ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Коммуникативные УУД и их характеристика 6
1.2. Возрастные особенности коммуникативной сферы у младших
школьников 10
1.3. Особенности организации внеурочной деятельности для развития
коммуникативных УУД у младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 35
2.2. Анализ результатов 37
2.3. Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных УУД 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время перед школьным образованием ставится важнейшая цель - развитие умения «учиться». То есть развитие у школьников умения определять учебные цели, искать пути к достижению поставленных целей, а также контроль и оценки деятельности и своих достижений. Реализуется данная цель с помощью развития у школьников системы универсальных учебных действий (УУД). Готовность учащегося к постоянному обучению обусловлена тем, что УУД формируют условия для развития личности, осознание собственных талантов, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Исходя из работ психологов таких как Лев Семенович Выготский, Н.И.Жинкина, А.А. Леонтьева, Р.М. Фрумкина, можно выделить некоторые умения, которые необходимы для полноценной коммуникации между людьми: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь. К выше изложенным можно добавить: умение оказывать и принимать знаки внимания, спокойная реакция на критику, на поведение собеседника, умение обратиться с просьбой, ответить «Нет» в нужной ситуации, принимать и оказывать сочувствие.
Хотелось бы также отметить работу некоторых ученых педагогов психологов, таких как: Александр Алексеевич Леонтьев, Галина Михайловна Андреева, Людмила Пантелеева Буева- они рассматривали общение как процесс или деятельность; в своих работах Александр Алексеевич Леонтьев и Майя Ивановна Лисина определяли средства коммуникативного процесса, на ряду со средствами определяли функции коммуникативного процесса Владимир Николаевич Панферов, Борис Федорович Ломов; выделяли стили и модели общения Виктор Абрамович Кан-Калик, Курт Левин; возрастные особенности коммуникативных умений изучали Анатолий Викторович Мудрик, Валерия Сергеевна Мухина.
А.Г. Асмолов, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова посвятили свои исследования теме развития коммуникативных УУД. Анализ работ показывает, что в них излагаются общетеоретические положения коммуникации.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит в рамках нормативно-возрастного развития учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в младшем школьном возрасте. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы на сегодняшний день.
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных УУД согласно ФГОС НОО, с одной стороны, и недостаточного количества методических материалов по развитию коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности, с другой.
Проблема: каковы особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников?
Выделенное противоречие и проблема позволили сформировать тему исследования: «Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: теоретически изучить проблему формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности и разработать внеурочное мероприятие, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет: развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия коммуникативные УУД и их характеристику.
2. Изучить возрастные особенности
коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Экспериментально изучить уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь).
5. Разработать внеурочное мероприятие для развития коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы: анализ литературы, тестирование, эксперимент.
База: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 83 г. Сочи имени Героя Советского Союза Д. М. Языджяна,2 класс.
Практическая значимость: разработанное нами внеурочное мероприятие по развитию коммуникативных УУД может быть использовано учителями в практике работы начальных классов.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, первую, вторую главу, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Целью работы являлось: создать внеурочные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных УУД, опираясь на теоретически изученных особенностях организации внеурочной деятельности.
В процессе проведённого исследования мы сделали следующее:
- Рассмотрели сущность понятия коммуникативных УУД, их характеристику.
- Изучили возрастные особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста.
- Рассмотрели особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД.
- Провели диагностику уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников и проанализировали результаты.
- Разработали внеурочное мероприятие, направленное на развитие коммуникативных УУД.
Сущность коммуникативных УУД состоит в том, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группу сверстников. В состав этих действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных УУД имеет ряд особенностей:
• психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует развитию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
• групповая или парная работа, совместная деятельность;
• возможность объединения всех групп обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
• практическая значимость полученных знаний и умений;
• широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, в спортивной комнате , игровой комнате, в учебном кабинете, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
• нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия должны в приоритете ставить цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, развитие умения выслушать собеседника, выразить свою точку зрения и совместными усилиями прийти к достижению общей цели, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
• отсутствие домашнего задания
Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных УУД, была произведена с учетом особенностей его организации.
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов - М.: Владос, 2003. - 208с.
2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева - М.: Просвещение, 2012. - 74-78с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников/ М.Н. Ахметова - 2009. - 166-171с.
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие / Е.М. Бабосов - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 464с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
7. Богуславский, М.В. Достижения и уроки системы Л.В. Занкова/ Практика образования, 2008. №3
8. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца - 2011. - 53-56с.
9. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко - 2012. - 44-46с.
10. Виды универсальных учебных действий / Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010г.
11. Водянский, А.А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А.А. Водянский - 2009. - 30-33с.
12. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 1008с.
13. Давыдова, Н.Н., Смирных, О.В. Универсальные учебные действия: управление Развитием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных - 2012. - 167¬175с.
14. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / Русский язык в школе. - 2002г.
15. Дьячкова, С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений / С.В. Дьячкова - 2012. - 78-83с.
16. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий / Л.А. Ефросинина - 2012. - 49-57с.
17. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников / Л.Я. Желтовская - 2011. - 50-57с.
18.Зайцева, К.П. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева -
2011. - 78-83с.
19. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко - М.: Феникс, 2010. - 320с.
20. Клубович, О.В. Развитие коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович - 2011. - 50-51с.
21. Козюренко, М.А. Оценка развития коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова - 2011. - 15-19с.
22. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнева - 2012. - 24-30с.
23. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская - 2012. - 13-15с.
24. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова - 2011. - 91-96с.
25. Локтионова, И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении / И.Ю. Локтионова - 2010. - 4-9с.
26. Мали, Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе / Л.Д. Мали - 2012. -76-80с.
27. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
28. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога / Н.М.
Неупокоева. - 2004.
29.Осмоловская, И.М. Развитие универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова - 2012.
- 6-13с.
30.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
- М., 2009.
31. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / РЯШ. - 2004г., №4.
32. Педагогические технологии Текст: учеб. пособие / авт. -сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. -М., 2014.
34. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие / В.Ю. Разуваева - 2012. - 22-24с.
35. Развитие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 160с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
37. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010г.
38. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
39.Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова - 2011. - 3-6с.
40.Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся / К.Ю. Чумак - 2011. - 82-86с.
41. Шакина, Г.В. Оценивание развития коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина - 2012. - 17-22с.
42. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева - 2011. - 4-10с.
43. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
44. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
45. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
46. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.
47. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 44-46.
48. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
49. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
50. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50¬
57.
51.Зайцева К.П. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
52. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
53. Клубович О.В. Развитие коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
54. Козюренко М.А. Оценка развития коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
55. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
56. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
57. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
58. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
59. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках
литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
60. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
61. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М.
Неупокоева. - Курган, 2004.
62.Осмоловская И.М. Развитие универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-13.
63. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. -
2012. - № 9. - С. 22-24.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
65.Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
66.Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 82-86.
67. Шакина Г.В. Оценивание развития коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
68. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.