Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации
самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования 7
1.1. Характеристика понятия «самостоятельная работа студентов организаций среднего профессионального образования» 7
1.2. Особенности организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования 13
1.3. Функции, факторы и определение эффективности самостоятельной работы студентов организаций среднего профессионального образования 21
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Практическая работа по организации самостоятельной работы студентов БУ ПО «Урайский политехнический колледж» в г.Урай 26
2.1. Исследование особенностей организации самостоятельной работы
студентов 26
2.2. Краткая характеристика образовательной организации БУ ПО «Урайский политехнический колледж» 45
2.2. Рекомендации по совершенствованию самостоятельной работы студентов БУ ПО «Урайский Политехнический колледж» в г.Урай 52
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы и интернет источников 65
Приложения
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и учились их добывать.
Самостоятельная работа всегда вызывает у студeнтов, особeнно первых- вторых курсов, ряд затруднений. Главная трудность связана с необходимостью самостоятeльной организации своей работы. Многие студенты испытывают проблемы, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.
В современных условиях динамично меняющегося рынка труда все большую значимость приобретает непрерывное профессиональное образование. Сегодня подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена нацелена на выпускников, способных к самообразованию, саморазвитию, что становится в условиях информационного общества главным фактором его эффективной профессионализации, делового успеха, а также карьерного роста. Анализ содержания среднего профессионального образования, которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, говорит о смещении акцента в обучении с преподавания на учение, более того, все большее значение приобретает вопрос относительно организации самостоятельной работы студентов, которая является составным элементом основных профессиональных образовательных программ в среднем профессиональном образовании и предусматривает развитие способности студентов к самообразованию, саморазвитию, что напрямую связано с
формированием общих (ключевых) компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций. Теперь важным является не использование ранее приобретенных знаний, а генерация и применение новых идей. Это приводит к появлению новых требований к подготовке кадров в среднем профессиональном образовании: обладание высокой компетентностью, умение постоянно пополнять свое образование, творчески мыслить, практически освоить инновации. Поэтому познавательная самостоятельность студентов являeтся одной из решающих предпосылок улучшения качества подготовки специалистов в современных условиях.
От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная вострeбованность, и в конечном итоге его конкурентоспособность. Следует отметить, что с введением федеральных государственных образовательных стандартов значение самостоятельной работы существенно возрастает, поскольку необходимым условием формирования компетенций выступает включение обучающихся/студентов в профессиональную (квазипрофессиональную) деятельность. В таких ситуациях обучающийся должен реализовать целостный цикл самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) её цели на основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и оценки её результатов. Субъективная позиция обучающегося в обучении является главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.
Таким образом, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов становится не просто важной формой организации образовательного процесса, а его основой. При организации самостоятельной работы в профессиональных образовательных организациях необходимо определиться в нормативно- правовом обеспечении данного вида работы как студентов, так и преподавателей, регламентировать процедуру её планирования в рамках рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей программ подготовки квалифицированных кадров и специалистов среднего звена.
Не менее важным и трудоёмким видом деятельности при планировании и проектировании самостоятельной работы выступает конструирование учебно-познавательных и практических (прикладных) заданий.
Выбор темы для ВКР был обусловлен не только ее актуальностью, но и личным интересом к изучаемой проблеме.
Цель исследования данной работы: изучить проблему организации самостоятельной работы студентов в средних профессиональных образовательных организациях и разработать рекомендации по организации самостоятельной работы на примере базы исследования.
Объектом исследования является образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования.
Предметом исследования является организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
Гипотезой выступает исследование внеаудиторной самостоятельной работы, как инструмента повышения качества обучения в системе образования.
Задачами исследования является:
Характеристика понятия «самостоятельная работа студентов организаций среднего профессионального образования».
Особенности организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
Функции, факторы и определение эффективности самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
Исследование особенностей организации самостоятельной работы студентов БУ ПО «Урайский политехнический колледж» в г.Урай.
Рекомендации по совершенствованию самостоятельной работы студентов БУ ПО «Урайский политехнический колледж» в г.Урай
Практическая значимость. Заключение и выводы дипломной работы дополняют сферу организации самостоятельной работы студентов, позволяя расширить основу для дальнейших теоретических и практических исследований проблемы организации самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций.
База исследования БУ ПО «Урайский политехнический колледж».
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. Текст изложен на 64 страницах. Содержит 7 таблиц, 2 приложения, список литературы содержит 45 источников литературы
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации является движущим фактором в подготовке квалифицированных кадров и специалистов среднего звена и должна быть обеспечена рядом организационно-методических мероприятий.
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы. Необходимо оптимальное структурирование учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетнографические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.
Обобщая результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов, выделим основные выводы.
1. В основу организации самостоятельной работы студентов положены
компетентностный, деятельностный, системный подходы. Уточнено понятие «организация самостоятельной работы студентов», понимаемое как
целенаправленный процесс субъект-субъектного опосредованного взаимодействия преподавателя и студента, включающего соорганизацию и самоорганизацию студентом самостоятельной работы при использовании различных ее видов, форм и методов, способствующих овладению студентами учреждений среднего профессионального образования общими и профессиональными компетенциями.
2. Выделены и охарактеризованы особенности организации самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в соответствии с реализацией ФГОС СПО, которые выражаются в проявлении субъектной позиции студентов в осуществлении самостоятельной работы на основе создания ситуации выбора вида, содержания, способа выполнения и представления результата самостоятельной работы; в использовании педагогом комплексных заданий, которые носят междисциплинарный характер, обеспечивают овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, а также снижают нагрузку на студента; в увеличении вариативности видов, форм самостоятельной работы студентов от младших курсов к старшим, что способствует повышению автономности студента в процессе соорганизации и самоорганизации самостоятельной работы.
3. Проведен анализ организации самостоятельной работы студентов БУ ПО «Урайский политехнический колледж», даны рекомендации по совершенствованию данной работы.
Анализ результатов проведенного исследования показал позитивную динамику в изменении отношения студентов к самостоятельной работе, в уровне овладения общими и профессиональными компетенциями в процессе выполнения заданий по дисциплинам и междисциплинарным курсам.
1. Булгакова, Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.П. Булгакова, Н.А. Данилова // Специалист. 2014.
2. Погарская, Ж.В. Формирование учебных умений как фактор подготовки мобильного выпускника [Текст] / Ж.В. Погарская // Профессиональное образование. 2012.
3. Жидов В.И., Федотова Е.Ю., Аргучинский И.В. Методика разработки ФГОС СПО на основе модульно-компетентностного подхода [Текст]. - М:
РИО ФИРО, 2011.
4. Аристархова, Т.В. Адаптивная система обучения как средство организации самостоятельной работы студентов [Текст] / монография / Т.В. Аристархова. Новокузнецк: РИО НГПИ.
5. Ахиев, З.В. Активизация самостоятельной работы студентов — путь к повышению качества подготовки специалистов среднего звена [Текст] / З.В. Ахиев // Инновации в образовании. 2013.
6. Баженов, Т. В. О самостоятельной работе студентов [Текст] /
Т.В. Баженова // Специалист. 2014.
7. Глухих И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов [Текст] / И.В. Глухих. - СПб, 2013.
8. Барбарошие, В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Барбарошие // Высшее образование в России. - 2015.
9. Башаровский, А.В. Компетентностный подход в образовании
[Электронный ресурс]//Режим доступа http://festival. 1
september.ru/articles/574903/.
10. Бикметов, С.А. Самостоятельная работа в условиях модернизации профессионального образования [Текст] / С.А. Бикметов, Л.И. Борисов // Новые педагогические исследования: приложение к журналу «Профессиональное образование». 2012.
11. Осипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/ Б.П.
Осипов// М., 2010.
12. Брылёва С.А., Брянцев Н.Ю. Организация самостоятельной работы в учреждении довузовского профессионального образования/[Текст]/С.А. Брылёва, Н.Ю. Брянцев// Самара: ЦПО, 2015.
13. Фёдоровский Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности
учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа
http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc.
14. Волоха Л.В. Теория и технология обучения [Текст]: Волоха Л.В., Воробёва В.В. - М.: Средняя школа, 2012.
15. Летняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.А. Летняя//Среднее образование сегодня. 2013.
16. Калачёва Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://www.openclass.ru/stories/62780.
17. Высоцкая, Т.В. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях [Текст] / Т.В. Высоцкая, И.Ф. Гайдуков. М.: Вербум - М, 2002. - 112 с. С. 97-108.
18. Галаев Я.А. /Великая дидактика// Я.А. Галаев.- М., 2014.
19. Галаев Я.А. /Мир чувственных вещей в картинках// Я.А. Галаев. Изд. 2-е. М., 2015.
20. Гериш, П.И. Психологическая подготовка студентов к защите дипломных проектов [Текст] / П. И. Гериш // Специалист. 2003. -№ 7. - С.27.
21. Губанова Л.А., Дмитриева Т.Б. Комплекс методического обеспечения самостоятельной работы студентов/[Текст]//Л.А. Губанова, Т.Б. Дмитриева// Уфа, Уфимский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2014.
22. Захарова, О.В. Об организации самостоятельной работы [Текст] / О.В. Захарова // Специалист. 2016.
23. Жмаева, А.Р. Формирование готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к самообразованию [Текст] / автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / А.Р. Жмаева. Брянск, 2014.
24. Зеленский, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. / Ю. Зеленский, С. Зоричев //http://www.znanie org/gurnal/nlO 1/obraz sreda.html.
25. Зирова, Е.В. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин [Текст] : автореф. дисер. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Е.В. Зирова. Смоленск, 2014.
26. Изюмова О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на
уроках русского языка при помощи компетентностно- ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа
http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/.
27. Капичникова, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Капичникова// Среднее профессиональное образование. 2014.
28. Кашин, Ю.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа [Текст] / Ю.Е. Кашин / диссерт. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2011.
29. Манаева, Н.М. Самообразование студента в свете ключевых идей гуманитарных наук / Н.М. Манаева // Среднее образование сегодня. - 2013.
30. Куликова, Е.А. О самостоятельной работе студентов [Текст] /
Е.А. Кузякова // Специалист. 2014.
31. Клишева, В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Клишева // Инновации в образовании. - 2014.
32. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] / В.И. Орлов // Специалист. 2011.
33. Очулина, Р.Ф. Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта [Текст] / Р.Ф. Очулина, Е.А. Александрина // Специалист. 2014.
34. Пан, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов [Текст] / Н.В. Пан // Среднее профессиональное образование. 2005. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед. агенство, 2014. Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа с книгой [Текст]: П.И. Пидкасистый // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2012.
38. Пискунов А. И.. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /А.И. Пискунов//. М.,2014.
39. Самостоятельная работа студентов: метод. указания / сост.: А.С. Зенкин, В.М.
40. Современный словарь по педагогике/ сост Рапацевич Е.С. - Мн.:
«Современное слово». - 2015.
41. Кирдяев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. - 2016. Терновская Т.С. Использование новых образовательных технологий (case-study) в обучении [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://www.ci.ru/inform 12 99/р 27 2.htm.L/i Ю
42. Шогенова, Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях /Ф.А. Шогенова // Педагогика. - 2015.
43. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М.,2014.
44. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. М.2010.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/К.Д. Ушинский под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой//. - М. «Педагогика», 2014.