Формирование социально - нравственных качеств у детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению проблемы формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания нравственного воспитания у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Методы и средства формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте 27
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Исследовательская работа по формированию социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в МБДОУ № 60 г. Миасса 53
2.1. Цель, задачи и методы исследования 53
2.2. Методика проведения исследования 67
2.3. Анализ результатов исследования 76
Вывод по 2 главе 86
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложение
Глава 1.Теоретические подходы к изучению проблемы формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания нравственного воспитания у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Методы и средства формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте 27
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Исследовательская работа по формированию социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в МБДОУ № 60 г. Миасса 53
2.1. Цель, задачи и методы исследования 53
2.2. Методика проведения исследования 67
2.3. Анализ результатов исследования 76
Вывод по 2 главе 86
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложение
Актуальность темы исследования. Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей способствующей становлению нравственной культуры ребенка формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности жестокости эмоциональной глухоты замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является, в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена.
По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович; А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим, очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм нравственных отношений человека к обществу коллективу труду к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств направленных на формирование суждений оценок понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности - этические беседы.
Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы нашей работы: формирование нравственных качеств у дошкольников через коммуникативное общение.
Объект исследования: процесс формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович Р.С. Буре A.M. Виноградова Т.П. Гаврилова Г.Н. Година В.А. Горбачева СА. Козлова Т.С. Комарова В.К. Котырло А.Д.
Кошелева ТА. Куликова А.И. Липкина B.C. Мухина В.Г. Нечаева СВ. Петерина Е.В. Субботский Е.О. Счастная Т.Н. Титаренко В.Г Цуканова О.А. Шаграева Е.К. Ягловская С.Г. Якобсон и др.
В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития принципы единства сознания и деятельности; и следующие подходы: аксиологический в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания деятельности и общения; системный подход ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Целью исследования является подбор методов и средств, направленных на формирование социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики определения уровня сформированности социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование по формированию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 60 г. Миасса.
Методы исследования: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; тестирование; игровая терапия.
Практическая значимость состоит в разработке системы мероприятий, направленных на формирование социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 63 источников. Текст работы сопровождается 2 рисунками, 10 таблицами. Работа включает в себя 1 приложение.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности жестокости эмоциональной глухоты замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является, в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена.
По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович; А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим, очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм нравственных отношений человека к обществу коллективу труду к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств направленных на формирование суждений оценок понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности - этические беседы.
Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы нашей работы: формирование нравственных качеств у дошкольников через коммуникативное общение.
Объект исследования: процесс формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.И. Божович Р.С. Буре A.M. Виноградова Т.П. Гаврилова Г.Н. Година В.А. Горбачева СА. Козлова Т.С. Комарова В.К. Котырло А.Д.
Кошелева ТА. Куликова А.И. Липкина B.C. Мухина В.Г. Нечаева СВ. Петерина Е.В. Субботский Е.О. Счастная Т.Н. Титаренко В.Г Цуканова О.А. Шаграева Е.К. Ягловская С.Г. Якобсон и др.
В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития принципы единства сознания и деятельности; и следующие подходы: аксиологический в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания деятельности и общения; системный подход ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Целью исследования является подбор методов и средств, направленных на формирование социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-нравственных качеств в дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики определения уровня сформированности социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование по формированию социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 60 г. Миасса.
Методы исследования: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; тестирование; игровая терапия.
Практическая значимость состоит в разработке системы мероприятий, направленных на формирование социально-нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 63 источников. Текст работы сопровождается 2 рисунками, 10 таблицами. Работа включает в себя 1 приложение.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного
возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Изучение развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



