Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ

Работа №81476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование проектирования и применения комплекса дидактического обеспечения учебной дисциплины среднего профессионального образования 8
1.1. Понятия дидактическое обеспечения и дидактическое средство, их
назначение, структура и характеристика 8
1.2. Проектирование комплекса дидактических средств как теоретико-методическая проблема 14
1.3. Применение комплекса дидактических средств в процессе преподавания учебной дисциплины 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 22
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по проектированию и применению комплекса дидактического обеспечения учебной дисциплины «Право» (на примере темы «Система российского
права» в условиях Челябинского юридического колледжа) 24
2.1. Методика разработки, структура и содержание комплекса
дидактического обеспечения темы «Система российского права» 24
2.2. Применение комплекса дидактического обеспечения в процессе
преподавания темы «Система российского права» 33
2.3. Экспериментальная проверка эффективности применения комплекса
дидактических средств 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 400
Заключение 41
Библиографический список 44

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Среднее профессиональное образование и профессиональная подготовка являются одним из основополагающих факторов развития непрерывного профессионального образования и рассматриваются как основные источники воспроизводства кадрового потенциала для экономики страны.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям среднее профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Совершенствование деятельности системы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с различными программами модернизации российского образования, в т.ч. и программой информатизации.
Одним из путей развития системы среднего профессионального образования является повышение качества преподавания учебных дисциплин за счет использования средств дидактического обеспечения, основанной на использовании новых информационных технологий, в частности, при изучении таких учебных дисциплин как «Право» необходимо использовать в учебном процессе новейшие разработки.
Среди информационных технологий, используемых в процессе обучения учебным дисциплинам, можно особо отметить использование цифровых образовательных ресурсов и программных и других дидактических средств.
Создание комплекса дидактического обеспечения по учебным дисциплинам, соответствующих требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее по тексту ФГОС СПО) и современным информационно- 3
коммуникационным технологиям (далее по тексту - ИКТ), является актуальной задачей развития учебного процесса.
Многие вопросы, касающиеся проблемы использования средств обучения в контексте повышения эффективности учебного процесса на основе дидактических средствах обучения в среднем профессиональном образовании, до сих пор остаются открытыми (Е.Е. Вяземский, И.В. Гладкая, С.П. Гуляева, Н.В. Немова, Т.Г. Новикова, А.Д. Хуторянская, А.Ю. Пентин, С.Н. Чистякова и др.).
Так, дидактические основы комплексного применения средств обучения требуют дальнейшего исследования. Требует дальнейшей разработки и экспериментальной проверки методика использования средств обучения на основе системного принципа и использования для этого классификационного подхода. Особого внимания заслуживают такие аспекты проблемы, как: организация познавательной активности и самостоятельной деятельности обучающихся с помощью комплекса средств обучения; восприятие, переработка и применение информации, передаваемой различными методами и средствами обучения; внедрение в учебно-воспитательный процесс организаций среднего профессионального образования: техникумах и колледжах современных компьютерных технологий и их влияние на характер деятельности учащихся, в том числе на качество ее результатов, уровень усвоения учебного материала, качество сформированных компетенций и многие другие вопросы.
Кроме того, анализ образовательной процесса в организациях среднего профессионального образования свидетельствует о наличии сложившихся в ней противоречий между:
- достаточной обоснованностью влияния средств обучения на качество результатов подготовки и неэффективным их использованием в практике подготовки рабочих кадров и специалистов или же полной невозможностью их использования ввиду отсутствия разработанных комплексов дидактических средств;
- требованиями нормативных документов к обеспечению высокого уровня качества обучения и фактическим его состоянием, зависимым от дидактических комплексов;
- необходимостью комплексного подхода к проектированию и использованию средств и его фактической реализацией в процессе преподавания.
Названные противоречия послужили основанием для выбора темы исследования, определили его актуальность и проблему: обоснование целесообразности комплексного использования дидактических средств как фактора совершенствования качества результатов профессиональной подготовки учащихся.
Актуальность проблемы разработки и применения комплексов дидактических средств послужила основанием для определения темы исследования: «Разработка методики обучения «Праву» с использованием современных дидактических средств».
Цель исследования состоит в обосновании, разработке и апробации методики разработки и использования комплекса дидактических средств обучения «Праву» (на примере темы «Система российского права»), направленного на повышение уровня усвоения изучаемого материала и интереса учащихся к дисциплине.
Объектом исследования является процесс преподавания учебной дисциплины «Право» в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования - методика разработки и использования комплекс дидактических средств обучения по теме «Система российского права» дисциплины «Право», повышающий уровень усвоения предметного содержания и направленный на формирование интереса учащихся к дисциплине.
Гипотеза: методика разработки и использования комплекса дидактических средств по темы «Система российского права» дисциплины «Право» позволит повысить интерес и уровень усвоения предметных дисциплин.
Цель исследования определила задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы проектирования дидактических комплексов, направленных на повышение уровня усвоения предметного содержания.
2. Использовать методику разработки и использования комплекса дидактического обеспечения по теме «Система российского права» дисциплины «Право», для организации среднего профессионального образования, направленный на совершенствование интереса учащихся к дисциплине и повышение уровня обученности.
3. Провести педагогический эксперимент, направленный на определение эффективности комплекса дидактических средств по теме «Система российского права» дисциплины «Право», способствующего повышению уровня усвоения предметного содержания темы.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы
В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы, ознакомление с нормативными документами, проектирование комплекса дидактических средств на основе основных принципов дидактики, практическое применение комплекса на занятиях по информатике, эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, статистические методы обработки полученных данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные идеи комплексного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению, принцип проектирования в профессиональном образовании, фундаментальные работы в области педагогического проектирования, дидактического обеспечения учебного процесса, его информатизации.
В основу исследования были положены фундаментальные работы:
- в области философии и методологии образования, в том числе и среднего профессионального (С.И.Архангельский, М.К.Бахтин, А.Т.Глазунов, В.П. Беспалько, Библер, А.А.Кузнецов, В.О.Леднев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин др.);
- по проблемам дидактики и содержания образования (Ю.К Бабанский, О.Г.Грохольская, В.И.Загвязинский, Я.А.Коменский; Ш.Я.Лернер и др.);
- по проблемам оптимизации процесса обучения, учебно¬
познавательной деятельности, личностно-ориентированного, развивающего и проблемного обучения: (П.П.Блонский, Л.И.Божович; Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Ш.Д.Зверев, В.В.Краевский; А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.).
База исследования. Эксперимент проводился на базе ГПОУ «Челябинский юридический колледж», г. Челябинск.
Этапы исследования:
I этап - исследование содержания образования по дисциплине «Право» в системе среднего профессионального образования, особенностей системы СПО и динамики её изменений (реформирования и модернизации); изучение различных подходов к осуществлению образовательного процесса в рамках СПО процессов стандартизации.
II этап — разработка методики разработки и использования комплекса дидактических средств по «Праву» (на примере темы «Система российского права») в организации СПО, его апробация.
III этап — проведение формирующего эксперимента, обобщение и анализ полученных результатов исследования, уточнение отдельных составляющих комплекса дидактических средств.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе представлен понятийный аппарат, имеющий отношение к разработке комплексов дидактических средств, определены основные проблемы и противоречия в данном направлении педагогических разработок.
В исследовании теоретически обоснована проблема создания комплекса дидактических средств в процессе преподавания учебной дисциплины «Право» в организациях среднего профессионального образования. Разработка такого комплекса на примере темы «Системы российского права» была произведена на основании основных дидактических принципов, в полном соответствии с этапами проектирования комплексов и требованиями к содержанию и структуре комплексов дидактических средств.
Разработанный комплекс дидактических средств был использован на уроках в организации среднего профессионального образования. В ходе педагогического эксперимента выявлена его эффективность как со стороны повышения уровня усвоения учебного материала, так и со стороны повышения мотивации учащихся к изучению предмета, что подтвердилось результатами итогового тестирования по окончании изучения темы и после анализа анонимного анкетирования, проведенного среди учащихся опытно - экспериментальной группы.
Таким образом, поставленную цель достигнутой, а задачи выполненными.
Гипотеза подтверждена тем, что в результате проведения темы «Система российского права» у обучающихся НОУ СПО ЧЮК с применением разработанного комплекса дидактических средств наблюдалось повышение интереса к учебной дисциплине «Право». Высокий уровень усвоения материала учащимися свидетельствует о повышении общего уровня подготовки учащихся по Праву. Следовательно, можно сделать вывод о верности поставленной гипотезы.
Полученные результаты помогают сделать вывод и о том, что поставленная проблема исследования вполне поддается решению педагогом при должном научно-методическом подходе и достаточном владении средствами современных ИКТ.
Вывод о том, что разработанный комплекс дидактических средств позволяет повысить уровень усвоения учебного материала и мотивацию учащихся к изучению дисциплины, не противоречит существующим теоретико-методологическим исследованиям, имеющим место в современной дидактике.
Основные выводы исследования:
1. Анализ состояния проблемы проектирования дидактических комплексов, направленных на повышение уровня усвоения учебного материала, показал необходимость и целесообразность разработки комплекса дидактических средств по учебным дисциплинам.
2. В работе осуществлена разработка дидактического обеспечения по теме «Система российского права» для организации среднего профессионального образования, направленного на совершенствование интереса учащихся к дисциплине и повышению уровня обученности. Комплекс дидактических средств по теме «Система российского права» включает в себя рабочую тетрадь, презентации, тестовые материалы, задания для самостоятельной работы студентов по теме.
3. Проведен педагогический эксперимент, направленный на определение эффективности комплекса дидактических средств на примере темы «Система российского права», способствующего повышению уровня усвоения предметного содержания темы и повышению мотивации изучения дисциплины «Право». Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) в двух группах.
4. Проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы. Эксперимент показал, что у учащихся экспериментальной группы после изучения темы «Система российского права» с использованием разработанного комплекса дидактических средств значительно повысилась мотивация к изучению дисциплины и уровень усвоения знаний превышает уровень усвоения знаний в контрольной группе.
Проведенная опытно - экспериментальная работа подтверждает состоятельность выдвинутой гипотезы и доказывает эффективность предложенного комплекса дидактических средств и педагогической технологии его реализации, как с точки зрения повышения уровня усвоения учебного материала, так и с точки зрения повышения мотивации к изучению учебной дисциплины. Гипотезу можно считать подтвержденной, а цель - достигнутой.
В качестве возможных перспектив развития разработанного комплекса дидактических средств можно указать:
- расширение его новыми структурными компонентами (методическими указаниями для педагога, банк идей в виде накопительных папок педагога по каждому уроке или теме, создание системы индивидуальных работ с результатами работ учащихся и т.д.)
- дополнение новыми темами и разделами по учебной дисциплине, которые также должны быть обеспечены поддержкой подобных комплексов.
Таким образом, проведенное исследование позволило в рамках выбранной темы решить имеющуюся проблему дидактического обеспечения занятий по Праву, доказать эффективность применения разработанного комплекса дидактических средств и выявить дальнейшие перспективы работы в данном направлении.
Научная новизна работы состоит в том, что:
1) Спроектирован и разработан комплекс дидактических средств по теме «Система российского права» для организации среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями ФГОС СПО.
Практическая ценность исследования заключается в получении дидактического обеспечения, которое позволяет повысить уровень знаний учащихся по означенной теме, повысить мотивацию учащихся к изучению учебной дисциплины «Право».



1. Ажмякова, Н.Н. Отбор и дидактическая организация аутентичного материала для межкультурного воспитания подростков [Текст] / Н.Н.Ажмякова Теоретические и практические вопросы языкового образования: Материалы региональной науч.-практ. конф. — Ижевск: Изд. дом Удмурт, ун-т", 2013.-С. 21-27.
2. Амонашвили, Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. [Текст] / Ш.А. Амонашвили - М., 1987.
3. Архипова, А.И. Методика составления тестов "Аналогия. Физические закономерности" [Текст] / А.И.Архипова Школьные годы: тематический альманах - № 1 - Краснодар, 2011.
4. Архипова, А.И., Грушевский С.П. Проектирование учебно- информационных комплексов. [Текст] / А.И.Архипова, С.П.Грушевский Учебная монография. - Краснодар: КубГУ, 2010
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. [Текст] / Ю.К.Бабанский - М., 1989.
6. Бабанский, Ю.К. Принципы обучения в современной профессиональной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский Профессиональное образование. - 1970, - № 2. - С. - 107
7. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. [Текст] / В.П.Беспалько - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 303с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М., 1989.
9. Бочкарева, Е. В. Содержательные аспекты методического обеспечения образовательной деятельности в организациях СПО [Текст] / Е.В.Бочкарева Среднее профессиональное образование. — 2017, №3. — С. 33¬34.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С.Выготский- М., 1991.
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст] / П.Я.Гальперин. - М.: МГУ, 1976.
12. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе профессиональное обучения [Текст] / Открытое образование. №5. 2016. - С.39-44.
13. Дистанционное обучение [Текст] / Под ред. Е.С.Полат. - М.,2008
14. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. [Текст] / В.К.Дьяченко - М., 2011.
15. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. [Текст] / В.И.Загвязинский - М., 2001
16. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 10 февраля 2012 г. - М., 2012.
17. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст] / Л.В. Занков - М., 1990.
18. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова - 2 изд., Академия, 2015.
19. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. [Текст] / И.Г. Захарова - М., 2013
20. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. [Текст] / Н.М. Зверева - М., 2011.
21. Ивановский, Р.И. Компьютерные технологии в науке и образовании. [Текст] / Р.И. Ивановский - М.: Высш. шк., 2013.
22. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2011
23. Кашанина Т.В. Право: учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2014.-510 с.
24. Касьянов, В.Н. Сборник заданий по Праву. [Текст] / В.Н. Касьянов, В.К. Сабельфельд - М.: Наука, 2016. - 272 с.
25. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. [Текст] / М.В.Кларин - М., 2014.
26. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. [Текст] / М.В. Кларин - М.,2012.
27. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. [Текст] / Г.Ю. Ксензова - М.,2012
28. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики. [Текст] / Ч.В.Куписевич - М.,1986.
29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. [Текст] / А.К.Маркова - М., 2008.
30. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития подростка [Текст] / Н.А. Менчинская Избр. психолог. труды. М., 2013
31. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ССУЗе [Текст] / П.И.Образцов Профессиональное образование в России. № 6. 2011 г.
32. Оконь, В.В. Введение в общую дидактику. [Текст]В.В.Оконь - М., 1990.
33. Педагогика [Текст] / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004
34. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.-М., 1987.
35. Правоведение: учеб. пособие для бакалавров /Н.Н.Апарина, Ю.В. Барзилова; под ред. Г.Н.Комковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2014.- 344 с.
36. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] / К. Роджерс - М., 1994.гл. 13-15.
37. Румынина В.В. Право: Учебник для СПО. -М.: Форум : ИНФРА - М, 2011. - 256 с.
38. Свиридова, М.Ю. Основы работы на компьютере: Операционная система WINDOWS 7. [Текст] / М.Ю. Свиридова - М.:ИЦ ''Академия'',2015
39. Свиридова, М.Ю. Основы работы на компьютере: Текстовый редактор WORD. [Текст] / М.Ю.Свиридова - М. : ИЦ ''Академия'',2015
40. Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/10103060/#ixzz3JJQhts9S
41. Система Консультант плюс: http://www.consultant.ru/Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] / Г.К. Селевко - М., 2008.
42. Сластенин, В.А. Общая педагогика. В 2 ч. [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М., 2002
43. Соловов, А.В. "Проектирование компьютерных систем учебного назначения" Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Врагова - Новосибирск: Новосиб. ун-т. - 2017. с.39-53.
44. Смоленский М.Б. Право: учеб. пособие для сред. проф. образования.- 7-е изд., стер.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014.- 413 с.
45. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. [Текст] / Н.Ф. Талызина - М., 2015.
46. Тарабаева, Е.В. Обучение учащихся познавательно - практической самостоятельной деятельности в контексте гуманизации профессионального образования [Текст] / Е.В.Тарабаева / Материалы Всерос. науч. - практ. конф.
«Гуманизация образовательной деятельности в ВУЗе, техникуме, школе» - Нефтекамск, 2004. C. 33-38.
47. Терещук, Г. В. Дифференцированные задания как средство индивидуального подхода к учащимся [Текст] / Г.В. Терещук Школа и производство. - 2012 - № 11-12. - С. - 8.
48. Уваров, В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. [Текст] / В.М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова - М.:ИЦ ''Академия'', 2005
49. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. [Текст] / В.Ф.Шаталов - М., 1980.
50. ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в
компьютерных системах, утв. Приказом № 804 28 июля 2014 г //
http: //www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m804.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ