Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Работа №81470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста 7
1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 15
1.3 Использование сюжетных картинок в развитии связной речи детей
старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 25
Глава II Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков связной речи с использованием сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста 27
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2 Система работы по развитию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок 36
2.3 Анализ эффективности проявления работы с детьми старшего
дошкольного возраста по развитию навыков связной речи с
использованием сюжетных картинок 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список используемых источников


Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен еще научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком -то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Умение составлять связный рассказ является составной частью одного из интегративных качеств, заложенных в ФГОС ДО.
В последние годы наметилась тенденция снижения уровня речевого развития дошкольников. Дети, поступающие в школу, часто имеют недостаточный словарный запас, проблемы формирования грамматического строя речи, слабые навыки связной речи.
Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей: таких как: Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Ивановна Тихеева, Евгения Александровна Флёрина, Анна Михайловна Леушина, Алиса Михайловна Бородич и другие. Психологов - Сергей Леонидович Рубинштейн, Лев Семенович Выготский, Алексей Алексеевич Леонтьев, Даниил Барисович Эльконин и другие. А так же логопедов - Алла Васильевна Ястребова, Татьяна Алексанровна Ткаченко, Татьяна Борисовна Филичева, Валентина Константиновна Воробьева и другие. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.
Вопросы обучения рассказыванию исследовались учеными-педагогами в разных направлениях: методика обучения пересказу разрабатывалась Е.Ф. Лукиной и Р.И. Габовой, систему работы по обучению творческому рассказыванию создавали в разные годы А.М. Бородич, Н.А. Орланова, Э.П. Короткова, разнообразные аспекты развития связной речи изучали Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина и Н.И. Кузина, Т.И. Гризик и другие. Вместе с тем, все исследователи единодушно подчеркивали роль обучения в становлении и развитии связной речи детей дошкольного возраста.
В методических рекомендациях Ф.А. Сохина, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Е.А. Смирновой, Е.И. Тихеевой, Н.Г. Смольниковой серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируются элементарные представления о структуре текста, умения использовать средства связи, обеспечивающие целостность рассказа.
Цель исследования: теоретические обосновать проблему исследования и выявить возможности использования серии сюжетных картинок в развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития связной речи детей дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием серии сюжетных картинок будет эффективным, если:
>систематически осуществлять работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием серии сюжетных картинок в непосредственно образовательной деятельности, а так же в свободной деятельности.
>привлекать родителей к работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические методики по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
3. Провести диагностический срез в старшей группе на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 301 г. Челябинска» (МБДОУ ДС № 301 г. Челябинска).
4. Проанализировать исследования и выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание работы по развитию связной речи с использованием сюжетных картинок.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 301 г. Челябинска» (МБДОУ ДС № 301 г. Челябинска). В исследовании приняли участие 20 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 5-6 лет.
Практическая значимость: разработанная нами система педагогических мероприятий по развитию связной речи с использованием сюжетных картинок может быть использована в дошкольном образовательном учреждении в направлении по речевому развитию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме связной речи, мы выявили, что связная речь является центральной задачей речевого развития дошкольников. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Физиологическую основу речевого развития составляет учение Ивана Петровича Павлова о двух сигнальных системах, объясняющее механизмы формирования речи. Первой у ребенка появляется ситуативная речь, а затем контекстная речь. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок овладел всеми видами связной речи: диалогической и монологической на достаточном уровне.
Одним из важнейших средств развития связной речи является рассказывание по картине. Польза картинки, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. Развитие восприятия картин в дошкольном возрасте происходит по 3 направлениям:
1. Формируется отношение к рисунку как к отображению действительности;
2. Развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено.
3. Совершенствование интерпретации рисунка, то есть понимание его содержания. Для того чтобы воспринимать сюжетное изображение необходимо узнавать все объекты, изображенные на картине, выделять сенсорные и временные характеристики предметов, определять местоположение объектов в пространстве, воспринимать перспективу, человека (позу, эмоциональное состояние), устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
На основе проведенной нами экспериментальной работы, мы выявили уровень развития связной речи дошкольников. Основные ошибки детей в том, что они нарушают структуру высказывания, речь бедна: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
Проводя работу по обучению детей рассказыванию на основе картин, мы обогащали литературный опыт детей, использовали лексико - грамматические упражнения, которые вызвали живой интерес, уточнили структуру связных высказываний. Работа проводилась в тесной связи с работой по педагогическому просвещению родителей. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки, содержащие игры, направленные на развитие связной речи, была организована игротека - подборка упражнений и игр на обогащение словаря в домашних условиях. Итоговое исследование, уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста показало, что в экспериментальной группе значительно повысился уровень связной речи, те дети, которые были на низком уровне перешли на средний, а со среднего уровня на высокий.
В контрольной группе также наблюдалась некоторая положительная динамика развития связной речи — это объясняется тем, что педагоги вели занятия по программе, разработанной под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой (программа «Детство»).
Таким образом, мы убедились, что данная тема достаточно актуальна, поставленные задачи выполнены, цель была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд. —М.: Академия, 2000. — 400 с.
3. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -- 96 с.
4. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста— М.: Просвещение, 2014. - 189 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М., 2011. - 640с.
6. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2007.
7. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
8. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2001. — 373 с.
9. Детская литература / под ред. Е.Е. Зубаревой. — М.: Высшая школа, 2004. — 551 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 528 с.
11. Ерастов Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 2013. —183 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. — 1233 с.
13. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного
возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.
К.Д.Ушинского, 2006.
14. Иванова, О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 80 с.
15. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А. Парамонова и др. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
16. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Коноваленко - М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2012. - 65 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: уч. Пособие для студентов сред.пед. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.Р. Куликова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-350с.
18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 2006. - 224с.
19. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера,2010.-128 с.
20. Лурия А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 320 с.
21. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Новоторцева. - Ярославль: «Академия развития»,2011.-230с.
22. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже - М.: изд. Центр «РИМИС», 2013. - 620с.
24. Радуга: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. — М.: Просвещение, 2010. — 232 с.
25. Развитие: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. — М.: Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012. — 139 с.
26. Саво, И.Л. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи [Текст] / И.Л. Саво - Дошкольная педагогика - №6, 2009. - с. 14 - 16.
27. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. /Ф.А. Сохин. — М.: МПСИ, 2002. — 245 с.
28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для вузов по специальности «дошкольная педагогика и психология», «педагогика и методика дошкольного образования». — М.: Академия, 2008. — 256 с.
29. Ткаченко Т.А. Обучение детей сюжетному рассказыванию по картинам.- М.:Владос, 2005
30. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина - М.: Изд-во ГИЦ Владос, 2011. - 287 с.
31. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2006. — 56 с.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001.-256с.
33. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры,упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушаковой. М.,2008.
34. Ушакова О.С Теория и практика развития речи дошкольников, М., 2008.
35. Яшина, В. И, Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей — М.: Академия, 2013. -448 с.
36. Яшина, В. И, Андрюшина, И. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной. — М., 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ