Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование нравственно-эстетического воспитания средствами хореографии 9
1.1. Эстетика и эстетическое воспитание как философское понятие... 9
1.2. Сущность и необходимость эстетического воспитания 16
1.3. Специфика работы хореографического коллектива 22
1.4. Критерии оценки эффективности нравственно-эстетического
воспитания в процессе занятий хореографией 29
Глава 2. Практические исследования методов формирования нравственно-эстетического культуры детей средствами хореографии 41
2.1. Характеристика базы исследования (образцовый танцевальный
ансамбль «Мальвина») 41
2.2. Комплексная программа эстетического воспитания средствами
хореографической культуры 47
2.3. Диагностика развития уровня нравственно-эстетической
культуры участников коллектива «Мальвина» на занятиях хореографией 54
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Значение эстетического развития личности, как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обязательство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной личности, создание для этого благоприятных условий.
Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего, искусство и художественно-творческую деятельность.
Эстетическое воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, независимо от возраста, трансформируется на жизненном пути, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку новые требования или модифицирует прежние.
Несомненен тот факт, что современная педагогическая наука рассматривает эстетическое воспитание средствами искусства как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формирования оптимистического мировоззрения и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.
О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые. Очевидна творческая, художественная и познавательная ценности данных исследований, так как благодаря им, педагоги находят наиболее совершенные и доступные пути, помогающие детям ориентироваться в мире искусства и реализовывать свои творческие способности.
Вместе с тем изучение накопленного педагогического опыта позволяет нам отметить недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как искусству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но и педагогическое образование. Этот факт делает нашу работу еще более актуальной и важной.
Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцам не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим постоянное место в сетке школьного расписания, танец так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников.
Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры, основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве, а также учит сохранять и укреплять здоровье что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Хореография помогает детям понять красоту правильных, легких, выразительных движений и недопустимость грубой и вульгарной манеры танца.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение процесса воспитания в хореографическом коллективе и выявление механизмов
формирования нравственно-эстетической культуры средствами хореографической культуры.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает приобрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Изучение накопленного теоретического и практического опыта в области эстетического воспитания средствами искусства, а также изучение возможностей хореографического искусства в формировании и развитии личности ребенка позволило выделить особую актуальность изучаемого вопроса, а также обнаружить недостаток исследований в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаток научного и методического современного оснащения изучаемого вопроса. В связи с чем, мы видим необходимость в осмыслении процесса эстетического воспитания детей средствами хореографии с учетом требований современного общества.
В связи с этим мы считаем особо актуальным выбор исследовательской работы по теме: «Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства».
Эстетическое воспитание - понятие широкое, включающее комплекс задач:
> развитие эстетического восприятия;
> развитие эстетического суждения;
> формирование эстетической оценки;
> эстетического отношения;
> формирование художественно-эстетического вкуса.
Под эстетическим воспитанием, в процессе занятий хореографией, мы будем понимать воспитание, наиболее специфическое для хореографической деятельности, а именно:
> развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений;
> умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики;
> умение точно, грамотно и аккуратно исполнять хореографические комбинации;
> умение импровизировать на знакомую или вновь услышанную музыку;
> желание сочинять танцевальные комбинации и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюмы для исполнителя, реквизит, световые эффекты и т.д.);
> этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей.
Предмет исследования: методы эстетического воспитания детей средствами хореографии.
Цель: выявить механизмы эстетического воспитания детей средствами хореографического искусства.
Гипотеза исследования: эффективность эстетического воспитания детей в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена при использовании комплексной программы эстетического воспитания средствами хореографии, включающей изученную и обобщенную нами систему методических средств, приемов и условий, содержащих:
> Специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии (классический танец, современный танец) и сопутствующих предметов (этики, эстетики, физиологии), основанных на традиционно сложившихся формах, методах обучения и воспитания и инновационных (участие в тренингах, импровизациях), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитательную функции обучения.
> Специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические особенности детей и базирующийся на постепенном расширении и существенной углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у учеников путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному.
> Специально созданные педагогические условия, способствующие развитию эстетического воспитания, представления; формированию эстетической оценки, а также специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности, ведущих к развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующих повышению самооценки ребенка, придавать уверенность в собственные силы и возможности.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. определить теоретические предпосылки эстетического воспитания учеников в условиях учреждений дополнительного образования средствами хореографии;
2. охарактеризовать особенности и значение комплексной программы эстетического воспитания учеников в условиях учреждений дополнительного образования;
3. изучить и обобщить содержание, формы и методы эстетического воспитания в процессе занятий хореографией в системе дополнительного образования;
4. определить и экспериментально проверить педагогические условия осуществления занятий хореографией для детей в системе дополнительного образования;
5. разработать критерии оценки эффективности осуществления эстетического воспитания в процессе занятий хореографией.
В соответствии с целью и задачами, в ходе дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
> теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
> изучение, анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в обще педагогике в учреждениях дополнительного образования;
> наблюдение за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция;
> изучение результатов творческой деятельности детей в области хореографии, этики, эстетики;
> моделирование новых форм и методов работы;
> анкетирование, беседы с детьми, педагогами, родителями.
В теоретической значимости разработаны критерии выявления уровня эстетического развития
В практической значимости программа эстетического развития коллектива «Мальвина» может использоваться в различных учреждениях культуры и образования.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены понятия «эстетика», «эстетическое воспитание» и «эстетическая культура», выявлены принципы и методы эстетического воспитания детей и подростков. Наиболее подробно рассмотрен такой метод формирования нравственно-эстетической культуры, как хореография, и, как следствие, выделены формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе. Выявлены проблемы формирования нравственно - эстетической культуры учащихся. Проанализированы научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Результативность процесса формирования нравственно - эстетической культуры зависит от выполнения ряда требований:
1. Учета возрастных особенностей детей, определяющих характер их досуговых запросов и предпочтений.
2. Использования эффективных приемов, форм, методов, при организации процесса формирования нравственных, эстетических качеств.
3. Опоры на общепедагогические и специфические условия формирования эстетической культуры детей в процессе коллективной творческой деятельности.
4. Организации системы формирования умений и навыков самоорганизации участников коллектива.
Учреждения культуры являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. На базе образцового танцевального детского ансамбля «Мальвина» было проведено исследование по особенностям формирования нравственно -эстетической культуры его участников, по результатам которого можно заявить о высоком профессионализме педагогов, достаточно высокой степени разработанности образовательных программ, а также применяемых формах и методах по их реализации. Результатом углубленного обучения и воспитания явилось становление высокого уровня нравственно - эстетической культуры участников коллектива.
Можно констатировать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры детей, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры детей, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Ансамбль «Мальвина» отличается своей оригинальностью, высоким профессионализмом, направленностью на развитие современного эстрадного танца, но следует отметить, что большое внимание в коллективе оказывается урокам классического танца и современного, так как их специфика определяется многомерным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца, как сценического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, идет толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Тем не менее, следует дать рекомендации следующего характера:
В образовательном пространстве большое внимание должно уделяться развитию джазового танца. Так как этот вид хореографии направленный на развитие здоровой личности, яркой и эмоциональной. Техника движений джазового танца строится на основе классического, а потому имеет совершенную структуру. Пластика и характер движений джазового танца интересны, близки и понятны ребенку.
Рекомендуется внедрять в работу новые методики по развитию физических данных ребенка, его эмоциональных качеств, ощущения психологической и телесной свободы.
Таким образом, реализована цель выпускной квалификационной работы: выявить механизмы эстетического воспитания детей средствами хореографической культуры; использована комплексная программа эстетического воспитания средствами хореографии, включающая изученную и обобщенную нами систему методических средств, приемов и условий.
1. Кант Иммануил. Основы метафизики нравственности. (С рецензией на книгу И. Шульца. 1783) // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль». — Т. 4. Ч. I. — С. 211—310. — 544 с. — (Философ. наследие).
2. Шиллер.Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Искусствоведение Культурология Педагогика, 1795
3. Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности. — М.: АСТ, 2014 —320
4. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. ^1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.
5. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 593
6. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк" 1985.-557 с. 2 р. 20 к. 100000 экз.
8. Выготский Л. С. Психология искусства. Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
9. Егорова Э.Н. Эстетические аспекты становления
хореографического восприятия. / Авт. Дис. Канд. Искусств.: М., 1996. - 24с
10. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.^1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос,
199>.|. - 576 с.
11. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
13. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
14. Сакулина Н.П. / Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольника (методы художественного воспитания) / Отв. Ред. Н.П.Сакулина. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
15. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 200^1. - 80 с.
16. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
17. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: Владос. - 200^3. - 256 с.: ил.
18. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.
20. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 199^1. - 160 с.
21. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
22. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
23. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.
24. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
25. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
27. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 197^5.
28. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 200^5. - 496 с.: ил.
29. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2010 год. - 230 с.
30. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 2001. - С. 117.
31. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990. С. 39
32. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 200^5. с ил.
33. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2010 год. №^2. С. 34-37.
34. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 200^4. - 340 с.
35. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца. М.: 2003.
36. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: 1964.
37. Уральская, В.И. Природа танца М.:2004.
38. Пуртова, Т.В. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. М.: 2008.
39. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера. М.:2000.
40. Фокин, М.М. Против течения. Л., 1981. 7. Захаров, В.М. Поэтика русского танца. Том I, М.: 2004.
41. Заикин, Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. - Орел, 1999
42. Климов, А. Основы русского народного танца. - М.: Московского государственного института культуры, 1994.
43. Устинова, Т. А. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство, 1996.
44. Имакаев, В.Р. Педагогическое знание // Философские науки. 2005.
45. Основы философии. (Учебное пос. для ссузов) Губин В.Д.
46. Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование.
47. ДШИ Локомотивного городского округаhttp://dshi74.ru/