Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения 6
1.1. Проблема формирования у младших школьников коммуникативного
взаимодействия в процессе обучения в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Возрастные особенности взаимодействия младших школьников 11
1.3. Деятельность учителя по формированию коммуникативного
взаимодействия у младших школьников в процессе обучения 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению у младших школьников уровня сформированности коммуникативного взаимодействия 21
2.1 Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 24
2.3. Задания по формированию коммуникативного взаимодействия
младших школьников в процессе обучения 32
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы
Говорить и общаться ребёнок начинает с раннего возраста. К началу поступления в школу он уже обладает коммуникативными и речевыми знаниями. В педагогике и психологии развитию речи, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе уделяется большое внимание. Коммуникативный уровень развития грамотности школьников далёк от желаемого. Поэтому разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования заставляет считать эту сторону развития одной из преимущественных, а не факультативных задач школьного образования [1].
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Коммуникативные взаимодействия известны как необходимость в общении и способность младшего школьника вступать в контакт, налаживать отношения с ровесниками и со взрослыми, серьёзно относиться к общению с людьми, внимательнее к собеседнику, уметь его слушать и слышать.
Коммуникативное взаимодействие формируется, как любая другая деятельность. Формирует данный вид деятельности - учитель, собственным общением она задаёт образец коммуникативных умений, организовывает взаимодействие обучающихся друг с другом. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия - работа в группах, которая позволит улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе [5].
При взаимодействии друг с другом обучающиеся начинают больше развиваться, умеют думать и мыслить. При этом решается ряд воспитательных и учебных задач:
- увеличивается объём усваиваемой учебной информацией и серьёзность его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;
-обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортно чувствуют себя в школе;
- возрастает творческая самостоятельность и познавательная активность обучающихся;
- изменяется характер взаимодействия между обучающимися (пропадают безразличие, агрессия, возрастают человечность и доброта);
- повышается сплочённость класса;
- возрастает самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности) [4].
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
Противоречие исследования: с одной стороны, существует необходимость формирования коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам коммуникативного взаимодействия.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения для разработки заданий по его формированию.
Объект исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения в психолого - педагогических исследованиях.
2. Изучить возрастные особенности взаимодействия младших школьников.
3. Изучить деятельность учителя по формированию коммуникативного взаимодействия у младших школьников в процессе обучения.
4. Экспериментально выявить уровень сформированности
коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
5. Разработать и подобрать задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения.
В качестве основных методов исследования использовались: теоретический анализ, анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ "СОШ №108" города Трёхгорного, учащиеся 1 «А» класса, количество обучающихся составляет 26 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами задания по формированию у младших школьников коммуникативного взаимодействия в процессе обучения могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
Дети - это будущие взрослые. Любой детский коллектив - это модель будущего общества. Обучая сегодня школьников взаимодействию, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованно и своевременно.
Учителя начинают вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и замечают, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности формируются коммуникативные навыки, дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- приобретаются коммуникативные навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
В чем же заключаются положительные моменты коммуникативного взаимодействия?
Во-первых, дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Во-вторых, ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
В-третьих, развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
В-четвертых, знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
В-пятых, при подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
1. Арефьева, О. М. Технология формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся / О. М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - 116-123с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
3. Баранов, С. П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л.И.
4. Батуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2013. - 191 с.
5. Баранов, С.П, Бурова, Л.И. Овчинникова А.Ж., Методика обучения и воспитания младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464с.
6. Веселкова, О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно - нравственной культуры младших школьников/ О.А. Веселкова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2014. - 21с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. - 536с.
8. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: Монография - М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136с.
9. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2015 г, с.124-135.
10. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №7. - 78-80с.
11. Игнатьева, И.С, Кокарева, З.А, Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно¬методическое пособие для учителя.) [Текст] / Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. - 316с.
12. Кухтинская, И.В, Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - 13-15с.
13. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова // Начальная школа, 2011. - №7. - 91-96с.
14. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - 4-9с.
15. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» - №7. - 2012.
16. Мали, Л.Д, Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - 76-80с.
17. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, - 2005. - 215 с.
18. Мудрик, В. А. Социальная педагогика / В. А. Мудрик. - М.: "Прогресс", 2000. - 34 с.
19. Немов, Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2012. - 58 с.
20. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, - 2012.
21. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012.№ 10. - 6-13с.
22. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и
классного руководителя [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2011. - 463 с.
23. Поливанова, Н. И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности [Текст] / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.
24. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - 22-24с.
25. Федеральный государственный стандарт основного общего образования с изменениями и дополнениями. - 2016.
26. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 260с.
27. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться - М.: 2012.
28. Шегаев, И. С, Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. - 2013. - №10. - 550-552с.
29. Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - 3-6с.
30. Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - 82-86с.
31. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№ 5. - 17-22с.
32. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - 4-10с.
33. Юсупов, И. М, Бевзова Л. В. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие. - Фрунзе: Мектеп, 2014. - 123 с.
34. Яшнова, О. А, Успешность младшего школьника - М.: Академический проект - 2003.-144с.