Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности на примере кружка "Мягкая игрушка"

Работа №81578

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
творческих способностей школьников 7
1.2 Характеристика внеурочной деятельности по ФГОС. Формы и методы
развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности 16
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРУЖКА МЯГКОЙ ИГРУШКИ 32
2.1 Виды мягких игрушек, характеристика современных мягких
игрушек 32
2.2 Материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки 38
2.3 Технология изготовления мягкой игрушки 46
Выводы по 2 главе 47
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МЯГКАЯ ИГРУШКА» 48
3.1 Программа кружка «Мягкая игрушка» по развитию творческих
способностей школьников 48
3.2 Дидактическое обеспечение к проектной работе 56
Выводы по 3 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ


В процессе социально-экономических преобразований общества возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность в людях, имеющих не только прочные и глубокие знания, но и способных самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ современного общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, способной инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и духовных культурных ценностей.
Значительным потенциалом для творческих способностей школьников обладает внеурочная деятельность. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта определены направления внеурочной деятельности, одним из которых является художественно-эстетическое. Именно данное направление предоставляет большие возможности для развития творческих способностей школьников. Одним из направлений внеурочной деятельности является декоративно-прикладное творчество.
Игрушка привлекает школьников, вызывает у них эстетические чувства и яркие эмоциональные проявления. У младших подростков наряду с учебной деятельностью продолжает оставаться и потребность в игровой деятельности. Поэтому необходимо использовать естественную потребность детей к игре и игрушкам, применять ее в обучении, направлять эти потребности на созидательную деятельность, в которой мягкая игрушка может стать объектом творчества.
Технология изготовления мягкой игрушки доступна для детей младшего подросткового возраста, которые уже знакомы с различными материалами и инструментами, имеют навыки работы с текстильными материалами. Занятия творческой деятельностью интересны для учащихся младшего подроскового возраста. Именно в этот период наилучшим образом проявляется творческая активность, что в значительной мере определяется формированием личности ребенка. Учащиеся совершенствуют двигательные навыки, направленные на освоение различных видов деятельности, развивают новые качества познавательных процессов, овладение мыслительными операциями, необходимыми для познания реальности.
Изготовление мягкой игрушки «своими руками», на начальных стадиях обучения соответствует наиболее фундаментальным потребностям данного возраста во всех отношениях. Учащиеся овладевают важными творческими операциями: изменения, преобразования, комбинаторики. Выполнение мягких игрушек характерно сочетанием познания овладения практическими навыками, и способность к целевой установке, и, безусловно, проявлению эмоционального интереса к конечному результату, что способствует формированию начальной фазы творчества.
Несмотря на то что проблема развития творчества, творческих способностей школьников широко обсуждается и изучается, ведется поиск эффективных путей развития креативности учащихся через внеурочную деятельность посредством изготовления мягкой игрушки. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования позволил выделить противоречия между:
- социальным заказом современного образования по формированию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной и методической литературы;
- значительным потенциалом внеурочной деятельности в форме кружка мягкой игрушки в формировании творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью методики организации кружка мягкой игрушки в условиях начальной школы.
Таким образом, недостаточная практическая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности, а также трудности в практической работе школы в этом направлении определили выбор области научного исследования.
На основании анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании необходимости развивать творческие способности учащихся во внеурочной деятельности на основе программы кружка мягкой игрушки.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «Мягкая игрушка»)».
Цель исследования - раскрыть возможности внеурочной деятельности как средства развития творческих способностей школьников, на примере работы кружка «Мягкая игрушка».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если разработана программа кружка «Мягкая игрушка» и комплект дидактических материалов к ней.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам творческого развития школьников.
2. Рассмотреть историю мягкой игрушки, ее классификацию, технологию изготовления.
3. Разработать программу кружка «Мягкая игрушка» и комплект дидактических материалов.
В данной работе мы использовали следующие методы: анализ, обобщение и систематизация, диагностика; разработка программы.
Экспериментальная работа была проведена на базе МОУ Рощинская СОШ. В исследовании приняло участие 28 детей среднего школьного возраста (5 класс).
Квалификационная работа состоит из: введения, трех главах, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. В тексте работы 5 таблиц, 2 рисунка. Список литературы представлен 59 источниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было рассмотрено Творчество - это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческая деятельность направлена на создание новых идей. В основе творческой деятельности лежит синтез творческого мышления и воображения. Творческие способности - это индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения творческой деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Направления внеурочной деятельности включают интеллектуально-познавательное, ценностно-ориентировочное, трудовое и общественно-полезное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное.
Внеурочная деятельность организуется в различных формах. Под формой понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. К формах внеурочной деятельности относится кружковая работа.
Кружковая работа может быть организована в рамках декоративно-прикладного творчества, в том числе по изготовлению мягких игрушке. Мягкая игрушка - это такой тип игрушки, верхняя часть которой выполнена из текстиля или ворсового материала, а внутренняя - заполнена упругими материалами (пористый полистерол, волокна полиэфира, ячеистый полиуретан, холофайбер или другие материалы).
Классификация схем мягких игрушек: плоскостные (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену); полуобъемные (изготавливаются также из различных видов тканей, искусственного меха, можно использовать ворсистую пальтовую ткань); объемные (это мягкие игрушки, которые выполняются из нескольких деталей, каждая набивается ватой или поролоном).
Изготовление мягкой игрушки состоит из нескольких этапов: подбор материала и подготовка его к работе (стирка, отпаривание ткани); раскрой деталей; сматывание и сшивания; набивка деталей; сбор конструкции в одно целое; окончательное оформление работы.
Результатом работы является программа кружка «мягкая игрушка» и комплект дидактических материалов.
Цель кружка «Мягкая игрушка» - развитие творческих способностей, формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.



1. Ананьев, Б. Г. О методах современной психологии / Б. Г. Ананьев // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л. : Наука, 1976. - С. 13-35.
2. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А. С. Белкин. - Екатеринбург: Учебная книга, 1997. -240 с.
3. Богоявленская, Д. Б. К вопросу о дивергентном мышлении / Д. Б. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2006.
- № 1. - С. 85-95.
4. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - С. 133-148.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. - 352 с.
7. Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. - СПб.: Речь, 1996. - 228 с.
8. Вачков, И. В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Владос, 2012. - 214 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
10. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Второй год обучения (для детей 11¬14 лет): методическое руководство / Ю. Б. Гатанов. - СПб.: Иматон,
2000. - 64 с.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/682838/
12. Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. - СПб. : OMS, 1994. - 465 с.
13. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для подростков / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с.
14. Джонсон, Д. У. Тренинг общения и развития / Д. У. Джонсон. - М.: Наука, 2000. - 189 с.
15. Драгунова, Т. В. Подросток / Т. В. Драгунова. - М. : Знание, 1976. - 210 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 1999. - 368 с.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
18. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
19. Калугин, Ю. Е. Творческое воображение и его развитие: учебное пособие / Ю. Е. Калугин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 64 с.
20. Кинг, Л. Тесты на креативность / Л. Кинг. - СПб.: Питер, 2005. - 95 с.
21. Кларин, М. В. Развитие критического и творческого мышления / М. В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С. 3-10.
22. Ковалев, А. Г. Психология литературного творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1824706/
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
24. Кон, И. С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/94237/
25. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т. А. Барышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415 с.
26. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач / Т. В. Кудрявцева. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
27. Левицкая, И. Б. Развитие креативности школьников / И. Б. Левицкая // Педагогика. - 2007. - №4. - С. 112-114.
28. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
29. Лихолетов, В. В. Развитие творческого воображения у детей /
B. В. Лихолетов, Ю. С. Прохорова, А. П. Киселев. - Челябинск: Изд- во ЮУрГУ, 2001. - 59 с.
30. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 125 с.
31. Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 192 с.
32. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 720 с.
33. Матюшкин, А. М. Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. - 2001. - №1. -
C. 128-141.
34. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - М. : Аст, 2000. - 432 с.
35. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М. : Знание. 1981. - 96 с.
36. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов. - М. : Акад.Проект : Традиция, 2003. - 560 с.
37. Немов, Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. - М. : Владос,
1999. - 632 с.
38. Одаренные дети / ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
39. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Аст, Оникс, 2011. - 1200 с.
40. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб. : Речь, 2003. - 204 с.
41. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономерев. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.
42. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2008. - 160 с.
43. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
44. Психология подростка / А. А. Реан. - М. : Владос, 2012. - 516 с.
45. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
46. Рождественская, Н. В. Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская. - СПб. : Речь, 2006. - 320 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. 720 с.
48. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М.: Владос, 2004. - 315 с.
49. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 247 с.
50. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий: тексты. - М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1982. - С. 136-151.
51. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 123-132.
52. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е. Е. Туник. - СПб. : ИМАТОН, 1998. - 170 с.
53. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с.
54. Туник, Е. Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Е. Туник. - СПб.: СПбУПМ, 1997. - 71 с.
55. Уварина, Н. В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе: монография / Н. В. Уварина. - Челябинск : ЧГПУ, 2003. - 173 с.
56. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 432 с.
57. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И. А. Фурманов. - М. : Академия, 2011. - 198 с.
58. Холодная, М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2007. - Т.28, №1. - С. 28-37.
59. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ