Управление конфликтами в системе дополнительного образования (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Практическая часть сделана на базе четырех районов Алтайского края: Солонешенского, Быстроистокского; Усть-Пристанского и Усть-Калманского.
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Современные проблемы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации 8
1.2 Содержание, структура, функции и классификация конфликтов в организации 19
1.3 Специфика управления конфликтами в системе дополнительного образования 28
2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЛОНЕШЕНСКОГО, БЫСТРОИСТОКСКОГО, УСТЬ-ПРИСТАНСКОГО И УСТЬ-КАЛМАНСКОГО РАЙОНОВ 37
2.1. Анализ состояния системы дополнительного образования в муниципальных районах 37
2.2. Оценка особенностей управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов 46
2.3. Основные направления совершенствования управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов Алтайского края 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Современные проблемы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации 8
1.2 Содержание, структура, функции и классификация конфликтов в организации 19
1.3 Специфика управления конфликтами в системе дополнительного образования 28
2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЛОНЕШЕНСКОГО, БЫСТРОИСТОКСКОГО, УСТЬ-ПРИСТАНСКОГО И УСТЬ-КАЛМАНСКОГО РАЙОНОВ 37
2.1. Анализ состояния системы дополнительного образования в муниципальных районах 37
2.2. Оценка особенностей управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов 46
2.3. Основные направления совершенствования управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов Алтайского края 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов Алтайского края.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что управление конфликтами в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
разработаны концептуальные положения, позволяющие оптимизировать процессы управления конфликтами в системе дополнительного образования;
разработаны принципы и методы, направленные на предотвращение и успешное разрешение конфликтов в педагогическом коллективе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления конфликтами в системе дополнительного образования;
осуществить анализ состояния системы дополнительного образования в ряде муниципальных районов Алтайского края;
оценить особенности управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов;
сформулировать основные направления совершенствования управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов Алтайского края.
Методологическую основу исследования составили: совокупность философских, естественнонаучных и педагогических взглядов на мир как на находящееся в непрерывном движении и развитии единое целое, основные положения диалектики о единстве природы человека и общества, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как сложного и глубокого источника развития и формирования личности.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы методы, представленные следующими группами:
теоретические: теоретический анализ и синтез педагогической, методологической, научно-методической литературы; индукция и дедукция, обобщение, сравнение, абстрагирование;
эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, беседы, диагностирование, изучение учебно-методической документации и организационно-нормативных документов, статистические методы исследования; методы количественного и качественного анализа результатов.
Магистерское исследование проводилось в течение 2 лет и состояло из двух этапов:
первый этап – поисково-проектировочный – изучение состояния проблемы в психолого-педагогической и управленческой литературе, ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей, формулирование гипотезы исследования, определение цели, объекта, предмета, задач, методологической основы и методик исследования;
второй этап – опытно-экспериментальный – определение концептуальных положений, методов организации эмпирического исследования, проектирование на основе теоретических положений основных направлений совершенствования системы управления конфликтами в рамках дополнительного образования и публикация результатов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее острых и актуальных проблемы управления конфликтами в системе дополнительного образования с последующей разработкой теоретико-методологических положений, обеспечивающих их эффективное решение.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии специфики управления конфликтами в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов исследования в управленческой деятельности организаций дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов экспертной оценки.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы управления конфликтами в системе дополнительного образования. Во второй главе проведен анализ особенностей управления конфликтами в системе дополнительного образования Солонешенского, Быстроистокского, Усть-Пристанского и Усть-Калманского районов Алтайского края. В заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы использования его результатов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что управление конфликтами в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
разработаны концептуальные положения, позволяющие оптимизировать процессы управления конфликтами в системе дополнительного образования;
разработаны принципы и методы, направленные на предотвращение и успешное разрешение конфликтов в педагогическом коллективе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления конфликтами в системе дополнительного образования;
осуществить анализ состояния системы дополнительного образования в ряде муниципальных районов Алтайского края;
оценить особенности управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов;
сформулировать основные направления совершенствования управления конфликтами в системе дополнительного образования муниципальных районов Алтайского края.
Методологическую основу исследования составили: совокупность философских, естественнонаучных и педагогических взглядов на мир как на находящееся в непрерывном движении и развитии единое целое, основные положения диалектики о единстве природы человека и общества, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как сложного и глубокого источника развития и формирования личности.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы методы, представленные следующими группами:
теоретические: теоретический анализ и синтез педагогической, методологической, научно-методической литературы; индукция и дедукция, обобщение, сравнение, абстрагирование;
эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, беседы, диагностирование, изучение учебно-методической документации и организационно-нормативных документов, статистические методы исследования; методы количественного и качественного анализа результатов.
Магистерское исследование проводилось в течение 2 лет и состояло из двух этапов:
первый этап – поисково-проектировочный – изучение состояния проблемы в психолого-педагогической и управленческой литературе, ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей, формулирование гипотезы исследования, определение цели, объекта, предмета, задач, методологической основы и методик исследования;
второй этап – опытно-экспериментальный – определение концептуальных положений, методов организации эмпирического исследования, проектирование на основе теоретических положений основных направлений совершенствования системы управления конфликтами в рамках дополнительного образования и публикация результатов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее острых и актуальных проблемы управления конфликтами в системе дополнительного образования с последующей разработкой теоретико-методологических положений, обеспечивающих их эффективное решение.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии специфики управления конфликтами в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов исследования в управленческой деятельности организаций дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов экспертной оценки.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы управления конфликтами в системе дополнительного образования. Во второй главе проведен анализ особенностей управления конфликтами в системе дополнительного образования Солонешенского, Быстроистокского, Усть-Пристанского и Усть-Калманского районов Алтайского края. В заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы использования его результатов.
Организационные конфликты имеют свою специфику, обусловленную в первую очередь регламентированностью системы деловых отношений, наличием организационной иерархии и необходимостью выполнения определенных профессиональных ролей, в результате чего в рамках организации могут возникать конфликты внутриличностные и межличностные, между личностью и группой, а также межгрупповые.
Поэтому абсолютно все уровни управления образованием, включая внутриорганизационное управление в сфере ДО, должны плотно взаимодействовать в целях выявления и эффективного решения проблем, препятствующих оптимизации образовательной системы.
Особенно актуально сказанное для такого направления организационного менеджмента, как управление конфликтами, поскольку невнимание руководства учреждения дополнительного образования к содержанию и качеству как межличностного взаимодействия внутри педагогического коллектива, так и взаимодействия педагогического состава с учащимися, родительской общественностью и представителями органов власти способно привести к постоянному появлению ситуаций открытого или скрытого конфликтного противостояния.
Ухудшение психологического климата в образовательной организации из-за наличия конфликтов различного типа неминуемо будет оказывать серьезное отрицательное влияние на качество работы педагогов, так как в результате изматывающего конфликтного общения при неспособности эффективно повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек рано или поздно начинает испытывать недовольство профессией, занимаемой должностью, и в самом серьезном случае – собой.
Следовательно, целенаправленная работа по созданию сплоченного педагогического коллектива, объективная оценка деятельности персонала, связанная с мотивацией, стимулированием и принятием рациональных кадровых решений – необходимое условие для предотвращения большего числа организационных конфликтов. Важно, что социально-психологические условия легче поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими условиями. Кроме того, они оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития противоречия.
С учетом представленной информации в рамках настоящего исследования была разработана и реализована технология поведения практической оценки данной системы в Алтайском крае. Технология в данном случае понимается как последовательно взаимосвязанная система действий, направленных на решение соответствующих исследовательских задач.
Поэтому абсолютно все уровни управления образованием, включая внутриорганизационное управление в сфере ДО, должны плотно взаимодействовать в целях выявления и эффективного решения проблем, препятствующих оптимизации образовательной системы.
Особенно актуально сказанное для такого направления организационного менеджмента, как управление конфликтами, поскольку невнимание руководства учреждения дополнительного образования к содержанию и качеству как межличностного взаимодействия внутри педагогического коллектива, так и взаимодействия педагогического состава с учащимися, родительской общественностью и представителями органов власти способно привести к постоянному появлению ситуаций открытого или скрытого конфликтного противостояния.
Ухудшение психологического климата в образовательной организации из-за наличия конфликтов различного типа неминуемо будет оказывать серьезное отрицательное влияние на качество работы педагогов, так как в результате изматывающего конфликтного общения при неспособности эффективно повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек рано или поздно начинает испытывать недовольство профессией, занимаемой должностью, и в самом серьезном случае – собой.
Следовательно, целенаправленная работа по созданию сплоченного педагогического коллектива, объективная оценка деятельности персонала, связанная с мотивацией, стимулированием и принятием рациональных кадровых решений – необходимое условие для предотвращения большего числа организационных конфликтов. Важно, что социально-психологические условия легче поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими условиями. Кроме того, они оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития противоречия.
С учетом представленной информации в рамках настоящего исследования была разработана и реализована технология поведения практической оценки данной системы в Алтайском крае. Технология в данном случае понимается как последовательно взаимосвязанная система действий, направленных на решение соответствующих исследовательских задач.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование комплексной системы мотивации персонала предприятия сферы услуг
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации (Методика и технология работы социального педагога, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Вторичная занятость студентов на московском рынке труда: представления, мотивы, проблемы (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Роль органов опеки и попечительства в предупреждении преступности несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Суицид несовершеннолетних и его предупреждение (Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2021 - Внутрикорпоративное издание в деятельности высшего учебного заведения (на примере газеты Алтайского государственного университета «За науку»)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Разработка методического пособия в иллюстрациях для
детского педагогического отряда
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация профессиональной переподготовки государственных служащих (Алтайский институт экономики (филиал СПбУТиЭ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



