ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОТДЕЛЕНИИ № 5 ОТДЕЛА УФМС РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В Г.БЕЛГОРОД
|
Введение 3
1. Организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород
1.1. Характеристика отделения № 5 15
1.2. Виды и формы обращений граждан, поступающих в отделение
№ 5 30
1.3. Организация делопроизводства по обращениям граждан 46
2. Основные направления совершенствования работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской
области в г. Белгород
2.1. Переработка должностного регламента специалиста 1 разряда.. .58
2.2. Разработка административного регламента предоставления государственной услуги «Организация работы с обращениями граждан» 64
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложения 81
1. Организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород
1.1. Характеристика отделения № 5 15
1.2. Виды и формы обращений граждан, поступающих в отделение
№ 5 30
1.3. Организация делопроизводства по обращениям граждан 46
2. Основные направления совершенствования работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской
области в г. Белгород
2.1. Переработка должностного регламента специалиста 1 разряда.. .58
2.2. Разработка административного регламента предоставления государственной услуги «Организация работы с обращениями граждан» 64
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложения 81
Актуальность темы исследования определяется назревшей необходимостью обобщить с делопроизводственных позиций опыт работы с обращениями граждан в государственных учреждениях и выработать предложения по совершенствованию процессов работы с ними.
Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления охраны прав личности и способствуют усилению контроля населения за деятельностью государственных учреждений. Обращения являются важным источником информации, необходимым органам власти для принятия правильных и своевременных решений по актуальным и волнующим население вопросам. Их качественное рассмотрение и разрешение является одним из основных способов защиты законных прав и интересов граждан.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что обращения граждан являются одним из основных направлений деятельности отделения № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород (далее — отделение № 5). В настоящее время количество граждан, желающих получить загранпаспорт растет, в связи с этим увеличилось число обращений граждан, поданных в отделение № 5.
Актуальность работы обусловлена также и тем, что полноценная работа отделения возможна только при наличии хорошо организованной работы с обращениями граждан.
Тема организации работы с обращениями граждан остается актуальной в современных условиях в связи с тем, что:
- количество видов обращений всё время увеличивается, а ошибки неизбежны, учитывая неясность в вопросе о том, какие обращения попадают под требования ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а какие нет;
- государственные органы, нарушая установленные сроки для ответов на обращения, могут быть привлечены к административной ответственности;
- многие вопросы правового регулирования работы с обращениями граждан вызывают дискуссии;
- появляются новые институты, полномочия которых не совсем урегулированы массивом правовых актов, но их создание направлено также на совершенствование мер гражданского и общественного реагирования на обращения, на действия или бездействия должностных лиц;
- недостаточно исследовано и нуждается в проведении мониторинга
эффективности применения современных информационно¬
коммуникационных технологий как в процессе личного приема граждан должностными лицами («горячие телефонные линии», «виртуальные приёмные», «виртуальные книги жалоб и предложений» и др.), так и работа с обращениями, поступающими по различным каналам связи;
- от характера и пределов осуществляемых сотрудниками УФМС России полномочий зависит реализация конституционных прав граждан России на свободу передвижения (выезда и въезда в страну) и правовой режим въезда в Россию иностранных граждан (в т.ч. трудовых мигрантов), что является важнейшей частью миграционной политики и экономической системы страны;
- четко выстроенные взаимоотношения ФМС России с иными органами публичной власти и институтами гражданского общества, их диалог и понимание совместных целей и задач способствуют формированию в России правового демократического государства, режима законности и правопорядка.
Степень изученности темы. Работа с обращениями граждан подробно рассмотрена Э.Н. Давыдовой . В данном учебнике описан порядок работы с обращениями, правила регистрации и хранения обращений. При написании выпускной квалификационной работы также был рассмотрена работа
A. В. Кирилина , в которой содержится комментарий к ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации».
B. И. Андреева, Ю.Д. Бахтеев и др . в своих работах подробно описывают организацию делопроизводства, порядок оформления документов, их хранения, также содержат образцы бланков документов и формуляры документов. В.П. Воробьев, М.А. Миронов, А.В. Савоськин и др . в своих
статьях описывают особенности рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти, нормативное регулирование обращений, а также их классификацию. В.В. Борискин, Н.М. Поликарпова, С.Г. Тихомиров в своей работе «Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: учеб. пособие5» рассматривают особенности документационного обеспечения в государственных органах, что важно для изучения организации делопроизводства в Федеральной миграционной службе (далее - ФМС) России.
Рассмотрение обращений граждан в ФМС имеет свою специфику и в настоящее время в основном регулируется законодательными актами. Данная проблема изучена многими авторами, однако этого недостаточно, следует расширить знания граждан об особенностях работы с обращениями граждан как в Федеральной миграционной службе в целом, так и в отделении № 5 в частности.
Объектом исследования являются обращения граждан, поступившие в подразделения Управления федеральной миграционной службы.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в
г. Белгород.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить организацию работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород и внести предложения по совершенствованию этой работы.
При написании работы необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать отделение № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород;
• рассмотреть виды и формы обращений граждан, их оформление;
• изучить организацию делопроизводства по обращениям граждан;
• выявить основные направления совершенствования работы с
обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники: Нормативные правовые акты можно разделить на 2 группы: 1) акты, регламентирующие деятельность
подразделений ФМС; 2) акты, регламентирующие деятельность подразделений ФМС по выдаче паспорта гражданина РФ и работе с обращениями граждан.
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность подразделений и государственных служащих ФМС относятся: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , в котором прописаны основы государственной службы, а именно: должности гражданской службы, правовое положение гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу, правила заключения и прекращения служебного контракта, установлены служебное время и время отдыха, порядок прохождения государственной службы, порядок оплаты труда, правила формирования кадрового состава и финансирования гражданской службы, а также установлен порядок рассмотрения
индивидуальных служебных споров.
Постановление Правительства РФ «О вопросах Федеральной миграционной службы », которое устанавливает основные задачи данной службы, определяет её полномочия и порядок организации деятельности ФМС.
Постановление Правительства РФ от 06 августа 2015 г. № 813 «Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность », которое утверждает Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (устанавливает цели и задачи создания данной системы, принципы функционирования системы, распределение полномочий между участниками системы, функции ведомственного сегмента, а также межведомственное взаимодействие в рамках системы).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации » содержит общие требования к проведению профессиональной переподготовки и повышению квалификации гражданских служащих, а также требования к стажировке и особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации.
Указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации » регулирует порядок получения дополнительного
профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, в том числе, государственными гражданскими служащими ФМС.
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность подразделений ФМС по выдаче паспорта гражданина РФ и работе с обращениями граждан относятся: Федеральный закон «О порядке
рассмотрения обращения граждан РФ », в котором подробно прописаны правила оформления письменного обращения, а также порядок рассмотрения обращений в органах государственной власти, кроме того, устанавливаются правила личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений, возмещения причиненных убытков при рассмотрении обращений граждан. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг » устанавливает общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг, порядок досудебного и внесудебного обжалования нарушения прав граждан при оказании услуг, порядок составления административных регламентов, использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Федеральный закон «О персональных данных» отражает особенности обработки персональных данных граждан, что особенно актуально при обработке заявлений на получение загранпаспорта. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») определяют порядок разработки и утверждениям административных регламентов исполнения государственных функций, организацию независимой экспертизы проектов регламентов. Постановление Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) ». Данное Постановление утверждает положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)» (содержит характеристику портала и порядка подачи документов в электронном виде для осуществления права получения государственной услуги). Данное Постановление имеет значение и для ФМС, оформление жалобы в ФМС, а также правила подачи и рассмотрения жалобы будут иметь сходства с правилами, установленными данным Постановлением, так как это тоже государственная служба. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» (вместе с «Правилами обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг» ) устанавливает ряд правил, которыми следует руководствоваться при переходе ФМС на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственной услуги по оформлению паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также должностных лиц » регламентирует порядок подачи и рассмотрения жалоб в отделении № 5.
Положение об организации работы с обращениями физических и юридических лиц в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах содержит подробное описание работы с обращениями граждан в ФМС, отражает всю специфику деятельности по рассмотрению обращений граждан.
При изучении работы с обращениями граждан в отделении № 5 в обязательном порядке следует рассмотреть инструкцию по делопроизводству ФМС России , которая регламентирует порядок обработки, регистрации и исполнения обращений граждан, а так же порядок их уничтожения.
При изучении систем организационно-распорядительной документации особое внимание стоит обратить на ГОСТ Р 6.30-2003 , который устанавливает требования к оформлению бланков документов и реквизитов, а также на «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения », в котором установлены наименования документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, в частности ФМС, а также указаны сроки их хранения. При написании работы подробно были изучены такие локальные документы, как положение об отделении №5 отдела УФМС по Белгородской области в г. Белгород ; должностные регламенты государственного инспектора, начальника отделения, старшего инспектора, специалиста 1 разряда, в которых определены задачи и функции сотрудников, их права и ответственность, взаимоотношения с сотрудниками отделения и с другими государственными служащими.
Таким образом, мы видим, что имеющаяся база источников позволяет проанализировать порядок работы с обращениями граждан в Федеральной миграционной службе, кроме того, на основании данной базы мы можем подробно изучить организацию работы с обращениями в отделении № 5.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования:
1) анализ документов учреждения;
2) наблюдение за осуществлением отдельных делопроизводственных процессов;
3) статистический метод (использован в целях анализа статистической информации);
4) графический метод, позволяющий схематически изобразить структуру учреждения, маршруты движения обращений граждан, а также проанализировать данные по объему документооборота.
Научная и практическая значимость. Научная значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы научного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, а разработанные локальные документы могут применяться как методическая основа для разработки документов в подобных учреждениях. Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовка научно обоснованных совершенствований локальных актов может оказать помощь в совершенствовании делопроизводства по работе с обращениями граждан в отделении № 5 и повышении качества работы с населением. Практическое значение имеют переработанные нами и разработанные нормативно- методические документы: должностной регламент специалиста 1 разряда, административный регламент по работе с обращениями граждан.
Апробация научного исследования. Положения выпускной квалификационной работы были изложены в материалах доклада на международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2016», и в статье «Правила разработки должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области», опубликованной в сборнике студенческих научных работ «Белгородский диалог - 2016. Материалы международного форума молодых ученых
«Белгородский диалог-2016» (9-11 апреля 2016 года).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, два раздела, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы и проанализирована степень изученности данной темы в научной литературе, рассмотрены отечественные нормативно-правовые акты и методические документы по данной проблеме, поставлена цель и задачи исследования. Также во введении обоснован выбор методов исследования, проанализирована степень научной и практической значимости выпускной квалификационной работы, раскрыта информация об апробации материала и охарактеризована структура работы.
Первый раздел «Организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в
г. Белгород» содержит информацию об истории становления и развития ФМС на территории Белгородской области, основных направлениях деятельности, организационно-правовом статусе и организационной структуре отделения № 5. Также содержится информация о нормативно- 14
правовом регулировании работы с обращениями граждан, видах и формах обращений, которые подаются в отделение № 5, организации
делопроизводства по обращениям граждан (порядок регистрации обращений, обработки, хранения обращений), представлен анализ количества обращений, поданных в отделение № 5 за период с 2010 по 2015 гг.
Во втором разделе «Основные направления совершенствования работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород» вносятся предложения по совершенствованию должностного регламента специалиста 1 разряда и разработке Административного регламента по работе с обращениями граждан.
В заключении представлены наиболее важные выводы, полученные в результате научного исследования.
В приложения включены разработанные локальные организационно - правовые документы, а именно проекты должностного регламента специалиста 1 разряда и административного регламента по работе с обращениями граждан.
Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления охраны прав личности и способствуют усилению контроля населения за деятельностью государственных учреждений. Обращения являются важным источником информации, необходимым органам власти для принятия правильных и своевременных решений по актуальным и волнующим население вопросам. Их качественное рассмотрение и разрешение является одним из основных способов защиты законных прав и интересов граждан.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что обращения граждан являются одним из основных направлений деятельности отделения № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород (далее — отделение № 5). В настоящее время количество граждан, желающих получить загранпаспорт растет, в связи с этим увеличилось число обращений граждан, поданных в отделение № 5.
Актуальность работы обусловлена также и тем, что полноценная работа отделения возможна только при наличии хорошо организованной работы с обращениями граждан.
Тема организации работы с обращениями граждан остается актуальной в современных условиях в связи с тем, что:
- количество видов обращений всё время увеличивается, а ошибки неизбежны, учитывая неясность в вопросе о том, какие обращения попадают под требования ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а какие нет;
- государственные органы, нарушая установленные сроки для ответов на обращения, могут быть привлечены к административной ответственности;
- многие вопросы правового регулирования работы с обращениями граждан вызывают дискуссии;
- появляются новые институты, полномочия которых не совсем урегулированы массивом правовых актов, но их создание направлено также на совершенствование мер гражданского и общественного реагирования на обращения, на действия или бездействия должностных лиц;
- недостаточно исследовано и нуждается в проведении мониторинга
эффективности применения современных информационно¬
коммуникационных технологий как в процессе личного приема граждан должностными лицами («горячие телефонные линии», «виртуальные приёмные», «виртуальные книги жалоб и предложений» и др.), так и работа с обращениями, поступающими по различным каналам связи;
- от характера и пределов осуществляемых сотрудниками УФМС России полномочий зависит реализация конституционных прав граждан России на свободу передвижения (выезда и въезда в страну) и правовой режим въезда в Россию иностранных граждан (в т.ч. трудовых мигрантов), что является важнейшей частью миграционной политики и экономической системы страны;
- четко выстроенные взаимоотношения ФМС России с иными органами публичной власти и институтами гражданского общества, их диалог и понимание совместных целей и задач способствуют формированию в России правового демократического государства, режима законности и правопорядка.
Степень изученности темы. Работа с обращениями граждан подробно рассмотрена Э.Н. Давыдовой . В данном учебнике описан порядок работы с обращениями, правила регистрации и хранения обращений. При написании выпускной квалификационной работы также был рассмотрена работа
A. В. Кирилина , в которой содержится комментарий к ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации».
B. И. Андреева, Ю.Д. Бахтеев и др . в своих работах подробно описывают организацию делопроизводства, порядок оформления документов, их хранения, также содержат образцы бланков документов и формуляры документов. В.П. Воробьев, М.А. Миронов, А.В. Савоськин и др . в своих
статьях описывают особенности рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти, нормативное регулирование обращений, а также их классификацию. В.В. Борискин, Н.М. Поликарпова, С.Г. Тихомиров в своей работе «Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: учеб. пособие5» рассматривают особенности документационного обеспечения в государственных органах, что важно для изучения организации делопроизводства в Федеральной миграционной службе (далее - ФМС) России.
Рассмотрение обращений граждан в ФМС имеет свою специфику и в настоящее время в основном регулируется законодательными актами. Данная проблема изучена многими авторами, однако этого недостаточно, следует расширить знания граждан об особенностях работы с обращениями граждан как в Федеральной миграционной службе в целом, так и в отделении № 5 в частности.
Объектом исследования являются обращения граждан, поступившие в подразделения Управления федеральной миграционной службы.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в
г. Белгород.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить организацию работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород и внести предложения по совершенствованию этой работы.
При написании работы необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать отделение № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород;
• рассмотреть виды и формы обращений граждан, их оформление;
• изучить организацию делопроизводства по обращениям граждан;
• выявить основные направления совершенствования работы с
обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники: Нормативные правовые акты можно разделить на 2 группы: 1) акты, регламентирующие деятельность
подразделений ФМС; 2) акты, регламентирующие деятельность подразделений ФМС по выдаче паспорта гражданина РФ и работе с обращениями граждан.
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность подразделений и государственных служащих ФМС относятся: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , в котором прописаны основы государственной службы, а именно: должности гражданской службы, правовое положение гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу, правила заключения и прекращения служебного контракта, установлены служебное время и время отдыха, порядок прохождения государственной службы, порядок оплаты труда, правила формирования кадрового состава и финансирования гражданской службы, а также установлен порядок рассмотрения
индивидуальных служебных споров.
Постановление Правительства РФ «О вопросах Федеральной миграционной службы », которое устанавливает основные задачи данной службы, определяет её полномочия и порядок организации деятельности ФМС.
Постановление Правительства РФ от 06 августа 2015 г. № 813 «Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность », которое утверждает Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (устанавливает цели и задачи создания данной системы, принципы функционирования системы, распределение полномочий между участниками системы, функции ведомственного сегмента, а также межведомственное взаимодействие в рамках системы).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации » содержит общие требования к проведению профессиональной переподготовки и повышению квалификации гражданских служащих, а также требования к стажировке и особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации.
Указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации » регулирует порядок получения дополнительного
профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, в том числе, государственными гражданскими служащими ФМС.
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность подразделений ФМС по выдаче паспорта гражданина РФ и работе с обращениями граждан относятся: Федеральный закон «О порядке
рассмотрения обращения граждан РФ », в котором подробно прописаны правила оформления письменного обращения, а также порядок рассмотрения обращений в органах государственной власти, кроме того, устанавливаются правила личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений, возмещения причиненных убытков при рассмотрении обращений граждан. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг » устанавливает общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг, порядок досудебного и внесудебного обжалования нарушения прав граждан при оказании услуг, порядок составления административных регламентов, использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Федеральный закон «О персональных данных» отражает особенности обработки персональных данных граждан, что особенно актуально при обработке заявлений на получение загранпаспорта. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов
исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») определяют порядок разработки и утверждениям административных регламентов исполнения государственных функций, организацию независимой экспертизы проектов регламентов. Постановление Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) ». Данное Постановление утверждает положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)» (содержит характеристику портала и порядка подачи документов в электронном виде для осуществления права получения государственной услуги). Данное Постановление имеет значение и для ФМС, оформление жалобы в ФМС, а также правила подачи и рассмотрения жалобы будут иметь сходства с правилами, установленными данным Постановлением, так как это тоже государственная служба. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» (вместе с «Правилами обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг» ) устанавливает ряд правил, которыми следует руководствоваться при переходе ФМС на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственной услуги по оформлению паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также должностных лиц » регламентирует порядок подачи и рассмотрения жалоб в отделении № 5.
Положение об организации работы с обращениями физических и юридических лиц в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах содержит подробное описание работы с обращениями граждан в ФМС, отражает всю специфику деятельности по рассмотрению обращений граждан.
При изучении работы с обращениями граждан в отделении № 5 в обязательном порядке следует рассмотреть инструкцию по делопроизводству ФМС России , которая регламентирует порядок обработки, регистрации и исполнения обращений граждан, а так же порядок их уничтожения.
При изучении систем организационно-распорядительной документации особое внимание стоит обратить на ГОСТ Р 6.30-2003 , который устанавливает требования к оформлению бланков документов и реквизитов, а также на «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения », в котором установлены наименования документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, в частности ФМС, а также указаны сроки их хранения. При написании работы подробно были изучены такие локальные документы, как положение об отделении №5 отдела УФМС по Белгородской области в г. Белгород ; должностные регламенты государственного инспектора, начальника отделения, старшего инспектора, специалиста 1 разряда, в которых определены задачи и функции сотрудников, их права и ответственность, взаимоотношения с сотрудниками отделения и с другими государственными служащими.
Таким образом, мы видим, что имеющаяся база источников позволяет проанализировать порядок работы с обращениями граждан в Федеральной миграционной службе, кроме того, на основании данной базы мы можем подробно изучить организацию работы с обращениями в отделении № 5.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования:
1) анализ документов учреждения;
2) наблюдение за осуществлением отдельных делопроизводственных процессов;
3) статистический метод (использован в целях анализа статистической информации);
4) графический метод, позволяющий схематически изобразить структуру учреждения, маршруты движения обращений граждан, а также проанализировать данные по объему документооборота.
Научная и практическая значимость. Научная значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы научного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, а разработанные локальные документы могут применяться как методическая основа для разработки документов в подобных учреждениях. Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовка научно обоснованных совершенствований локальных актов может оказать помощь в совершенствовании делопроизводства по работе с обращениями граждан в отделении № 5 и повышении качества работы с населением. Практическое значение имеют переработанные нами и разработанные нормативно- методические документы: должностной регламент специалиста 1 разряда, административный регламент по работе с обращениями граждан.
Апробация научного исследования. Положения выпускной квалификационной работы были изложены в материалах доклада на международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2016», и в статье «Правила разработки должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области», опубликованной в сборнике студенческих научных работ «Белгородский диалог - 2016. Материалы международного форума молодых ученых
«Белгородский диалог-2016» (9-11 апреля 2016 года).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, два раздела, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы и проанализирована степень изученности данной темы в научной литературе, рассмотрены отечественные нормативно-правовые акты и методические документы по данной проблеме, поставлена цель и задачи исследования. Также во введении обоснован выбор методов исследования, проанализирована степень научной и практической значимости выпускной квалификационной работы, раскрыта информация об апробации материала и охарактеризована структура работы.
Первый раздел «Организация работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в
г. Белгород» содержит информацию об истории становления и развития ФМС на территории Белгородской области, основных направлениях деятельности, организационно-правовом статусе и организационной структуре отделения № 5. Также содержится информация о нормативно- 14
правовом регулировании работы с обращениями граждан, видах и формах обращений, которые подаются в отделение № 5, организации
делопроизводства по обращениям граждан (порядок регистрации обращений, обработки, хранения обращений), представлен анализ количества обращений, поданных в отделение № 5 за период с 2010 по 2015 гг.
Во втором разделе «Основные направления совершенствования работы с обращениями граждан в отделении № 5 отдела УФМС России по
Белгородской области в г. Белгород» вносятся предложения по совершенствованию должностного регламента специалиста 1 разряда и разработке Административного регламента по работе с обращениями граждан.
В заключении представлены наиболее важные выводы, полученные в результате научного исследования.
В приложения включены разработанные локальные организационно - правовые документы, а именно проекты должностного регламента специалиста 1 разряда и административного регламента по работе с обращениями граждан.
Право граждан на обращения будет всегда актуальным в отделениях ФМС Российской Федерации. Это связано, прежде всего, с тем, что гражданин в течение всей своей жизни сталкивается с задачей оформления документов, а, следовательно, вынужден обращаться в ФМС с заявлением на получение документов. Кроме того, всегда есть риск некачественного оказания государственной услуги по работе с обращениями граждан, отсюда вытекает право каждого гражданина обращаться в федеральный миграционную службу с жалобой.
Порядок рассмотрения обращений независимо от способа подачи является одинаковым. Особенность при работе с письменными и электронными обращениями заключается только в способе подачи обращения. Каждый гражданин определяет для себя наиболее удобный способ подачи обращения. Изучив динамику обращений в отделении № 5, можно сделать вывод, что в последнее время большая часть граждан подает обращения через Единый портал государственных и муниципальных услуг, так как это сокращает время на подачу обращений и упрощает процедуру получения государственных услуг.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы определили понятие обращения гражданина и виды обращений, существующих в отделении № 5. Обращение гражданина (далее -
обращение) - направленное в государственный орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган. Существует 3 вида обращений: заявление, предложение и жалоба, однако в отделении № 5 подаются заявления, жалобы и ведется личный прием (в ходе которого реализуется право на устное обращение гражданина). С обращениями граждан в отделении № 5 работает специалист 1 разряда и другие сотрудники, в обязанности которых входит выдача паспортов гражданам, а также начальник отделения.
При рассмотрении процесса организации работы с обращениями граждан было установлено, что прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, который зависит от количества поступающих обращений, масштабов и характера деятельности отделения, от того, создано ли для работы с обращениями граждан отдельное структурное подразделение или обязанности возлагаются на определенное должностное лицо. Оперативность работы с обращениями граждан напрямую зависит от своевременного и правильного формированию делопроизводства по обращениям граждан. Регистрация обращений представляет собой юридическое свидетельствование того, что документы приняты к рассмотрению в данной организации. Важнейший момент рассмотрения обращений граждан - принятие решения по обращению, так как от принятого решения зависит будут ли удовлетворены требования гражданина. Решение по обращению принимается с учетом детального изучения обращения, оно должно иметь логическое и правовое обоснование. Особенно важно соблюдать сроки рассмотрения обращений, так как промедления в исполнении обращения могут привести к нарушению законных прав гражданина.
На основании изучения нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу с обращениями граждан в отделении № 5, можно сделать вывод, что в них регламентированы не все вопросы, касающиеся порядка работы с обращениями граждан. Недостаточно описан порядок осуществления контроля за исполнением обращения гражданина, нигде не прописана четкая схема рассмотрения обращений. Переработка
должностного регламента позволит установить четкие права и обязанности специалиста 1 разряда, именно поэтому очень важно, чтобы должностной регламент был оформлен в соответствии с действующим законодательством.
Именно поэтому разработка Административного регламента по работе с обращениями граждан позволит уменьшить количество времени, затрачиваемое на рассмотрение каждого обращения, так как порядок и сроки рассмотрения будут прописаны в локальном методическом документе, который всегда под рукой у сотрудников. При помощи разработанного регламента работа с обращениями граждан в Отделении № 5 будет
систематизирована и упрощена, что позволит сотрудникам отделения обрабатывать большее количество обращений за один рабочий день.
В целом, можно сказать, что весь комплекс предложенных мер позволяет оптимизировать работу отделения № 5, сделать государственную услугу более качественной, а после апробации и в случае необходимости доработки данные документы могут быть использованы в отделении № 5 и в других отделениях ФМС по Белгородской области в г. Белгород.
Порядок рассмотрения обращений независимо от способа подачи является одинаковым. Особенность при работе с письменными и электронными обращениями заключается только в способе подачи обращения. Каждый гражданин определяет для себя наиболее удобный способ подачи обращения. Изучив динамику обращений в отделении № 5, можно сделать вывод, что в последнее время большая часть граждан подает обращения через Единый портал государственных и муниципальных услуг, так как это сокращает время на подачу обращений и упрощает процедуру получения государственных услуг.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы определили понятие обращения гражданина и виды обращений, существующих в отделении № 5. Обращение гражданина (далее -
обращение) - направленное в государственный орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган. Существует 3 вида обращений: заявление, предложение и жалоба, однако в отделении № 5 подаются заявления, жалобы и ведется личный прием (в ходе которого реализуется право на устное обращение гражданина). С обращениями граждан в отделении № 5 работает специалист 1 разряда и другие сотрудники, в обязанности которых входит выдача паспортов гражданам, а также начальник отделения.
При рассмотрении процесса организации работы с обращениями граждан было установлено, что прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, который зависит от количества поступающих обращений, масштабов и характера деятельности отделения, от того, создано ли для работы с обращениями граждан отдельное структурное подразделение или обязанности возлагаются на определенное должностное лицо. Оперативность работы с обращениями граждан напрямую зависит от своевременного и правильного формированию делопроизводства по обращениям граждан. Регистрация обращений представляет собой юридическое свидетельствование того, что документы приняты к рассмотрению в данной организации. Важнейший момент рассмотрения обращений граждан - принятие решения по обращению, так как от принятого решения зависит будут ли удовлетворены требования гражданина. Решение по обращению принимается с учетом детального изучения обращения, оно должно иметь логическое и правовое обоснование. Особенно важно соблюдать сроки рассмотрения обращений, так как промедления в исполнении обращения могут привести к нарушению законных прав гражданина.
На основании изучения нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу с обращениями граждан в отделении № 5, можно сделать вывод, что в них регламентированы не все вопросы, касающиеся порядка работы с обращениями граждан. Недостаточно описан порядок осуществления контроля за исполнением обращения гражданина, нигде не прописана четкая схема рассмотрения обращений. Переработка
должностного регламента позволит установить четкие права и обязанности специалиста 1 разряда, именно поэтому очень важно, чтобы должностной регламент был оформлен в соответствии с действующим законодательством.
Именно поэтому разработка Административного регламента по работе с обращениями граждан позволит уменьшить количество времени, затрачиваемое на рассмотрение каждого обращения, так как порядок и сроки рассмотрения будут прописаны в локальном методическом документе, который всегда под рукой у сотрудников. При помощи разработанного регламента работа с обращениями граждан в Отделении № 5 будет
систематизирована и упрощена, что позволит сотрудникам отделения обрабатывать большее количество обращений за один рабочий день.
В целом, можно сказать, что весь комплекс предложенных мер позволяет оптимизировать работу отделения № 5, сделать государственную услугу более качественной, а после апробации и в случае необходимости доработки данные документы могут быть использованы в отделении № 5 и в других отделениях ФМС по Белгородской области в г. Белгород.



