте?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности программы деятельности педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе.
Задачи исследования:
- охарактеризовать школьный буллинг как один из видов отклоняющегося поведения;
- выявить особенности проявления буллинга в младшем
школьном возрасте;
- осуществить эмпирическое исследование уровня буллинга младших школьников в рамках профилактики буллинга;
- разработать, внедрить и проверить результативность программы деятельности педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе.
Объект исследования: буллинг в начальной школе как социальное явление.
Предмет исследования: профилактика буллинга в начальной школе в деятельности педагога-психолога.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение программы работы педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе будет способствовать снижению проявлений буллинга у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие подходы к исследуемой теме:
- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена буллинга и рассмотреть данный вид отклоняющегося поведения как психосоциальное явление современного общества.
- аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях младших школьников;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы по предупреждению буллинга в начальной школе с учетом личностных характеристик младших школьников.
База исследования: МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска».
Выборку исследования составили 60 человек учащихся 2-х классов.
Этапы исследования:
1. Сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г. - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Март 2019 г. - апрель 2019 г. - подбор диагностического инструментария.
3. Апрель 2019 г. - май 2019 г. - проведение констатирующих диагностических процедур.
4. Июнь 2019 г. - сентябрь 2019 г. - разработка программы деятельности педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе;
5. Октябрь 2019 г. - март 2020 г. - реализация мероприятий
программы.
6. Апрель 2020 г. - проведение контрольного этапа
диагностических мероприятий;
7. Май 2020 г. - анализ эффективности разработанной
программы.
Методами исследования явились:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и синтез информации;
- эмпирические - тестирование, опрос;
- методы количественного и качественного анализа данных.
Структура исследования представляет собой введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В теоретической части исследования было установлено, что буллинг является разрушительной тенденцией как в обществе в целом, так и конкретно в образовательной детской среде. В западном обществе минимизация буллинга в детской среде поставлено в ранг национальных интересов. В нашем обществе проблема пока не находит своего решения, но уже не замалчивается. Необходимо отметить, что буллинг имеет самые различные формы, проникая во всех средства коммуникаций как непосредственного межличностного формата, так и киберпространства, однако в основе любой его формы лежит насилие в самых разнообразных его проявлениях. Поэтому буллинг как проблема требует своего решения на самых разных уровнях нашего общества.
Младший школьный возраст является трудным и относится к кризисным периодам детства в связи с тем, что ребенок в младшем школьном возрасте сталкивается с необходимостью множественных перемен: ведущего вида деятельности, социального окружения, социальной роли, осознанием первой ответственности. В этом же возрасте идет активное развитие личности ребенка и всех значимых психических процессов. В младшем школьном возрасте происходит формирование не только основ поведения во «взрослой» среде, но и ценностно-смысловой основы личности и ее духовно-нравственных ценностей. В связи с чем профилактика буллинга в младшем школьном возрасте является максимально эффективной и данная работа должна проводиться педагогом-психологом на систематической основе с целью недопущения возникновения данного явления в начальной школе и формирования устойчивого неприятия буллинга и в целом агрессии в сознании младших школьников.
В рамках реализации цели исследования была организована и проведена экспериментальная работа по реализации программы профилактики буллинга в начальной школе, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Методиками исследования констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы явились:
- методика на выявление буллинг-стурктуры О. Л. Глазмана;
- многомерная шкала взаимной виктимизации;
- математическая статистика по %2-критерию Пирсона.
Выборку исследования составили 60 человек учащихся начальной школы (3 класс), распределенные на две группы исследования: экспериментальную и контрольную (по 30 человек).
На формирующем этапе экспериментальной работы были отобраны и сформированы тематические мероприятия, целесообразные для профилактики буллинга в начальной школе, и выраженные в комплексной программе деятельности педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе.
В результате проведения диагностических мероприятий на констатирующем этапе экспериментальной работы было установлено, что в сравнении с результатами экспериментальной группы «буллинг- структура» контрольной группы практически идентична
экспериментальной и является относительно высокой, что определило необходимость проведения педагогической работы, направленной на профилактику буллинга в начальной школе.
Полученные на констатирующем этапе результаты диагностических исследований по Многомерной шкале взаимной виктимизации показали наличие агрессии, порождающей виктимизацию учащихся обеих исследуемых групп. Результаты диагностики по данной шкале дублируют результаты диагностики по Методике выявления «буллинг-структуры» О. Л. Глазмана и подтвердили необходимость организации и проведения профилактической работы, направленной на профилактику буллинга в начальной школе.
Контрольный этап исследований показал, что в результате проведенной педагогической работы по профилактике буллинга в экспериментальной группе на формирующем этапе экспериментальной работы, «буллинг-структура» экспериментальной группы в сравнении с «буллинг-структурой» контрольной группы значительно превосходит последнюю по положительным показателям. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы позволил отметить наличие положительной динамики по всем видам виктимизации в экспериментальной группе и небольшой рост отрицательной динамики виктимизации в контрольной группе.
Такие данные стали основанием для вывода о высокой эффективности комплексной программы профилактики буллинга среди младших школьников и необходимости ее проведения не только в экспериментальных группах, но и в образовательной среде в целом.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. Москва : Просвещение, 2014. - 388 с.
3. Агрессивные дети. Психологический очерк [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО (Москва) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2020 (20). - № 1. - С. 4-12.
4. Александрова, А. В. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] / А. В. Александрова // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 84-97.
5. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] : Монография / И. А. Баева. - Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
6. Бердышев, И. С., Нечаева, М. Г. Медико-психологические
последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики [Текст / И. С. Бердышев, М. Г. Нечаева. - Санкт- Петербург : Питер, 2013 г. - 412 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. М. Бернс. - Москва : Просвещение, 2012. - 512 с.
8. Бороздина, Л. В. Самооценка в структуре самосознания. Факторы риска психосоматических заболеваний [Текст] : Учеб. пособие / Л. В. Бороздина. - Москва : Педагогика, 2013. - 133 с.
9. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журн. ВШЭ. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 149-159.
10. Бумаженко, Н. И. Виктимология [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Бумаженко. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. - 115 с.
11. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 352 с.
12. Вишневецкий, К. В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе [Текст] : монография / К. В. Вишневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2010.
- 295 с.
13. Вишневская, В. И., Бутовская, М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] / В. И. Вишневская, М. Л. Бутовская // Этнографической обозрение. 2010. - № 2. - С. 55-68.
14. Волкова, Т. Г. Психология учебной деятельности и воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Волкова, О. М. Любимова, Б. Ш. Турганбаева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Алтайский государственный университет, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
15. Гребенкин, Е. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей [Текст] / Е. В. Гребенкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 171 с.
16. Детская и подростковая психотерапия [Текст] / Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 448 с.
17. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте [Текст] / Н. А. Дубинко // Вопросы психологии 2000. - № 1. - С. 53.
18. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника [Текст] /
О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. - Москва : Знание, 1987.
- 80 с.
19. Кисляков, П. А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика [Текст] / П. А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - № 2 (22). - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sisp. nkras .ru.
20. Ковш, Е. М., Воробьева, Е. В., Ермаков, П. Н. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения [Текст] / Е. М. Ковш, Е. В. Воробьева, П. Н. Ермаков // Российский психологический журнал, 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 91-103.
21. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - Москва : Педагогика, 2014. - 216 с.
22. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова (Психолог в школе). - Москва : Генезис, 2005 - 111 с.
23. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - Санкт- Петербург : Питер, 2000. - 992 с.
24. Кропалева, Т. Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков [Текст] : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Н. Кропалева // Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2004. - 32 с.
25. Лопатин, В. В., Лопатина, Л. Е. Малый толковый словарь русского языка [Текст] / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - Москва : Издательство: «Русский язык», 2010. - 702 с.
26. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия [Текст] / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 465 с.
27. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2006. -1008 с.
28. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления [Текст] / О. А. Мальцева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. - № 7. - С. 51-54.
29. Марголина, И. А. Психический дизонтогенез у детей из условий хронического внутрисемейного физического насилия [Текст] : автореферат дис. ... канд. мед. наук : 14.00.18 / И. А. Марголина // Науч. центр псих. здоровья РАМН. - Москва, 2006. - 25 с.
30. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
31. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями [Текст] / В. Ю. Меновщиков. - Москва : Смысл, 2005. - 182 с.
32. Мерцалова, С. Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? [Текст] / С. Т. Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
33. Молчанова, О. Н. Самооценка: стабильность или
изменчивость? [Текст] / О. Н. Молчанова // Психология. 2013. - № 2. - С. 23-29.
34. Мухаркина, А. В. Жертвы буллинга [Текст] / А. В. Мухаркина. - Москва : Эксмо, 2010. - 70 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
36. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] /
В. Н. Мясищев. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 284 с.
37. Обеспечение психологической безопасности в
образовательном учреждении [Текст] : практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 288 с.
38. Ожинева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия [Текст] / Е. Н. Ожинева. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 178 с.
39. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать [Текст] / Д. Ольвеус. - Москва : ВЛАДОС, 1993. - 459 с.
40. Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика
старшеклассников участников буллинга в образовательной среде и их жизнестойкость [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / В. Р. Петросянц. - Санкт-Петербург, 2011. - 210 с.
41. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н. М. Платонова - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 174 с.
42. Построг, Д. С. Насилие и агрессия как общественные явления возникшие в школьной среде [Текст] / Д. С. Построг. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 300 с.
43. Противодействие школьному буллингу: анализ
международного опыта [Текст] / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 72 с.
44. Психология [Текст] : учебник / под ред. А. А. Крылова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2012. - 584 с.
45. Реан, А. А. Детская агрессия [Текст] / А. А. Реан // Педагогика и психология. - 2002. - № 4. - С. 37-42.
46. Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - Москва : Академия, 2011. - 288 с.
47. Сафронова, М. В. Буллинг в образовательной среде: мифы и реальность [Текст] / М. В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - С. 182-185.
48. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита [Текст] / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал ; НИИ детства Рос. дет. фонда. - Москва : Дом, 1993. - 38 с.
49. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 350 с.
50. Степанова, И. Б. Подросток и насилие: проблемы и факты [Текст] / И. Б. Степанова. - Москва : Мир, 2015. - 50 с.
51. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект [Текст] / под общ. ред. К. С. Шалагиновой. - Тула : Изд-во «ГРИФ и К», 2014. - 237 с.
52. Тоторкулова, М. А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми [Текст] / М. А. Тоторкулова. - Ставрополь, - СГУ. - 2005, - 212 с.
53. Ушакова, Е. Н. Буллинг - новый термин для старого явления [Текст] / Е. Н. Ушакова. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 259 с.
54. Файнштейн, Е. И. Буллинг и его жертвы [Текст] /
Е. И. Файнштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 400 с.
55. Файнштейн, Е. И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними [Текст] / Е. И. Файнштейн // Директор школы. - 2014. - № 7. - С. 72-76.
56. Фалд, Т. О. Буллинг и его последствия [Текст] / Т. О. Фалд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 376 с.
57. Фурманов, И. А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов [Текст] / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. - Москва : Гумвнитар. изд. центр Владос, 2004. - 319 с.
58. Холичева, О. В. Пассивность как системная характеристика виктимной личности [Текст] / О. В. Холичева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Выпуск 10 (1). - Пятигорск, 2009. - С. 82-87.
59. Чеснокова, И. И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности [Текст] / И. И. Чеснокова // Проблемы психологии личности. - Москва : Наука, 1982. - С. 120-135.
60. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
61. Шалагинова, К. С. Гендерные особенности буллинга в
подростковом возрасте [Текст] / К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Залыгаева // Психологическая наука и образование. - 2019. -
Том 24.- № 4. - С. 62-71.
62. Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь
обездоленным детям: опыт исследований и практической работы [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 - соц. педагогика / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков; Ун-т Рос. акад. образования. - Москва : Изд-во УРАО, 2003. - 396 с.