Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 10
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 27
1.3. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей
дошкольного возраста 34
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 53
2.1. Состояние проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного
учреждения 53
2.2. Реализация педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 68
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 81
Выводы по второй главе 92
Заключение 93
Список литературы 96
Приложение
Актуальность темы исследования. В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе воспитания детей. Принципы государственной политики в области образования Закона «Об образовании» ориентируют на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношения к труду.
Проблема воспитания в дошкольниках трудолюбия обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы воспитания трудолюбия подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, испытывающей любовь к труду, обладающей способностью к преобразованию окружающего мира.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудолюбия является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, М.М. Стрекаловская и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда, формировании трудолюбия и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность исследования подтверждается тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОУ не уделяется достаточно внимания планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных организаций была сформулирована проблема исследования, которая определяется следующими противоречиями:
- между значимостью и сложностью работы по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания педагогических условий в процессе дошкольного воспитания;
- социальным заказом, связанным с воспитанием активной личности, испытывающей любовь к труду и способной к преобразованию окружающей среды и существующими традиционными подходами в воспитании трудолюбивого человека.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении для повышения эффективности процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность условий, обеспечивающих результативность процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, исходя из того, что:
1. На основе требований деятельностного, личностно-ориентированного и системного подходов разработана и реализована модель воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогических исследованиях, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Выявить возрастные особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить критерии воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
-положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
- теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, В.И.Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми).
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад № 191 г. Краснодар». В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, из числа которых была сформирована экспериментальная группа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (январь - май 2017) - поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап (сентябрь 2017 - май 2018) - реализующий - связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях детского сада с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
Третий этап (октябрь 2018 - январь 2019) - контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса воспитания трудолюбия в ДОУ, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Теоретическая значимость исследования:
^Охарактеризован и теоретически обоснован процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2.Определены особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически выявлены педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в апробации комплекса условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что трудолюбие - это черта характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
2. Предлагаем внедрение педагогических условий, направленных на формирование трудолюбия детей.
3. Доказываем, что эффективность внедрения модели воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
A. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
B. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что существует множество различных определений понятия трудолюбие:
- трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения;
- трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство;
- трудолюбие как личностное качество.
Мы взяли за основу понятие «трудолюбие» как черту характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
Проблемой воспитания трудолюбия занимались: И.Ф. Свадковский, Я.Б. Розинский, М.П. Гущина и др. описали значение, пути и средства воспитания трудолюбия; Я.З. Неверович и М. Дж. Магеррамов и др. описали сущность трудолюбия и его компоненты. Особенно важными для нашей работы являются труды таких ученых, как И.Ф. Свадковский и В.А.Сухомлинский, так как они занимались вопросом важности семейного воспитания в формировании трудолюбия.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях отечественных ученых Н.В. Матяш, О.П. Мачехиной, И.П. Подласого и В.Д. Симонененко отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является старший дошкольный возраст.
Трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты: потребность в созидательно-трудовой деятельности, понимание пользы труда для общества и для себя, наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование, достаточно прочную волю личности.
Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях:
-совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности;
-формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;
-разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю;
-формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.
Решая третью задачу, в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выдвинули предположение, что формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении определенных условий:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудолюбия детей, а именно:
-дети эмоционально выражают свое отношение к трудолюбию и самостоятельности, к себе и своим возможностям, достаточно адекватно оценивают уровень собственного трудолюбия;
-имеют четкие представления о трудолюбии, понимают его значение и необходимость, понимают важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, осознают значимость ответственности за свои поступки;
-дошкольники могут самостоятельно поставить цель деятельности, определить пути ее достижения; осуществить элементарный самоконтроль продемонстрировать результат.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Абрамовских, Н.В. Педагогические технологии в дошкольном
образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. №S17. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/Zpedagogicheskie-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii- ponyatie-i-suschnost(дата обращения: 29.03.2018).
2. Акулова, Е.Н Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е.Н. Акулова // Дошкольное воспитание -2011. - № 9. - С.52-58.
3. Алекинова, О.В. Развититие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала/ О.В. Алекинова - Спб.: Сатис. // Теория и практика образования в современном мире, 2014, - С.47-48.
4. Алябушева, С.В. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся: опытно-зкспериментальная деятельность педагогов ДОУ /
С.В. Алябушева, О.Ю. Арнаутова и др. - Челябинск, ООО «Полиграф- Мастер», 2007. - 60 с.
5. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / И.Н. Андреева. Т.С. Буторина, З.И. Васильева. Под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
6. Атарова, А.Н., Гогоберидзе, А.Г. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университетета// Традициии и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей // По материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010г. - Спб., 2010. - С.17-26.
7. Арнаутова, О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ/ О.Ю. Арнаутова, И.Н. и др. Под ред. С.В. Алябушевой. - Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - 40 с.
8. Бабаева, Т.И. Развитие самостоятельности как фактор
подготовки детей к обучению в школе // Воспитываем дошкольника самостоятельным: Сборник статей / Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб., 2000. - С. 3-14.
9. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении / С.Ф. Багаутдинова // Управление дошкольным образовательным учреждением.
- 2004. - №3.
10. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников/ О.Н. Бакаева
- М.: Детский сад от А до Я, - 2014, - С.96-100.
11. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду / Л.А., Баландина, под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной // Содержание и организация диагностической работы в ДОУ: методическое пособие. - 2-е изд. - Ростов на Дону.: Феникс, 2004. - 288 с.
12. Баташева, В.А. Воспитание элементов самостоятельности/ В.А. Баташева [и д.р.] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - №7. - С.88-100.
13. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике : опыт, проблемы, перспективы/ А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос.пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 208 с.
14. Беляева, В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве / В.П. Беляева // Наука и Образование: материалы 3 Международной научно-практической конференции. - М.:Перо, 2015- С.14-17.
15. Бехтерева, Е.С. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст / Е.С. Бехтерева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8 - С.36-45.
16. Бобер, В. С. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников //Ответственный редактор. - 2015. - С. 171-181.
17. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. - 1456 с.
18. Борохович, В.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках / В.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. -№11. - С.88- 100.
19. Бурак, А. О., Пустовойтова М. В., Ядвиршис Л. А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации //Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2015. - №. 10. - С. 61-65.
20. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. и доп. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская - М.: Ювета, 2001. - 176с.
21. Ветлугина, Н.А. и др. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Н.А. Ветлугина. - М., 2010.-208 с.
22. Веракса, Н.Е., Еще не поздно: Развитие творческих способностей детей / Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко - М.: Знание, 2002. - 127с.
23. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде / Т.А. Власова // дис. канд. пед. наук : Екатеринбург, 2000 - 260 с.
24. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы/ Б.С.
Волков, - СПб.:Питер, 2009.- 160с.
25. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 210 с.
26. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / РГПУ им. А.И. Герцена. Каф. дошк. пед. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 192 с.
27. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. - Москва: Смысл; Эксма, 2005. - 508 с.
28. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 80с.
29. Гусарова, Е.И. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.И. Гусарова, Е.И. Соколова - Краснодар.: Издательский дом Хорс // Общество: социология, психология, педагогика. - №1, - 2016, С.110-112.
30. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С.60-64.
31. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации / Л.М. Денякина. - М.: Новая школа, 2000. - 48 с.
32. Долгова, В.И, Иванова, Л.В., Крыжановская, Н.В. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации - Изд. 3-е. перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 128с.
33. Дубровская, Н.В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников «к творчеству» / Н.В. Дубровская. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011 - 144с.
34. Екжанова, Е.А. Эффективная коррекция для детей в играх и упражнениях: научно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Кержанова, О.А. Фроликова. - СПб.: КАРО, 2007. - 271 с.
35. Жиенбаева, С. Н. Педагогическая модель воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста //International Scientific and Practical Conference World science. - ROST, 2015. - Т. 3. - №. 4. - С. 11-13.
36. Зверева, С.А. Теоретические основы развития
самостоятельности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Зверева - Пенза.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2015. - 91с.
37. Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №. 1. - С. 213-214.
38. Зотова, Н.С., Карта индивидуального развития ребенка: пособие для педагогов, психологов, логопедов, воспитателей / Н.С. Зотова, И.В. Лазарева, Н.М. Чернова. - М.: Школьная пресса, 2005. - 42 с.
39. Ильина, Н. Сто психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе / Н. Ильина. - М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати-ВЯТКА», 2005. - 160 с.
40. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р.
Калинина. - Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007.- 95с. 34.
Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. 192с.
41. Казанова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казанова, Т.И Сайганова, Е.М. Седова. - М. : ТЦ «Сфера», 2004 - 128с.
42. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.
43. Комарова, Т.С. Концепция проекта “Обновление содержания воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях на этапе старшего дошкольного возраста в условиях преемственности между дошкольным и начальным образованием. Вып.1/ Под ред. Т.С. Комаровой, Е.К. Ривиной. М.,2002.
44. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: «Просвещение», 1982. - 210 с.
45. Корень, В.Н. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых / В.Н. Корень, Г.В. Калдузова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 54-62.
46. Корона, Ю. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2015. - С. 109-113.
47. Костикова, Д.А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Костикова. - Новокузнецк, 2004. - 19 с.
48. Кочисов, В. К., Гогицаева, О. У. Семья как условие
социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/semya-kak-uslovie-sotsializatsii-lichnosti(дата обращения: 27.04.2018).
49. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе / С. Крохина // Дошкольное воспитание. 2010. № 3. С. 86-93.
50. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс,2003.
51. Крынцылова, И.А. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста / И.А. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.28-31.
52. Крысанова, Г.В., Соболева Н.А. Пространство раннего возраста / Г. В. Крысанова, Н.А. Соболева. - Обруч. - 2007. - № 1. - С.28-30.
53. Куликова, Т.А. Учите детей трудиться / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 101-105.
54. Кутузова, И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / И. Кутузова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С.10-19.
55. Леванова, Е.А. Современные технологии дополнительного профессионального педагогического образования / Е.А. Леванова // Сборник научных статей. - М.: Педагогика, 2005. - 96 с.
56. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Организация преемственности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации //ББК 74.202. 4Я71. - 2016. - С. 210-216.
57. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 17. - С. 519-523.
58. Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И.Марецкая // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. С. 60-64.
59. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова // Педагогическая технология развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. -153 с.
60. Маханева, М.Д. Учим детей трудиться: методическое пособие / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: ТЦ Сфера. 2012. - 64 с.
61. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке
детской активности и самостоятельности / Н.В. Микляева. - М.,
«Просвещение», 2013. - 137с.
62. Москвина, А. С. Трудовая деятельность с малых лет //Гуманитарное пространство. - 2013. - Т. 2. - №. 4. - С. 575-582.
63. Музяева, Н.А. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения / Н.А.Музяева, Л.А.Пенькова. - Тольятти: ТГУС, 2006. - 198 с.
64. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений, кн. 3 / Под ред. Р.С. Немова. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005. - 631с.
65. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г.Носкова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 384 с.
66. Парамонова, Л. Конструирование из природного материала / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С.90-97.
67. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Л.С.
Глебова, О.П. Грекулова. - М.: Научное издательство «Большая
Российская энциклопедия», 2003. - 527 с.
68. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия
современной педагогики / Под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой. - М.: Издательский дом «Восток», 2003. - 274 с.
69. Петрова, В., Хомякова, И. Азбука нравственного воспитания / В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. - С.39¬40.
70. Прейс, Р.В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении / Р.В. Прейс. - Обруч. - 2007. - № 7. - С.14-15.
71. Ривина, Е.К. Воспитание уважительного отношения к труду работников детского сада / Е.К. Ривина // Детский сад: теория и практика. - 2011. № 8. С. 44-54.
73. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006.-№ 4. - С.10-20.
74. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 12. - С.3-12.
75. Сайгушева, Л.И. Приобщаем дошкольников к труду: учебно- метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. - Магнитогорск: МаГУ,2004.- 62 с.
76. Сайгушева, Л.И. Развитие личности в труде: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.-84 с.
77. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 221 с.
78. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.
79. Селиверстова, И.А. Совершенствование организационных структур в ДОУ / И.А. Селиверстова // Управление образовательными учреждениями и качеством образования / Под ред. С.Ф. Багаутдиновой, А.Н. Троян. - Магнитогорск, МаГУ. - 2000. - 85 с.
80. Семенова, Н.А. Возможности исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников / Н.А. Семенова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 70-76.
81. Сизикова, Н. Плетение из бумаги / Н. Сизикова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С.35-38.
82. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами / В.П. Симонов. - М.: Российское педагогическое агентство, 2000. - 427 с.
83. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова - М.: Издательство Скрипторий, 2006. - 112 с.
84. Сластенин, В.А. Артмонова Е.И. Современные технологии дополнительного профессионального педагогического образования / А.А. Сластенин, Е.И. Артамонова // Сборник научных статей. - М.: Центр повышения квалификации МГПУ, 2005. - 96 с.
85. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / В.И. Смирнов. - Изд. 2-е, переработ., исправ., дополн. - М.: Академия, 2002. - 304 с.
86. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд. - М.: - издательский центр
«Академия», 2000. - 344 с.
87. Соломенникова, О. Радость творчества / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С.51-57.
88. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08vospitanie- dok.html.
89. Сухомлинский, В.А. Отдаю сердце детям. [Эл. ресурс]: -
Режим доступа:
http://royallib.com/read/suhomlinskiy_v/serdtse_otdayu_detyam.html#0.
90. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я-человек» / К.П. Нефедова. - М.: Школьная пресса, 2008.
91. Троян, А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: учебное пособие / А.Н. Троян. - Магнитогорск, МаГУ, 2001. - 180 с.
92. Тютюнник, В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности) / В.И. Тютюнник. - М.: РПО, 2013. - 256 с.
93. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - Екатеринбург, Издательский центр «Академия», 2000. - 335 с.
94. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д.Ушинский // Избранные труды в 4-х. кн / Проблемы педагогики. - Москва: Дрофа, 2005. - Кн. 1. - С. 169-191.
95. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
96. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И.П. Шелухина. - М. - ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
97. Шилина, Н. Самое главное - вызвать интерес / Н. Шилина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С.11-17.
98. Шингаркина, Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Шингаркина. - Челябинск, 2009. - 576 с.