Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №81452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.2. Особенности формирования социальной активности у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 21
1.3. Педагогические условия формирования социальной активности у детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 38
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация педагогических условий формирования социальной
активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение

Актуальность исследования. В настоящее время на этапе развития современного общества необходимо активное включение человека в процессы связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны. Роль социально-ценной активности личности подчеркивает Федеральный закон «Об образовании в РФ», признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Основные этапы решения данной проблемы лежат в дошкольном возрасте (Е.Е. Кравцова, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, С.А. Козлова и др.)
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на нахождение и организацию эффективных форм построения педагогического процесса дошкольной образовательной организации, воспитание патриотизма, гражданственности, развитие инициативности, творчества и самостоятельности дает возможность инвестировать в будущее страны, рассматривая задачу становления у детей основ социальной активности.
Дошкольный возраст представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно-направленной активности (Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, М.В. Крулехт, Г.С. Коротаева, В.А. Кускова). Старший дошкольный возраст характеризуется рядом важнейших личностных новообразований и имеет особое значение в формировании основ социальной активности (Л.И. Божович, Л.Я. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.).
В работах отечественных исследователей отразились вопросы становления социальной активности у детей дошкольного возраста.
Особенности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе познания социальной действительности в условиях трудовой деятельности изучались в разные периоды времени (С.А. Козлова, Е.А. Шанц). Была рассмотрена нормативная модель социальной активности детей дошкольного возраста (Р.Г. Казакова), динамика взаимосвязи отношения родителей и становления социальной активности детей 6-7лет (А.В. Усова), психологические факторы (В.Г. Маралов) и возможности формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова). Формирование социальной активности детей дошкольного возраста характеризовалось с точки зрения сформированности отдельных социально-ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность) (А.К. Бондаренко).
Однако проблема становления основных форм социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потребностей современного общества и перспектив развития образовательной теории и практики остается недостаточно изученной. Рассмотрение дошкольной образовательной организации, как единого образовательного пространства, обеспечивающего процесс социализации и индивидуализации является одним из возможных факторов формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в основе которого будет лежать активная социально-ценная деятельность всех субъектов образования, основанная на сотрудничестве и взаимопомощи, позволит ребенку накопить необходимый опыт проявления социальной активности в различных социальных ролях и освоить позицию субъекта доступной социально направленной деятельности. Однако целостная концепция формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потенциальных возможностей образовательного пространства дошкольной организации до настоящего времени не сложилась в полной мере.
В ходе проведенного анализа были выявлены противоречия между потребностью общества в воспитании самостоятельной, социально-активной личности и недостаточной разработкой содержательно-методических основ становления социальной активности на разных возрастных этапах развития, включая ступень дошкольного детства; между функционирующей системой организации образовательного пространства в реальной практике и его потенциальными возможностями как средства формирования социальной активности детей у старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Недостаточная изученность проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и её актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования «Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования социальной активности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
- участие детей старшего дошкольного возраста в доступной, соответствующей их актуальным интересам социально-значимой деятельности в процессе межвозрастного и межгруппового взаимодействия, позволяющего проявить самостоятельность, инициативность и ответственность в разных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор);
- реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать эффективность педагогических условий, созданных в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования роли деятельности и активности в становлении и развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева и др.);
- концепция построения развивающей среды дошкольных образовательных организаций (С.Л. Новоселова, Л.М. Кларина, В.А. Петровский и др.)
Методы исследования: обобщение философской, социологической психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ.
Исследование проходило на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Челябинска»
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 - ноябрь 2018) - поисково-аналитический. Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (декабрь 2018 -март 2019)- экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Третий этап (апрель 2019-май 2019) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации содержания различных занятий, построенных по принципу развивающего обучения, направленных на формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Теоретические и научно-методические материалы по формированию социальной активности у детей дошкольного возраста могут быть реализованы воспитателями ДОО для совершенствования образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.
Структура квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Необходимость разработки проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастающими требованиями к личности в обществе и к результатам освоения той или иной программы. Происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план идею воспитания человека, стремящегося к активному взаимодействию с окружающей действительностью, преобразованию ее на основе ценностных ориентации и смыслов. В своем исследовании мы обозначили ряд задач.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, обосновали содержание и сущность процесса развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Мы пришли к выводу, что формирование социальной активности личности напрямую связано с процессом ее социализации, результатом которой является появление общей направленности поведения и взаимоотношений человека с окружающим миром. Старший дошкольный возраст открывает реальные возможности для развития основ социальной активности, так как именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка.
Решая вторую задачу, мы выделяем следующие особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: появление произвольности в поведении, социальных мотивов, интереса к социальному миру, развитие децентрации, самосознания, рефлексии.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: участие детей старшего дошкольного возраста в соответствующей их интересам совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, направленной на решение значимых для дошкольной образовательной организации задач; реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Решая третью задачу, мы выделили критерии формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный. Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, мы сделали вывод, что уровень сформированности социальной активности у детей дошкольного возраста недостаточный (высокий уровень (13%) и средний (34%) уровень социальной активности. На формирующем этапе эксперимента мы реализовали несколько педагогических условий. В своей работе мы использовали педагогические ситуации, создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования социальной активности, проводили работу по повышению компетентности воспитателей. После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной активности у детей контрольной и экспериментальной группы. В ситуации «Поможем малышам» было выявлено, что основное число детей экспериментальной группы перешло со сниженных уровней проявления социальной активности на высокий (31%) и средний уровень. (39%). В экспериментальной группе более 60% детей в ситуациях «Наведи порядок» смогли подняться со сниженных уровней проявления социальной активности на средний (46%) и высокий (23%) уровни. В результате этого мы пришли к выводу, что выделенные нами педагогические условия являются эффективными для формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты. С точки зрения рассмотренных аспектов нам представляется необходимым продолжить дальнейшее исследование.



1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 60-70.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 19-44.
4. Аверьянов, А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблемы [Текст] /А.И. Аверьянов. - М.: МГУКИ, 2000 - 36 с.
5. Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 280 с.
6. Арефьева, Г.С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании [Текст] / Г.С. Арефьева. - М.: Политиздат, 1974. - 230 с.
7. Артемова, Л. Формирование социальной активности [Текст] / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С. 39-41.
8. Бабаева, Т.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте [Текст] /Т.И. Бабаева // Сб. науч. тр. - СПб.: «АКЦИДЕНТ», 2007. - С. З-14.
9. Бабаева, Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб, 2008. - С. 96-126.
10. Батаршев, А.В. Психодиагностические способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 1999. - 176 с.
11. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях [Текст] / В.Ф. Бехтерев. - Красноярск., 1996. - 139 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Брушлинский, А.В. Психология индивидуального и группового субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. - М., 2002. - 365 с.
14. Брушлинский, А.В. Современная личность: социальные
представления, мышление, развитие в норме и патологии [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН, 2000. - 100 с.
15. Буева, Л.П. Ребенок в системе коллективных взаимоотношений [Текст] / Л.П. Буева. - М, 1972. - 255 с.
16. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 268 с.
17. Весна, Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы [Текст] / Е.Б. Весна. - Петропавловск-Камчатский, 2007. - 200 с.
18. Ветчинкина, P.P. Теоретические основы личностного развития дошкольников [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра. пед. наук. - Челябинск, 2003 - 35 с.
19. Воробьев, Ю.Л. Активность как философская проблема [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. - Воронеж, 2008. - 18 с.
20. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С. 222.
21. Герасимова, Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра. пед. наук. - Оренбург, 2003. - 22 с.
22. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека [Текст] /А.Г. Гогоберидзе // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-11.
23. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 268 с.
24. Горянина, В. А. Воспитание и развитие личности [Текст] / В. А. Горянина. - М.: ИРЛ РАО, 1997 - С. 165.
25. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Центр пед. образования, 2008. - 62 с.
26. Иванова, Н.В. Теория и методические основы построения социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец, 2003. - 100 с.
27. Кларина, Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Кларина // Новые ценности образования. - 2007. - № 3. - С.38-47.
28. Кларина, Л.М. Особенности организации образовательного процесса по теме «Мы в детском саду и дома» [Текст] / Л.М. Кларина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - С. 16-46.
29. Ковалева, А.И. Личность и общество [Текст] / А.И. Ковалева. - М.: «Социум», 2001. - 102 с.
30. Козлова, С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2008. - 36 с.
31. Константинов, В.Н. Социальная активность и пассивность личности [Текст] / В.Н. Константинов. - Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т. 1990. - 113 с.
32. Кон, И.С. Социологическая психология [Текст] / И.С. Кон. - Воронеж, 1999. - 554 с.
33. Кудрявцева, Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего
дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях [Текст] / Е.А. Кудрявцева. - М., 2005. - 300 с.
34. Кудрявцева, С.В. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы [Текст] / С.В. Кудрявцева. -Самара, 2002. - 213 с.
35. Кузнецова, И.М. Социальная активность личности [Текст] / И.М. Кузнецова. - Л.: Общество «Знание», 2008. - 15 с.
36. Кузовкова, К.П. Формирование общественно направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / К.П. Кузовкова. - Пермь.: Изд-во Пермского гос. пед. ин-т, 2000. - 56 с.
37. Лапина, Т.С Активность личности как моральная проблема [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. - М., 1967. - 16 с.
38. Леонтьев, А. Н. Психологическая теория деятельности [текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - С. 205.
39. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.195-208.
40. Макаренко, А. С. Цель воспитания [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, -1986. - Т. 4. - С. 41-49.
41. Маралов, В.Г., Ситаров, В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: МГЛУ им В.И Ленина, 2000 - 44 с.
42. Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: Прометей. - 220 с.
43. Маралов, В.Г. Развитие самосознания и проблема формирования социальной активности личности [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: МГПИ им. В.И Ленина, 2000. - 90 с.
44. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 1999. -479 с.
45. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 302 с.
46. Мухина, B. C. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт ИРЛ РАО [Текст] / B. C. Мухина. - М. 1968. - С. 100.
47. Николаева, А.Г. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Спб. 2001. - С. 57.
48. Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного [Текст] / Ж.Л. Новикова. - М.: Владос, 2005. - 115 с.
49. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - Ростов на Дону: Феникс, 1996. - 489 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Направленность личности [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - С. 98¬101.
51. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973 - С. 241-342.
52. Фельдштейн, Д.И Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный ин-т., 1997. - 158 с.
53. Филлипова, И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / И.Н. Филлипова. - М., 2002. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ