РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НО СРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Коммуникативные УУД и их характеристика 6
1.2. Возрастные особенности коммуникативной сферы у младших
школьников 10
1.3. Особенности организации внеурочной деятельности для развития
коммуникативных УУД у младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 35
2.2. Анализ результатов 37
2.3. Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных УУД 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Коммуникативные УУД и их характеристика 6
1.2. Возрастные особенности коммуникативной сферы у младших
школьников 10
1.3. Особенности организации внеурочной деятельности для развития
коммуникативных УУД у младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 35
2.2. Анализ результатов 37
2.3. Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных УУД 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время перед школьным образованием ставится важнейшая цель - развитие умения «учиться». То есть развитие у школьников умения определять учебные цели, искать пути к достижению поставленных целей, а также контроль и оценки деятельности и своих достижений. Реализуется данная цель с помощью развития у школьников системы универсальных учебных действий (УУД). Готовность учащегося к постоянному обучению обусловлена тем, что УУД формируют условия для развития личности, осознание собственных талантов, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Исходя из работ психологов таких как Лев Семенович Выготский, Н.И.Жинкина, А.А. Леонтьева, Р.М. Фрумкина, можно выделить некоторые умения, которые необходимы для полноценной коммуникации между людьми: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь. К выше изложенным можно добавить: умение оказывать и принимать знаки внимания, спокойная реакция на критику, на поведение собеседника, умение обратиться с просьбой, ответить «Нет» в нужной ситуации, принимать и оказывать сочувствие.
Хотелось бы также отметить работу некоторых ученых педагогов психологов, таких как: Александр Алексеевич Леонтьев, Галина Михайловна Андреева, Людмила Пантелеева Буева- они рассматривали общение как процесс или деятельность; в своих работах Александр Алексеевич Леонтьев и Майя Ивановна Лисина определяли средства коммуникативного процесса, на ряду со средствами определяли функции коммуникативного процесса Владимир Николаевич Панферов, Борис Федорович Ломов; выделяли стили и модели общения Виктор Абрамович Кан-Калик, Курт Левин; возрастные особенности коммуникативных умений изучали Анатолий Викторович Мудрик, Валерия Сергеевна Мухина.
А.Г. Асмолов, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова посвятили свои исследования теме развития коммуникативных УУД. Анализ работ показывает, что в них излагаются общетеоретические положения коммуникации.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит в рамках нормативно-возрастного развития учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в младшем школьном возрасте. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы на сегодняшний день.
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных УУД согласно ФГОС НОО, с одной стороны, и недостаточного количества методических материалов по развитию коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности, с другой.
Проблема: каковы особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников?
Выделенное противоречие и проблема позволили сформировать тему исследования: «Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: теоретически изучить проблему формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности и разработать внеурочное мероприятие, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет: развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия коммуникативные УУД и их характеристику.
2. Изучить возрастные особенности
коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Экспериментально изучить уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь).
5. Разработать внеурочное мероприятие для развития коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы: анализ литературы, тестирование, эксперимент.
База: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 83 г. Сочи имени Героя Советского Союза Д. М. Языджяна,2 класс.
Практическая значимость: разработанное нами внеурочное мероприятие по развитию коммуникативных УУД может быть использовано учителями в практике работы начальных классов.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, первую, вторую главу, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Исходя из работ психологов таких как Лев Семенович Выготский, Н.И.Жинкина, А.А. Леонтьева, Р.М. Фрумкина, можно выделить некоторые умения, которые необходимы для полноценной коммуникации между людьми: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь. К выше изложенным можно добавить: умение оказывать и принимать знаки внимания, спокойная реакция на критику, на поведение собеседника, умение обратиться с просьбой, ответить «Нет» в нужной ситуации, принимать и оказывать сочувствие.
Хотелось бы также отметить работу некоторых ученых педагогов психологов, таких как: Александр Алексеевич Леонтьев, Галина Михайловна Андреева, Людмила Пантелеева Буева- они рассматривали общение как процесс или деятельность; в своих работах Александр Алексеевич Леонтьев и Майя Ивановна Лисина определяли средства коммуникативного процесса, на ряду со средствами определяли функции коммуникативного процесса Владимир Николаевич Панферов, Борис Федорович Ломов; выделяли стили и модели общения Виктор Абрамович Кан-Калик, Курт Левин; возрастные особенности коммуникативных умений изучали Анатолий Викторович Мудрик, Валерия Сергеевна Мухина.
А.Г. Асмолов, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова посвятили свои исследования теме развития коммуникативных УУД. Анализ работ показывает, что в них излагаются общетеоретические положения коммуникации.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит в рамках нормативно-возрастного развития учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в младшем школьном возрасте. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы на сегодняшний день.
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных УУД согласно ФГОС НОО, с одной стороны, и недостаточного количества методических материалов по развитию коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности, с другой.
Проблема: каковы особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников?
Выделенное противоречие и проблема позволили сформировать тему исследования: «Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: теоретически изучить проблему формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности и разработать внеурочное мероприятие, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет: развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия коммуникативные УУД и их характеристику.
2. Изучить возрастные особенности
коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Экспериментально изучить уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь).
5. Разработать внеурочное мероприятие для развития коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы: анализ литературы, тестирование, эксперимент.
База: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 83 г. Сочи имени Героя Советского Союза Д. М. Языджяна,2 класс.
Практическая значимость: разработанное нами внеурочное мероприятие по развитию коммуникативных УУД может быть использовано учителями в практике работы начальных классов.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, первую, вторую главу, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Целью работы являлось: создать внеурочные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных УУД, опираясь на теоретически изученных особенностях организации внеурочной деятельности.
В процессе проведённого исследования мы сделали следующее:
- Рассмотрели сущность понятия коммуникативных УУД, их характеристику.
- Изучили возрастные особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста.
- Рассмотрели особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД.
- Провели диагностику уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников и проанализировали результаты.
- Разработали внеурочное мероприятие, направленное на развитие коммуникативных УУД.
Сущность коммуникативных УУД состоит в том, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группу сверстников. В состав этих действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных УУД имеет ряд особенностей:
• психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует развитию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
• групповая или парная работа, совместная деятельность;
• возможность объединения всех групп обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
• практическая значимость полученных знаний и умений;
• широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, в спортивной комнате , игровой комнате, в учебном кабинете, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
• нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия должны в приоритете ставить цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, развитие умения выслушать собеседника, выразить свою точку зрения и совместными усилиями прийти к достижению общей цели, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
• отсутствие домашнего задания
Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных УУД, была произведена с учетом особенностей его организации.
В процессе проведённого исследования мы сделали следующее:
- Рассмотрели сущность понятия коммуникативных УУД, их характеристику.
- Изучили возрастные особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста.
- Рассмотрели особенности организации внеурочной деятельности для развития коммуникативных УУД.
- Провели диагностику уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников и проанализировали результаты.
- Разработали внеурочное мероприятие, направленное на развитие коммуникативных УУД.
Сущность коммуникативных УУД состоит в том, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группу сверстников. В состав этих действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных УУД имеет ряд особенностей:
• психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует развитию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
• групповая или парная работа, совместная деятельность;
• возможность объединения всех групп обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
• практическая значимость полученных знаний и умений;
• широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, в спортивной комнате , игровой комнате, в учебном кабинете, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
• нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия должны в приоритете ставить цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, развитие умения выслушать собеседника, выразить свою точку зрения и совместными усилиями прийти к достижению общей цели, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
• отсутствие домашнего задания
Разработка внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных УУД, была произведена с учетом особенностей его организации.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



