Коррекция просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
|
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 6
1.1 Понятие просодической стороны речи 6
1.2 Особенности развития просодической стороны речи в онтогенезе ... 12
1.3 Понятие минимальных дизартрических расстройств 17
1.4 Особенности просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 22
Выводы по I главе 27
Глава II Экспериментальная работа по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.1 Методика изучения просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.2 Состояние просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 37
2.3 Организация и содержание логопедической коррекции нарушений
просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 45
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 61
Глава I Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 6
1.1 Понятие просодической стороны речи 6
1.2 Особенности развития просодической стороны речи в онтогенезе ... 12
1.3 Понятие минимальных дизартрических расстройств 17
1.4 Особенности просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 22
Выводы по I главе 27
Глава II Экспериментальная работа по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.1 Методика изучения просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 29
2.2 Состояние просодической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 37
2.3 Организация и содержание логопедической коррекции нарушений
просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 45
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 61
В настоящее время одной из проблем логопедии является постоянный рост количества детей с нарушениями речевого развития.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, минимальные дизартрические расстройства. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико - фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют минимальные дизартрические расстройства.
Минимальные дизартрические расстройства (МДР) относятся к легкой степени дизартрии и представляют отдельную проблему для логопедии, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией. Основные жалобы при данном нарушении: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. При минимальных дизартрических расстройствах нарушается не только звукопроизношение, но и просодическое оформление речи.
Просодическая сторона речи это — неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство
взаимосвязанных компонентов: мелодики, интонации, ударения, тембра и т.д. Так как просодическая сторона речи реализуется в большей степени в устной речи, основная ее функция — коммуникативная. Это значит, что состояние просодической стороны речи определяет не просто разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; оно определяет эффективность общения.
Просодическая сторона речи влияет не только на выразительность и доступность устной речи, но и на понимание прочитанного текста, то есть
письменную речь. В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя.
В связи с этим встает вопрос о готовности к школе детей с минимальными дизартрическими расстройствами, имеющих в структуре дефекта нарушения просодики как в плане освоения образовательной программы, так и в плане готовности к активной коммуникации и социализации личности в целом.
В отечественной логопедии изучением нарушений просодики при минимальных дизартрических расстройствах занимались Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова, Г.В. Бабина и т.д. В своих трудах ученые подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
Исходя из вышесказанного проблема диагностики и коррекции нарушений компонентов просодики у детей данной категории является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования — просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Предмет исследования — специфика логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Цель исследования — определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами речи в виде комплекса упражнений.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
3. Выделить и внедрить комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого - педагогической и специальной литературы); эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная работа по изучению и коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сада № 426 г. Челябинска". В ней принимали участие 5 детей изучаемой категории.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. В ней раскрыты понятия просодики и минимальных дизартрических расстройств, изучены онтогенетические закономерности развития просодической стороны речи, представлена характеристика просодической стороны речи детей изучаемой категории.
Во второй главе мы рассмотрели специальную литературу по изучению состояния просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, представили результаты обследования детей экспериментальной группы. Описано содержание логопедической коррекции по устранению нарушений просодики у детей изучаемой категории. После каждой главы представлены выводы.
В заключении — общий вывод по проделанной работе. А так же представлен список литературы и приложение.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, минимальные дизартрические расстройства. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико - фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют минимальные дизартрические расстройства.
Минимальные дизартрические расстройства (МДР) относятся к легкой степени дизартрии и представляют отдельную проблему для логопедии, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией. Основные жалобы при данном нарушении: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. При минимальных дизартрических расстройствах нарушается не только звукопроизношение, но и просодическое оформление речи.
Просодическая сторона речи это — неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство
взаимосвязанных компонентов: мелодики, интонации, ударения, тембра и т.д. Так как просодическая сторона речи реализуется в большей степени в устной речи, основная ее функция — коммуникативная. Это значит, что состояние просодической стороны речи определяет не просто разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; оно определяет эффективность общения.
Просодическая сторона речи влияет не только на выразительность и доступность устной речи, но и на понимание прочитанного текста, то есть
письменную речь. В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя.
В связи с этим встает вопрос о готовности к школе детей с минимальными дизартрическими расстройствами, имеющих в структуре дефекта нарушения просодики как в плане освоения образовательной программы, так и в плане готовности к активной коммуникации и социализации личности в целом.
В отечественной логопедии изучением нарушений просодики при минимальных дизартрических расстройствах занимались Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова, Г.В. Бабина и т.д. В своих трудах ученые подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
Исходя из вышесказанного проблема диагностики и коррекции нарушений компонентов просодики у детей данной категории является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования — просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Предмет исследования — специфика логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Цель исследования — определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами речи в виде комплекса упражнений.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
3. Выделить и внедрить комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого - педагогической и специальной литературы); эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная работа по изучению и коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сада № 426 г. Челябинска". В ней принимали участие 5 детей изучаемой категории.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. В ней раскрыты понятия просодики и минимальных дизартрических расстройств, изучены онтогенетические закономерности развития просодической стороны речи, представлена характеристика просодической стороны речи детей изучаемой категории.
Во второй главе мы рассмотрели специальную литературу по изучению состояния просодической стороны у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, представили результаты обследования детей экспериментальной группы. Описано содержание логопедической коррекции по устранению нарушений просодики у детей изучаемой категории. После каждой главы представлены выводы.
В заключении — общий вывод по проделанной работе. А так же представлен список литературы и приложение.
Целью нашего исследования было определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории в виде комплекса упражнений.
В соответствии с задачами исследования в первой главе был проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы. В результате теоретического анализа мы выяснили следующее.
Просодическая сторона речи — это совокупность ритмико-интонационных свойств речи, выполняющих коммуникативную функцию. Организация речи на данном уровне осуществляется благодаря таким качества речи, как: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, интонация, речевое дыхание.
Просодический компонент речи с первых месяцев жизни играет большую роль в развитии речи ребенка, является самым доступным способом выражения потребностей. Становление просодики в онтогенезе начинается с первого рефлекторного крика новорожденного. Далее просодическая сторона речи формируется постепенно в течении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту дети с нормой развития способны адекватно и осознанно использовать выразительные качества речи в процессе коммуникации, не смотря на некоторые физиологические особенности тембральной окраски детского голоса, несовершенств интонации и речевого дыхания.
По определению И.Б. Карелиной и Г.В.Чиркиной минимальные дизартрические расстройства — нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности (артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи).
Основным симптомом данной патологии является стойкое нарушение звукопроизношения, в том числе и просодического компонента, которое с трудом поддается коррекции.
Исследователи указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности, замедление темпа развития речевого дыхания, недоступность логического ударения, ритмическую дезорганизацию речи, нарушения голоса в структуре дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Нарушаются как процессы воспроизведения, так и процессы восприятия просодических качеств речи.
Вторая глава посвящена экспериментальной работе по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Целью констатирующего эксперимента было исследовать состояние просодической стороны речи у детей изучаемой категории. Для реализации поставленной цели мы использовали методику обследования просодической стороны речи, представленную Е.Ф. Архиповой.
В результате обследования было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее доступны изменения голоса по высоте и регулирование собственного голоса по силе, а так же различение тембральной окраски голоса говорящего и изменения тембра собственного голоса.
Дети получили самые низкие баллы за выполнение заданий по направлениям: обследование восприятия и воспроизведения интонации, логического ударения и ритма.
Количественный и качественный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что большинство компонентов просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическим расстройствами значительно нарушены.
Знания, полученные в ходе теоретического изучения специальной литературы, в частности работ Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Н.В. Нищевой позволили нам разработать перспективный план логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. На основе разработанного перспективного плана внедрялся составленный комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории.
Упражнения данного комплекса включались в логопедические занятия, занятия воспитателей, режимные моменты, так же были рекомендованы родителям для выполнения их с детьми в домашних условиях.
Следовательно, нами определено и внедрено содержание логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей изучаемой категории на основании разработанного перспективного плана и составленного комплекса упражнений.
Таким образом, в ходе проведённого нами теоретического и эмпирического исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель.
В соответствии с задачами исследования в первой главе был проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы. В результате теоретического анализа мы выяснили следующее.
Просодическая сторона речи — это совокупность ритмико-интонационных свойств речи, выполняющих коммуникативную функцию. Организация речи на данном уровне осуществляется благодаря таким качества речи, как: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, интонация, речевое дыхание.
Просодический компонент речи с первых месяцев жизни играет большую роль в развитии речи ребенка, является самым доступным способом выражения потребностей. Становление просодики в онтогенезе начинается с первого рефлекторного крика новорожденного. Далее просодическая сторона речи формируется постепенно в течении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту дети с нормой развития способны адекватно и осознанно использовать выразительные качества речи в процессе коммуникации, не смотря на некоторые физиологические особенности тембральной окраски детского голоса, несовершенств интонации и речевого дыхания.
По определению И.Б. Карелиной и Г.В.Чиркиной минимальные дизартрические расстройства — нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности (артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи).
Основным симптомом данной патологии является стойкое нарушение звукопроизношения, в том числе и просодического компонента, которое с трудом поддается коррекции.
Исследователи указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности, замедление темпа развития речевого дыхания, недоступность логического ударения, ритмическую дезорганизацию речи, нарушения голоса в структуре дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Нарушаются как процессы воспроизведения, так и процессы восприятия просодических качеств речи.
Вторая глава посвящена экспериментальной работе по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Целью констатирующего эксперимента было исследовать состояние просодической стороны речи у детей изучаемой категории. Для реализации поставленной цели мы использовали методику обследования просодической стороны речи, представленную Е.Ф. Архиповой.
В результате обследования было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее доступны изменения голоса по высоте и регулирование собственного голоса по силе, а так же различение тембральной окраски голоса говорящего и изменения тембра собственного голоса.
Дети получили самые низкие баллы за выполнение заданий по направлениям: обследование восприятия и воспроизведения интонации, логического ударения и ритма.
Количественный и качественный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что большинство компонентов просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическим расстройствами значительно нарушены.
Знания, полученные в ходе теоретического изучения специальной литературы, в частности работ Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Н.В. Нищевой позволили нам разработать перспективный план логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. На основе разработанного перспективного плана внедрялся составленный комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории.
Упражнения данного комплекса включались в логопедические занятия, занятия воспитателей, режимные моменты, так же были рекомендованы родителям для выполнения их с детьми в домашних условиях.
Следовательно, нами определено и внедрено содержание логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей изучаемой категории на основании разработанного перспективного плана и составленного комплекса упражнений.
Таким образом, в ходе проведённого нами теоретического и эмпирического исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель.
Подобные работы
- Логопедическая работа по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией через использование дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительное изучение темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Использование дидактических игр в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



