ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Требования ФГОС НОО к организации внеурочной
деятельности в начальной школе 7
1.2 Формы организации внеурочной работы по предмету
«Окружающий мир» 11
1.3 Содержание краеведческой работы с младшими школьниками 14
1.4 Материал о краеведческих особенностях Тракторозаводского района для начальной школы 20
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 34
2.1 Проведение и анализ констатирующего этапа эксперимента . 34
2.2 Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе по изучению особенностей Тракторозаводского района 37
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Целью современного образования считается развитие личностных качеств обучающегося его способностей, формирование у ученика активной творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно внеурочной краеведческой деятельности. Внеурочная деятельность - является неотъемлемой частью образовательного процесса. В ее рамках осуществляются такие направления формирования личности обучающихся как: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. Краеведческое направление во всех сферах деятельности занимается воспитанием любви к своему родному краю, развитием интереса к познанию нового, формированием практических умений и навыков, способствует фундаментальному освоению окружающего пространства, природы и общества на местном материале. В процессе краеведческой работы родной край выступает как объект познания и источник гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения обучающихся в различные сферы поискового исследовательского характера, общественно-полезной и общественно-массовой работы [36].
Краеведение - это изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других раннее известных факторов в комплексе формирования и развития какой -либо определенной территории страны (села, города, района) [35]. Данной проблемой занимались: М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, Н.Н. Баранский, Вессель, В.А. Сухомлинский, А.А. Половинкин, А.С. Барков, В.А. Кондаков, Л.С. Берг и др.
Краеведческий подход реализуется на базе стандартной школы, которая была сформирована у нас в стране, с затруднениями. Из-за отсутствия в достаточной мере количества учебного времени и нехватки материальной базы, но в то же время, может в полной мере реализовываться на базе внеурочного обучения.
Внеурочная деятельность ориентирована на направления развития личности такие как: духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, социальное, физкультурно-спортивное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Направления реализуются в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно - практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, военно-патриотические объединения и другие формы занятий, отличные от школьных уроков [38].
Во внеурочной деятельности должна быть предусмотрена активность и самостоятельность обучающихся; сочетание индивидуальных и групповых форм работы, гибкий режим занятия (продолжительность, последовательность), изменчивая команда обучающихся, проектная и исследовательская деятельность (в том числе, экспедиции, практики), экскурсии (в музей, в парк, на предприятие и т.д.), походы, деловые игры и т.д. При планировании внеурочной деятельности могут быть задействованы ресурсы образовательной организации, в которой проходит внеурочное занятие (помещения, оборудования, а так же могут быть задействованы кадровые ресурсы, в особых случаях [26].
Вместе с тем возникает противоречие между необходимостью организации внеурочной краеведческой деятельности и выбором эффективных форм ее организации.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формы организации внеурочной краеведческой деятельности в начальной школе».
Таким образом, мы определили проблему исследования: какие формы организации внеурочной краеведческой деятельности являются наиболее эффективными в начальной школе?
Цель исследования: на основе теоретического анализа заявленной проблемы предложить формы организации краеведческих мероприятий с младшими школьниками во внеурочное время.
Объект исследования: процесс организации внеурочной краеведческой деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: формы организации внеурочной деятельности по краеведению.
В соответствии с поставленной целью исследования, были определены следующие задачи:
1. Проанализировать Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с точки зрения требований к организации внеурочной краеведческой работы в начальной школе.
2. Изучить формы организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
3. Провести отбор материала о краеведческих особенностях Тракторозаводского района для начальной школы.
4. Организовать исследовательскую работу по определению уровня усвоения краеведческих знаний младшими школьниками.
5. Предложить формы организации краеведческих мероприятий с младшими школьниками во внеурочное время.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-методической литературы, образовательных стандартов, программ и т.д.);
- эмпирического исследования (анализ документальной основы, анкетирование, наблюдение за деятельностью школьников и учителей, анализ краеведческой деятельности);
- статистические (статистическая обработка результатов).
Структура работы определена предметом, целью и задачами исследовательской работы. Работа складывается из введения, двух глав, заключения. Введение разъясняет актуальность, устанавливает проблему, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «формы организации внеурочной деятельности младших школьников», подбирается краеведческий материал о своем районе для внеурочной работы в начальной школе.
Вторая глава посвящена анализу полноты усвоения краеведческих знаний младших школьников и планированию внеурочной работы по изучению особенностей Тракторозаводского района. На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.
Практическая значимость исследования состоит в планировании краеведческой деятельности младших школьников, включающей разнообразные формы изучения Тракторозаводского района города Челябинска. Составленные рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
База исследования: «МБОУ «СОШ №116 г.Челябинска».
Краеведение в начальной школе связано со всеми учебными предметами. Его изучение может проводиться не только в классно-урочное время, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, но она может являться и формой организации досуга обучающегося. На сегодняшний день внеурочная работа включает деятельностный подход к обучению и воспитанию младших школьников, организованный во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей [29].
Внеурочные занятия по предмету «Окружающий мир» представляются как прикладные виды учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Внеурочные занятия предполагают те же цели, что и классно-урочная деятельность. Вместе с тем, в отличие от классных занятий, внеурочные формы работы по естествознанию опираются на интересы детей, строящиеся на основе изучения местной природы.
Целью нашей работы было на основе теоретического анализа заявленной проблемы предложить формы организации краеведческих мероприятий с младшими школьниками во внеурочное время.
Поставленные в работе задачи были успешно решены.
В ходе анализа теоретического материала по заявленной проблеме было выяснено, что внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО определяется как образовательная деятельность, которая осуществляется в формах отличных от классно-урочной системы и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [28].
Нами были определены направления работы, которые используются при организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Согласно, требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность
организуется по 5 направлениям развития личности: спортивно-
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Решая задачу о проведении исследовательской работы по определению уровня усвоения краеведческих знаний у младших школьников, мы провели тестирование. В тестировании участвовал 21 человек - обучающиеся 2 класса. Тест содержал вопросы о Тракторозаводском районе города Челябинска.
Обработка результатов показала низкий уровень усвоения детьми краеведческих знаний. Средний коэффициент усвоения во 2 классе равен 0,5. Это приводит к выводу о том, что процесс обучения на краеведческом материале является незавершенным.
На основе полученных результатов, нами был произведен отбор краеведческого материала об особенностях Тракторозаводского района для младших школьников.
На основе подобранного материала о Тракторозаводском районе были предложены внеурочные занятия, включающие различные формы и виды деятельности младших школьников. К ним относятся краеведческие экскурсии, составление коллажей на краеведческие темы, участие в праздниках, выставки рисунков, написание сочинений, рассказы и беседы, проектная и исследовательская деятельность, участие в круглых столах.
В дальнейшем мы планируем внедрение предложенных форм краеведческой работы по изучению особенностей Тракторозаводского района в практику своей педагогической деятельности.
1. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О. В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - №12. - С. 19-21
2. Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» [Текст] / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16
3. Балясной, Л. К. Воспитание школьников во внеурочное время [Текст] / Л. Балясной. - Москва : Просвещение, 2013. - 78 с.
4. Берг, Л. С. Предмет и задачи краеведения [Текст] / Л. С. Берг // Сборник: «Как изучать свой край». - Ленинград, 1925. - 230 с.
5. Боже, В. С. Челябинск [Текст] : Энциклопедия / В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Челябинск : Каменный пояс, 2001. - 1112 с.
6. Витовтова, М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя [Текст] / М. С. Витовтова // Народное образование -
2012. - № 9. С. 88-90
7. Вострикова, М. В. Топонимика как элемент краеведческой работы [Текст] / М. В. Вострикова, // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 12-14
8. Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения [Текст] : учеб. пособие для учащихся педагогических училищ / В. П. Горощенко, И. А. Степанов. - Москва : Просвещение, 1994. - 158 с.
9. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста [Текст] : Из опыта работы Елизаровой Е. Г. - Москва,
2013. - 31 с.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] : Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.
11. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. для вузов / Е. Григорьева - 3-е изд., - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 194 с.
12. Дик, Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах : конкурсно-игровые программы, игровые путешествия и утренники, фольклорные праздники, занимательные викторины и игровые шоу [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 314 с.
13. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики [Текст] / Н. А. Ивашкина. - Москва : Просвещение, 2005.
14. Калечиц, Т. Н. Внеурочная и внешкольная работа [Текст] / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. - Москва : Просвещение, 1972. - 136 с.
15. Калечиц, Т.Н. Внеурочная и внешкольная работа с учащимися [Текст] / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. - Москва : Просвещение, 1980. - 119 с.
16. Карташов, Н. Ф. Семья Белостоцких. [Текст] / Н. Ф. Карташов. - Челябинск : Южно-Уральское. книжное издательство, 1983. - 183 с.
17. Книга о людях ЧТЗ [Текст] : биографо-энциклопедический словарь. - Челябинск : Челябинский Дом печати, - 2013. - 560 с.
18. Комаров, Л. С. Летопись Челябинского тракторного (1929- 1945 гг.). [Текст] / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив. - Москва : Профиздат, 2004. - 376 с.
19. Матрусов, И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии [Текст] : сборник статей / Под ред. И. С. Матрусова. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 184 с.
20. Мельчаков, Л. Ф. Изучение природы родного края в III классе [Текст] : пособие для учителя / Л. Ф. Мельчаков. - Свердловск, 1971. - 61с.
21. Моисеев, А. П. Конструктор Н. Л. Духов и его Школа [Текст] /
A. П. Моисеев, В. А. Путин. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2004. - 448 с.
22. Муртазин, Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии [Текст] : учеб. пособие / Г. М. Муртанзин. - Уфа : БГУ, 1976.
23. Назаренко, В. В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность [Текст] / В.
B. Назаренко // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - С. 103-107
24. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
25. О реализации концепции краеведческого образования и особенностях преподавания учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2007 -2008 учебном году [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Челябинск, 2007. - Режим доступа : http://www.mmc74351.eduside.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
26. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс] / письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296. - Электрон. дан. - Москва, 2011. - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
27. Овечкина, Н. Н. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н. Н. Овечкина // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С.109-112
28. Пакулова, В. М. Методика преподавания природоведения. [Текст] : Учеб. для ст. пед. ин-тов. / В. М Пакулова, В.И. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 1990. - 192 с.
29. Первухин, А. 100 интересных фактов о Челябинской области [Текст] / А. Первухин, А. С. Арканов. - Москва : Родина Медиа, 2013. - 239 с.
30. Попов, Н. С. Конструктор боевых машин [Текст] / Н. Попов. - Ленинград : Лениздат, 1988. - 382 с.
31. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И. Н. Попова // Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в современных условиях. - 2014. - № 1. С. 219-226
32. Реализация НРЭО в образовательном процессе [Электронный
ресурс] : Непрерывное образование педагога в контексте государственной политики в сфере образования / Е.В. Булатова. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/riealizatsiia-nreo-v-
obrazovatiel-nom-protsiessie, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
33. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / [Гл. ред. В. Г. Панов]. - Москва. : Большая Российская энциклопедия, 1999. - 27 с.
34. Сергейчук, В. Танковый король России [Текст] / В. Сергейчук. - Киев : Ничлава, 2005. - 236 с.
35. Солодкова, М. И. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей [Текст] : научно-методические материалы / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ф. А. Зуева, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, Т. В. Соловьева, Ю. Ю. Баранова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 26 с.
36. Строев, К. Ф. Краеведение [Текст] / К. Ф. Строев . - Москва : Просвещение, 1967. - 185 с.
37. Строев, К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании
географии [Текст] / К. Ф. Строев // География в школе. - 1963 -
№ 3. - С. 37
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - Москва : Просвещение, 2010. - 38 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2015. - Режим доступа: mosmetod.ru, свободный. - Загл. с
экрана. - Яз. рус.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - Москва : Просвещение, 2010. - 40 с.
41. Шепелев, А. Н. Очерк: о жизни и творчестве изобретателя Я. В. Мамина [Текст] / А. А. Деревянко - Челябинск : Южно-Уральское. книжное издательство, 1988. - 224 с.