Деятельность педагога по профилактике кибербуллинга у младших школьников
|
Введение
ГЛАВА I. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.2. КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ВИД АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
1.3. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И ВИДЫ 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
Глава II. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА 29
2.1. ОПИСАНИЕ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ РИСКА ПОДВЕРЖЕННОСТИ
КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
КИБЕРБУЛЛИНГА 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА I. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.2. КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ВИД АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
1.3. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И ВИДЫ 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
Глава II. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА 29
2.1. ОПИСАНИЕ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ РИСКА ПОДВЕРЖЕННОСТИ
КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
КИБЕРБУЛЛИНГА 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Современный мир богат достижениями и открытиями. Технический прогресс набирает обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали стрессы, пагубные привычки и зависимое поведение. Из отклоняющегося поведения можно выделить так называемое аддиктивное поведение личности. В настоящее время к компьютерной аддикции уделяется пристальное внимание.
Аддиктивное поведение является проблемой подавляющего числа населения развитых стран. В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, поиск к новым эмоциональным переживаниям.
Рост компьютерных технологий в современном мире оказывают большое влияние на личность ребенка. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется компьютером постоянно - на работе, дома, в общественных местах. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Некоторые родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером, чем гуляет в дурной компании. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появляются социальные сети, компьютерные игры и масса новых развлечений, которые сразу же нашли поклонников среди взрослых и детей. Распространение компьютерных игр, поток новой информации, заполняет воспитательное пространство, в котором находятся дети. Дошкольников уже не интересуют обычные игрушки, они быстрее бегут домой, потому что там их ждет заветная компьютерная игра. Школьники прогуливают занятия, потому что всю ночь провели у экрана компьютера и не сделали уроки, которые стали менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе одной из обсуждаемых тем являются компьютерные игры и количество набранных очков за них. Чрезмерное увлечение работой за компьютером приводит к компьютерной зависимости. Исследования показывают, что предупреждение компьютерной зависимости актуально на сегодняшний день и требует изучения. Профилактические работы должны оказывать влияние не только на личность младшего школьника, но и на родителей, учителей и досуговые организации. Тем самым мы должны предупредить формирование компьютерной зависимости у младших школьников.
Разработкой проблемы аддиктивного поведения занимались ученые, как А. С. Белкин, В. С. Битенский, Н. Л. Бочкарева, Е. В. Змановская, Ц. П. Короленко, Л. Г. Леонидова и другие.
Изучением мотивов формирования аддиктивного поведения занимались А. С. Белкин, Е. П. Ильин, Н. А. Сироты, Б. Н. Чумаков и другие.
Вопросы профилактики аддиктивного поведения освещены в работах М. В. Жуковой, В. И. Чемоданова, В. Л. Ялтонского и других.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем профилактику такого вида аддиктивного поведения, как кибербуллинг.
Таким образом, возникает противоречие между свободой слова в сети, воспринятая большинством как вседозволенность и обеспечения безопасности младших школьников, развития киберэтики.
Проблема исследования: каковы возможности педагога в работе по профилактике кибербуллинга у младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы профилактики кибербуллинга у младших школьников для разработки рекомендаций для педагогов.
Объект: аддиктивное поведение в младшем школьном возрасте Предмет: профилактика кибербуллинга у младших школьников. В исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия аддиктивное поведение
2. Рассмотреть содержание понятия кибербуллинг
3. Рассмотреть виды и формы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников
4. Провести экспериментальную работу по профилактике аддиктивного поведения у младших школьников
5. Выяснить на сколько распространен кибербуллинг в среде учащихся и как они реагируют на подобные действия
6. Разработать рекомендации для педагогов по профилактике кибербуллинга
Аддиктивное поведение является проблемой подавляющего числа населения развитых стран. В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, поиск к новым эмоциональным переживаниям.
Рост компьютерных технологий в современном мире оказывают большое влияние на личность ребенка. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется компьютером постоянно - на работе, дома, в общественных местах. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Некоторые родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером, чем гуляет в дурной компании. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появляются социальные сети, компьютерные игры и масса новых развлечений, которые сразу же нашли поклонников среди взрослых и детей. Распространение компьютерных игр, поток новой информации, заполняет воспитательное пространство, в котором находятся дети. Дошкольников уже не интересуют обычные игрушки, они быстрее бегут домой, потому что там их ждет заветная компьютерная игра. Школьники прогуливают занятия, потому что всю ночь провели у экрана компьютера и не сделали уроки, которые стали менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе одной из обсуждаемых тем являются компьютерные игры и количество набранных очков за них. Чрезмерное увлечение работой за компьютером приводит к компьютерной зависимости. Исследования показывают, что предупреждение компьютерной зависимости актуально на сегодняшний день и требует изучения. Профилактические работы должны оказывать влияние не только на личность младшего школьника, но и на родителей, учителей и досуговые организации. Тем самым мы должны предупредить формирование компьютерной зависимости у младших школьников.
Разработкой проблемы аддиктивного поведения занимались ученые, как А. С. Белкин, В. С. Битенский, Н. Л. Бочкарева, Е. В. Змановская, Ц. П. Короленко, Л. Г. Леонидова и другие.
Изучением мотивов формирования аддиктивного поведения занимались А. С. Белкин, Е. П. Ильин, Н. А. Сироты, Б. Н. Чумаков и другие.
Вопросы профилактики аддиктивного поведения освещены в работах М. В. Жуковой, В. И. Чемоданова, В. Л. Ялтонского и других.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем профилактику такого вида аддиктивного поведения, как кибербуллинг.
Таким образом, возникает противоречие между свободой слова в сети, воспринятая большинством как вседозволенность и обеспечения безопасности младших школьников, развития киберэтики.
Проблема исследования: каковы возможности педагога в работе по профилактике кибербуллинга у младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы профилактики кибербуллинга у младших школьников для разработки рекомендаций для педагогов.
Объект: аддиктивное поведение в младшем школьном возрасте Предмет: профилактика кибербуллинга у младших школьников. В исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия аддиктивное поведение
2. Рассмотреть содержание понятия кибербуллинг
3. Рассмотреть виды и формы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников
4. Провести экспериментальную работу по профилактике аддиктивного поведения у младших школьников
5. Выяснить на сколько распространен кибербуллинг в среде учащихся и как они реагируют на подобные действия
6. Разработать рекомендации для педагогов по профилактике кибербуллинга
Проведенное исследование позволило изучить проблему профилактики аддиктивного поведения младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что ее актуальность обуславливается значительным влиянием на подрастающее поколение глобальной сети Интернет. Так же он позволил определить ключевые понятия, виды, наиболее значимые факторы, которые оказывают влияние на формирование компьютерной аддикции у младших школьников.
Большую роль в предупреждении негативных последствий кибербуллинга играет семья. Значимым компонентом родительского контроля является такая организация работы за компьютером, когда родители имеют возможность контролировать не только время, проведенное в сети, но и наблюдать за реакциями ребенка, его эмоциональным состоянием. Необходимо внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые он использует.
Главная профилактическая мера буллинга в школе - это обучение детей положительному взаимодействию, создание коллектива, в котором роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия гармонична.
Необходимо отметить, что применительно к детям младшего школьного возраста ведется первичная профилактика. Это обуславливается тем, что у младших школьников зависимость как таковая отсутствует, а предпосылки с целью её развития во многом уже заложены. Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с формированием у младших школьников альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Большую роль в предупреждении негативных последствий кибербуллинга играет семья. Значимым компонентом родительского контроля является такая организация работы за компьютером, когда родители имеют возможность контролировать не только время, проведенное в сети, но и наблюдать за реакциями ребенка, его эмоциональным состоянием. Необходимо внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые он использует.
Главная профилактическая мера буллинга в школе - это обучение детей положительному взаимодействию, создание коллектива, в котором роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия гармонична.
Необходимо отметить, что применительно к детям младшего школьного возраста ведется первичная профилактика. Это обуславливается тем, что у младших школьников зависимость как таковая отсутствует, а предпосылки с целью её развития во многом уже заложены. Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с формированием у младших школьников альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Подобные работы
- Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Формирование цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - КИБЕРБУЛЛИНГ В ПОСТФИГУРАТИВНОМ И ПРЕФИГУРАТИВНОМ ДИСКУРСЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОМ И
ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2021 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Возмещение вреда, причиненного подростку
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



