Формирование у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения 6
1.1. Проблема формирования у младших школьников коммуникативного
взаимодействия в процессе обучения в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Возрастные особенности взаимодействия младших школьников 11
1.3. Деятельность учителя по формированию коммуникативного
взаимодействия у младших школьников в процессе обучения 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению у младших школьников уровня сформированности коммуникативного взаимодействия 21
2.1 Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 24
2.3. Задания по формированию коммуникативного взаимодействия
младших школьников в процессе обучения 32
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения 6
1.1. Проблема формирования у младших школьников коммуникативного
взаимодействия в процессе обучения в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Возрастные особенности взаимодействия младших школьников 11
1.3. Деятельность учителя по формированию коммуникативного
взаимодействия у младших школьников в процессе обучения 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению у младших школьников уровня сформированности коммуникативного взаимодействия 21
2.1 Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 24
2.3. Задания по формированию коммуникативного взаимодействия
младших школьников в процессе обучения 32
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы
Говорить и общаться ребёнок начинает с раннего возраста. К началу поступления в школу он уже обладает коммуникативными и речевыми знаниями. В педагогике и психологии развитию речи, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе уделяется большое внимание. Коммуникативный уровень развития грамотности школьников далёк от желаемого. Поэтому разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования заставляет считать эту сторону развития одной из преимущественных, а не факультативных задач школьного образования [1].
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Коммуникативные взаимодействия известны как необходимость в общении и способность младшего школьника вступать в контакт, налаживать отношения с ровесниками и со взрослыми, серьёзно относиться к общению с людьми, внимательнее к собеседнику, уметь его слушать и слышать.
Коммуникативное взаимодействие формируется, как любая другая деятельность. Формирует данный вид деятельности - учитель, собственным общением она задаёт образец коммуникативных умений, организовывает взаимодействие обучающихся друг с другом. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия - работа в группах, которая позволит улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе [5].
При взаимодействии друг с другом обучающиеся начинают больше развиваться, умеют думать и мыслить. При этом решается ряд воспитательных и учебных задач:
- увеличивается объём усваиваемой учебной информацией и серьёзность его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;
-обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортно чувствуют себя в школе;
- возрастает творческая самостоятельность и познавательная активность обучающихся;
- изменяется характер взаимодействия между обучающимися (пропадают безразличие, агрессия, возрастают человечность и доброта);
- повышается сплочённость класса;
- возрастает самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности) [4].
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
Противоречие исследования: с одной стороны, существует необходимость формирования коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам коммуникативного взаимодействия.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения для разработки заданий по его формированию.
Объект исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения в психолого - педагогических исследованиях.
2. Изучить возрастные особенности взаимодействия младших школьников.
3. Изучить деятельность учителя по формированию коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
4. Экспериментально выявить уровень сформированности
коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
5. Разработать и подобрать задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
В качестве основных методов исследования использовались: теоретический анализ, анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ "СОШ №108" города Трёхгорного, учащиеся 1 «А» класса, количество обучающихся составляет 26 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Коммуникативные взаимодействия известны как необходимость в общении и способность младшего школьника вступать в контакт, налаживать отношения с ровесниками и со взрослыми, серьёзно относиться к общению с людьми, внимательнее к собеседнику, уметь его слушать и слышать.
Коммуникативное взаимодействие формируется, как любая другая деятельность. Формирует данный вид деятельности - учитель, собственным общением она задаёт образец коммуникативных умений, организовывает взаимодействие обучающихся друг с другом. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия - работа в группах, которая позволит улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе [5].
При взаимодействии друг с другом обучающиеся начинают больше развиваться, умеют думать и мыслить. При этом решается ряд воспитательных и учебных задач:
- увеличивается объём усваиваемой учебной информацией и серьёзность его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;
-обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортно чувствуют себя в школе;
- возрастает творческая самостоятельность и познавательная активность обучающихся;
- изменяется характер взаимодействия между обучающимися (пропадают безразличие, агрессия, возрастают человечность и доброта);
- повышается сплочённость класса;
- возрастает самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности) [4].
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
Противоречие исследования: с одной стороны, существует необходимость формирования коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам коммуникативного взаимодействия.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения для разработки заданий по его формированию.
Объект исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения в психолого - педагогических исследованиях.
2. Изучить возрастные особенности взаимодействия младших школьников.
3. Изучить деятельность учителя по формированию коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
4. Экспериментально выявить уровень сформированности
коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
5. Разработать и подобрать задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
В качестве основных методов исследования использовались: теоретический анализ, анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ "СОШ №108" города Трёхгорного, учащиеся 1 «А» класса, количество обучающихся составляет 26 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
Дети - это будущие взрослые. Любой детский коллектив - это модель будущего общества. Обучая сегодня школьников взаимодействию, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованно и своевременно.
Учителя начинают вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и замечают, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности формируются коммуникативные навыки, дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- приобретаются коммуникативные навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
В чем же заключаются положительные моменты коммуникативного взаимодействия?
Во-первых, дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Во-вторых, ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
В-третьих, развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
В-четвертых, знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
В-пятых, при подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Поэтому использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованно и своевременно.
Учителя начинают вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и замечают, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности формируются коммуникативные навыки, дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- приобретаются коммуникативные навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
В чем же заключаются положительные моменты коммуникативного взаимодействия?
Во-первых, дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Во-вторых, ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
В-третьих, развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
В-четвертых, знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
В-пятых, при подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников во внеурочной деятельности по предмету
«Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений младших школьников на основе интерактивных технологий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018



