Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Работа №81412

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ХОРЕОГРАФА 14
1.1. Сущность индивидуального стиля профессиональной
деятельности хореографа 14
1.2. Индивидуальные стили педагогической деятельности 19
1.3. Функции индивидуального стиля педагогической
деятельности 24
1.4. Проблема компенсации и индивидуального стиля
деятельности 34
1.5. Психологические механизмы индивидуального стиля
общения 35
1.6. Влияние личностного потенциала педагога-хореографа на
развитие таланта воспитанника 40
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ 43
2.1. Организация. Формирование индивидуального почерка у
будущего педагога-хореографа 43
2.2. Методика и анализ 56
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА 59
3.1. Констатация и контроль 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Индивидуальный стиль хореографа.
XXI век, это время новых тенденции, поиска нового и яркого во всех сферах жизнедеятельности человек. Это время прогресса, человек находится в постоянном поиске креатива не только в сфере производства, но и в сфере творчества. Задавая себе вопрос: «Чем я могу удивить, как я могу выделить себя, что бы завоевать рынок производства, сферу искусства, так что б потребитель нашел, то, что искал?» Не мало важен тот фактор, что моду и стиль жизни во всем мире задают люди с мировыми именами - мода, изобразительное искусство, музыка и многое другое.
Мы рассмотрим с вами актуальную на сегодняшний день тему, такую как направление творческой деятельности человека как хореография.
Ежегодно, учебные заведения выпускают сотни специалистов, каждый из которых индивидуален. Кто-то, хороший постановщик, кто-то, хороший исполнитель.
Выходя на рынок танцевального искусства, мы должны понимать, что потребитель, проще говоря «зритель», очень искушен и придирчив, он ждет от нас шоу.
Любой хореограф мечтает о том, что бы именно его работа была замеченной и востребована не только в том регионе, где он проживает, но и получить признание от критиков, а самый важный критик на сегодня это зритель.
Потому, что знает - техника исполнения и оригинальность танца, в равной степени формируют запоминающееся выступление.
Возникает вопрос: кто играет главную роль в создании такого выступления?
Талантливый танцор или его опытный тренер? В конечном итоге в готовом танце самовыражается именно танцор. Однако вспомним, чем остается пластичный материал без хорошего скульптора? А тренер по танцам - тот же скульптор, который придумывает композицию, «вылепливает» танцевальные фигуры, заставляет оттачивать движения и соединяет их в гармоничное целое [58].
Анализируя индивидуальный стиль деятельности известных педагогов-хореографов, дает возможность нам утвердить значительную роль учителя в развитии как творческого так и исполнительского потенциала обучаемого и применить лексическую базу, опыт преподавания из нескольких поколений с целью формирования индивидуального стиля деятельности у будущих педагогов в сфере хореографии.
Стоит отметить, что на формирование личности учителя в современной науке обращается должное внимание. В частности на такие аспекты, как индивидуальность будущего педагога (К. Альбуханова- Славская, Г. Балл, В. Рыбалко и др.), творческая индивидуальность будущего педагога (Л. Мильто, А. Пехота, А. Сергеенкова и др.), индивидуальный стиль педагогической деятельности (Н. Аминов, В. Бездухов, С. Вяткина).
Современное хореографическое искусство имеет ряд исследований в русле искусствоведения (С. Лэгка, А. Пидлыпська, А. Сэмак, В. Шкориненко а др.), подготовки учителей хореографии (А. Бурля, С. Забредовский, О.Таранцева и др.) [1].
Цель нашей предлагаемой работы - рассмотреть, как ученик, может проявить особенности индивидуальных стилей выдающихся балетмейстеров-педагогов в творческо-педагогической деятельности. И понять, каково влияние индивидуального стиля деятельности педагога- хореографа на развитие творческого потенциала ученика.
Поставленные задачи:
• Освоения теоретических и практических дисциплин;
• Формирования знаний и практических навыков самостоятельного создания и постановки хореографических произведений различных видов, стилей, форм и направлений.
«Мастерство хореографа» относится к многогранной части блока дисциплин. Для освоения дисциплины «Мастерство хореографа» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Инновационные процессы в образовании», «Современные проблемы науки», «Актерское мастерство», «Анализ музыкально-танцевальных форм», «Ансамблевое искусство», «Балетмейстерский практикум», «Исполнительское мастерство», «История и теория современного хореографического искусства и образования», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Образцы танцевального репертуара», «Основы менеджмента в хореографии», «Сценическое воплощение художественного образа», прохождения практики «Научно-исследовательская работа».
Планируемые результаты обучения. В результате освоения дисциплины педагог должен обладать следующими компетенциями:
• способностью разрабатывать и реализовывать программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
• способностью формировать художественно-культурную среду;
• способностью использовать знания в области теории и практики хореографического образования и искусства, для постановки и решения профессиональных задач.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать
• методы и принципы построения хореографических произведений разных форм;
• современные методологические подходы к разработке и реализации просветительских программ в области культуры;
• основные принципы формирования художественно-культурной среды;
уметь
• применять современные технологии в создании хореографических произведений;
• анализировать и критически оценивать современные методологические подходы к разработке и реализации просветительских программ в области культуры; использовать основные принципы формирования художественно-культурной среды в практической работе с различными группами населения;
владеть
• современными методиками создания хореографического произведения и организации постановочно-репетиционного процесса;
• навыками составления просветительских программ в области культуры;
• навыками использования основных принципов формирования художественно-культурной среды в практической работе с различными группами населения.
Объектом нашего исследования является педагог - хореограф, его индивидуальный стиль, модель работы.
Предметом исследования мы выдвигаем устойчивую система приемов, способов, методов деятельности, обусловленную индивидуально- специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. В нашем случае, мы рассматриваем вариант определения как индивидуальный стиль деятельности - это способ и результат самореализации педагога-хореографа в определённом жанре хореографического искусства, который проявляется в методике проведения занятий, манере преподавания и общения, особенностях педагогическо-творческой деятельности, специфике развития творческого потенциала учеников.
Гипотеза. Если исследователями выделяются компетентностный, культурологический и средовой подходы к профессиональной подготовке педагогов-хореографов, то новые требования, выдвигаемые работодателями к молодым специалистам требуют опоры на принципы культурно-этнического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов: принцип индивидуации предполагает выделение единичного и индивидуального из всеобщего в процессе профессиональной подготовки; принцип этничности - овладение специалистами не только современными направлениями хореографии, но и национальными культурными традициями народа. Появилась потребность в создании любительских коллективов и объединений, хореографических школ, в основу которых положены традиции национальной хореографической культуры, что требует наличия яркой педагогической индивидуальности, индивидуального почерка, способствующего обогащению хореографического текста и созданию композиций, прививающих любовь и вызывающих уважение молодого поколения к национальной культуре.
Трансформация системы художественного образования, практической деятельности в области хореографического искусства вызывает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов данного профиля, ориентированных не только на овладение определенными профессиональными умениями и навыками, но и на формирование свойств и качеств личности педагога-хореографа, необходимых для выполнения будущей профессиональной деятельности и полноценной самореализации в социокультурной сфере.
Онтогенез, природа хореографии, заключается в специфических отношениях тела и души, в особой организации физической и психической функции человека. Душа как уровень развития и состояния внутреннего, психического мира человека, его сознания и подсознания обретает с помощью хореографии телесное воплощение. Обладая собственной природой и выразительными средствами, хореография по своей двигательной природе близка отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам - музыкальному искусству [11].
Наряду с музыкой и литературой хореография относится к выразительным видам искусства: дословно, в переводе с греческого «сИогеио» означает «писать танец» [19], хотя само понятие является более широким и вмещает в себя все виды хореографической деятельности. Таким образом, в процессе профессиональной деятельности хореограф выполняет несколько ролей - педагога-хореографа, балетмейстера, исполнителя, требующих осуществления определенных видов деятельности. Виды профессиональной деятельности хореографа имеют схожие черты, но в различных профессиональных ситуациях каждая из них может оказывать опосредованное влияние на итоговый профессиональный результат.
Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.
Приведем примеры знамениты русских балетместеров и их подход в обучении и тренажа своих учеников.
Большая заслуга в развитии русского балетного академизма принадлежит Христиану Петровичу Иогансену (1817 - 1903). Среди его учеников - А. Павлова, Т. Карсавина, О. Преображенская, М. Кшесинская, П. Гердт, Н. Легат, М. Фокин. Иогансон в совершенстве знал классический танец, был виртуозным танцором и замечательным педагогом. Основой собственной системы преподавания считал развитие в учащихся индивидуальности, особенностей природных данных, ярких граней таланта [48].
Повлиял на развитие виртуозности танца в русской классической хореографии итальянский педагог Э. Чекетти (1850 - 1928). Среди его учеников - А. Павлова, М. Фокин, А. Ваганова, А. Горский, С. Лифарь. Специально для русских учеников Чекетти разработал свою методику, которая отличалась чёткой систематизацией. Педагог добивался максимального развития техники, учитывая индивидуальные данные учеников. Спецификой его преподавания было овладение учащимися особенностями виртуозной техники итальянской школы и чистотой стиля классического танца [3].
Н. Легат имел своеобразный стиль преподавания классического танца. Он творчески подходил к построению урока. Балетмейстер имел неповторимый стиль общения с учениками. У Николая Густавовича был прекрасный индивидуальный подход. Н. Легат понимал решающую роль телосложения в искусстве танца и готовил каждого из своих учеников к творческой деятельности [40].
Тихомиров Василий Дмитриевич (1876 - 1956) - известный российский артист, балетмейстер, педагог. Его учениками были М. Мордкиным, Л. Новиков, Л. Банк и др. В. Тихомиров как балетмейстер- педагог обращал внимание на методологию, умел объяснить, почему не получается то или иное движение. Осмысление учениками работы тела во время выполнения хореографических па позволяло выйти на качественно новый уровень выражения творческой индивидуальности. Неповторимая манера преподавания педагога оказывалась в нестандартном проведении тематических уроков, которые были чрезвычайно интересными по своему строению. Важно то, что балетмейстер высшей ценностью считал танцовщика и никогда не перегружал класс, в отличие от других педагогов-хореографов, которые для достижения высоких технических результатов часто пренебрегали здоровьем своих учеников [40].
И так можно рассматривать до бесконечности.
Творческая деятельность известных артистов балета подтверждает влияние индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа на развитие творческого потенциала ученика. На сегодняшний день, была и является, главной задачей наставника - рассмотреть уникальность ученика, выделить его сильные стороны и помочь дать веру в свои творческие способности. Выше упомянутые педагоги выделяли творческий потенциал будущих артистов балета как основу в построении системы их обучения. Учитывая физические, интеллектуальные, музыкальные и другие индивидуальные способности ученика, великие педагоги смогли воспитать великих артистов.
И так, подведем итог, индивидуальный стиль деятельности педагога является уникальным «почерком» профессиональной деятельности, определяет манеру педагогических действий, свойственная, каждому учителю. Изучение опыта выдающихся учителей классической хореографии подтверждает, что только творческий педагог с неповторимым индивидуальным стилем деятельности способен развить творческий потенциал ученика и воспитать творческую индивидуальность.
Обычно такое сочетание довольно редко. Когда в человеке объединяются эти два качества, он становится Великим тренером, коих единицы. И если ваш педагог именно таков, считайте, что вам безмерно повезло. Ибо все, что нужно для профессионального роста в танцах и успешных выступлений теперь у вас есть.
Однако так везет далеко не всем, и гораздо чаще персональный тренер по танцам является либо хорошим специалистом - техником, либо прогрессивным постановщиком. Хотя и говорит поговорка, что «талантливый человек талантлив во всем», жизнь показывает, что универсальный специалист, в большинстве случаев - поверхностный специалист. И редкие исключения лишь подтверждают это правило. Поэтому, решая вопрос, какого тренера выбрать, будем исходить из того, что важнее на данном этапе вашей танцевальной карьеры: техника или неординарные постановки.
Логично, что начинающим танцорам и парам, без наработанной техники не достичь в своем деле желаемых высот. Поэтому, и предпочтение, вначале, надо отдавать тренеру, который сможет великолепно поставить технику. Эта прочно заложенная основа создаст «благодатную почву» для взращивания будущих танцевальных шедевров. А вот опытным танцорам, несомненно, нужнее хороший персональный хореограф, работа которого основывается на индивидуальном подходе к хореографии.
Чем отличается такой индивидуальный подход, если взять и применить этот термин к созданию композиций для конкретного танцора или пары? - это работа эксклюзивная, «штучная». Поэтому и получаются на выходе танцы, которые действительно будоражат зрителей.
Индивидуальный подход к хореографии многогранен и включает в себя 3 основных аспекта:
• Индивидуальную систему педагогических приемов и средств в работе с каждым танцором или парой. Что создает условия для развития и проявления таланта учеников;
• Индивидуальное исполнительское мастерство тренера;
• Его оригинальный балетмейстерский стиль.
Каждый хореограф - художник. Только «рисует» он на холсте сцены взмахами кистей рук и движениями тел. Так же, как и любой художник, хореограф создает рисунок танца, формирует в своем воображении неповторимую композицию и имеет собственное видение о её реальном воплощении. Поэтому индивидуальный хореографический стиль во многом зависит от особенностей личности тренера - хореографа.
Итак, что может предложить хореограф при индивидуальной работе с танцором? Прежде всего, придумывая композицию, он обязательно соотнесет её с характером, темпераментом и стилем самого танцора или пары. Хореограф тонко чувствует мир вокруг себя и воссоздает в танце собственные впечатления об этом мире. Идеи танца и вдохновение он черпает из музыки, фильмов, картин, фотографий, скульптуры, общения, любви и жизни. Поэтому композиция танца иногда содержит четкий сюжет, иногда историю, читающуюся «между строк», а может, как в живописи, быть абстрактной, но весьма эмоциональной.
Индивидуальная работа с танцорами позволяет хореографу почувствовать их настроение, созвучие композиции, которую он придумал, с внутренним состоянием танцоров. Только так композиция «попадет в десятку» и оставит в памяти зрителей неизгладимое впечатление.
Иногда занятия у персонального тренера, обладающего отличной техникой и педагогическими способностями, не приносит танцору желаемого результата и побед на конкурсе лишь потому, что тренер не является хорошим хореографом. Бесспорно, отточенная техника и безошибочное исполнение элементов очень важно. Но для того, чтобы эта техника ожила на сцене, обрела яркий художественный замысел и задела зрителя за душу, важно через интересную, выразительную танцевальную композицию раскрыть идею танца. На это и направлен индивидуальный подход в хореографии. Не танцора подстроить под танец, а «изготовить» танец под танцора.
Профессиональный хореограф хорошо разбирается в вопросах анатомии, физиологии и психологии. Это позволяет ему сориентировать движения танца на особенности танцора, рассчитать индивидуальный уровень нагрузки, развить его танцевальные данные (растяжку, подъем стопы, выворотность, баланс и т. д.) и музыкально-ритмическую координацию движений.
Индивидуальный хореограф может выступать и в роли учителя актерского мастерства. Что чаще всего и происходит. Сам, чувствуя придуманный танец каждой клеточкой организма, он способен преподнести идею и объяснить информацию так, чтобы его с полуслова понял ученик. Не только объяснить, но и наглядно, эмоционально показать. В какой-то степени хореограф учит этим эмоциям и развивает артистизм танцора.
Талантливый хореограф не просто по-новому комбинирует движения, как это делают тренеры-техники, а придумывает новые элементы. Он всегда - новатор, имеет свой творческий почерк и гарантирует оригинальность танца, непревзойденность идеи.
От хореографа требуется умение видеть танцевальную площадку, и наиболее выгодно положить на неё танцевальную композицию. Это качество и авторская работа специалиста становятся очень значимыми при подготовке пар к соревнованиям, где результат зависит буквально от всех составляющих выступления.
Хороший хореограф обладает профессиональным чутьем, четко определяет текущие тенденции в танцевальном мире и предлагает выгодные творческие решения. Он сделает для вас главное - танец, который будет полностью поглощать внимание зрителей [1].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование («Развитие педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств»), показало, что все поставленные в диссертации задачи выполнены, рабочая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута. За различными педагогическими качествами личности, отображенными во множестве концепций, проявляется единая система качественного роста личности, на основе педагогических и психологических исследований. Построение единой системной концепции развития педагогических качеств личности студента - хореографа в вузах культуры и искусств. В диссертационном исследовании не только использовано и переосмыслено то, что выработано по проблеме становления личности педагога в современной науке, но и представлены новые теоретические и экспериментальные данные. При этом подразумевается, что педагогические технологии, включенные в проблемное поле исследования, откроют в нем ранее неизвестные возможности. Для того чтобы понять педагогические качества личности хореографа в новом аспекте, понадобилось в ряде случаев «достроить» методики преподавания танца до уровня технологии. Педагогические качества личности хореографа являются системным образованием, которое возникает в процессе довузовской, вузовской, послевузовской подготовки. Выход в пространство субъектов образовательного процесса позволил обнаружить и зафиксировать новый методологический статус понятия «педагогического качества личности хореографа» как центрального понятия танцевальной педагогики, позволивший снять бинарную оппозицию: техника - импровизация, чувства - интеллект. Следствием признания многомерности феномена личности стало расширение содержания понятия «педагогические качества хореографа», чтобы охватить им качественную определенность образовательного процесса.
Эта реальность проявляет себя во множестве форм, поэтому конкретные качества личности педагога-хореографа неисчерпаемы.
Технологизация такой сложной сферы необходима, так как объективно выражает человеческий способ существования, конституирования личности педагога как таковой.
Объяснение изменений личности с помощью термина «педагогические качества хореографа» имеет преимущества:
1. Сближает каждого педагога независимо от специализации (народный танец, классический танец, бальный танец, эстрадный танец и др.)
2. Отображает его личностный рост.
3. Дает педагогу свободу от конкретной ситуации.
4. Воплощается в учебном продукте (танец)
В диссертационном исследовании поставлен вопрос о роли личности как заказчика качественной образовательной услуги (Введение). Показано, что потребность в образовании и ценность образования приобретают утилитарно-практическое значение. Раскрываются противоречия, от которых зависит качество хореографического образования. Педагогические технологии представлены в диссертации как средство разрешения этих противоречий. «Технологичность» впервые обоснована как цивилизационное качество современного человека. Определены центры подготовки педагогов-хореографов на основе новых педагогических технологий. В диссертационном исследовании содержится анализ методологических функций педагогических технологий (Гл. 1). Выделены признаки описания конкретной технологии. Дано определение технологической карты и технологической схемы. Подробно проанализировано педагогическое качество хореографа «умение объяснять» (Гл.1.1). Рассмотрено социально нормируемое качество личности педагога «знание технологических процессов и приемов работы по профилю специальности». Введены определения: профессии хореографа, профессиональной педагогической деятельности хореографа, индивидуального стиля педагогической деятельности хореографа. Модели вхождения в профессиональную деятельность адаптированы к специальности педагог-хореограф. Исследована мотивация абитуриентов, поступающих на хореографический факультет. Проведен сравнительный анализ ценности профессии, у студентов первого курса и выпускников. Обоснованы уровни готовности (технический, психологический) студентов-хореографов к педагогической деятельности.
Я - концепция применима для диагностики качеств личности хореографа (Гл.1. 2). В научный оборот введено понятие «Я - хореограф» как показатель профессиональной самоидентификации личности. Раскрыто понятие «педагогического мастерства хореографа» (Гл.1. 3). Изучены и представлены в технологической карте различные признаки педагогического мастерства. Систематизированы социально нормируемые признаки педагога-мастера (14 разряд ETC). Для диагностики качеств личности педагога-хореографа использована уровневая оценка (допустимый уровень, критический уровень, недопустимый уровень). Исследованы другие понятия: «педагогической поддержки», «профессиональной устойчивости», «профессиональной успешности» и др. В нашем исследовании показано, что формирование нового мышления - это сложный процесс познавательной деятельности педагога, характеризующийся обобщенным отображением действительности, основу которого составляет развитие мыслительных действий (Гл. 1. 4). Качества педагога-хореографа, рассматриваются как интегративная характеристика его личности, а группа - та среда, в которой этот процесс протекает. Новое педагогическое мышление осуществляется на основе принципа активной обратной связи, что предполагает такое качество группы, как умение задавать вопросы. Чем лучше профессионально подготовлен преподаватель и чем оперативнее он способен ответить на вопросы студентов, тем выше его авторитет в группе.
В диссертационном исследовании дано объяснение личностно-ориентированным педагогическим технологиям (Гл.П). Определены гуманистические качества личности педагога-хореографа. Указаны возможности адаптации ряда технологий (М. В. Шакурова, С. И. Змеева, Ю. П. Азарова) к профессиональной деятельности хореографа. Впервые дана классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества (Гл. 2.1). Выделено 20 различных технологий. Подробно описано пять технологий. В них выделены диагностируемые качества личности педагога-хореографа. Разработана интегративная технология обеспечения качества хореографического образования (Гл. 2.2). В ее рамках определены качества личности, позволяющие активно участвовать в разработке и реализации ГОС нового поколения. Спрогнозированы качества личности педагога-хореографа, связанные с вступлением российской образовательной системы в Болонский процесс и возможными изменениями в вузовской подготовке. Проанализированы информационные технологии подготовки педагогов- хореографов (Гл. 2. 3). В диссертационном исследовании показана прямая и обратная зависимость между практической деятельностью хореографа и качествами его личности. Рассматривается термин «внутренние резервы», как выработанный личностью механизм активизации внутренних возможностей (Гл. 2.4). Существует почти математическая
закономерность: чем полнее используются внутренние резервы личности, тем, успешнее протекает ее профессиональная деятельность. Технология использования внутренних резервов личности педагога-хореографа, предложенная диссертанткой, сочетается с авторским началом студента, как условия его профессиональной самореализации.
Технологизация процесса формирования педагогических качеств личности хореографа не подменяет собой другие механизмы регулирования учебной (профессиональной) деятельности. Вне процесса технологизации остается ценностно-мотивированный выбор повышенной сложности, когда нет возможности сравнивать альтернативы в единой системе координации. В диссертационном исследовании технологические основы качественного роста личности педагога-хореографа заданы принципом иерархичности, с которым соотносится активность субъектов образовательного процесса. В них отображены основные тенденции современной педагогической науки и быстро развивающегося рынка образовательных услуг.
Н. В. Гоголь назвал балетмейстера композитором танца, творцом балета. Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы. Он обеспечивает высокий художественный уровень порученных ему постановок, организует работу по подготовке и выпуску спектаклей, планирует репетиционный процесс, руководит работой художника-постановщика и контролирует работу художественно-постановочной части.
Балетмейстер самостоятельно сочиняет хореографический рисунок спектакля (хореографические сцены, танцы), то есть создаёт систему движений в пространстве сцены или танцевальной площадки.
Многообразие компонентов, составляющих балетный спектакль (музыка, танец, пантомима, сценография оформление), требует от балетмейстера разнообразных профессиональных знаний в области хореографии, драматургии, музыки, изобразительного искусства, режиссуры, сценической техники. Советский балетмейстер К. Я. Голейзовский говорил о своем самообразовании: «Занимался всем, что меня тянуло. Занимался по строго намеченному плану. Сюда входили: история искусства вообще, хореографии в частности, затем живопись, скульптура и прикладное искусство. Много лет я занимался музыкой - рояль и скрипка, отсюда у меня развился слух и ритм. Не чужда мне была философия и психология. Но даже всех этих знаний очень мало для современного балетмейстера».
Схемы.
По результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:
1. репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2. адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3. локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4. системно-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом;
5. системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Кроме особенностей личности преподавателя, на индивидуальный стиль деятельности влияют следующие факторы: пол, возраст, место работы, образование (педагогическая подготовка), информированность, удовлетворенность профессией, развитость региона, место работы, тип учебного заведения и его оснащенность, стиль общения и деятельности в данном учебном заведении.
В рекомендациях мы можем предложить интенрактивные методы обучения.
Преимущества интерактивных методов:
• Потребностей взрослого как ученика;
• Учет тенденций развития общества в целом;
• Учет тенденций развития организаций;
• Учет тенденции развития образования, методики преподавания;
• Учет личностных особенностей обучающихся (левое и правое полушарие мозга);
Цикл обучении (тренинга):
1. Определение потребности;
2. Разработка программы - семинара;
3. Проведение программы - семинара;
4. Сравнительный анализ - оценка:
• знания;
• отношение;
• навыки (поведение).



1. Андрощук, Л. М. Влияние индивидуального стиля
деятельности педагога-хореграфа на развитие творческого потенциала ученика / Л. М. Андрощук. // Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sociosphera.com/publication/conference/2014/221/vliyanie_individualnogo_stilya_deyatelnosti_pedagogahoreografa_na_razvitie_tvorcheskogo_potenciala_uchenika/ дата обращения 17.11.2018
2. Андрощук, Л. М. Формирование индивидуального стиля
деятельности будущего учителя хореографии / Л. М. Андрощук. // Моя диссертация [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //mydisser.com/ru/catalog/view/238/246/12013. html дата обращения
25.12.2018
3. Балет: энциклопедия [Текст] / сост. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энциклопедия, 1981. - 623 с.
4. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. - Москва: Просвещение, 1991. - 176 с.
5. Бердяев, Н. А. Самосознание [Текст] / Н. А. Бердяев. -
Ленинград: Лениздат, 1992. - 398 с.
6. Бех, И. Д. Воспитание личности: Личностно ориентированный подход: научно-практические основы [Текст] / И. Д. Бех. - Москва: Просвещение, 2003. - 344 с.
7. Бирюкова, Т. А. Творческая активность в деятельности человека [Текст] / Т. А. Бирюкова // Философия образования. - 2004. - № 3 (11). - С. 226-233.
8. Боголюбов, В. И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий [Текст] / В. И. Боголюбов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - С.7, 24-25, 32, 35, 111-113.
9. Боташова, 3. X. Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - С. 12, 14.
10. Вазина, К. Я. Модель саморазвития человека: Концепция, технология [Текст] / К. Я. Вазина. - Нижний Новгород: ВГИПИ, 1999. - С. 74
11. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности [Текст] / Г. Вильсон. - Москва: Когнито-центр, 2001. - С. 22
12. Влияние личностного потенциала педагога-хореографа на развитие таланта воспитанника / Мой путь. Танец и бизнес. Блог хореографа Натальи Чуйко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://natanfan.ru/zametki-horeografa/vliyanie-lichnostnogo-potentsiala.htmlдата обращения 05.12.2018
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте [Текст] : психолог. очерк / Л. С. Выготский. - Москва:
Просвещение, 1991. - 93 с.
14. Гаврильева. М. А. Педагог по призванию [Текст] / М. А. Гаврильева. // Вестник Якутского хореографического училища им. А. В. Посельских. - Якутия, 2009 - №9 - С.15-16
15. Глассер, У. Школы без неудачников [Текст]. Пер. с англ / У. Глассер. Пермь, 1972. - 218 с.
16. Гримак, Л. П. Общение с собой [Текст] / Л. П. Гримак. Москва, 1991. - 288 с.
17. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь [Текст] / А. Дункан, И. Шнейдер. - Москва: Искусство, 1989. - 349 с.: Ил.
18. Захаров, Р. В. Слово о танце [Текст] / Р. В. Захаров. - Москва: Молодая гвардия, 1971. - 160 с.
19. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта [Текст] / Р. В. Захаров. - Москва: Искусство, 1983. - 237 с.
20. Захарова, В. А. Зинаида Попова: вечная молодость творящей души [Текст] / В. А. Захарова. // Вестник Якутского хореографического колледжа им. А. и Н. Посельских. - Якутия, 2014. - №14 - С.18-20
21. Ильина, С. П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 11
22. Каган, М. С. Морфология искусства [Текст] / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Искусство, 1977. - С. 312, 362, 406
23. Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / В. А. Кан-Калик. - Грозный, 1979. - 138 с.
24. Карамурзина, М. Э. Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - Карачаевск, 2004. - С. 10-11.
25. Кашапов, М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации [Текст] : Учеб. Пособие / М. М. Кашапов. - Ярославль, 1992. - 83 с.
26. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности [Текст] / Е. А. Климов. - Казань: Казанский университет, 1969. - 278 с.
27. Клюева, Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами) [Текст] / Н. В. Клюева. - Ярославль, 1998. - 400 с.
28. Кобурнеева, Е. О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании [Текст] / Е. О. Кобурнеева. // Сборник статей Московской академии хореографии о театре, балете и музыке - 2010 - №20 - С.41-46
29. Козловская, А. З. Значение воспитания в процессе творческого развития [Текст] / А. З. Козловская // Вестник Академии русского балета - 2012. - №28 - С. 274-281
30. Королева, Э. А. Ранние формы танца [Текст] / Э. А. Королева. - Кишинев: Штиинца, 1977. - 215 с.
31. Королева, Э. А. Танец и художественная культура. От возникновения человечества до первых великих цивилизаций [Текст] / Э. А. Королева. - Минск: Армита, 1997. - С. 8, 19, 22
32. Левина, М. М. Основные технологии профессионального педагогического образования [Текст] / М. М. Левина. - Минск, 1998. - С. 19
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.
34. Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете [Текст] / Ф. В. Лопухов. - Москва: Искусство, 1966. - 424 с.
35. Маркова, А К. Психологические особенности
индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А. К. Маркова, А. Л. Никонова // Вопросы психологии. 1987. - №5. - С. 40-48
36. Маркова, С. В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театральных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2004. - С. 12
37. Маслоу А. Самоактуализация личности и образование [Текст] / А. Маслоу, - Москва; Донецк, 1994. - 52 с.
38. Мерлин, B. C. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / В. С. Мерлин. - Москва, 1991. - 120 с.
39. Мерлин, B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - Москва, 1977. - 256 с.
40. Мессерер А. Танец. Мысль. Время [Текст] / А. Мессерер. - Москва: Искусство, 1979. - 175 с.
41. Мессерер А. Уроки классического танца [Текст] /А. Мессерер. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 400 с.
42. Митина, JI. M. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - Москва, 1998. - 376 с.
43. Митина, Л. М. Психологические аспекты труда учителя [Текст] / Л. М. Митина. - Тула, 1991. - 178 с.
44. Муртазаева, Е. М. Индивидуально-творческое развитие будущих педагогов [Текст] / Е. М. Муртазаева // Педагогика и психология. - 2004. - №3 (44). - С. 69-76.
45. Мярина, Ю. Р. Учитель с большой буквы [Текст] / Ю. Р. Мярина. // Вестник Якутского хореографического училища им. А. В. Посельских. - Якутия, 2010 - №10 - С. 24-25
46. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах [Текст] / Ж. Ж. Новерр. - Москва: Искусство, 1965. - 376 с.
47. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст] : книга для учителя / Ю. М. Орлов. - Москва, 1991. - 287 с.
48. Пасютинская, В. М. Путешествие в мир танца [Текст] / В. М. Пасютинская. - Санкт-Петербург: Алатея, 2011. - 368 с.
49. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
50. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/razvitie-pedagogicheskikh-kachestv-v-professionalnoi-podgotovke-khoreografov-v-vuzakh-kultur#ixzz5eh4Mem95дата обращения 11.01.2019
51. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е. И. Рогов. - Ростов на Дону, 1996. - 512 с.
52. Рудницкая, О. П. Педагогика: общая и художественная [Текст] / О. П. Рудницкая. - Москва, 2002. - 270 с.
53. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - С. 14-15
54. Словарь терминов и технологий образования [Текст] /
Международное бюро просвещения ЮНЕСКО - Париж: ЮНЕСКО, 1986. - 243 с.
55. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Москва: Советская школа, 1976. - 640 с.
56. Толочек, С. А. Стили профессиональной деятельности [Текст] / С. А. Толочек. - Москва: Смысл, 2000. - 199 с.
57. Фокин, М. М. Против течения [Текст] / М. М. Фокин. - Москва: Искусство, 1962. - 638 с.
58. Хореография - индивидуальный подход / Стихия танца
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.elementdance.ru/headings/choreography_the_individual_approachдата обращения 05.12.2018
59. Шадриков, Б. Д. Деятельность и способности [Текст] / Б. Д. Шадриков. - Москва, 1994. - 61 с.
60. Шадрикова, И. А. Роль педагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя [Текст] : учеб. пособие для студ. IV-V курсов / И. А. Шадрикова. - Москва, 1992. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ