Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расследование угонов транспортных средств

Работа №81435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности расследования угонов автомобилей или других транспортных средств 6
§ 1. Специфика возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений и алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования 6
§ 2. Особенности взаимодействия правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных автомобилей или других транспортных средств 16
§ 3. Тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов автомобилей или других транспортных средств 20
Глава 2. Криминалистическая характеристика угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств 29
§ 1. Особенности механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств 29
§ 2. Характеристика лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств 33
Заключение 52
Список использованной литературы

Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность, особенно в крупных городах, и имеют тенденцию к росту. Постоянный рост автомобильного парка в стране, высокий потребительский спрос на автомототранспортные средства в связи с возросшей мобильностью населения, престижность обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокая стоимость автомобилей стимулируют совершение данных преступлений.
Раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается крайне низкой. В целом по России раскрываемость краж всех автотранспортных средств составляет 26,1%, автомашин - 20,0%. По данным страховых организаций из каждой десятки похищенных автомашин владельцам возвращается только одна.
Недостаточная эффективность деятельности по раскрытию и расследованию хищений автомототранспортных средств в определенной мере связано с неудовлетворительным уровнем технического обеспечения органов дознания и предварительного расследования. Проблемы расследования хищений автомототранспортных средств в условиях крупных городов с учетом современных реалий правоохранительной практики и последних изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в комплексном плане до настоящего времени не были предметом самостоятельного исследования.
В связи с этим следователи и дознаватели испытывают сложности при планировании и организации расследования хищений автомототранспорта и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам о преступлениях данной категории. Недостаточно разработанными являются и проблемы квалификации хищений автомототранспорта.
Объектом данной выпускной квалификационной работы будут общественные отношения, проявляющиеся в сфере функционирования института расследования угонов транспортных средств.
Предмет данной выпускной квалификационной работы - это исследование нормативно-правовых актов уголовной и уголовно-процессуальной сфер, регулирующие институт расследования угонов транспортных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление теоретических и практических проблем уголовно-правового и уголовно-процессуального механизма функционирования и эффективности института противодействия угонам и хищению транспортных средств.
Комплексная разработка и анализ проблем в данной области и подготовка рекомендаций по улучшению и совершенствованию работы в данной сфере и повышения эффективности судебной системы. Необходимо создание эффективного механизма по эффективному достижению целей наказания за преступления по угону, хищению транспортных средств.
Достижение вышеназванной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть особенности механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств;
2) провести характеристику лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств;
3) рассмотреть специфику возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений;
4) выявить особенности взаимодействия правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных автомобилей или других транспортных средств;
5) определить алгоритм действий следователя на первоначальном этапе, расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций;
6) проанализировать тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов автомобилей или других транспортных средств.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили доктринальные исследования по уголовному, уголовно- процессуальному праву и криминологии, по теории права и других отраслей юридической науки.
В процессе данного исследования нормативно-правовой базой были такие источники, как: Конституция Российской Федерации , УК РФ, УПК РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты в данной области, а также правоприменительная практика судебных органов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного в выпускной квалификационной работе исследования автором сформулирован ряд выводов и заключений.
В работе рассмотрен механизм совершения краж
и угонов автотранспортных средств, при этом обращалось внимание на те особенности действий преступника, которые бы свидетельствовали о его умысле, то есть собирался ли он совершить кражу или угон. Так, о том, что преступник собирался совершить именно кражу, а не угон, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
Способ распоряжения преступником автомашиной:
Анализ практики показал, что в случае угона автомашины преступники:
1) бросают автомашину (7,1 %): на проезжей части (51,7 %), в
укромном месте (овраг, лес и т. п. - 48,3 %);
2) уничтожают ее (2,9 %).
В 8,6 % изученных уголовных дел по фактам угона преступники не успели распорядиться автомашиной, поскольку были задержаны работниками милиции.
В случае кражи автомашины производится:
1) ее продажа (46,1 %): в данном населенном пункте (45,2 %), в другом городе (регионе) - 54,8 %.
Похищенные автомашины могут продаваться: а)
скупщикам краденого (27,2 %); б) случайным лицам (19,3 %); в) через
торговые предприятия (24,2 %); г) заказчикам (29,3 %).
2) автомашина разбирается на запчасти (32,7 %), которые в
последующем продаются.
3) в последнее время стали популярны угоны дорогих автомобилей с последующим требованием выкупа за их возвращение (2,6 %).
Время совершения преступления: в «сезон консервации» (ноябрь-март) доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, а удельный вес угонов в этот период падает не так заметно; для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19 - 24 и 0 - 2 часами).
Место совершения преступления: с охраняемых гаражей - стоянок как открытого, так и закрытого типа (6,8 %) - только кражи. Они, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах; со двора (48,5 %) - как кражи, так и угоны; от магазинов, рынков и т. п. (39,56 %) - как кражи, так и угоны; с автозаправки (5,14 %) - только угоны.
Условия хранения автомашин: угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации.
Подготовка к совершению преступления:
1) Подготовка к совершению угонов практически не проводится, преступники выбирают случайную автомашину (46,8 %), имея при себе минимальный набор технических средств, позволяющих открыть дверцу автомашины.
2) Подготовка к совершению краж проводится более тщательно:
выбирается автомашина определенной марки (53,2 %); активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система; через обширные связи в автосервисах, мойках, автостоянках, автомагазинах, мастерских, фирмах-установщиках охранных
систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды и пароли; подготавливается место, где автомашина будет стоять после кражи (25,8 %); подготовка орудий преступления (29,1 %); выбор места совершения
преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица); выбор времени кражи или угона (вечер, ночь, день); изучение путей подхода и отхода от места преступления; подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними; планирование преступной деятельности; поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников); выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.
Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление:
Угон транспортного средства могут осуществить как одиночки, так и группы по предварительному сговору.
71,1 % одиночек - это лица, ранее не судимые,
которые совершают спонтанные угоны, пользуясь благоприятной для них ситуацией. Изучение уголовных дел показало, что 26,1 % угонов
совершаются ранее судимыми за преступления против собственности, в том числе и за угоны.
Подавляющее большинство угонов совершается мужчинами в возрасте от 18 до 24 лет -31,6 %, от 25 до 29 лет - 30,3 %, от 30 до 40 лет -22,8 %, несовершеннолетними - 15,3 %, как правило, злоупотребляющими
спиртными напитками или наркотическими средствами, отрицательно характеризующимися.
Преступники не совершают угоны по месту своего жительства. Как правило, они жители других районов города - 84 %.
Анализ социальных закономерностей показал, что 65,16 %
задержанных членов группы нигде не работали, 12.81 % трудились, 11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты).
Кражи совершаются группами по предварительному сговору или организованными группами.
Как правило, группа по предварительному сговору состоит из 2-3 человек. Как правило, члены группы ранее не судимы (90,7 %), в возрасте от
25 до 29 лет - 24,3 %, от 30 до 40 лет - 17 %. Большинство автоворов являются местными жителями - 79,8 %. Лишь
немногие преступники прибывают в местность из других районов (20,2 %) специально для совершенияхищения автомобиля.
При возбуждении уголовных дел возникают различные ситуации, если признаки преступления обнаруживаются:
1. Из сообщений потерпевших.
2. Остановлена автомашина, водитель оказался без документов.
3. Из иных источников.
В работе рассмотрены версии, подлежащие выдвижению в каждой из данных ситуаций, и алгоритмы их проверок.
Анализ практики показывает, что основная проблема при раскрытии и расследовании данной категории преступлений заключается
в розыске похищенной или угнанной автомашины. Так, только по 31 %
уголовных дел было организовано правильное взаимодействие всех необходимых в данном случае подразделений органов внутренних дел. Поэтому в работе вопросы взаимодействия были рассмотрены в рамках решения только одной тактической задачи - розыск похищенного или угнанного автотранспорта.
Кроме того, в работе рассмотрены тактические особенности проведения таких следственных действий как осмотр места происшествия, осмотр документов, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, очная ставка, назначение различных экспертиз (технико-криминалистическая экспертиза документов, автотехническая экспертиза, дактилоскопическая, трасологическая и судебно-медицинская экспертиза по образцам биологического происхождения.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. 01.05.2016) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
4. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР (утратил силу) от 25 мая 1922 г.//СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения:12.02.2016 г.).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 24.11.2014 г. № 195-ФЗ //"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) "О прокуратуре Российской Федерации"// "Российская газета", N 39, 18.02.1992.
7. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 22.12.2015) "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2016).
8. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» от 28.12.2010 N 404- ФЗ//СПС «КонсультантПлюс (дата обращения 12.02.2016 г.).
9. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации'7/СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.02.2016 г.).
10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (по сост. на 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.
11. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
12. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 31.12.2015) "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации").
Специальная литература
13. Аванесов Г.А. Криминология: Учебник для вузов. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. 500 с.
14. Алексеев Н. Следственная власть является продолжением
президентской власти. URL:
http: //www.gazetayakutia.m/index.php/archive/item/8906-nikolaj-alekseev- sledstvennaya-vlast-yavlyaetsya-prodokheniem-prezidentskoj-vlasti (дата
обращения 12.02.2016 г.).
15. Аруев К.Б. Криминологическая характеристика личности граждан, совершивших автотранспортные преступления, и вопросы профилактики данного вида преступлений: Монография. СПб., 2011. 440 с.
16. Бахарев А.В. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автотранспорта органами внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 25 с.
17. Беляев В.П. Юридическая деятельность: признаки, субъекты, функции // Право и образование. 2004. N 6. С. 5 - 26.
18. Беляев В.П., Ларина О.Г. Образование института
государственного контроля и надзора в России // История государства и права. 2012. N 17. С. 33 - 37.
19. Беляев В.П., Сорокина В.В. Процессуальная форма юридической деятельности: вопросы теории и практики: Монография. М.: Юрлитинформ, 2011. 144 с.
20. Беляев В.П. К вопросу о социальном предназначении юридической деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: История и право. 2014. N 1. С. 8 - 11.
21. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. 213 с.
22. Горенская Е.В. Проблемы борьбы с нелегальным автобизнесом. М, 2011. 140с.
23. Гладких В.И. О некоторых проблемах уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности / В.И. Гладких // Российская юстиция. 2012. N 3.
24. Гладких В.И. Парадоксы современного законотворчества: критические заметки на полях Уголовного кодекса / В.И. Гладких // Российский следователь. 2012. N 11.
25. Гладких В.И. Еще раз о кризисе уголовной политики / В.И. Гладких // Вопросы правоведения. 2013. N 4.
26. Демидченко Ю.В. Особенности первоначального этапа
расследования краж автотранспортных
средств, совершаемых межрегиональными преступными группами:
Дисс.канд. юрид. наук, Волгоград, 2010. 160 с.
27. Зверев B.C. Общие вопросы взаимодействия в ходе расследования завладения автотранспортными средствами путем грабежа или разбойного нападения. Краснодар, 2010. 81с.
28. Зеленский А.Ф. Криминология: курс лекций. Харьков, 1996. С. 140 - 141.
29. Количество машин, зарегистрированных в России, перевалило за 50 миллионов // InfoSmi. Все новости. URL: http://infosmi.net/avto/13991 (дата обращения: 08.11.2015).
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. Москва.: Проспект, 2010. - 39 с.
31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб.: Питер, 2007. - 89 с.
32. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, 2-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / Под ред. А.И. Чучаева "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2010. - 256 с.
33. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный /Под общ. ред. А.В. Смирнова. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012. - 79 с.
34. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 3. М., 1970. С. 50.
35. Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986. С. 9.
36. Курс российского уголовного права: Особенная часть. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., изд.: «Спарк», 2012. С. 214.
37. Рарог А.И. Российское уголовное законодательство: состояние и перспективы // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (27 - 28 января 2011 г.). М., 2011.
38. Российская юридическая энциклопедия / Главный редактор А.Я. Сухарев. М.: Энциклопедия, 2009. 990 с.
39. Уголовное право: учебник. Особенная часть / под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М.: Новый Юрист, 1998.
40. Токарев А.Ф. Основные понятия криминологии. М., 1989. С. 38 - 39.
41. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М.,1998.
42. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации. Монография. М., 2013.
43. Статистика ДТП // Сайт "Правовая защита автолюбителя". URL: http: //www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html (дата обращения: 08.11.2015).
44. Субботина М.В. Криминалистические проблемы расследования хищений чужого имущества: Дис.докт. юрид. наук. Волгоград, 2014. 406 с.
45. Тарарухин С.А. Преступное поведение: социальные и
психологические черты. М., 1974.
46. Трайнин А. Н. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон. М., 1969
47. Трайнин А.Н. Учение о составе преступления. М., 1946.
48. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.,2012.
49. Фирсов Е.П. Типовая структура методик расследования отдельных видов преступлений // Вестник криминалистики. № 1 (5). 2003. С. 32-37.
50. Хищение автомобилей: архив рубрики // Сайт "Законы России". URL: http://zakoniros.ru/?cat=492 (дата обращения - 08.11.2015).
Судебная практика
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2015 N 7-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта "а" части второй статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Кряжева"//СПС «КонсультантПлюс».
52. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 27 декабря 2002 г. N 29 (в ред. от 06.02.2007 N 7) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое"//СПС «КонсультантПлюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ