Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально - нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Работа №81483

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению проблемы формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания нравственного воспитания у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Методы и средства формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте 27
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Исследовательская работа по формированию социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в МБДОУ № 60 г. Миасса 53
2.1. Цель, задачи и методы исследования 53
2.2. Методика проведения исследования 67
2.3. Анализ результатов исследования 76
Вывод по 2 главе 86
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложение

Актуальность темы исследования. Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей способствующей становлению нравственной культуры ребенка формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности жестокости эмоциональной глухоты замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является, в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена.
По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович; А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим, очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм нравственных отношений человека к обществу коллективу труду к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств направленных на формирование суждений оценок понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности - этические беседы.
Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы нашей работы: формирование нравственных качеств у дошкольников через коммуникативное общение.
Объект исследования: процесс формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович Р.С. Буре A.M. Виноградова Т.П. Гаврилова Г.Н. Година В.А. Горбачева СА. Козлова Т.С. Комарова В.К. Котырло А.Д.
Кошелева ТА. Куликова А.И. Липкина B.C. Мухина В.Г. Нечаева СВ. Петерина Е.В. Субботский Е.О. Счастная Т.Н. Титаренко В.Г Цуканова О.А. Шаграева Е.К. Ягловская С.Г. Якобсон и др.
В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития принципы единства сознания и деятельности; и следующие подходы: аксиологический в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания деятельности и общения; системный подход ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Целью исследования является подбор методов и средств, направленных на формирование социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики определения уровня сформированности социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование по формированию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 60 г. Миасса.
Методы исследования: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; тестирование; игровая терапия.
Практическая значимость состоит в разработке системы мероприятий, направленных на формирование социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 63 источников. Текст работы сопровождается 2 рисунками, 10 таблицами. Работа включает в себя 1 приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.



1. Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество [Текст]: Т.М. Акимова / Издательство "Высшая школа". - Москва. - 2009.
2. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников [Текст]: / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: "Академия", 2008.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: / Ю.К. Бабанский - М., 2008г.
4. Бибко, Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки[Текст]: / Н.С. Бибко // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С.20-26.
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]: / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С.15-18.
6. Большева, Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: / Т.В. Большева - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
7. Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие [Текст]: / Р.С. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
8. Васильева, М.А Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / М.А. Васильева // Москва. - Мозаика - Синтез. - 2015
9. Вержбицкая, М.А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения [Текст]: / М.А. Вержбицкая // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С.14 - 20.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]: / Л.С. Выготский - М., 1997.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]: / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966.- № 6.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: / Л.С. Выготский. в 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
13. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст]: / П. Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов - М.: Изд-во МГУ, 1978.
14. Глозман, Ж. М. Личность и нарушения общения [Текст]: / Ж.М. Глозман - М.: Изд-во МГУ, 1987.
15. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: / В. Даль - М. 1994. Т.4.
16. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания [Текст]: / А.И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56
17. Дубровина, И. Я. и др. Активные методы в работе школьного психолога [Текст]: / И.Я. Дубровина - М.: АН СССР, 1989.
18. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения [Текст]: / А.В. Запорожец //Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1. - С.66.
19. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст]: / А.И. Захаров - М., 2013.
20. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду) [Текст]: / Званцова Учебно - методическое пособие. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015.-126с.
21. Кадырова, З. Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в различных условиях семейного воспитания (на материале нравственной нормы ("отзывчивость"):Дис.... канд. псих.наук. [Текст]: / З.Р. Кадырова - М., 1987.
22. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]: / И.А. Каиров. - М.: Сфера, 2011. - 210 с.
23. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст]: / О.А. Карабанова - М., 2007.
24. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие [Текст]: / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк - М., 2012.
25. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст]: / С.А. Козлова. - М.: Педагогика, 1998. - 186 с.
26. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию [Текст]: / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 2012.
27. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников
[Текст]: / А.Д. Кошелева - М.: Аркти, 2013. - 156 с.
28. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]: /Е.Е. Кравцова - М.: Педагогика, 2011.
29. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: /
A. Н. Леонтьев - М.: Политическая лит-ра, 1979.
30. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986.
31. Лысюк, Л. Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности (на материале усвоения ребенком нравственных норм): Дис... канд. псих.наук. [Текст]: / Л.Г. Лысюк-М.,2006.
32. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]: / И.С. Марьенко - М., 1985г.
33. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]: /
B. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 165 с.
34. Михайлова, А.Н. Попробуем сочинять сказки [Текст]: / А.Н. Михайлова // Дошкольное воспитание, 2013, №6.
35. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ [Текст]: / И.Ф. Мулько - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112с. (Программа развития).
36. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1985.
37. Неверович, Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе [Текст]: / Я.З. Неверович // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Просвещение, 2015. - С.67-71.
38. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой [Текст]: - М.: Сфера, 2002. - с.185
39. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред. А.К. Уледов [Текст]: / А.К. Уледов - М.: Владос, 2004. - 142 с.
40. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: / С.И. Ожегов - М., 1986.
41. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст]: / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2013. - 85 с.
42. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст]: / Г.М. Петрова // Начальная школа . - 2013. - № 3. - С. - 16 - 21.
43. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст]: / В.Я. Пропп - Л-д, 1986.
44. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа) [Текст]: / В.Я. Пропп - М., 2000.
45. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа) [Текст]: / В.Я. Пропп - М., 2000.
46. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками сгруппе
детского сада [Текст]: / Т.А. Репина - М.: Педагогика, 2008.
47. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978
48. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со
сверстниками [Текст]: / А.Г. Рузская - М.: Педагогика, 1989.
49. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) [Текст]: / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. - М.: Педагогика, 1999.
50. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]: / С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С.14-16.
51. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст]: / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С.95.
52. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания дошкольников [Текст]: / И.В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. - №6. - С.21-25.
53. Тухта, Л.С. Сочини сказку [Текст]: / Л.С. Тухта // Газета "Начальная школа”, 1996, №46.
54. Урунтаева, Г.А. Практическая психология [Текст]: / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 2009. - 182 с.
55. Усачёва, И.В. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку [Текст]: / И.В. Усачева // Семья и школа. - 1989. - № 4. -
С.21 - 23.
56. Фелъдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]: / Д.И. Фельдштейн- М.: Педагогика, 2009.
57. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст]: / Л.Б. Фесюкова - Харьков: Фолио, 1996.
58. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст]: / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 120 с.
59. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст]: / О.А. Шорохова - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития). ISBN 5-89144-663-4
Электронные ресурсы
60. http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6698-socialno-nravstvennoe-
vospitanie.php
61. http://raguda.ru/ds/socialno-nravstvennoe-vospitanie-detej-
doshkolnogo.html
62. https: //www.scienceforum.ru/2015/801/8843
63. http: //nsportal .ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
rabota/2015/02/07/teoreticheskie-osnovy-sotsialno-nravstvennogo


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ