ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.2. Особенности формирования социальной активности у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 21
1.3. Педагогические условия формирования социальной активности у детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 38
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация педагогических условий формирования социальной
активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 9
1.2. Особенности формирования социальной активности у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 21
1.3. Педагогические условия формирования социальной активности у детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 38
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы по проблеме
формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация педагогических условий формирования социальной
активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время на этапе развития современного общества необходимо активное включение человека в процессы связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны. Роль социально-ценной активности личности подчеркивает Федеральный закон «Об образовании в РФ», признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Основные этапы решения данной проблемы лежат в дошкольном возрасте (Е.Е. Кравцова, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, С.А. Козлова и др.)
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на нахождение и организацию эффективных форм построения педагогического процесса дошкольной образовательной организации, воспитание патриотизма, гражданственности, развитие инициативности, творчества и самостоятельности дает возможность инвестировать в будущее страны, рассматривая задачу становления у детей основ социальной активности.
Дошкольный возраст представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно-направленной активности (Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, М.В. Крулехт, Г.С. Коротаева, В.А. Кускова). Старший дошкольный возраст характеризуется рядом важнейших личностных новообразований и имеет особое значение в формировании основ социальной активности (Л.И. Божович, Л.Я. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.).
В работах отечественных исследователей отразились вопросы становления социальной активности у детей дошкольного возраста.
Особенности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе познания социальной действительности в условиях трудовой деятельности изучались в разные периоды времени (С.А. Козлова, Е.А. Шанц). Была рассмотрена нормативная модель социальной активности детей дошкольного возраста (Р.Г. Казакова), динамика взаимосвязи отношения родителей и становления социальной активности детей 6-7лет (А.В. Усова), психологические факторы (В.Г. Маралов) и возможности формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова). Формирование социальной активности детей дошкольного возраста характеризовалось с точки зрения сформированности отдельных социально-ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность) (А.К. Бондаренко).
Однако проблема становления основных форм социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потребностей современного общества и перспектив развития образовательной теории и практики остается недостаточно изученной. Рассмотрение дошкольной образовательной организации, как единого образовательного пространства, обеспечивающего процесс социализации и индивидуализации является одним из возможных факторов формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в основе которого будет лежать активная социально-ценная деятельность всех субъектов образования, основанная на сотрудничестве и взаимопомощи, позволит ребенку накопить необходимый опыт проявления социальной активности в различных социальных ролях и освоить позицию субъекта доступной социально направленной деятельности. Однако целостная концепция формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потенциальных возможностей образовательного пространства дошкольной организации до настоящего времени не сложилась в полной мере.
В ходе проведенного анализа были выявлены противоречия между потребностью общества в воспитании самостоятельной, социально-активной личности и недостаточной разработкой содержательно-методических основ становления социальной активности на разных возрастных этапах развития, включая ступень дошкольного детства; между функционирующей системой организации образовательного пространства в реальной практике и его потенциальными возможностями как средства формирования социальной активности детей у старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Недостаточная изученность проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и её актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования «Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования социальной активности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
- участие детей старшего дошкольного возраста в доступной, соответствующей их актуальным интересам социально-значимой деятельности в процессе межвозрастного и межгруппового взаимодействия, позволяющего проявить самостоятельность, инициативность и ответственность в разных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор);
- реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать эффективность педагогических условий, созданных в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования роли деятельности и активности в становлении и развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева и др.);
- концепция построения развивающей среды дошкольных образовательных организаций (С.Л. Новоселова, Л.М. Кларина, В.А. Петровский и др.)
Методы исследования: обобщение философской, социологической психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ.
Исследование проходило на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Челябинска»
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 - ноябрь 2018) - поисково-аналитический. Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (декабрь 2018 -март 2019)- экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Третий этап (апрель 2019-май 2019) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации содержания различных занятий, построенных по принципу развивающего обучения, направленных на формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Теоретические и научно-методические материалы по формированию социальной активности у детей дошкольного возраста могут быть реализованы воспитателями ДОО для совершенствования образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.
Структура квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на нахождение и организацию эффективных форм построения педагогического процесса дошкольной образовательной организации, воспитание патриотизма, гражданственности, развитие инициативности, творчества и самостоятельности дает возможность инвестировать в будущее страны, рассматривая задачу становления у детей основ социальной активности.
Дошкольный возраст представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно-направленной активности (Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, М.В. Крулехт, Г.С. Коротаева, В.А. Кускова). Старший дошкольный возраст характеризуется рядом важнейших личностных новообразований и имеет особое значение в формировании основ социальной активности (Л.И. Божович, Л.Я. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.).
В работах отечественных исследователей отразились вопросы становления социальной активности у детей дошкольного возраста.
Особенности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе познания социальной действительности в условиях трудовой деятельности изучались в разные периоды времени (С.А. Козлова, Е.А. Шанц). Была рассмотрена нормативная модель социальной активности детей дошкольного возраста (Р.Г. Казакова), динамика взаимосвязи отношения родителей и становления социальной активности детей 6-7лет (А.В. Усова), психологические факторы (В.Г. Маралов) и возможности формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова). Формирование социальной активности детей дошкольного возраста характеризовалось с точки зрения сформированности отдельных социально-ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность) (А.К. Бондаренко).
Однако проблема становления основных форм социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потребностей современного общества и перспектив развития образовательной теории и практики остается недостаточно изученной. Рассмотрение дошкольной образовательной организации, как единого образовательного пространства, обеспечивающего процесс социализации и индивидуализации является одним из возможных факторов формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в основе которого будет лежать активная социально-ценная деятельность всех субъектов образования, основанная на сотрудничестве и взаимопомощи, позволит ребенку накопить необходимый опыт проявления социальной активности в различных социальных ролях и освоить позицию субъекта доступной социально направленной деятельности. Однако целостная концепция формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с учетом потенциальных возможностей образовательного пространства дошкольной организации до настоящего времени не сложилась в полной мере.
В ходе проведенного анализа были выявлены противоречия между потребностью общества в воспитании самостоятельной, социально-активной личности и недостаточной разработкой содержательно-методических основ становления социальной активности на разных возрастных этапах развития, включая ступень дошкольного детства; между функционирующей системой организации образовательного пространства в реальной практике и его потенциальными возможностями как средства формирования социальной активности детей у старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Недостаточная изученность проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и её актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования «Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования социальной активности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
- участие детей старшего дошкольного возраста в доступной, соответствующей их актуальным интересам социально-значимой деятельности в процессе межвозрастного и межгруппового взаимодействия, позволяющего проявить самостоятельность, инициативность и ответственность в разных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор);
- реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать эффективность педагогических условий, созданных в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования роли деятельности и активности в становлении и развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева и др.);
- концепция построения развивающей среды дошкольных образовательных организаций (С.Л. Новоселова, Л.М. Кларина, В.А. Петровский и др.)
Методы исследования: обобщение философской, социологической психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ.
Исследование проходило на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Челябинска»
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 - ноябрь 2018) - поисково-аналитический. Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (декабрь 2018 -март 2019)- экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Третий этап (апрель 2019-май 2019) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации содержания различных занятий, построенных по принципу развивающего обучения, направленных на формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Теоретические и научно-методические материалы по формированию социальной активности у детей дошкольного возраста могут быть реализованы воспитателями ДОО для совершенствования образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.
Структура квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Необходимость разработки проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастающими требованиями к личности в обществе и к результатам освоения той или иной программы. Происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план идею воспитания человека, стремящегося к активному взаимодействию с окружающей действительностью, преобразованию ее на основе ценностных ориентации и смыслов. В своем исследовании мы обозначили ряд задач.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, обосновали содержание и сущность процесса развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Мы пришли к выводу, что формирование социальной активности личности напрямую связано с процессом ее социализации, результатом которой является появление общей направленности поведения и взаимоотношений человека с окружающим миром. Старший дошкольный возраст открывает реальные возможности для развития основ социальной активности, так как именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка.
Решая вторую задачу, мы выделяем следующие особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: появление произвольности в поведении, социальных мотивов, интереса к социальному миру, развитие децентрации, самосознания, рефлексии.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: участие детей старшего дошкольного возраста в соответствующей их интересам совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, направленной на решение значимых для дошкольной образовательной организации задач; реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Решая третью задачу, мы выделили критерии формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный. Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, мы сделали вывод, что уровень сформированности социальной активности у детей дошкольного возраста недостаточный (высокий уровень (13%) и средний (34%) уровень социальной активности. На формирующем этапе эксперимента мы реализовали несколько педагогических условий. В своей работе мы использовали педагогические ситуации, создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования социальной активности, проводили работу по повышению компетентности воспитателей. После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной активности у детей контрольной и экспериментальной группы. В ситуации «Поможем малышам» было выявлено, что основное число детей экспериментальной группы перешло со сниженных уровней проявления социальной активности на высокий (31%) и средний уровень. (39%). В экспериментальной группе более 60% детей в ситуациях «Наведи порядок» смогли подняться со сниженных уровней проявления социальной активности на средний (46%) и высокий (23%) уровни. В результате этого мы пришли к выводу, что выделенные нами педагогические условия являются эффективными для формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты. С точки зрения рассмотренных аспектов нам представляется необходимым продолжить дальнейшее исследование.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, обосновали содержание и сущность процесса развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Мы пришли к выводу, что формирование социальной активности личности напрямую связано с процессом ее социализации, результатом которой является появление общей направленности поведения и взаимоотношений человека с окружающим миром. Старший дошкольный возраст открывает реальные возможности для развития основ социальной активности, так как именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка.
Решая вторую задачу, мы выделяем следующие особенности проявления социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: появление произвольности в поведении, социальных мотивов, интереса к социальному миру, развитие децентрации, самосознания, рефлексии.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: участие детей старшего дошкольного возраста в соответствующей их интересам совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, направленной на решение значимых для дошкольной образовательной организации задач; реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Решая третью задачу, мы выделили критерии формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный. Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, мы сделали вывод, что уровень сформированности социальной активности у детей дошкольного возраста недостаточный (высокий уровень (13%) и средний (34%) уровень социальной активности. На формирующем этапе эксперимента мы реализовали несколько педагогических условий. В своей работе мы использовали педагогические ситуации, создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования социальной активности, проводили работу по повышению компетентности воспитателей. После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной активности у детей контрольной и экспериментальной группы. В ситуации «Поможем малышам» было выявлено, что основное число детей экспериментальной группы перешло со сниженных уровней проявления социальной активности на высокий (31%) и средний уровень. (39%). В экспериментальной группе более 60% детей в ситуациях «Наведи порядок» смогли подняться со сниженных уровней проявления социальной активности на средний (46%) и высокий (23%) уровни. В результате этого мы пришли к выводу, что выделенные нами педагогические условия являются эффективными для формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты. С точки зрения рассмотренных аспектов нам представляется необходимым продолжить дальнейшее исследование.



