Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности

Работа №81531

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2020
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии 9
1.2 Психологическая безопасность образовательной среды и ее
взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста 16
1.3 Модель развития творческих способностей младших школьников
в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Этапы, методы и методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Программа развития творческих способностей младших
школьников в психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности 53
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 633
3.3 Технологическая карта внедрения. Рекомендации по развитию
творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики 944
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования констатирующего эксперимента 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития творческих способностей
младших школьников 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты исследования формирующего эксперимента 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта 142

Актуальность данной работы заключается в познании природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию, в изучении творческих способностей детей, в частности детей младшего школьного возраста, так как желание творить - внутренняя потребность каждого ребенка.
Сегодня развитие творческого потенциала детей - ведущее направление педагогической теории и практики. Одним из приоритетных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности как субъекта творческой деятельности. Кроме того, ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному - творчеству [73].
Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Иначе говоря, проявлять творческий подход. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве. Поэтому воспитание творческой личности является одной из актуальных задач системы образования.
Изучению творческих способностей посвящены работы зарубежных (Г.Ю. Айзенка, М. Вертгеймера, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, А. Танненбаума, Э. Торренса) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленской, Е.П. Варламова, Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Выготского, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.Л. Яковлева и др.) [2,13,22,36,47,62].
В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сферы его жизнедеятельности. Школьное обучение начальной ступени является важным и завершающим в закладке этого фундамента [79, с. 114].
Для того чтобы сохранить здоровье и психологическое благополучие детей, важно создать в образовательной среде психологическую безопасность.
Вклад в решение проблем изучения понимания феномена психологической безопасности образовательной среды внесли такие исследователи, как: И.А. Баева, Н.Г. Битянова, К.В. Бурмистрова, Е.Н. Волкова, Л.Н. Гаязова, В.О. Дмитриевский, В.И. Долгова, С.Н. Илларионов, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, Е.Б. Лактионова, А.Е. Лебедева, Н.Г. Рассоха, Л.А. Регуш, В.В. Семикини и др. [6,8,24,35].
Когда удовлетворяются психологические потребности в безопасности учащегося, становится возможным развитие его психических и психологических функций в соответствии с особенностями индивида, адекватное отношение к возникающим проблемам и трудностям, более легкое усвоение учебного материала. При таких условиях страха потерпеть неудачу у ребенка становится меньше, а самостоятельности и уверенности в своих способностях больше, появляется возможность развиваться творчески.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность по отношению к младшему школьному возрасту определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Гипотеза:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить проблему творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучить психологическую безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработать теоретически обоснованную модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описать этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и анализ результатов исследования.
6. Составить программу развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- системный подход (В.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.А. Якунин и др.);
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач в исследовательской работе были использованы методы:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-
педагогической литературы, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, психодиагностические методики: методика «Диагностика креативности», тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой, методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)», (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
3. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента. Для обработки данных были использованы пакеты программ «SPSS 19.0 for WINDOWS».
Экспериментальная база и выборка исследования.
База исследования: частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Альтернатива» (ЧОУ НОШ «Альтернатива», г. Челябинск), учащиеся 1-4 классов в количестве 39 человек: 14 девочек, 25 мальчиков.
Выборка исследования на констатирующем этапе составила 39 человек. Выборка на формирующем этапе составила 24 человека. Общий объем выборки исследования составил 63 человека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
В результате проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучена проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучена психологическая безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработана и теоретически обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описаны этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризованы выборка и анализ результатов исследования.
6. Составлена и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализированы результаты формирующего эксперимента.
8. Разработаны рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Психологическое исследование по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Творчество - это деятельность человека, ее результат - создание чего-то нового, воплощение оригинальных, эксклюзивных идей, ранее не известных.
Креативность - дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности.
Творческие способности - это возможности учащегося создавать личностно либо социально значимые новые объекты, виды деятельности и т.д.
Младший школьный возраст - наиболее подходящий для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению. В современном образовательном процессе ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями.
В настоящее время развитие творческих способностей детей является актуальной задачей для любой школы.
Важным условием развития творческих способностей младших школьников является ощущение себя и пребывание в образовательном пространстве, характеризующемся психологической безопасностью.
Психологическая безопасность образовательной среды как предмет научного исследования изучен с точки зрения предупреждения и снижения психологических угроз в учебном заведении и является важным фактором, который способствует гармонизации психического и психологического здоровья, устойчивого позитивного развития субъектов образования.
Поэтому нами была разработана модель, которая легла в основу программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Исследование развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности проходило в три этапа: поисково- подготовительный, исследовательский, контрольно-обобщающий. В параграфе дана характеристика методам исследования (анализ, обобщение, тестирование, целеполагание, модель, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент и т.д.). В качестве выбранных методов диагностики нами были выбраны: методика по определению творческих способностей «Диагностика креативности» (Тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник), методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой и методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
Результатами методики «Качество межличностных отношений в образовательной среде» можно подтвердить результаты методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» и сказать, что исследуемая образовательная среда является в целом позитивной, безопасной, способствует развитию межличностных отношений между учениками, между учителями и помогает выстраивать доверительные, доброжелательные, основанные на толерантности и принятии отношения.
Результаты методики «Диагностика креативности» Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, которые отражают вербальные и невербальные творческие способности, мы можем сказать, что невербальные творческие способности у исследуемой группы проявлены в большей степени. Общие показатели креативности находятся на среднем уровне. Сложнее всего учащиеся справились с субтестом «Последствия ситуации», где даны невысокие показатели по факторам беглости и оригинальности. Никто из учащихся не показал высокий уровень креативности, и 88 % (21 чел) показали низкий уровень.
По результатам корреляционного анализа выявлены прямые и обратные взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и творческими способностями младших школьников.
Большее количество прямых значимых взаимосвязей 28% установлено между показателем психологической безопасности «взаимоотношение с учителями» и показателями креативности «использование предметов» (беглость, гибкость, оригинальность, общее значение), «спрятанная форма» (общее значение - оригинальность). 24% значимых прямых взаимосвязей выявлено между показателем «защита от психологического насилия» и показателями креативности «слова-выражения» (беглость, общее значение), «слова ассоциации» (беглость, гибкость, общее значение).
При хороших взаимоотношениях между учащимися показатель оригинальность «эскизы» имеет положительную корреляцию 5%.
Когда учащимся свойственно чувство собственного достоинства, существует взаимосвязь с вербальными и невербальными показателями творческого мышления, такими как фактор беглости «слова-выражения» - прямая зависимость, и обратная зависимость при факторах общее значение «спрятанная форма», оригинальность «спрятанная форма».
При нейтральном отношении к образовательной среде существует обратная взаимосвязь с невербальными показателями творческого мышления общее значение «эскизы» и «эскизы беглость».
Когнитивный компонент положительно коррелирует с показателями «использование предметов» фактором «беглость», общим значением показателем «использование предметов», общим значением «эскизы» и фактором «беглость эскизы» и составляет 19% от общего числа показателей креативности.
Показатель «возможность обратиться за помощью» коррелирует в обратной зависимости с проявлением показателя креативности «спрятанная форма- оригинальность». Обратная корреляция указывает на увеличение первого признака при уменьшении второго или уменьшение первого признака при увеличении второго.
Когда учащиеся чувствуют свободу проявлять инициативу, то проявляются показатели «спрятанная форма» факторов: беглости,
оригинальности, общее значение. При участии в личных проблемах и трудностях учащегося способность оригинально использовать предметы имеет обратную зависимость.
По результатам диагностики творческих способностей младших школьников констатирующего эксперимента была выявлена необходимость разработки и апробации программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности. Программа состоит из развивающих занятий, включающих упражнения на создание благоприятной, безопасной, дружелюбной атмосферы, формирование навыков общения, осознание своей личности и индивидуальных способностей, а также развитие творческих способностей посредством приобретения разнообразных навыков творческой деятельности.
После реализации программы нами проведена повторная диагностика творческих способностей в условиях психологически безопасной образовательной среды по тем же диагностическим методикам.
С помощью математической обработки по t-критерию Стьюдента мы выявили, что произошли изменения по исследуемым показателям, полученные значения имеют статистически значимый сдвиг, программа развития творческих способностей является эффективной.
Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования сформулированная гипотеза нашла подтверждение в следующем:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей
младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. - 212 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею [Текст] : введение в ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 404 с.
3. Аникеева, Н. Главное о воспитании детей [Текст] : М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон / Н. Аникеева. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 160 с.
4. Анпилогова, Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 21-24.
5. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева // Проблемы психологии личности. Сборник. - Москва : Наука, 1982. - 243 с.
6. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] : монография / И.А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002. - 271 с.
7. Баева, И.А. Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы [Текст] / И.А. Баева. - Москва : Экон- Информ, 2009. - 271 с.
8. Баева, И.А., Гаязова, Л.Я. Психологическая безопасность
образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И.А. Баева. - Электрон. журн. «Психологическая наука и образование» № 3, 2012. Режим доступа:
www.psyedu.ru/ ISSN: 2074-5885/. (Дата обращения: 15.10.18).
9. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / Баранова А.В. - Москва : Просвещение, - 2013. - 96 с.
10. Безруких, М.М. Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование [Текст] : книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - Москва : Дрофа, 2018. - 160 с.
11. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе [Текст] : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - Москва, 1997. - № 1. - С. 166-172.
13. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2002. - 320 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - Москва : Просвещение, 2008. - 464 с.
15. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий [Текст] / А.Б. Альмуханова и др. - Москва : Эксмо, 2007. - 542 с.
16. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - Москва : Педагогический поиск, 2009. - 144 с.
17. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волкова. - Москва : Академический проспект, 2005. - 208 с.
18. Воронин, А.Н. Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся [Текст] /
А.Н. Воронин; И. Г. Трифонова // Психологический журнал, 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 77-85.
19. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 432 с.
20. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Лекции по педологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2016. - 294 с.
21. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва : АСТ, 2019. - 352 с.
22. Гилфорд, Дж.П. Три стороны интеллекта / Психология мышления [Текст] / Дж.П. Гилфорд. - Москва : Прогресс, 1985. - 236 с.
23. Гончаров, С.3. Креативность субъектности : категориальный анализ [Текст] / С.3. Гончаров // Мир психологии, 2005. - № 1 (41) - С. Тб- 84.
24. Гурьева, Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса [Текст] / Д.Х. Гурьева // Наука XXI века : вопросы, гипотезы, ответы. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 37-40.
25. Давиденко, Н.В. Особенности пространственно-временной
ориентации младших школьников [Текст] : автореф. дис канд. психол.
наук Н.В. Давиденко. - Москва, 2007. - 19 с.
26. Дмитриевский, В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях [Текст] / В.А. Дмитриевский. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.
27. Долгова, В.И. Регламент аттестационных материалов [Текст] : методические рекомендации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская // Изд. 5-е. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2015. - 139 с.
28. Долгова, Валентина Ивановна. Исследование учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Я.А. Антипина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 1-5. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/95507.htm. (Дата обращения: 24.02.2019).
29. Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] : монография / В.И. Долгова. - Москва.: КДУ, 2009. - 228с.
30. Долгова, Валентина Ивановна. Системные инновационные
технологии целеполагания [Электронный ресурс]: XXXV
InternationalResearchandPracticeConference Globalcrisisofcontemporanietyinthesp- hereofmindset, socialvaluesandpoliticalinterestscorrelation»: сб. труд.
Международной виртуальной Интернет-конференции (Лондон, 05-12 ноября 2012) / В.И. Долгова. - Лондон, Великобритания, 2012. - С. 41-45. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/16023(Дата обращения:
24.02.2019).
31. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности : структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - Москва : ПЕР СЭ; СПб. : ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.
32. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /
В.Н. Дружинин. - Москва : Латерна Вита, 2017. - 152 с.
33. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] : учебник / О.Ю. Ермолаев.- Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003 г. - 207 с.
34. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного
творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - Москва : Академический проект, 2003. - 304 с.
35. Жиркова, Анастасия Александровна. Безопасная
образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы [Электронный ресурс] / А.А. Жиркова, А.Н. Неустроева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 6. - С. 160¬163. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2017/770054.(Дата обращения: 22.02.2019).
36. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 448 с.
37. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 545 с.
38. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия [Текст] / Т.С. Кабаченко. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 544 с.
39. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами
психофизиологии [Текст] : учеб. пособие / В.Г. Каменская. - Москва : Форум, 2011. - 288 с.
40. Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я. Корчак // пер. с польск. К.Э. Сенкевич. - Москва : АСТ, 2014. - 480 с.
41. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук / Л.Г. Карпова. - Омск, 2011. - 215 с.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл; Издательский центр Академия, 2005.- 352 с.
43. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - Москва : РГБ, 2014. - 384 с.
44. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] /А.Н. Лук. - Москва : Академия, 2008. - 336 с.
45. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 320 с.
46. Львова, И.В. Психологические факторы развития креативности личности [Текст] : дис.. канд. психол. наук / И.В. Львова. - Кемерово,
2005. - 203 с.
47. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу// Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 478 с.
48. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 352 с.
49. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] : учеб. пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л.Милютина // Ростов-на- Дону : Феникс, 2000. - 576 с.
50. Нечаев, Н.Н. Очеловечивание творчества : проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. -
С. 3-25.
51. Никандров, В.В. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. пособие / В.В. Никандров. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 480 с.
52. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 240 с.
53. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. - Москва, 2001. - № 10. - С. 34-37.
54. Новая философская энциклопедия : в 4 томах [Текст] / под ред. В.С. Степина. - Москва : Мысль, 2010. - Т. 1-4. - 2816 с.
55. Осипенко, С.П. Динамика развития креативности младших
школьников в творческих объединениях [Текст] : автореф. дис канд.
психол. наук / С.П. Осипенко. - Москва, 2008. - 24 с.
56. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.
57. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - Москва : Педагогика-Пресс, 2013. - 440 с.
58. Рассоха, Н.Г. Представления о психологической безопасности
образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников [Текст] : дис канд. психол. наук / Н.Г. Рассоха. - Санкт-
Петербург, 2005. - 157 с.
59. Реан, А.А. Психология личности [Текст]. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. -288 с.
60. Рокицкая, Ю.А. Психологическая безопасность и учебно-профессиональная мотивация студентов вуза [Текст] : монография / Ю.А. Рокицкая, Е.С. Семенова. - Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 184 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 705 с.
62. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. - Москва : Генезис, 2010. - 440 с.
63. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех [Текст] / С.Л. Соловейчик; авт. пред. А. Максимов. - Москва : Издательство АСТ, 2018. - 384 с.
64. Степанов, О.М. Основы психологии и педагогики [Текст] / О.М. Степанов. - Киев: Академиздат, 2003. - 412 с.
65. Сысун, О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству [Текст] / О.И. Сысун // Пачатковая школа. - Минск, 2006. - № 11. - С. 12-15.
66. Творческие задания «Золотого ключика» [Текст] / Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. - Самара : Центр развития образования, 2001. - 108 с.
67. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды [Текст] / Б.М. Теплов. - Москва : МПСУ, 2009. - 640 с.
68. Терехова, Г.В. Уроки творчества [Электронный ресурс]:
методический комплект: виртуальный сборник / Международный
образовательный проект «Джонатан Ливингстон». - 2010. - Режим
доступа: http://www.jlproj .org/this_bibl/html_bibl/cr_lessons_main.html. (Дата обращения: 23.11.19).
69. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант [Текст] / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург : Речь,
2006. - 176 с.
70. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 320 с.
71. Тургель, В.А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младших школьников [Текст] / В.А. Тургель // Младший школьник : формирование и развитие его личности : сборник научных трудов. - Санкт-Петербург : 2002. С. 21-30.
72. Утёмов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества [Текст] : учеб. пособие / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкин, П.М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Минобрнауки РФ. - Москва : Просвещение, 2011.
74. Фролов, И.Т. Гносеологические проблемы моделирования [Текст] / И.Т. Фролов. - Москва : Наука, 1961. - 145 с.
75. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс) [Текст] : / О.В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2017. - 312 с.
76. Хухлаева, О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва : Академический проект, 2020. - 207 с.
77. Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. - № 3. - С. 78-91.
78. Шаграева, О.А. Детский практический психолог [Текст] : программа и методические материалы / О.А. Шаграева, И.В. Шаповаленко // Москва : Академия, 2012. - 256 с.
79. Шипилина, Людмила Андреевна. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб. пособие для аспирантов и магистров по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - М. : Флинта, 2013. - 208 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859765117 36html.(Дата обращения: 13.02.2019).
80. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] /И.В. Шаповаленко: учебник для бакалавров // Москва : Гардарики, 2005. - 349 с.
81. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф // Москва : Наука, 2000. - 302 с.
82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 245 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ