Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность педагога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников

Работа №81579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2020
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Освещение проблемы формирования основ культуры здорового образа жизни в современной научной литературе 7
1.1. Структура культуры здорового образа жизни младших школьников 7
1.2. Направления деятельности педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников 12
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию основ культуры здорового образа жизни 22
2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых
методик 22
2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности основ
культуры здорового образа жизни у младших школьников 23
2.3. «Банк» заданий для уроков 2-го класса начальной школы по
формированию основ культуры здорового образа жизни 29
Выводы по 2 главе 37
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. Генрих Гейне Самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни, Капалыгина И.И. отмечает, что «мало научить ребёнка делать зарядку, чистить зубы утром и вечером и есть здоровую пищу. Нужно, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к жизни, к людям только потому, что человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров»
Проблема воспитания основ здорового образа жизни среди младших школьников сейчас настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не думал бы над ней.
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как «Конституция РФ» (ст.41) [4],
Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [14], ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 [13] и др.
В вопросе о сохранении и укреплении здоровья нашего поколения так же затрагивают нормативно-правовые документы в области образования: ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 (ст.41), «Охрана здоровья обучающихся») [15], СанПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28 ноября 2002 г.) 2.9 [20], ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 (п.19.7.) [7] и др.
За последние годы отмечается склонность к ухудшению уровня здоровья детей школьного возраста.
По данным НИИ педиатрии:
14% детей практически здоровые;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями;
50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата.
Множество исследований последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в начальные классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8% [5].
Одна из самых частых болезней у школьников - нарушение остроты зрения, составляет в ряде регионов России до 30-40%.
Здоровые дети - это благосостояние общества. Без здорового подрастающего поколения у нас нет никакого будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать её нужно на всех этапах общества[17].
Дети школьного возраста проводят в школе большую часть своего времени, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, для этого необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, спортивных занятий школьников и медицинского обслуживания. Важное значение имеет и рациональная организация обучения школьников, и реализация образовательных программ и обучающих навыкам здорового образа жизни.
Отсутствие знаний по культуре здоровья, низкое качество жизни обусловило сокращение продолжительности жизни, увеличение заболеваемости детей. Следовательно, подготовка к здоровому образу жизни становится важным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста [26].
Если проанализировать сформулированные цели учебно-воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, то очевидно, что основной акцент отдаётся развитию личности вообще. Но в чём же заключается её значение во всестороннем формировании учащихся?
Прежде всего, физическое развитие создаёт предпосылки для полноценной умственной работы младшего школьника. Физически здоровый ребёнок может лучше проявлять себя в учебном процессе, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, способствует формированию нравственности, коллективизма, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению воли.
В тоже время мы выделаем следующее противоречие: между необходимостью формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников с одной стороны и недостаточной методической обеспеченностью работы педагога в процессе по формированию основ культуры здорового образа жизни с другой.
Это противоречие определило проблему исследования, суть которой заключается в ответе на главный вопрос: какие задания, включаемые в учебн6ый процесс будут способствовать формированию основ культуры здорового образа жизни.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников для разработки «банка» заданий уроков 2-го класса.
Объект исследования - формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования - деятельность учителя начальных классов по формированию основ здорового образа жизни.
В соответствии с предметом, целью исследования были выделены следующие задачи:
- изучить и проанализировать содержание понятия «основы культуры здорового образа жизни»;
- раскрыть сущность здорового образа жизни;
- выявить основную задачу учителя, содержание его деятельности в учебно-воспитательном процессе по пропаганде здорового образа жизни;
- проанализировать результаты изучения уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни младших школьников;
- разработать «Банк» заданий для уроков 2-го класса ориентированный на формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
База исследования: МБОУ СОШ г. Копейска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровье - высшая человеческая ценность. Это очень важный фактор работоспособности и гармоничного развития человека, особенно детского организма. Однако не все знают, как сохранить и укрепить свое здоровье.
По результатам проведенного нами эксперимента, можно сделать такие выводы:
К элементам здорового образа жизни относятся: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная окружающая среда, знание влияния окружающих предметов на здоровье; отказ от вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков; правильное питание; физически активная жизнь с учетом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены; владение навыками оказания первой помощи; закаливание.
Формирование здорового образа жизни младших школьников требует создания здоровьесберегающей образовательной среды в обучении с помощью здоровьесберегающих технологий.
Используя здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, ученики могут более успешно адаптироваться в образовательной и социальной сфере, развивать свои творческие навыки, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, создавая здоровую образовательную среду.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы для повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, а так же возможности его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и употребления табака, сокращению потребления алкоголя и профилактике наркомании; мотивация людей вести физически активный образ жизни, заниматься физкультурой, туризмом и спортом.
Правильное использование психолого-педагогических технологий, учитывающих составляющие формирования здорового образа жизни, не только решает проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает проблемы защиты здоровья младших школьников, как психологически, так и физиологически.
Во время экспериментальной работы были определены условия, формирующие культуру здорового образа жизни младших школьников:
- проявление положительных эмоций в ответ на необходимость формирования здорового образа жизни;
- насыщение содержания уроков в классе валеологическими знаниями, которые мотивируют детей к здоровому образу жизни;
- поддержание максимальной двигательной активности учащихся
начальной школы.
Таким образом, поставленные в ходе исследования задачи и цель достигнуты в полном объеме. Продолжение нашей работы мы видим в разработке программы деятельности педагога по формированию основ культуры здорового образа жизни во взаимодействии с семьей младшего школьника.



1. Абдуллин, А.Г., Абдуллина, Д.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография [Текст] / А.Г. Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 148с.
2. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие [Текст] / Ю.Е.Амосова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 119с.
3. Бредихина Е.В. Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников - важное направление в современной школе. [Электронный ресурс] URL:http://nsportal.ru/bredihina-elena-viktorovna/(дата обращения: 10.05.2019г.)
4. Конституция РФ от 12.12.1993г. [Электронный ресурс] URL:
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения:
20.06.2019г.)
5. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для вузов [Текст] / Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. - М.: Академия. - 2007.
- 255с.
6. ФГОС НОО (от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] / URL:http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/(дата обращения: 13.05.2019г.)
7. Вайнер, Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни. ОБЖ. Основы безопасности жизни [Текст] / Э. Н. Вайнер. - 2009. - №1.
- 47с.
8. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие [Текст] / Е.А.Калюжный. - Арзамас: АГПИ, 2009. - 284 с.
9. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе [Текст]/ Е.А.Воронова. - Ростов н/Д: Феникс. - 2011. - 179с.
10. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости [Текст] / Н. М. Амосов. - М.: АСТ, 2003. - 128 с.
11. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от
30 марта 1999 г. № 52) [Электронный ресурс] / URL:
http: //base.garant.ru/12115118/(дата обращения: 20.06.2019г.)
12. Конституция РФ от 12.12.1993г. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения:
9.06.2019г.)
13. ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273)
[Электронный ресурс] / URL:http://www.assessor.ru/zakon/273-fzzakon-ob-obrazovanii-2013/41/(дата обращения: 22.06.2019г.)
14. Вайнер, Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования [Текст] / Э.Н.Вайнер. - 2009. — №5. - 59с.
15. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для вузов [Текст] / Г.С.Туманян. - М.: Академия. - 2009г. - 335с
16. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №4. - 2004. - 128с.
17. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита: учеб.пособие для детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.К.Зайцев ; под ред. В. В. Колбанова - С.- Петербург: Изд-во Детство-Пресс, 2006. - 40с.
18. СанПиН (Приказ Минздрава от 28.11.2002) / раздел 2.9. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» [Электронный ресурс] / URL:http://www.zakonprost.ru/content/base/part/71973(дата обращения: 27.09.2019).
19. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края [Текст] / Под ред. Г.М. Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола. - 2003. - 496с.
20. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие [Текст] / Е.А.Калюжный. - Арзамас: АГПИ, 2009. — 284 с.
21. Оздоровительные упражнения на уроках / // Начальная школа, 2006.- № 8. - С.98-102.
22. Шабалина, А.А. Диагностика здорового образа жизни детей и подростков: учеб.-метод.пособие для студентов пед.вузов, педагогов, родителей [Текст] / А.А.Шабалина. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 106с.
23. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / . - Новосибирск, 2006. - 28 с
24. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. - С. 213
25. Синягина Н. Ю., Кузнецова, И. В. Здоровье как образ жизни. Здоровье всех от А до Я [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. - 2007. - №2. - 47с.
26. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / М.В.Давыдова, - Челябинск, «ИскраПрофи», 2013. - 101с.
27. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. / Под ред. . - Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 496с.
28. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.: АРКТИ, 2006.-320 с.
29. Формирование здорового образа жизни : классные часы / авт.- сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.
30. Попова А.И. «Валеология в школе и дома». М.: 2Просвещение» 2001г. - 103 с.
31. Черкасов, И.Ф., Михайлова, Н.Ф., Сегал, М.С., Береглазов, В.Н.. Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования: учебно-методическое пособие [Текст] / И.Ф.Черкасов, Н.Ф.Михайлова, М.С.Сегал, В.Н.Береглазов. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2011. - 129с.
32. Шамова, Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе [Текст] / Т.И.Шамова. - М.: Изд-во УЦ "Перспектива". - 2008. - 279с.
33. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М: 2001. -231 с.
34. Лободина, Н.В., Чурилова, Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность [Текст]/ Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 205с.
35. Кушнина, Е.Г. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни: учебно-практическое пособие для студентов небиологических
специальностей пед.вузов [Текст] / Е.Г.Кушнина, Е.А.Романова; под общ.ред.В.П.Соломина. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2005. - 271с.
36. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие [Текст] / Е.А.Калюжный. - Арзамас: АГПИ, 2009. — 284 с
37. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / М.В.Давыдова, - Челябинск, «ИскраПрофи», 2013. - 101с.
38. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений [Текст] / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. - М.:Просвещение, 2011. - 80с.
39. Воронецкая, Л.Н. Здоровый я - здоровая страна [Текст] / Л.Н.Воронецкая,Е.А.Попок. - Минск: Красико-Принт. - 2008. - 123с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ