ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии 9
1.2 Психологическая безопасность образовательной среды и ее
взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста 16
1.3 Модель развития творческих способностей младших школьников
в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Этапы, методы и методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Программа развития творческих способностей младших
школьников в психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности 53
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 633
3.3 Технологическая карта внедрения. Рекомендации по развитию
творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики 944
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования констатирующего эксперимента 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития творческих способностей
младших школьников 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты исследования формирующего эксперимента 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта 142
Актуальность данной работы заключается в познании природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию, в изучении творческих способностей детей, в частности детей младшего школьного возраста, так как желание творить - внутренняя потребность каждого ребенка.
Сегодня развитие творческого потенциала детей - ведущее направление педагогической теории и практики. Одним из приоритетных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности как субъекта творческой деятельности. Кроме того, ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному - творчеству [73].
Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Иначе говоря, проявлять творческий подход. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве. Поэтому воспитание творческой личности является одной из актуальных задач системы образования.
Изучению творческих способностей посвящены работы зарубежных (Г.Ю. Айзенка, М. Вертгеймера, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, А. Танненбаума, Э. Торренса) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленской, Е.П. Варламова, Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Выготского, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.Л. Яковлева и др.) [2,13,22,36,47,62].
В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сферы его жизнедеятельности. Школьное обучение начальной ступени является важным и завершающим в закладке этого фундамента [79, с. 114].
Для того чтобы сохранить здоровье и психологическое благополучие детей, важно создать в образовательной среде психологическую безопасность.
Вклад в решение проблем изучения понимания феномена психологической безопасности образовательной среды внесли такие исследователи, как: И.А. Баева, Н.Г. Битянова, К.В. Бурмистрова, Е.Н. Волкова, Л.Н. Гаязова, В.О. Дмитриевский, В.И. Долгова, С.Н. Илларионов, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, Е.Б. Лактионова, А.Е. Лебедева, Н.Г. Рассоха, Л.А. Регуш, В.В. Семикини и др. [6,8,24,35].
Когда удовлетворяются психологические потребности в безопасности учащегося, становится возможным развитие его психических и психологических функций в соответствии с особенностями индивида, адекватное отношение к возникающим проблемам и трудностям, более легкое усвоение учебного материала. При таких условиях страха потерпеть неудачу у ребенка становится меньше, а самостоятельности и уверенности в своих способностях больше, появляется возможность развиваться творчески.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность по отношению к младшему школьному возрасту определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Гипотеза:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить проблему творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучить психологическую безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработать теоретически обоснованную модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описать этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и анализ результатов исследования.
6. Составить программу развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- системный подход (В.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.А. Якунин и др.);
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач в исследовательской работе были использованы методы:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-
педагогической литературы, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, психодиагностические методики: методика «Диагностика креативности», тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой, методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)», (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
3. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента. Для обработки данных были использованы пакеты программ «SPSS 19.0 for WINDOWS».
Экспериментальная база и выборка исследования.
База исследования: частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Альтернатива» (ЧОУ НОШ «Альтернатива», г. Челябинск), учащиеся 1-4 классов в количестве 39 человек: 14 девочек, 25 мальчиков.
Выборка исследования на констатирующем этапе составила 39 человек. Выборка на формирующем этапе составила 24 человека. Общий объем выборки исследования составил 63 человека.
Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
В результате проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучена проблема творческих способностей младших школьников в теории психологии.
2. Изучена психологическая безопасность образовательной среды и ее взаимосвязь с творческими способностями детей младшего школьного возраста.
3. Разработана и теоретически обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
4. Описаны этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризованы выборка и анализ результатов исследования.
6. Составлена и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников.
7. Проанализированы результаты формирующего эксперимента.
8. Разработаны рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Психологическое исследование по проблеме развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Творчество - это деятельность человека, ее результат - создание чего-то нового, воплощение оригинальных, эксклюзивных идей, ранее не известных.
Креативность - дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности.
Творческие способности - это возможности учащегося создавать личностно либо социально значимые новые объекты, виды деятельности и т.д.
Младший школьный возраст - наиболее подходящий для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению. В современном образовательном процессе ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями.
В настоящее время развитие творческих способностей детей является актуальной задачей для любой школы.
Важным условием развития творческих способностей младших школьников является ощущение себя и пребывание в образовательном пространстве, характеризующемся психологической безопасностью.
Психологическая безопасность образовательной среды как предмет научного исследования изучен с точки зрения предупреждения и снижения психологических угроз в учебном заведении и является важным фактором, который способствует гармонизации психического и психологического здоровья, устойчивого позитивного развития субъектов образования.
Поэтому нами была разработана модель, которая легла в основу программы развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности.
Исследование развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности проходило в три этапа: поисково- подготовительный, исследовательский, контрольно-обобщающий. В параграфе дана характеристика методам исследования (анализ, обобщение, тестирование, целеполагание, модель, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент и т.д.). В качестве выбранных методов диагностики нами были выбраны: методика по определению творческих способностей «Диагностика креативности» (Тест Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник), методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой и методика «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).
Результатами методики «Качество межличностных отношений в образовательной среде» можно подтвердить результаты методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» и сказать, что исследуемая образовательная среда является в целом позитивной, безопасной, способствует развитию межличностных отношений между учениками, между учителями и помогает выстраивать доверительные, доброжелательные, основанные на толерантности и принятии отношения.
Результаты методики «Диагностика креативности» Е. Торренса в модификации Е.Е. Туник, которые отражают вербальные и невербальные творческие способности, мы можем сказать, что невербальные творческие способности у исследуемой группы проявлены в большей степени. Общие показатели креативности находятся на среднем уровне. Сложнее всего учащиеся справились с субтестом «Последствия ситуации», где даны невысокие показатели по факторам беглости и оригинальности. Никто из учащихся не показал высокий уровень креативности, и 88 % (21 чел) показали низкий уровень.
По результатам корреляционного анализа выявлены прямые и обратные взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и творческими способностями младших школьников.
Большее количество прямых значимых взаимосвязей 28% установлено между показателем психологической безопасности «взаимоотношение с учителями» и показателями креативности «использование предметов» (беглость, гибкость, оригинальность, общее значение), «спрятанная форма» (общее значение - оригинальность). 24% значимых прямых взаимосвязей выявлено между показателем «защита от психологического насилия» и показателями креативности «слова-выражения» (беглость, общее значение), «слова ассоциации» (беглость, гибкость, общее значение).
При хороших взаимоотношениях между учащимися показатель оригинальность «эскизы» имеет положительную корреляцию 5%.
Когда учащимся свойственно чувство собственного достоинства, существует взаимосвязь с вербальными и невербальными показателями творческого мышления, такими как фактор беглости «слова-выражения» - прямая зависимость, и обратная зависимость при факторах общее значение «спрятанная форма», оригинальность «спрятанная форма».
При нейтральном отношении к образовательной среде существует обратная взаимосвязь с невербальными показателями творческого мышления общее значение «эскизы» и «эскизы беглость».
Когнитивный компонент положительно коррелирует с показателями «использование предметов» фактором «беглость», общим значением показателем «использование предметов», общим значением «эскизы» и фактором «беглость эскизы» и составляет 19% от общего числа показателей креативности.
Показатель «возможность обратиться за помощью» коррелирует в обратной зависимости с проявлением показателя креативности «спрятанная форма- оригинальность». Обратная корреляция указывает на увеличение первого признака при уменьшении второго или уменьшение первого признака при увеличении второго.
Когда учащиеся чувствуют свободу проявлять инициативу, то проявляются показатели «спрятанная форма» факторов: беглости,
оригинальности, общее значение. При участии в личных проблемах и трудностях учащегося способность оригинально использовать предметы имеет обратную зависимость.
По результатам диагностики творческих способностей младших школьников констатирующего эксперимента была выявлена необходимость разработки и апробации программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности. Программа состоит из развивающих занятий, включающих упражнения на создание благоприятной, безопасной, дружелюбной атмосферы, формирование навыков общения, осознание своей личности и индивидуальных способностей, а также развитие творческих способностей посредством приобретения разнообразных навыков творческой деятельности.
После реализации программы нами проведена повторная диагностика творческих способностей в условиях психологически безопасной образовательной среды по тем же диагностическим методикам.
С помощью математической обработки по t-критерию Стьюдента мы выявили, что произошли изменения по исследуемым показателям, полученные значения имеют статистически значимый сдвиг, программа развития творческих способностей является эффективной.
Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования сформулированная гипотеза нашла подтверждение в следующем:
1) становление творческих способностей младших школьников в процессе обучения в школе характеризуется низкой динамикой основных компонентов и требует для своего развития специально организованной психолого-педагогической деятельности в условиях психологически безопасной образовательной среды;
2) развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработана модель развития творческих способностей
младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, формирующего и аналитического;
- средством реализации модели выступит программа развития творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среде внеурочной деятельности;
- будет обеспечено создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфиденциальность, добровольность, безоценочность, искренность).
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - Москва : Издательство Института психотерапии, 2002. - 212 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею [Текст] : введение в ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 404 с.
3. Аникеева, Н. Главное о воспитании детей [Текст] : М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон / Н. Аникеева. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 160 с.
4. Анпилогова, Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 21-24.
5. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева // Проблемы психологии личности. Сборник. - Москва : Наука, 1982. - 243 с.
6. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] : монография / И.А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002. - 271 с.
7. Баева, И.А. Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы [Текст] / И.А. Баева. - Москва : Экон- Информ, 2009. - 271 с.
8. Баева, И.А., Гаязова, Л.Я. Психологическая безопасность
образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И.А. Баева. - Электрон. журн. «Психологическая наука и образование» № 3, 2012. Режим доступа:
www.psyedu.ru/ ISSN: 2074-5885/. (Дата обращения: 15.10.18).
9. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / Баранова А.В. - Москва : Просвещение, - 2013. - 96 с.
10. Безруких, М.М. Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование [Текст] : книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - Москва : Дрофа, 2018. - 160 с.
11. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе [Текст] : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - Москва, 1997. - № 1. - С. 166-172.
13. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2002. - 320 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - Москва : Просвещение, 2008. - 464 с.
15. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий [Текст] / А.Б. Альмуханова и др. - Москва : Эксмо, 2007. - 542 с.
16. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - Москва : Педагогический поиск, 2009. - 144 с.
17. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волкова. - Москва : Академический проспект, 2005. - 208 с.
18. Воронин, А.Н. Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся [Текст] /
А.Н. Воронин; И. Г. Трифонова // Психологический журнал, 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 77-85.
19. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 432 с.
20. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Лекции по педологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2016. - 294 с.
21. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва : АСТ, 2019. - 352 с.
22. Гилфорд, Дж.П. Три стороны интеллекта / Психология мышления [Текст] / Дж.П. Гилфорд. - Москва : Прогресс, 1985. - 236 с.
23. Гончаров, С.3. Креативность субъектности : категориальный анализ [Текст] / С.3. Гончаров // Мир психологии, 2005. - № 1 (41) - С. Тб- 84.
24. Гурьева, Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса [Текст] / Д.Х. Гурьева // Наука XXI века : вопросы, гипотезы, ответы. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 37-40.
25. Давиденко, Н.В. Особенности пространственно-временной
ориентации младших школьников [Текст] : автореф. дис канд. психол.
наук Н.В. Давиденко. - Москва, 2007. - 19 с.
26. Дмитриевский, В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях [Текст] / В.А. Дмитриевский. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.
27. Долгова, В.И. Регламент аттестационных материалов [Текст] : методические рекомендации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская // Изд. 5-е. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2015. - 139 с.
28. Долгова, Валентина Ивановна. Исследование учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Я.А. Антипина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 1-5. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/95507.htm. (Дата обращения: 24.02.2019).
29. Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] : монография / В.И. Долгова. - Москва.: КДУ, 2009. - 228с.
30. Долгова, Валентина Ивановна. Системные инновационные
технологии целеполагания [Электронный ресурс]: XXXV
InternationalResearchandPracticeConference Globalcrisisofcontemporanietyinthesp- hereofmindset, socialvaluesandpoliticalinterestscorrelation»: сб. труд.
Международной виртуальной Интернет-конференции (Лондон, 05-12 ноября 2012) / В.И. Долгова. - Лондон, Великобритания, 2012. - С. 41-45. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/16023(Дата обращения:
24.02.2019).
31. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности : структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - Москва : ПЕР СЭ; СПб. : ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.
32. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /
В.Н. Дружинин. - Москва : Латерна Вита, 2017. - 152 с.
33. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] : учебник / О.Ю. Ермолаев.- Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003 г. - 207 с.
34. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного
творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - Москва : Академический проект, 2003. - 304 с.
35. Жиркова, Анастасия Александровна. Безопасная
образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы [Электронный ресурс] / А.А. Жиркова, А.Н. Неустроева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 6. - С. 160¬163. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2017/770054.(Дата обращения: 22.02.2019).
36. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 448 с.
37. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 545 с.
38. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия [Текст] / Т.С. Кабаченко. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 544 с.
39. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами
психофизиологии [Текст] : учеб. пособие / В.Г. Каменская. - Москва : Форум, 2011. - 288 с.
40. Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я. Корчак // пер. с польск. К.Э. Сенкевич. - Москва : АСТ, 2014. - 480 с.
41. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук / Л.Г. Карпова. - Омск, 2011. - 215 с.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл; Издательский центр Академия, 2005.- 352 с.
43. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - Москва : РГБ, 2014. - 384 с.
44. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] /А.Н. Лук. - Москва : Академия, 2008. - 336 с.
45. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 320 с.
46. Львова, И.В. Психологические факторы развития креативности личности [Текст] : дис.. канд. психол. наук / И.В. Львова. - Кемерово,
2005. - 203 с.
47. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу// Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 478 с.
48. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 352 с.
49. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] : учеб. пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л.Милютина // Ростов-на- Дону : Феникс, 2000. - 576 с.
50. Нечаев, Н.Н. Очеловечивание творчества : проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. -
С. 3-25.
51. Никандров, В.В. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. пособие / В.В. Никандров. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 480 с.
52. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 240 с.
53. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. - Москва, 2001. - № 10. - С. 34-37.
54. Новая философская энциклопедия : в 4 томах [Текст] / под ред. В.С. Степина. - Москва : Мысль, 2010. - Т. 1-4. - 2816 с.
55. Осипенко, С.П. Динамика развития креативности младших
школьников в творческих объединениях [Текст] : автореф. дис канд.
психол. наук / С.П. Осипенко. - Москва, 2008. - 24 с.
56. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.
57. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - Москва : Педагогика-Пресс, 2013. - 440 с.
58. Рассоха, Н.Г. Представления о психологической безопасности
образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников [Текст] : дис канд. психол. наук / Н.Г. Рассоха. - Санкт-
Петербург, 2005. - 157 с.
59. Реан, А.А. Психология личности [Текст]. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. -288 с.
60. Рокицкая, Ю.А. Психологическая безопасность и учебно-профессиональная мотивация студентов вуза [Текст] : монография / Ю.А. Рокицкая, Е.С. Семенова. - Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 184 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 705 с.
62. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. - Москва : Генезис, 2010. - 440 с.
63. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех [Текст] / С.Л. Соловейчик; авт. пред. А. Максимов. - Москва : Издательство АСТ, 2018. - 384 с.
64. Степанов, О.М. Основы психологии и педагогики [Текст] / О.М. Степанов. - Киев: Академиздат, 2003. - 412 с.
65. Сысун, О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству [Текст] / О.И. Сысун // Пачатковая школа. - Минск, 2006. - № 11. - С. 12-15.
66. Творческие задания «Золотого ключика» [Текст] / Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. - Самара : Центр развития образования, 2001. - 108 с.
67. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды [Текст] / Б.М. Теплов. - Москва : МПСУ, 2009. - 640 с.
68. Терехова, Г.В. Уроки творчества [Электронный ресурс]:
методический комплект: виртуальный сборник / Международный
образовательный проект «Джонатан Ливингстон». - 2010. - Режим
доступа: http://www.jlproj .org/this_bibl/html_bibl/cr_lessons_main.html. (Дата обращения: 23.11.19).
69. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант [Текст] / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург : Речь,
2006. - 176 с.
70. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 320 с.
71. Тургель, В.А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младших школьников [Текст] / В.А. Тургель // Младший школьник : формирование и развитие его личности : сборник научных трудов. - Санкт-Петербург : 2002. С. 21-30.
72. Утёмов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества [Текст] : учеб. пособие / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкин, П.М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Минобрнауки РФ. - Москва : Просвещение, 2011.
74. Фролов, И.Т. Гносеологические проблемы моделирования [Текст] / И.Т. Фролов. - Москва : Наука, 1961. - 145 с.
75. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс) [Текст] : / О.В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2017. - 312 с.
76. Хухлаева, О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва : Академический проект, 2020. - 207 с.
77. Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. - № 3. - С. 78-91.
78. Шаграева, О.А. Детский практический психолог [Текст] : программа и методические материалы / О.А. Шаграева, И.В. Шаповаленко // Москва : Академия, 2012. - 256 с.
79. Шипилина, Людмила Андреевна. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб. пособие для аспирантов и магистров по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - М. : Флинта, 2013. - 208 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859765117 36html.(Дата обращения: 13.02.2019).
80. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] /И.В. Шаповаленко: учебник для бакалавров // Москва : Гардарики, 2005. - 349 с.
81. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф // Москва : Наука, 2000. - 302 с.
82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 245 с.