Введение
ГЛАВА I. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.2. КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ВИД АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
1.3. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И ВИДЫ 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
Глава II. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА 29
2.1. ОПИСАНИЕ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ РИСКА ПОДВЕРЖЕННОСТИ
КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
КИБЕРБУЛЛИНГА 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Современный мир богат достижениями и открытиями. Технический прогресс набирает обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали стрессы, пагубные привычки и зависимое поведение. Из отклоняющегося поведения можно выделить так называемое аддиктивное поведение личности. В настоящее время к компьютерной аддикции уделяется пристальное внимание.
Аддиктивное поведение является проблемой подавляющего числа населения развитых стран. В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, поиск к новым эмоциональным переживаниям.
Рост компьютерных технологий в современном мире оказывают большое влияние на личность ребенка. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется компьютером постоянно - на работе, дома, в общественных местах. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Некоторые родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером, чем гуляет в дурной компании. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появляются социальные сети, компьютерные игры и масса новых развлечений, которые сразу же нашли поклонников среди взрослых и детей. Распространение компьютерных игр, поток новой информации, заполняет воспитательное пространство, в котором находятся дети. Дошкольников уже не интересуют обычные игрушки, они быстрее бегут домой, потому что там их ждет заветная компьютерная игра. Школьники прогуливают занятия, потому что всю ночь провели у экрана компьютера и не сделали уроки, которые стали менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе одной из обсуждаемых тем являются компьютерные игры и количество набранных очков за них. Чрезмерное увлечение работой за компьютером приводит к компьютерной зависимости. Исследования показывают, что предупреждение компьютерной зависимости актуально на сегодняшний день и требует изучения. Профилактические работы должны оказывать влияние не только на личность младшего школьника, но и на родителей, учителей и досуговые организации. Тем самым мы должны предупредить формирование компьютерной зависимости у младших школьников.
Разработкой проблемы аддиктивного поведения занимались ученые, как А. С. Белкин, В. С. Битенский, Н. Л. Бочкарева, Е. В. Змановская, Ц. П. Короленко, Л. Г. Леонидова и другие.
Изучением мотивов формирования аддиктивного поведения занимались А. С. Белкин, Е. П. Ильин, Н. А. Сироты, Б. Н. Чумаков и другие.
Вопросы профилактики аддиктивного поведения освещены в работах М. В. Жуковой, В. И. Чемоданова, В. Л. Ялтонского и других.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем профилактику такого вида аддиктивного поведения, как кибербуллинг.
Таким образом, возникает противоречие между свободой слова в сети, воспринятая большинством как вседозволенность и обеспечения безопасности младших школьников, развития киберэтики.
Проблема исследования: каковы возможности педагога в работе по профилактике кибербуллинга у младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы профилактики кибербуллинга у младших школьников для разработки рекомендаций для педагогов.
Объект: аддиктивное поведение в младшем школьном возрасте Предмет: профилактика кибербуллинга у младших школьников. В исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия аддиктивное поведение
2. Рассмотреть содержание понятия кибербуллинг
3. Рассмотреть виды и формы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников
4. Провести экспериментальную работу по профилактике аддиктивного поведения у младших школьников
5. Выяснить на сколько распространен кибербуллинг в среде учащихся и как они реагируют на подобные действия
6. Разработать рекомендации для педагогов по профилактике кибербуллинга
Проведенное исследование позволило изучить проблему профилактики аддиктивного поведения младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что ее актуальность обуславливается значительным влиянием на подрастающее поколение глобальной сети Интернет. Так же он позволил определить ключевые понятия, виды, наиболее значимые факторы, которые оказывают влияние на формирование компьютерной аддикции у младших школьников.
Большую роль в предупреждении негативных последствий кибербуллинга играет семья. Значимым компонентом родительского контроля является такая организация работы за компьютером, когда родители имеют возможность контролировать не только время, проведенное в сети, но и наблюдать за реакциями ребенка, его эмоциональным состоянием. Необходимо внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые он использует.
Главная профилактическая мера буллинга в школе - это обучение детей положительному взаимодействию, создание коллектива, в котором роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия гармонична.
Необходимо отметить, что применительно к детям младшего школьного возраста ведется первичная профилактика. Это обуславливается тем, что у младших школьников зависимость как таковая отсутствует, а предпосылки с целью её развития во многом уже заложены. Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с формированием у младших школьников альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
1. Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи - 2015 - С. 21-28
2. Анохин С.М., Анохина Н.Ф. Кибербуллинг учителя. Постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
3. Баранов А.А. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2015. - №11. - С. 62-66.
4. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 5.
5. Василюк,Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления
критических ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк - М.: Издание
Московского университета 2006. - 200 с.
6. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды [Текст] / П. Б. Ганнушкин - М.: Медицина, 1998. - 291 с.
7. Гусева, Н. В. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей [Текст] / Н. А. Гусева / под научной ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с.
8. Добрышева Ирина «Как защитить ребенка от кибербуллинга» Российская газета, Федеральный выпуск №5947
9. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. - № 1. - С. 65-77.
10. Ефимова Е.С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики
виртуальных сред // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Т. 28. №7(156). С.65-66.
11. Жичкина, А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А. Е. Жичкина // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С. 75-78.
12. Жукова, М. В. Особенности младшего школьника с отклоняющимся поведением [Текст] / М. В. Жукова / Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. - Сер.
3, Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. - Челябинск, 2003. - №17. - с. 90-104.
13. Жукова, М. В. Профилактика потребления психоактивных веществ: теоретические аспекты и активные формы работы борьбы со школьниками [Текст] / М. В. Жукова, Е. В. Фролова. - Челябинск, 2003. - 23 с.
14.Змановская, Е.В. «Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)» [Текст] / Е. В. Змановская./ Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. - 2-е изд.,испр. -
М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
15.Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 122- 128.
16. Исмуков, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.
17. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение : учеб. пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218 с.
18. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
19. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.
20. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П.
Короленко, Н.В. Дмитриева.---- -------- М.: Академический
Проект, Екатеринбург, Деловая книга. ----------- 2000. - 460 с.
21. Красильников, Г. Т. Существует ли предрасположенность к адцикциям (факторы риска) / Г. Т. Красильников, Я. П. Гирич // Консилиум. - 1999. - № 2. - С. 21-22.
22. Кулаков, С.А. Дианостика и психотерапия аддиктивного поведения у
подростков [Текст] / С.А. Кулаков. - М.: Издательский центр
«Академия», 1998. - 286 с.
23. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость - патология XXI века? / В. А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - №1, - С. 11-13.
24. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 7.
25. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации
подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 10.
26. Менделевич. - В.Д. Психология девиатного поведения[Текст] / Учебное пособие для ВУЗов/В.Д. Менделевич. - Издательство Речь, 2008. - 445 с.
27. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / под. ред. Б. Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
28. Мусихин А.И. Кибербуллинг // Педагогическое образование на Алтае.2013. № 1. С. 76-83.
29. Платонов, К.К. О системе психологии [Текст] / К. К. Платонов. - М.: «Мысль», 2005. - 216 с.
30. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб. «Питер» 2010. - 432 с.
31. Рудаков, О.И. Игра на выбывание: [компьютер и «игровая болезнь»] /О.Рудаков //Смена.- 2007.-№9.-С.74-82.
32. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1998.-124с.
33. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология [Текст] / Н. В. Середина, Д.А. Шкуренко. - Ростов - на-Дону: «Феникс», 2003. - 512 с.
34. Солдатова Г., Зотова, Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная он-лайн ситуация и способы совладания // Образовательная политика. - 2011. - № 5 (55). - С. 48-59.
35. Симатова, О. Б. Психологические механизмы формирования
аддиктивного поведения / О. Б. Симатова // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 1. - С. 83-92.
36. Ураева Г.Е. Боголюбова О.Н. Опыт переживания онлайн-агрессии у молодых взрослых: современное состояние и перспективы
исследования проблемы // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 12.
37. Хуторной С.Н. Специфика общения в Интернете // Вестник
Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - 2011. - № 4. - С. 100-103.
38.Черкасенко О.С. Травля в социальных сетях // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 8 (24). С. 107-108.
39.Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 113-117.
40. Шабалина, В. В. Психологическая зависимость и ее образ / В. В. Шабалина //Мир детства. - 2002. - № 2. - С. 32- 35.
41. Якушина, Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е. В. Якушина // Педагогика. - 2001. - №4. - С.55-61.