Введение 3
Глава I Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 6
1.1 Понятие просодической стороны речи 6
1.2 Особенности развития просодической стороны речи в онтогенезе ... 12
1.3 Понятие минимальных дизартрических расстройств 17
1.4 Особенности просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 22
Выводы по I главе 27
Глава II Экспериментальная работа по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.1 Методика изучения просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.2 Состояние просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 37
2.3 Организация и содержание логопедической коррекции нарушений
просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 45
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 61
В настоящее время одной из проблем логопедии является постоянный рост количества детей с нарушениями речевого развития.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, минимальные дизартрические расстройства. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико - фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют минимальные дизартрические расстройства.
Минимальные дизартрические расстройства (МДР) относятся к легкой степени дизартрии и представляют отдельную проблему для логопедии, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией. Основные жалобы при данном нарушении: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. При минимальных дизартрических расстройствах нарушается не только звукопроизношение, но и просодическое оформление речи.
Просодическая сторона речи это — неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство
взаимосвязанных компонентов: мелодики, интонации, ударения, тембра и т.д. Так как просодическая сторона речи реализуется в большей степени в устной речи, основная ее функция — коммуникативная. Это значит, что состояние просодической стороны речи определяет не просто разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; оно определяет эффективность общения.
Просодическая сторона речи влияет не только на выразительность и доступность устной речи, но и на понимание прочитанного текста, то есть
письменную речь. В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя.
В связи с этим встает вопрос о готовности к школе детей с минимальными дизартрическими расстройствами, имеющих в структуре дефекта нарушения просодики как в плане освоения образовательной программы, так и в плане готовности к активной коммуникации и социализации личности в целом.
В отечественной логопедии изучением нарушений просодики при минимальных дизартрических расстройствах занимались Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова, Г.В. Бабина и т.д. В своих трудах ученые подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
Исходя из вышесказанного проблема диагностики и коррекции нарушений компонентов просодики у детей данной категории является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования — просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Предмет исследования — специфика логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Цель исследования — определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами речи в виде комплекса упражнений.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
3. Выделить и внедрить комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого - педагогической и специальной литературы); эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная работа по изучению и коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сада № 426 г. Челябинска". В ней принимали участие 5 детей изучаемой категории.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. В ней раскрыты понятия просодики и минимальных дизартрических расстройств, изучены онтогенетические закономерности развития просодической стороны речи, представлена характеристика просодической стороны речи детей изучаемой категории.
Во второй главе мы рассмотрели специальную литературу по изучению состояния просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, представили результаты обследования детей экспериментальной группы. Описано содержание логопедической коррекции по устранению нарушений просодики у детей изучаемой категории. После каждой главы представлены выводы.
В заключении — общий вывод по проделанной работе. А так же представлен список литературы и приложение.
Целью нашего исследования было определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории в виде комплекса упражнений.
В соответствии с задачами исследования в первой главе был проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы. В результате теоретического анализа мы выяснили следующее.
Просодическая сторона речи — это совокупность ритмико-интонационных свойств речи, выполняющих коммуникативную функцию. Организация речи на данном уровне осуществляется благодаря таким качества речи, как: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, интонация, речевое дыхание.
Просодический компонент речи с первых месяцев жизни играет большую роль в развитии речи ребенка, является самым доступным способом выражения потребностей. Становление просодики в онтогенезе начинается с первого рефлекторного крика новорожденного. Далее просодическая сторона речи формируется постепенно в течении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту дети с нормой развития способны адекватно и осознанно использовать выразительные качества речи в процессе коммуникации, не смотря на некоторые физиологические особенности тембральной окраски детского голоса, несовершенств интонации и речевого дыхания.
По определению И.Б. Карелиной и Г.В.Чиркиной минимальные дизартрические расстройства — нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности (артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи).
Основным симптомом данной патологии является стойкое нарушение звукопроизношения, в том числе и просодического компонента, которое с трудом поддается коррекции.
Исследователи указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности, замедление темпа развития речевого дыхания, недоступность логического ударения, ритмическую дезорганизацию речи, нарушения голоса в структуре дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Нарушаются как процессы воспроизведения, так и процессы восприятия просодических качеств речи.
Вторая глава посвящена экспериментальной работе по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Целью констатирующего эксперимента было исследовать состояние просодической стороны речи у детей изучаемой категории. Для реализации поставленной цели мы использовали методику обследования просодической стороны речи, представленную Е.Ф. Архиповой.
В результате обследования было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее доступны изменения голоса по высоте и регулирование собственного голоса по силе, а так же различение тембральной окраски голоса говорящего и изменения тембра собственного голоса.
Дети получили самые низкие баллы за выполнение заданий по направлениям: обследование восприятия и воспроизведения интонации, логического ударения и ритма.
Количественный и качественный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что большинство компонентов просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическим расстройствами значительно нарушены.
Знания, полученные в ходе теоретического изучения специальной литературы, в частности работ Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Н.В. Нищевой позволили нам разработать перспективный план логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. На основе разработанного перспективного плана внедрялся составленный комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории.
Упражнения данного комплекса включались в логопедические занятия, занятия воспитателей, режимные моменты, так же были рекомендованы родителям для выполнения их с детьми в домашних условиях.
Следовательно, нами определено и внедрено содержание логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей изучаемой категории на основании разработанного перспективного плана и составленного комплекса упражнений.
Таким образом, в ходе проведённого нами теоретического и эмпирического исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель.
1. Артемова, Е.Э. Особенности формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. [Текст]: монография / Е.Э. Артемова—М.: МГГУ им. М.А. Шолохова 1
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. Кн.для логопеда /Е.Ф. Архипова—М.: Просвещение, 1989.-79 с. 3
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова . — М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с. - (высшая школа)
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. —М.: Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.
5. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском
церебральном параличе.//Вопросы логопедии./Под ред. Самсонова Ф.А., Шаховской С.Н. -М.:1979.-С. 15-27 5
6. Бабина, Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией. / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. Сб. научно-методических трудов. - СПб., 2003.
7. Бадалян, Л.О. Детская неврология./ Л.О. Бадалян—М.: Медицина, 1984. - 576 с.6
8. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия"/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова — М.: ВСекачев, 1998. — 304 с.: ил.
9. Белякова, Л.И.. Логопедия. Дизартрия./ Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова—М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с. 8
10. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова,
Т.Г. Шишкова / Под. ред. Л.И. Беляковой.. — М.: Книголюб, 2004. - 56 с. - (Логопедические технологии.)
11. Винарская, Е.Н. Дизартрия. / Е.Н. Винарская— М.:ЛСТ: Астрель, Хранитель,—2006.—141c.
12. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и
проблемы дефектологии: Переодика раннего развития.
Эмоциональные предпосылки освоения языка./ Е.Н. Винарская—М.: Просвещение, 1987 9
13. Гвоздев, А.Н.Вопросы изучения детской речи./ А.Н. Г воздев —М.:Детство-Пресс,2007. -472с.10
14. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической
стороны речи у дошкольников: Методическое пособие./ Г.Г. Голубева — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 12
15. Гончар Н.Н. Формирование мелодико-интонационной стороны речи как средства общения дошкольников с ДЦП / Н.Н.Гончар // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 860-874.
16. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина // Дефектология. — 2000. -№1. -С. 24-26
17. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. — 1996. -№ 5. -С. 10-14
18. Карельская, Е.Г. Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев / Е. Г. Карельская. — М. : Дрофа, 2007. — 282, [6] с.: ил.
19. Кушнир, Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни / Н.Я. Кушнир //Вопр. психол.— 1994. — № 3 — С.43-51 14
20. Лаврова, Е.В. Логопедия: основы фониатрии: рек: УМО вузов РФ/ Е.В. Лаврова. — М.: Академия, 2007. — 144 с.15
21. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. / О.И. Лазаренко. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —64 с. (Библиотека журнала "Логопед")
22. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Авт.-сост.С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с. — (Б-ка учителя- дефектолога)
23. Логопедия [Текст]: учеб.для студ. / под ред.:
Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1998. — 677 с.
24. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. / Л.В. Лопатина, Л.А.Позднякова—СПб.,2006.
25. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по формированию восприятия и воспроизведения темпа речи у дошкольников со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Коррекционная педагогика: концепция и методы. Сборник научно-методических трудов. — СПб., 2006.
26. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.
27. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.—СПб.,2001.
28. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения.
Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена./ Л.В. Лопатина // Дефектология. - 1986. - № 2. 19
29. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.
30. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с
церебральным параличом: Кн. для логопеда. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова—М.: Просвещение, 1985. 21
31. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. — СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
32. Позднякова, Л.А. Лингвистические основы и
направления изучения интонации речи у дошкольников со стертой дизартрией. / Л.А. Позднякова // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. Сб. научно-методических трудов. — СПб., 2003.
33. Примерная адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
34. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова / авт.-сост. Г.В. Чиркина. — М. : Просвещение, 2008. — 207 с.
35. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс./ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина—М.: АРКТИ, 2003. - 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда) 24
36. Токарева, О.А. Дизартрии. Расстройства речи у детей и подростков / О. А. Токарева, С. С. Ляпидевский.-М.,1969.-С.144- 155.
37. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой.
— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 28 с. (Практическая
логопедия.)27
38. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина—М.: Просвещение, 1989. —223 с.28
39. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. / Т.Б. Филичева— М., 2000. - 314 с. 29
40. Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. —М.: Астрель, 2006 — 223 с. 30
41. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. / М.Е. Хватцев—М. 1937 31
42. Хрестоматия по логопедии (извлечения из текста): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 560с.: ил.32
43. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования
интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.:АСТ: Астрель, 2009. —222, [2] с. — (Высшая школа)
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. / С.Н. Цейтлин.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.33