ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 10
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 27
1.3. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей
дошкольного возраста 34
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 53
2.1. Состояние проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного
учреждения 53
2.2. Реализация педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 68
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 81
Выводы по второй главе 92
Заключение 93
Список литературы 96
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 10
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 27
1.3. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей
дошкольного возраста 34
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 53
2.1. Состояние проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного
учреждения 53
2.2. Реализация педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 68
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 81
Выводы по второй главе 92
Заключение 93
Список литературы 96
Приложение
Актуальность темы исследования. В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе воспитания детей. Принципы государственной политики в области образования Закона «Об образовании» ориентируют на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношения к труду.
Проблема воспитания в дошкольниках трудолюбия обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы воспитания трудолюбия подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, испытывающей любовь к труду, обладающей способностью к преобразованию окружающего мира.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудолюбия является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, М.М. Стрекаловская и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда, формировании трудолюбия и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность исследования подтверждается тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОУ не уделяется достаточно внимания планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных организаций была сформулирована проблема исследования, которая определяется следующими противоречиями:
- между значимостью и сложностью работы по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания педагогических условий в процессе дошкольного воспитания;
- социальным заказом, связанным с воспитанием активной личности, испытывающей любовь к труду и способной к преобразованию окружающей среды и существующими традиционными подходами в воспитании трудолюбивого человека.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении для повышения эффективности процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность условий, обеспечивающих результативность процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, исходя из того, что:
1. На основе требований деятельностного, личностно-ориентированного и системного подходов разработана и реализована модель воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогических исследованиях, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Выявить возрастные особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить критерии воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
-положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
- теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, В.И.Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми).
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад № 191 г. Краснодар». В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, из числа которых была сформирована экспериментальная группа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (январь - май 2017) - поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап (сентябрь 2017 - май 2018) - реализующий - связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях детского сада с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
Третий этап (октябрь 2018 - январь 2019) - контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса воспитания трудолюбия в ДОУ, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Теоретическая значимость исследования:
^Охарактеризован и теоретически обоснован процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2.Определены особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически выявлены педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в апробации комплекса условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что трудолюбие - это черта характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
2. Предлагаем внедрение педагогических условий, направленных на формирование трудолюбия детей.
3. Доказываем, что эффективность внедрения модели воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
A. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
B. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
Проблема воспитания в дошкольниках трудолюбия обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы воспитания трудолюбия подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, испытывающей любовь к труду, обладающей способностью к преобразованию окружающего мира.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудолюбия является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, М.М. Стрекаловская и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда, формировании трудолюбия и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность исследования подтверждается тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОУ не уделяется достаточно внимания планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных организаций была сформулирована проблема исследования, которая определяется следующими противоречиями:
- между значимостью и сложностью работы по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания педагогических условий в процессе дошкольного воспитания;
- социальным заказом, связанным с воспитанием активной личности, испытывающей любовь к труду и способной к преобразованию окружающей среды и существующими традиционными подходами в воспитании трудолюбивого человека.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении для повышения эффективности процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность условий, обеспечивающих результативность процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, исходя из того, что:
1. На основе требований деятельностного, личностно-ориентированного и системного подходов разработана и реализована модель воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогических исследованиях, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Выявить возрастные особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить критерии воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
-положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
- теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, В.И.Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми).
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад № 191 г. Краснодар». В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, из числа которых была сформирована экспериментальная группа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (январь - май 2017) - поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап (сентябрь 2017 - май 2018) - реализующий - связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях детского сада с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
Третий этап (октябрь 2018 - январь 2019) - контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса воспитания трудолюбия в ДОУ, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Теоретическая значимость исследования:
^Охарактеризован и теоретически обоснован процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2.Определены особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически выявлены педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в апробации комплекса условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что трудолюбие - это черта характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
2. Предлагаем внедрение педагогических условий, направленных на формирование трудолюбия детей.
3. Доказываем, что эффективность внедрения модели воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
A. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
B. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что существует множество различных определений понятия трудолюбие:
- трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения;
- трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство;
- трудолюбие как личностное качество.
Мы взяли за основу понятие «трудолюбие» как черту характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
Проблемой воспитания трудолюбия занимались: И.Ф. Свадковский, Я.Б. Розинский, М.П. Гущина и др. описали значение, пути и средства воспитания трудолюбия; Я.З. Неверович и М. Дж. Магеррамов и др. описали сущность трудолюбия и его компоненты. Особенно важными для нашей работы являются труды таких ученых, как И.Ф. Свадковский и В.А.Сухомлинский, так как они занимались вопросом важности семейного воспитания в формировании трудолюбия.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях отечественных ученых Н.В. Матяш, О.П. Мачехиной, И.П. Подласого и В.Д. Симонененко отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является старший дошкольный возраст.
Трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты: потребность в созидательно-трудовой деятельности, понимание пользы труда для общества и для себя, наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование, достаточно прочную волю личности.
Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях:
-совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности;
-формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;
-разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю;
-формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.
Решая третью задачу, в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выдвинули предположение, что формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении определенных условий:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудолюбия детей, а именно:
-дети эмоционально выражают свое отношение к трудолюбию и самостоятельности, к себе и своим возможностям, достаточно адекватно оценивают уровень собственного трудолюбия;
-имеют четкие представления о трудолюбии, понимают его значение и необходимость, понимают важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, осознают значимость ответственности за свои поступки;
-дошкольники могут самостоятельно поставить цель деятельности, определить пути ее достижения; осуществить элементарный самоконтроль продемонстрировать результат.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что существует множество различных определений понятия трудолюбие:
- трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения;
- трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство;
- трудолюбие как личностное качество.
Мы взяли за основу понятие «трудолюбие» как черту характера, которая определяется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в таких характеристиках, как активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Уровень трудолюбия отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом поиске, инициативности, организованности и ответственности перед группой за свои действия и поведение.
Проблемой воспитания трудолюбия занимались: И.Ф. Свадковский, Я.Б. Розинский, М.П. Гущина и др. описали значение, пути и средства воспитания трудолюбия; Я.З. Неверович и М. Дж. Магеррамов и др. описали сущность трудолюбия и его компоненты. Особенно важными для нашей работы являются труды таких ученых, как И.Ф. Свадковский и В.А.Сухомлинский, так как они занимались вопросом важности семейного воспитания в формировании трудолюбия.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях отечественных ученых Н.В. Матяш, О.П. Мачехиной, И.П. Подласого и В.Д. Симонененко отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является старший дошкольный возраст.
Трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты: потребность в созидательно-трудовой деятельности, понимание пользы труда для общества и для себя, наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование, достаточно прочную волю личности.
Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях:
-совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности;
-формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;
-разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю;
-формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.
Решая третью задачу, в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выдвинули предположение, что формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении определенных условий:
А. Использование комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Б. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
В. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования трудолюбия дошкольников.
Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудолюбия детей, а именно:
-дети эмоционально выражают свое отношение к трудолюбию и самостоятельности, к себе и своим возможностям, достаточно адекватно оценивают уровень собственного трудолюбия;
-имеют четкие представления о трудолюбии, понимают его значение и необходимость, понимают важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, осознают значимость ответственности за свои поступки;
-дошкольники могут самостоятельно поставить цель деятельности, определить пути ее достижения; осуществить элементарный самоконтроль продемонстрировать результат.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



