Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии 9
1.2 Психологическая безопасность образовательной среды и ее
взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста 16
1.3 Модель развития творческих способностей младших школьников
в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Этапы, методы и методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Программа развития творческих способностей младших
школьников в психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности 53
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 633
3.3 Технологическая карта внедрения. Рекомендации по развитию
творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики 944
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования констатирующего эксперимента 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития творческих способностей
младших школьников 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты исследования формирующего эксперимента 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта 142
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии 9
1.2 Психологическая безопасность образовательной среды и ее
взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста 16
1.3 Модель развития творческих способностей младших школьников
в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Этапы, методы и методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Программа развития творческих способностей младших
школьников в психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности 53
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 633
3.3 Технологическая карта внедрения. Рекомендации по развитию
творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики 944
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования констатирующего эксперимента 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития творческих способностей
младших школьников 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты исследования формирующего эксперимента 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта 142
Актуальность данной работы заключается в познании природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию, в изучении творческих способностей детей, в частности детей младшего школьного возраста, так как желание творить - внутренняя потребность каждого ребенка.
Сегодня развитие творческого потенциала детей - ведущее направление педагогической теории и практики. Одним из приоритетных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности как субъекта творческой деятельности. Кроме того, ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному - творчеству [73].
Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Иначе говоря, проявлять творческий подход. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве. Поэтому воспитание творческой личности является одной из актуальных задач системы образования.
Изучению творческих способностей посвящены работы зарубежных (Г.Ю. Айзенка, М. Вертгеймера, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, А. Танненбаума, Э. Торренса) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленской, Е.П. Варламова, Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Выготского, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.Л. Яковлева и др.) [2,13,22,36,47,62].
В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сферы его жизнедеятельности. Школьное обучение начальной ступени является важным и завершающим в закладке этого фундамента [79, с. 114].
Для того чтобы сохранить здоровье и психологическое благополучие детей, важно создать в образовательной среде психологическую безопасность.
Вклад в решение проблем изучения понимания феномена психологической безопасности образовательной среды внесли такие исследователи, как: И.А. Баева, Н.Г. Битянова, К.В. Бурмистрова, Е.Н. Волкова, Л.Н. Гаязова, В.О. Дмитриевский, В.И. Долгова, С.Н. Илларионов, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, Е.Б. Лактионова, А.Е. Лебедева, Н.Г. Рассоха, Л.А. Регуш, В.В. Семикини и др. [6,8,24,35].
Когда удовлетворяются психологические потребности в безопасности учащегося, становится возможным развитие его психических и психологических функций в соответствии с особенностями индивида, адекватное отношение к возникающим проблемам и трудностям, более легкое усвоение учебного материала. При таких условиях страха потерпеть неудачу у ребенка становится меньше, а самостоятельности и уверенности в своих способностях больше, появляется возможность развиваться творчески.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность по отношению к младшему школьному возрасту определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Гипотеза:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить проблему творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучить психологическую безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработать теоретически обоснованную модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описать этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и анализ результатов исследования.
6. Составить программу развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- системный подход (В.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.А. Якунин и др.);
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач в исследовательской работе были использованы методы:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-
педагогической литературы, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, психодиагностические методики: методика «Диагностика креативности», тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой, методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)», (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
3. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента. Для обработки данных были использованы пакеты программ «SPSS 19.0 for WINDOWS».
Экспериментальная база и выборка исследования.
База исследования: частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Альтернатива» (ЧОУ НОШ «Альтернатива», г. Челябинск), учащиеся 1-4 классов в количестве 39 человек: 14 девочек, 25 мальчиков.
Выборка исследования на констатирующем этапе составила 39 человек. Выборка на формирующем этапе составила 24 человека. Общий объем выборки исследования составил 63 человека.
Сегодня развитие творческого потенциала детей - ведущее направление педагогической теории и практики. Одним из приоритетных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности как субъекта творческой деятельности. Кроме того, ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному - творчеству [73].
Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Иначе говоря, проявлять творческий подход. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве. Поэтому воспитание творческой личности является одной из актуальных задач системы образования.
Изучению творческих способностей посвящены работы зарубежных (Г.Ю. Айзенка, М. Вертгеймера, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, А. Танненбаума, Э. Торренса) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленской, Е.П. Варламова, Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Выготского, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.Л. Яковлева и др.) [2,13,22,36,47,62].
В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сферы его жизнедеятельности. Школьное обучение начальной ступени является важным и завершающим в закладке этого фундамента [79, с. 114].
Для того чтобы сохранить здоровье и психологическое благополучие детей, важно создать в образовательной среде психологическую безопасность.
Вклад в решение проблем изучения понимания феномена психологической безопасности образовательной среды внесли такие исследователи, как: И.А. Баева, Н.Г. Битянова, К.В. Бурмистрова, Е.Н. Волкова, Л.Н. Гаязова, В.О. Дмитриевский, В.И. Долгова, С.Н. Илларионов, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, Е.Б. Лактионова, А.Е. Лебедева, Н.Г. Рассоха, Л.А. Регуш, В.В. Семикини и др. [6,8,24,35].
Когда удовлетворяются психологические потребности в безопасности учащегося, становится возможным развитие его психических и психологических функций в соответствии с особенностями индивида, адекватное отношение к возникающим проблемам и трудностям, более легкое усвоение учебного материала. При таких условиях страха потерпеть неудачу у ребенка становится меньше, а самостоятельности и уверенности в своих способностях больше, появляется возможность развиваться творчески.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность по отношению к младшему школьному возрасту определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Гипотеза:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить проблему творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучить психологическую безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработать теоретически обоснованную модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описать этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и анализ результатов исследования.
6. Составить программу развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- системный подход (В.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.А. Якунин и др.);
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач в исследовательской работе были использованы методы:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-
педагогической литературы, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, психодиагностические методики: методика «Диагностика креативности», тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой, методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)», (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
3. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента. Для обработки данных были использованы пакеты программ «SPSS 19.0 for WINDOWS».
Экспериментальная база и выборка исследования.
База исследования: частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Альтернатива» (ЧОУ НОШ «Альтернатива», г. Челябинск), учащиеся 1-4 классов в количестве 39 человек: 14 девочек, 25 мальчиков.
Выборка исследования на констатирующем этапе составила 39 человек. Выборка на формирующем этапе составила 24 человека. Общий объем выборки исследования составил 63 человека.
Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
В результате проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучена проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучена психологическая безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработана и теоретически обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описаны этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризованы выборка и анализ результатов исследования.
6. Составлена и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализированы результаты формирующего эксперимента.
8. Разработаны рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Психологическое исследование по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Творчество - это деятельность человека, ее результат - создание чего-то нового, воплощение оригинальных, эксклюзивных идей, ранее не известных.
Креативность - дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности.
Творческие способности - это возможности учащегося создавать личностно либо социально значимые новые объекты, виды деятельности и т.д.
Младший школьный возраст - наиболее подходящий для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению. В современном образовательном процессе ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями.
В настоящее время развитие творческих способностей детей является актуальной задачей для любой школы.
Важным условием развития творческих способностей младших школьников является ощущение себя и пребывание в образовательном пространстве, характеризующемся психологической безопасностью.
Психологическая безопасность образовательной среды как предмет научного исследования изучен с точки зрения предупреждения и снижения психологических угроз в учебном заведении и является важным фактором, который способствует гармонизации психического и психологического здоровья, устойчивого позитивного развития субъектов образования.
Поэтому нами была разработана модель, которая легла в основу программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Исследование развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности проходило в три этапа: поисково- подготовительный, исследовательский, контрольно-обобщающий. В параграфе дана характеристика методам исследования (анализ, обобщение, тестирование, целеполагание, модель, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент и т.д.). В качестве выбранных методов диагностики нами были выбраны: методика по определению творческих способностей «Диагностика креативности» (Тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник), методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой и методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
Результатами методики «Качество межличностных отношений в образовательной среде» можно подтвердить результаты методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» и сказать, что исследуемая образовательная среда является в целом позитивной, безопасной, способствует развитию межличностных отношений между учениками, между учителями и помогает выстраивать доверительные, доброжелательные, основанные на толерантности и принятии отношения.
Результаты методики «Диагностика креативности» Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, которые отражают вербальные и невербальные творческие способности, мы можем сказать, что невербальные творческие способности у исследуемой группы проявлены в большей степени. Общие показатели креативности находятся на среднем уровне. Сложнее всего учащиеся справились с субтестом «Последствия ситуации», где даны невысокие показатели по факторам беглости и оригинальности. Никто из учащихся не показал высокий уровень креативности, и 88 % (21 чел) показали низкий уровень.
По результатам корреляционного анализа выявлены прямые и обратные взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и творческими способностями младших школьников.
Большее количество прямых значимых взаимосвязей 28% установлено между показателем психологической безопасности «взаимоотношение с учителями» и показателями креативности «использование предметов» (беглость, гибкость, оригинальность, общее значение), «спрятанная форма» (общее значение - оригинальность). 24% значимых прямых взаимосвязей выявлено между показателем «защита от психологического насилия» и показателями креативности «слова-выражения» (беглость, общее значение), «слова ассоциации» (беглость, гибкость, общее значение).
При хороших взаимоотношениях между учащимися показатель оригинальность «эскизы» имеет положительную корреляцию 5%.
Когда учащимся свойственно чувство собственного достоинства, существует взаимосвязь с вербальными и невербальными показателями творческого мышления, такими как фактор беглости «слова-выражения» - прямая зависимость, и обратная зависимость при факторах общее значение «спрятанная форма», оригинальность «спрятанная форма».
При нейтральном отношении к образовательной среде существует обратная взаимосвязь с невербальными показателями творческого мышления общее значение «эскизы» и «эскизы беглость».
Когнитивный компонент положительно коррелирует с показателями «использование предметов» фактором «беглость», общим значением показателем «использование предметов», общим значением «эскизы» и фактором «беглость эскизы» и составляет 19% от общего числа показателей креативности.
Показатель «возможность обратиться за помощью» коррелирует в обратной зависимости с проявлением показателя креативности «спрятанная форма- оригинальность». Обратная корреляция указывает на увеличение первого признака при уменьшении второго или уменьшение первого признака при увеличении второго.
Когда учащиеся чувствуют свободу проявлять инициативу, то проявляются показатели «спрятанная форма» факторов: беглости,
оригинальности, общее значение. При участии в личных проблемах и трудностях учащегося способность оригинально использовать предметы имеет обратную зависимость.
По результатам диагностики творческих способностей младших школьников констатирующего эксперимента была выявлена необходимость разработки и апробации программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности. Программа состоит из развивающих занятий, включающих упражнения на создание благоприятной, безопасной, дружелюбной атмосферы, формирование навыков общения, осознание своей личности и индивидуальных способностей, а также развитие творческих способностей посредством приобретения разнообразных навыков творческой деятельности.
После реализации программы нами проведена повторная диагностика творческих способностей в условиях психологически безопасной образовательной среды по тем же диагностическим методикам.
С помощью математической обработки по t-критерию Стьюдента мы выявили, что произошли изменения по исследуемым показателям, полученные значения имеют статистически значимый сдвиг, программа развития творческих способностей является эффективной.
Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования сформулированная гипотеза нашла подтверждение в следующем:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей
младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
В результате проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучена проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучена психологическая безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработана и теоретически обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описаны этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризованы выборка и анализ результатов исследования.
6. Составлена и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализированы результаты формирующего эксперимента.
8. Разработаны рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Психологическое исследование по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Творчество - это деятельность человека, ее результат - создание чего-то нового, воплощение оригинальных, эксклюзивных идей, ранее не известных.
Креативность - дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности.
Творческие способности - это возможности учащегося создавать личностно либо социально значимые новые объекты, виды деятельности и т.д.
Младший школьный возраст - наиболее подходящий для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению. В современном образовательном процессе ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями.
В настоящее время развитие творческих способностей детей является актуальной задачей для любой школы.
Важным условием развития творческих способностей младших школьников является ощущение себя и пребывание в образовательном пространстве, характеризующемся психологической безопасностью.
Психологическая безопасность образовательной среды как предмет научного исследования изучен с точки зрения предупреждения и снижения психологических угроз в учебном заведении и является важным фактором, который способствует гармонизации психического и психологического здоровья, устойчивого позитивного развития субъектов образования.
Поэтому нами была разработана модель, которая легла в основу программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Исследование развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности проходило в три этапа: поисково- подготовительный, исследовательский, контрольно-обобщающий. В параграфе дана характеристика методам исследования (анализ, обобщение, тестирование, целеполагание, модель, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент и т.д.). В качестве выбранных методов диагностики нами были выбраны: методика по определению творческих способностей «Диагностика креативности» (Тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник), методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой и методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
Результатами методики «Качество межличностных отношений в образовательной среде» можно подтвердить результаты методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» и сказать, что исследуемая образовательная среда является в целом позитивной, безопасной, способствует развитию межличностных отношений между учениками, между учителями и помогает выстраивать доверительные, доброжелательные, основанные на толерантности и принятии отношения.
Результаты методики «Диагностика креативности» Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, которые отражают вербальные и невербальные творческие способности, мы можем сказать, что невербальные творческие способности у исследуемой группы проявлены в большей степени. Общие показатели креативности находятся на среднем уровне. Сложнее всего учащиеся справились с субтестом «Последствия ситуации», где даны невысокие показатели по факторам беглости и оригинальности. Никто из учащихся не показал высокий уровень креативности, и 88 % (21 чел) показали низкий уровень.
По результатам корреляционного анализа выявлены прямые и обратные взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и творческими способностями младших школьников.
Большее количество прямых значимых взаимосвязей 28% установлено между показателем психологической безопасности «взаимоотношение с учителями» и показателями креативности «использование предметов» (беглость, гибкость, оригинальность, общее значение), «спрятанная форма» (общее значение - оригинальность). 24% значимых прямых взаимосвязей выявлено между показателем «защита от психологического насилия» и показателями креативности «слова-выражения» (беглость, общее значение), «слова ассоциации» (беглость, гибкость, общее значение).
При хороших взаимоотношениях между учащимися показатель оригинальность «эскизы» имеет положительную корреляцию 5%.
Когда учащимся свойственно чувство собственного достоинства, существует взаимосвязь с вербальными и невербальными показателями творческого мышления, такими как фактор беглости «слова-выражения» - прямая зависимость, и обратная зависимость при факторах общее значение «спрятанная форма», оригинальность «спрятанная форма».
При нейтральном отношении к образовательной среде существует обратная взаимосвязь с невербальными показателями творческого мышления общее значение «эскизы» и «эскизы беглость».
Когнитивный компонент положительно коррелирует с показателями «использование предметов» фактором «беглость», общим значением показателем «использование предметов», общим значением «эскизы» и фактором «беглость эскизы» и составляет 19% от общего числа показателей креативности.
Показатель «возможность обратиться за помощью» коррелирует в обратной зависимости с проявлением показателя креативности «спрятанная форма- оригинальность». Обратная корреляция указывает на увеличение первого признака при уменьшении второго или уменьшение первого признака при увеличении второго.
Когда учащиеся чувствуют свободу проявлять инициативу, то проявляются показатели «спрятанная форма» факторов: беглости,
оригинальности, общее значение. При участии в личных проблемах и трудностях учащегося способность оригинально использовать предметы имеет обратную зависимость.
По результатам диагностики творческих способностей младших школьников констатирующего эксперимента была выявлена необходимость разработки и апробации программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности. Программа состоит из развивающих занятий, включающих упражнения на создание благоприятной, безопасной, дружелюбной атмосферы, формирование навыков общения, осознание своей личности и индивидуальных способностей, а также развитие творческих способностей посредством приобретения разнообразных навыков творческой деятельности.
После реализации программы нами проведена повторная диагностика творческих способностей в условиях психологически безопасной образовательной среды по тем же диагностическим методикам.
С помощью математической обработки по t-критерию Стьюдента мы выявили, что произошли изменения по исследуемым показателям, полученные значения имеют статистически значимый сдвиг, программа развития творческих способностей является эффективной.
Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования сформулированная гипотеза нашла подтверждение в следующем:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей
младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
Подобные работы
- Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И
ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020



