Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 10
1.2 Современные формы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи 24
1.3 Организационно-педагогические условия взаимодействия с
родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 33
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 52
2.1 Изучение состояния готовности педагогов и родителей к
взаимодействию посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 52
2.2 Реализация организационно-педагогических условий
взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 66
2.3 Результаты опытно-поисковой работы 79
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями 10
1.2 Современные формы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи 24
1.3 Организационно-педагогические условия взаимодействия с
родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 33
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 52
2.1 Изучение состояния готовности педагогов и родителей к
взаимодействию посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 52
2.2 Реализация организационно-педагогических условий
взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения 66
2.3 Результаты опытно-поисковой работы 79
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
Актуальность темы исследования. Сегодня ориентирами для семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста являются Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), которые отражают согласованные социально-культурные, государственно-общественные ожидания относительно уровня дошкольного образования, ориентируют педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации. Согласно ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». ФГОС ДО подразумевает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников) и детей; сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Дошкольная образовательная организация (далее - ДОО) является инициатором изменения социальных контактов с семьей и должна гарантировать их профессиональный уровень. Поэтому главная задача ДОО - сделать родителей активными участниками образовательного процесса, при этом оказывая им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается самым актуальным. Готовность ДОО к сотрудничеству с семьей является одной из характеристик её открытости. Информационная открытость учебных заведений, по мнению премьер-министра РФ Д.А. Медведева, - это одно из существенных условий модернизации всей системы образования в нашей стране. Одним из видов информационного взаимодействия с заказчиками образовательных услуг, а также инструментом, обеспечивающим информационную открытость деятельности, может служить официальный сайт образовательного учреждения. Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогам чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Таким образом, актуальность выбранной проблемы на социально-педагогическом уровне определяется стремлением образовательных учреждений к информационной открытости, обосновывается целями и задачами Закона «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества, а также модернизацией в системе дошкольного образования и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что проблема поиска способов взаимодействия ДОУ с родителями нашла своё отражение в трудах как основоположников педагогики П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, так и в работах современных исследователей А.А. Майера, Т.Н. Дороновой, Е.П. Арнаутовой, Л.В. Гильмановой, С.Г. Молчанова, Н.А. Дильдиной и других). Изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых взаимодействию ДОУ и семьи посредством сайта, недостаточно. В современной научной литературе данная проблема не изучена. Методическое оснащение данного процесса остается не разработанным, что говорит об актуальности на научно-методическом уровне. Таким образом, можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы использования сайта как способа взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
- требованиями законодательства по вопросам информационной открытости деятельности образовательных организаций и отсутствием организационно-педагогических условий их реализации в ДОУ;
- необходимостью участия педагогических работников в процессе информирования потребителей образовательных услуг и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению этой деятельности;
- возросшими информационными потребностями родителей и неготовностью дошкольных образовательных организаций к их удовлетворению.
Актуальность проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить эффективность организационно - педагогических условий взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения .
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- повышение ИКТ-компетентности педагогов;
- удовлетворение информационных потребностей родителей;
- функционирование сайта как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы исследования в философской, психолого-педагогической и методической литературе, выявить основные научные подходы к организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи;
2) изучить современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
3) выявить и теоретически обосновать организационно - педагогические условия взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения;
4) опытно-поисковым путем проверить эффективность организационно-педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные философские основы взаимодействия (М.Н. Недвецкая, В.Е. Кемеров, И.Т. Фролов); социологические аспекты взаимодействия (Л.П. Буев, М.С. Каган, М.С. Комаров, Н.Ф. Радионова); психологические категории взаимодействия (В.В. Бойко, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, Б.П. Парыгин); историко-педагогические аспекты взаимодействия (Е.Ф. Аркин, П.П. Блонский, В.И. Загвязинский, П. Кергомар, Я.А. Коменский, Л.И. Красногорская, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, И.Г. Песталоцци, А.С. Симонович, К.Н. Ярош, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий); педагогические положения о взаимодействии педагогов и родителей (Б.М. Кедров, Е.В. Коротаева, Я.А. Пономарев); труды о специфике семейного воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Островская).
Анализ диссертационных исследований показал, что в них освещены различные точки зрения управления качеством педагогического взаимодействия, в частности: педагогические условия управления качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (Л.В. Гильманова); управление качеством дошкольного образования (М.И. Богомолова, Н.В. Войниленко, C. Г. Молчанов, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.); концепции взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников (Т.В. Глушкова, Т.А. Данилина, Н.В. Додокина, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова, А.А. Майер, Н.В. Микляева, В.Г. Нечаева, Л.В. Попова); теория применения информационных технологий при управлении образовательным учреждением (С.А. Бартева, В.В. Васильев, С.В. Корецкая, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, С.Г. Молчанов, А.А. Полушкина и др.); формирование ИКТ-компетентности педагогов (А.А. Елизаров, И.А. Зимняя); организация информационного взаимодействия с родителями в ДОУ (Н.А. Дильдина); обеспечение информационной открытости школы и взаимодействия с социумом (И.А. Вальдман); наполнение и анализ содержания сайтов образовательных учреждений (А.В. Хуторской, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова). Во всех вышеупомянутых исследованиях доказывается необходимость педагогической и психологической поддержки родителей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов; обобщение педагогического опыта;
разработка плана мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов и проекта «Детский сад и семья».
2. Практические: беседы, анкетирование, тестирование; активные формы работы с педагогами и родителями; наблюдение за деятельностью участников опытно-поисковой работы; метод самооценки и экспертного оценивания.
3. Методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска»).
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
Первый этап (сентябрь 2015 - август 2016 г.) - поисково- теоретический. Происходило знакомство с эффективным педагогическим опытом, проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, изучались диссертационные исследования с целью осмысления научной проблемы.
Второй этап (сентябрь 2016 г. - апрель 2017 г.) - опытно-поисковый. Включал проверку гипотезы, проведение исследования, в процессе которого были реализованы организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ и проверена их эффективность.
Третий этап (апрель - май 2017 г.) - заключительно-оценочный. Осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе опытно-поисковой работы результатов, были проанализированы результаты работы по функционированию официального сайта ДОУ как способа взаимодействия с родителями, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность и необходимость функционирования официального сайта дошкольного образовательного учреждения как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности образовательного учреждения, а также способа активного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом и семьей как заказчиками образовательных услуг.
Практическая значимость исследования: изученные организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта, а также разработанный диагностический инструментарий могут быть применены в управлении качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 4 публикациях (приложение 1) и были представлены на научно-практических конференциях: XV Международной конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования» (Челябинск, 16-17 марта 2017 г), III Всероссийской конференции «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск, 27 апреля 2017 г), Международной студенческой конференции «Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2017» (Магнитогорск, 18-19 мая 2017 г).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 108 наименований. Работа содержит 10 приложений. Текст иллюстрируют 17 рисунков и 5 таблиц. Объем работы составляет 107 страниц.
Таким образом, актуальность выбранной проблемы на социально-педагогическом уровне определяется стремлением образовательных учреждений к информационной открытости, обосновывается целями и задачами Закона «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества, а также модернизацией в системе дошкольного образования и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что проблема поиска способов взаимодействия ДОУ с родителями нашла своё отражение в трудах как основоположников педагогики П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, так и в работах современных исследователей А.А. Майера, Т.Н. Дороновой, Е.П. Арнаутовой, Л.В. Гильмановой, С.Г. Молчанова, Н.А. Дильдиной и других). Изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых взаимодействию ДОУ и семьи посредством сайта, недостаточно. В современной научной литературе данная проблема не изучена. Методическое оснащение данного процесса остается не разработанным, что говорит об актуальности на научно-методическом уровне. Таким образом, можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы использования сайта как способа взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
- требованиями законодательства по вопросам информационной открытости деятельности образовательных организаций и отсутствием организационно-педагогических условий их реализации в ДОУ;
- необходимостью участия педагогических работников в процессе информирования потребителей образовательных услуг и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению этой деятельности;
- возросшими информационными потребностями родителей и неготовностью дошкольных образовательных организаций к их удовлетворению.
Актуальность проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить эффективность организационно - педагогических условий взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения .
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- повышение ИКТ-компетентности педагогов;
- удовлетворение информационных потребностей родителей;
- функционирование сайта как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы исследования в философской, психолого-педагогической и методической литературе, выявить основные научные подходы к организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи;
2) изучить современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
3) выявить и теоретически обосновать организационно - педагогические условия взаимодействия с родителями посредством официального сайта дошкольного образовательного учреждения;
4) опытно-поисковым путем проверить эффективность организационно-педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные философские основы взаимодействия (М.Н. Недвецкая, В.Е. Кемеров, И.Т. Фролов); социологические аспекты взаимодействия (Л.П. Буев, М.С. Каган, М.С. Комаров, Н.Ф. Радионова); психологические категории взаимодействия (В.В. Бойко, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, Б.П. Парыгин); историко-педагогические аспекты взаимодействия (Е.Ф. Аркин, П.П. Блонский, В.И. Загвязинский, П. Кергомар, Я.А. Коменский, Л.И. Красногорская, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, И.Г. Песталоцци, А.С. Симонович, К.Н. Ярош, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий); педагогические положения о взаимодействии педагогов и родителей (Б.М. Кедров, Е.В. Коротаева, Я.А. Пономарев); труды о специфике семейного воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Островская).
Анализ диссертационных исследований показал, что в них освещены различные точки зрения управления качеством педагогического взаимодействия, в частности: педагогические условия управления качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (Л.В. Гильманова); управление качеством дошкольного образования (М.И. Богомолова, Н.В. Войниленко, C. Г. Молчанов, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.); концепции взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников (Т.В. Глушкова, Т.А. Данилина, Н.В. Додокина, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова, А.А. Майер, Н.В. Микляева, В.Г. Нечаева, Л.В. Попова); теория применения информационных технологий при управлении образовательным учреждением (С.А. Бартева, В.В. Васильев, С.В. Корецкая, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, С.Г. Молчанов, А.А. Полушкина и др.); формирование ИКТ-компетентности педагогов (А.А. Елизаров, И.А. Зимняя); организация информационного взаимодействия с родителями в ДОУ (Н.А. Дильдина); обеспечение информационной открытости школы и взаимодействия с социумом (И.А. Вальдман); наполнение и анализ содержания сайтов образовательных учреждений (А.В. Хуторской, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова). Во всех вышеупомянутых исследованиях доказывается необходимость педагогической и психологической поддержки родителей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов; обобщение педагогического опыта;
разработка плана мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов и проекта «Детский сад и семья».
2. Практические: беседы, анкетирование, тестирование; активные формы работы с педагогами и родителями; наблюдение за деятельностью участников опытно-поисковой работы; метод самооценки и экспертного оценивания.
3. Методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска»).
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
Первый этап (сентябрь 2015 - август 2016 г.) - поисково- теоретический. Происходило знакомство с эффективным педагогическим опытом, проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, изучались диссертационные исследования с целью осмысления научной проблемы.
Второй этап (сентябрь 2016 г. - апрель 2017 г.) - опытно-поисковый. Включал проверку гипотезы, проведение исследования, в процессе которого были реализованы организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ и проверена их эффективность.
Третий этап (апрель - май 2017 г.) - заключительно-оценочный. Осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе опытно-поисковой работы результатов, были проанализированы результаты работы по функционированию официального сайта ДОУ как способа взаимодействия с родителями, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность и необходимость функционирования официального сайта дошкольного образовательного учреждения как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности образовательного учреждения, а также способа активного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом и семьей как заказчиками образовательных услуг.
Практическая значимость исследования: изученные организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта, а также разработанный диагностический инструментарий могут быть применены в управлении качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 4 публикациях (приложение 1) и были представлены на научно-практических конференциях: XV Международной конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования» (Челябинск, 16-17 марта 2017 г), III Всероссийской конференции «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск, 27 апреля 2017 г), Международной студенческой конференции «Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2017» (Магнитогорск, 18-19 мая 2017 г).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 108 наименований. Работа содержит 10 приложений. Текст иллюстрируют 17 рисунков и 5 таблиц. Объем работы составляет 107 страниц.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Дошкольная образовательная организация является инициатором изменения социальных контактов с семьей и должна гарантировать их профессиональный уровень. В целях реализации государственной политики в сфере образования образовательные организации обязаны обеспечить ведение официального сайта в сети «Интернет» и размещение на нем информации об их деятельности. В данном аспекте официальный сайт является инструментом, обеспечивающим информационную открытость образовательного учреждения, а также способом активного взаимодействия ОУ с социумом и семьей, как заказчиками образовательных услуг. Поэтому тема работы на сегодняшний момент является актуальной. При написании работы мы поставили перед собой четыре задачи.
Для решения первой задачи мы провели теоретико-методологический анализ, который позволил выявить и систематизировать методологические, историко-педагогические, психолого-педагогические и нормативно-правовые основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, определить его приоритетные направления и целевые установки. Во всех вышеупомянутых исследованиях доказывается приоритет семейного воспитания, необходимость педагогической и психологической поддержки родителей, формирование их активной позиции, вовлечение в деятельность и управление ДОУ.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели современные формы взаимодействия ДОУ с родителями и выделили семь основных блоков.
Для решения третьей задачи мы выявили и теоретически обосновали организационно-педагогические условия эффективной реализации
процесса взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ. Мы исходили из того, что данный процесс может быть продуктивным только в том случае, если задействуется комплекс условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить обозначенную задачу эффективно. Поэтому в комплекс мы включили 3 организационно-педагогических условия: повышение ИКТ- компетентности педагогов, удовлетворение информационных потребностей родителей, функционирование сайта ДОУ как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения. Обозначенные условия взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга следующим образом. Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов является необходимой основой для содержательного построения и обогащения информационного образовательного пространства. В свою очередь организация взаимодействия с родителями посредством сайта поможет выявить и удовлетворить их информационные потребности, привлечь к участию в образовательной деятельности и управлении ДОО. В данном аспекте официальный сайт является инструментом, обеспечивающим информационную открытость образовательного учреждения, а также способом активного взаимодействия ОУ с социумом и семьей, как заказчиками образовательных услуг.
Решая четвёртую задачу, нам необходимо было проверить эффективность обозначенных организационно-педагогических условий. Для этого на констатирующем этапе мы провели диагностику уровня ИКТ- компетентности педагогов, анкетирование родителей, анализ сайта. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что проблема взаимодействия с родителями посредством сайта является актуальной в данной образовательной организации. На формирующем этапе мы создали организационно-педагогические условия: реализовали план мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов, проект «Детский сад и семья», наполнили контент сайта актуальной информацией и способствовали активному включению родителей в сетевое взаимодействие. Это явилось практической основой для проведения контрольного этапа работы. Сравнив и проанализировав результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов опытно- поисковой работы, мы наблюдаем поступательное улучшение показателей. Отмечена положительная динамика изменения уровня ИКТ- компетентности педагогов. Результатом работы стал личностный и профессиональный рост педагогов, повышение уровня ИКТ- компетентности. Вместе с тем и ответы родителей на вопросы анкеты показали повышение интереса к взаимодействию с коллективом ДОУ посредством сайта. Повторный анализ сайта показал полное выполнение требований законодательства и удовлетворение информационных потребностей родителей. Сайт ДОУ как способ взаимодействия с родителями обеспечивает создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной поддержки, постоянное и тесное сотрудничество, помогает гармонизировать отношения детского сада с семьей и привести к гуманизации социокультурного пространства. Это важный шаг на пути достижения одной из основных целей стратегии развития образования - 100% удовлетворенности населения качеством предоставления образовательных услуг.
Таким образом мы решили все поставленные задачи и доказали выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- повышение ИКТ-компетентности педагогов;
- удовлетворение информационных потребностей родителей;
- функционирование сайта ДОУ как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения.
Для решения первой задачи мы провели теоретико-методологический анализ, который позволил выявить и систематизировать методологические, историко-педагогические, психолого-педагогические и нормативно-правовые основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, определить его приоритетные направления и целевые установки. Во всех вышеупомянутых исследованиях доказывается приоритет семейного воспитания, необходимость педагогической и психологической поддержки родителей, формирование их активной позиции, вовлечение в деятельность и управление ДОУ.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели современные формы взаимодействия ДОУ с родителями и выделили семь основных блоков.
Для решения третьей задачи мы выявили и теоретически обосновали организационно-педагогические условия эффективной реализации
процесса взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ. Мы исходили из того, что данный процесс может быть продуктивным только в том случае, если задействуется комплекс условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить обозначенную задачу эффективно. Поэтому в комплекс мы включили 3 организационно-педагогических условия: повышение ИКТ- компетентности педагогов, удовлетворение информационных потребностей родителей, функционирование сайта ДОУ как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения. Обозначенные условия взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга следующим образом. Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов является необходимой основой для содержательного построения и обогащения информационного образовательного пространства. В свою очередь организация взаимодействия с родителями посредством сайта поможет выявить и удовлетворить их информационные потребности, привлечь к участию в образовательной деятельности и управлении ДОО. В данном аспекте официальный сайт является инструментом, обеспечивающим информационную открытость образовательного учреждения, а также способом активного взаимодействия ОУ с социумом и семьей, как заказчиками образовательных услуг.
Решая четвёртую задачу, нам необходимо было проверить эффективность обозначенных организационно-педагогических условий. Для этого на констатирующем этапе мы провели диагностику уровня ИКТ- компетентности педагогов, анкетирование родителей, анализ сайта. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что проблема взаимодействия с родителями посредством сайта является актуальной в данной образовательной организации. На формирующем этапе мы создали организационно-педагогические условия: реализовали план мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов, проект «Детский сад и семья», наполнили контент сайта актуальной информацией и способствовали активному включению родителей в сетевое взаимодействие. Это явилось практической основой для проведения контрольного этапа работы. Сравнив и проанализировав результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов опытно- поисковой работы, мы наблюдаем поступательное улучшение показателей. Отмечена положительная динамика изменения уровня ИКТ- компетентности педагогов. Результатом работы стал личностный и профессиональный рост педагогов, повышение уровня ИКТ- компетентности. Вместе с тем и ответы родителей на вопросы анкеты показали повышение интереса к взаимодействию с коллективом ДОУ посредством сайта. Повторный анализ сайта показал полное выполнение требований законодательства и удовлетворение информационных потребностей родителей. Сайт ДОУ как способ взаимодействия с родителями обеспечивает создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной поддержки, постоянное и тесное сотрудничество, помогает гармонизировать отношения детского сада с семьей и привести к гуманизации социокультурного пространства. Это важный шаг на пути достижения одной из основных целей стратегии развития образования - 100% удовлетворенности населения качеством предоставления образовательных услуг.
Таким образом мы решили все поставленные задачи и доказали выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс взаимодействия с родителями воспитанников посредством официального сайта ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- повышение ИКТ-компетентности педагогов;
- удовлетворение информационных потребностей родителей;
- функционирование сайта ДОУ как инструмента, обеспечивающего информационную открытость деятельности учреждения.
Подобные работы
- Управление контентом сайта дошкольной образовательной организации в реализации патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2016 - Продвижение дошкольного образовательного учреждения в городской медиасреде (на примере «Планета детства “Лада”»)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Информационно - методическое обеспечение взаимодействия логопеда с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа с детьми в МАДОУ №86 г. Томска
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



