Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление мотивацией учебной деятельности студентов

Работа №81603

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Сущность и содержание понятий «мотив» и «мотивация»
1.2 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности
1.3. Студент как субъект учебной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1. Характеристика базы проведения эксперимента.
Исследование уровня сформированности учебной мотивации студентов
2.2. Методика управления мотивацией
2.3. Оценка эффективности проведенных мероприятий по формированию учебной мотивации студентов. Сравнительный анализ результатов
ВЫВОДЫ ПО 1 и 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Актуальность исследования. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной педагогической практики. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Поэтому мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, который позволяет повышать интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними мотивами имеется ввиду интерес к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью поощрения или наказания.
Актуальность данной проблемы предопределила выбор следующей темы исследования: управление мотивацией учебной деятельности студентов.
Объект исследования - мотивация у студентов колледжа к учебной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогические
условия эффективности управления учебной мотивацией у студентов колледжа.
Целью исследования явилось: выявить особенности управления учебной мотивацией студентов колледжа и предложить
Цель - Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий формирования учебной мотивации студентов.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме управления учебной мотивацией у студентов;
2) раскрыть содержание понятия «учебная мотивация», «мотив»;
3) раскрыть методы и формы работы по управлению учебной мотивацией студентов;
4) провести опытно-экспериментальную работу по определению уровня учебной мотивации у студентов и ее развитию;
5) разработать методические рекомендации по управлению учебной мотивацией студентов, программу и практические задания по формированию учебной мотивации.
На основе цели и задач нами сформулирована следующая гипотеза: формирование учебной мотивации у студентов колледжа будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- развитие потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности;
- разнообразие форм и методов учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.); - создание психолого-педагогических условий развития мотивации учебной деятельности студентов (использование заданий на формирование учебной мотивации, разнообразие форм проведения занятий, содержательная сторона занятий должна быть интересна студентам, оснащение педагогического процесса средствами ИКТ).
Экспериментальная база исследования. Наше исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Магнитогорского педагогического колледжа»
Теоретико-методологической основой явились содержательные и процессуальные теории развития мотивации (В.Г.Асеев, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Х.Хекхаузена и др.), теории и подходы к изучению учебной мотивации в колледже (Л.И.Божович, A. К.Маркова, М.В.Матюхина, Г.Розенфельд, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин, Г.И.Щукина и др.), концепции учебной мотивации (В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин, B И.Ковалев, Р.С Немов и др.), работы, посвященные проблеме формирования мотивации учащихся В.Г.Асеева, И.А.Зимней, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой, М.В.Матюхиной и др.
Новизна в том что в современных условиях необходимо искать новые, актуальные для нашего времени формы, методы и приемы работы.
Теоретическая значимость заключается в том, чтобы осветить учебную мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что её результаты позволяют определить основные направления совершенствования деятельности преподавателей по формированию мотивации учения у студентов.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение, анализ научной литературы, анализ психологической литературы, изучение документов; - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
моделирование, сравнение, анализ, синтез.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной педагогической практики. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Поэтому мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, который позволяет повышать интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними мотивами имеется ввиду интерес к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью поощрения или наказания.
Актуальность данной проблемы предопределила выбор следующей темы исследования: управление мотивацией учебной деятельности студентов.
Целью исследования явилось: изучить теоретически и обосновать практически особенности управления учебной мотивацией у студентов колледжа.
Объектом исследования стал процесс мотивации у студентов колледжа к учебной деятельности, а предметом - методика управления учебной мотивацией у студентов колледжа.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1) изучить литература по проблеме управления учебной мотивацией у студентов;
2) раскрыть содержание понятия «учебная мотивация», «мотив»;
3) раскрыть методы и формы работы по управлению учебной мотивацией студентов;
4) провести опытно-экспериментальную работу по определению уровня учебной мотивации у студентов и ее развитию;
5) разработать методические рекомендации по управлению учебной мотивацией студентов, программа и практические задания по формированию учебной мотивации.
6) изучить методики управления мотивацией
Работа состоит из двух глав. В первой главе содержится теоретическое обоснование проблемы управления учебной мотивацией у студентов. Нами было рассмотрено понятие «учебная мотивация», «мотив», классификация учебных мотивов, а также методы и формы работы по формированию учебной мотивации у студентов. Из изученного материала необходимо уяснить, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
- определяется организацией образовательного процесса;
- определяется субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний,
самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
- определяется субъективными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; - определяется спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью.
Во второй главе выпускной квалификационной работе представлена практическая работа, которая проводилась нами в группах 431, 432 Магнитогорского педагогического колледжа. Проведенная работа по определению уровня учебной мотивации студентов позволила сделать следующие выводы: после применения мотивирующих методов и приемов обучающиеся стали ставить изучение предметов профессионального цикла на одно из первых мест, проявляя к ним все больший интерес.
По результатам проведенных занятий на формирующем этапе мы выяснили, что всем студентам в большей степени понравились такие методы обучения, как интерактивные, позволяющие развивать творческое мышление. Также у студентов появилась мотивация развивать познавательный интерес, творческое мышление самостоятельно.
В студенчестве мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания. Это способствует гармоничному развитию личности человека. Он обогащается личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращает их в смыслообразующие.
На основе зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается мировоззрение молодого человека как основной регулятор его социально обусловленного поведения.
Таким образом, важно, чтобы каждый студент вышел из деятельности с положительным, личным опытом, чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой преподавателя, продуманный выбор методов и приемов, используемых на занятии. Бывает важным показать студентам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.



1. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты
[Электронный ресурс]. Режим доступа: БИрУ/минобрнауки. Дата
обращения 04.02.19г.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. - 158с.
3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. - С.7 - 44с.
4. Г олованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Г олованова. - М.: Речь, 2008. -317с.
5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. М: Академический проект, 2004. - 576с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, - 2009. - 384с.
7. Иванников В.А. Основы психологии. // В.А.Иванников. - М.: Питер, 2010. - 336с.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
9. Калягин В.А., Овчинникова Т.С., Энциклопедия методов психологопедагогической диагностики, - КАРО, - 2004. - 180с.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 304с.
11. Крылов А.А., Психология, - М.: ПБОЮЛ, - 2001. - 584с.
12. Крившенко Л.П., Педагогика, - М.:ТК Велби, - 2004. - 432с.
13. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. - 572с.
14. Леонтьев В.Г., Психологические механизмы мотивации учебной деятельности, - Новосибирск, 1987. - 92с.
15. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2003. - 478с.
16. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. - 144с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2010. - 460с.
18. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособ. для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос-Пресс, 2009. - 368с.
19. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для вузов. -Кн.1.Общие основы. Процесс обучения/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 567с.
20. Пронина, Е.Н. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / Е.Н. Пронина, В.В. Лукашевич. - М.: Элит, 2009. - 350с.
21. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности. - Москва, 2005. - 130с.
22. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 256с.
23. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 544с.
24. Талызина Н.Ф., Формирование познавательной деятельности подростков. - М.: Просвещение, 1988. - 175с.
25. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987. - 156с.
26. Чернявская А.П., Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации. - Владос, 2004. - 80с.
27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. М.: 1986. - 408 с.
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2004. - 384с.
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512с.
30. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. - 2005. - №4. - С.3 - 28.
31. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопр. Психологии. - 2014. - № 1. - С.73-77.
32. Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - № 9. - 123 - 130 с.
33. Иванников В.А. Анализ потребности мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Национальный психологический журнал. - 2014.
- № 1. - с.49-56.
34. Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1997. - №1. - с.14-20.
35. Иванников В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации.// Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 2015. - № 2. - С. 15 - 22.
36. Кардялис, К.К. Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивации к учебе / К.К. Кардялис, Э.Н. Эйдитимтайте // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С.24 - 30.
37. Подласый, И.П. Где помогут технологии / И.П. Подласый // Школьные технологии. - 2013. - № 3. - 402с.
38. Иванников В.А. Идеи А.Н.Леонтьева и их значение для современной психологи//Культурно-историческая психология. - 2013. - №4. - с.29
- 35.
39. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. - 1984. - №6. С.87 - 94.
40. Лидере А.Г., В. Хенниг. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. С.161 - 162.
41. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С.47 - 59.
42. Иванова Е. Е., Сторожева Ю. А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ)//Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018.
- № 4.
43. Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодёжи//Материал научной конференции. - Владимир, 1970.
44. Чувакова О.А. К проблеме формирования действенности учебнопознавательных мотивов у школьников // Исследование мотивационной сферы личности. Новосибирск: НГПИ, 1984. С.131 - 141.
45. Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9
- 11 лет): Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.11- М., 1999. - 24с.
46. Махновская В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 - М., 1999. - 18с.
47. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 - Комсомольск-на-Амуре., 2006. - 160с.
48. 46. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Интернет-ресурс].
http://goldbiblioteca.ru/online psihologiya/online psistr5/457.phpДата обращения 04.02.19г.
49. Губин В. А., Акулов А.О. Взаимосвязь учебно-профессиональной
мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза [Интернетресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-
uchebnoprofessionalnoy-motivatsii-i-uspevaemosti-studentov-raznyh-kursovpedagogicheskogo-vuza. Дата обращения 04.02.19г.
50. Иванников В.А. Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования. 2014. - Т.7. - №35 [Интернет-ресурс]. http://psystady.ru. Дата обращения 03.02.19г.
51. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Электронный научный журнал//Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс].
https://eduherald.ru/ru/article/view?id= 13329. Дата обращения 03.02.19г.
52. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Интернет-ресурс]. https://royallib.com/read/leontev aleksey/potrebnosti motivi i emotsii.html#0. Дата обращения 04.02.19г.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Интернет-ресурс]. https://www. marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnostso znyanie-lichnost.pdf . Дата обращения 04.02.19г.
54. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., Мотивация учения и её
воспитание [Электронный ресурс]. https://knigi.link/razvitie-
vospitanieobrazovanie/motivatsiya-ucheniya-vo spitanie. html. Дата
обращения
03.02.19г.
55. Маркова А.К.. Формирование мотивации учения [Электронный ресурс]. http://pedlib.ru/Books/1/0389/1 0389-1.shtml. Дата обращения 03.02.19г.
56. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших
школьников [Электронный ресурс].
https://studopedia.ru/5 47013 matyuhina-mv-izuchenie-i-formirovaniemotivatsii-ucheniya-u-mladshih-shkolnikov-volgograd--s.html.Дата обращения 03.02.19г.
57. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Электронный ресурс]. https://alleng.org/d/psy/psy110.htm. Дата обращения 06.02.19г.
58. Никольская О. Л. Влияние самооценки на мотивы поступления будущихучителей в педагогический вуз [Интернет-ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-motivy-postupleniyabuduschih-uchiteley-v-pedagogicheskiy-vuz. Дата обращения 04.02.19г.
59. Кондратюк Т. А., Коломейцева И. В.,Кондратюк А.И.
Социально-психологическое исследование первокурсников
Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева[Интернет-ресурс].
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskoe-issledovaniepervokursnikov-krasnoyarskogo-pedagogicheskogo-universiteta-imeni-v-pastafieva. Дата обращения 29.01.19г.
60. Рубинштейн С.Л. Направленность личности [Электронный ресурс]. http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage018.htm. Дата обращения 02.02.19г.
61. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 2. С.83-92.
[Электронный ресурс].
http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802083.htm. Дата обращения: 06.02.19г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ