Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы психолого - педагогический коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности межличностных отношений младших
школьников с ОВЗ 15
1.3. Теоретическое обоснование процесса психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ 21
Глава II. Организация исследования межличностных отношений младших школьников
2.1. Этапы, методы, методики опытно-экспериментального
исследования 35
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции
межличностных отношений младших школьников 51
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.3. Рекомендации учителям и родителям по психолого -
педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников 65
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение
Содержанием межличностных отношений всегда будет общение, выступающее средством обмена информацией и, в то же время, оказывающее влияние на развитие личности школьников. Основа межличностных отношений закладывается в подростковом возрасте, которая на всем жизненном пути будет определять поведение человека во всех отношениях с окружающими его людьми. Происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Младший подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми.
Центр физической и духовной жизни ребенка переходит в среду сверстников и взрослых. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у подростка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в принятии его другими, в позитивных оценках, но в подростковом возрасте эта потребность выражена наиболее ярко. В настоящее время растут такие негативные социальные явления, как преступность, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение молодежи.
Для младшего школьника с ОВЗ наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет, как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально- психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для младшего школьника с ОВЗ наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать и обозначить автора Н.Н. Обозова. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, «Социометрия», «Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и других.
Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения и в дальнейшем может возникнуть необходимость в их психолого-педагогической коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что показатели
межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ оптимизируются после реализации специально разработанной программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить возрастные особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
3) Теоретически обосновать процесс психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
4) Описать этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6) Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
7) Проанализировать эффективность результаты опытно-экспериментального исследования коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
8) Разработать рекомендации педагогам по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты и тестирование по методикам:
• «Социометрия» Я. Морено;
• «Оценка социально - психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е.И. Рогова;
• Методика исследования коммуникативных способностей (КОС-Т. авторы В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 г. Челябинска, учащиеся 4 класса в количестве 10 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения Н.Н. Обозова, который считает, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, но младших школьников полностью взрослыми считать ещё нельзя, так как у них ещё многое сохранилось от детства. Вся система взаимоотношений в этом возрасте становится сложнее и в ней младшие школьники уже играют множество различных социальных ролей. Младший подростковый возраст выступает как важный момент социального и психологического развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которая содержит четыре блока: целевой, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки.
Также составлено «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которое подчиняется генеральной цели - осуществить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников. Определены задачи программы: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников; развитие коммуникативных навыков общения в коллективе младших школьников; развитие эмпатии (чувства понимания и сопереживания к другим людям).
Выполнение этих задач поможет младшим школьникам добиться более адекватной социализации, окажет положительное влияние на социально- психологический климат школьного коллектива и позволит освоить членам коллектива новые эффективные формы поведения в различных сложных, эмоционально насыщенных ситуациях.
Психолого-педагогическое исследование межличностных отношений младших школьников проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно - обобщающий. В исследовании межличностных отношений младших школьников были использованы следующие методы и методики: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание; эмпирические - экспериментальный (констатирующий), тестирование по методикам. Для диагностики межличностных отношений младших школьников были применены следующие методики: «Социометрия» Я. Морено, «Оценка социально- психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е. И. Рогова, методика исследования коммуникативных способностей (КОС-I. Авторы В. Синявский, Б. Федоришин).
Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования. По результатам «Социально-психологический тест» по методике Дж. Морено, можно сделать вывод, что оценка внутригрупповых отношений класса может на низком уровне. Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемые» или «отвергнутые». В данном направлении необходима коррекционная работа в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в классе.
Диагностика по методике «Оценка социально-психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова показала, что у младших школьников преобладает безразличное отношение друг к другу, вследствие чего, климат группы школьников в целом можно обозначить как низкий уровень благоприятности.
Данные результаты опроса показали, что психологический климат отражает сложившиеся в коллективе благоприятные взаимоотношения, характер делового сотрудничества и отношение к значимым явлениям жизни коллектива. В результате опроса, мы выявили свойства коллектива, которые объединяют его, и это важный показатель уровня его развития. Важно отметить, что степень сильной неблагоприятности психологического климата в нашем ученическом коллективе доминирует.
С целью диагностики «КОС-I» выделены четыре уровня коммуникативных способностей: средний - 2 учеников (20%), высокий -1 учеников (1%), очень высокий - 0 ученика (0%), ниже среднего уровня коммуникативных способностей получили 2 учеников (20%). Исходя из полученных результатов видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на констатирующем этапе эксперимента являются низкий уровень 5 учеников (50 %).
Наша коррекционная программа проводится со всеми учащимися и направлена на улучшение межличностных отношений у младших школьников, большинство из которых, по методике «Социометрия», а именно 7 человек, имеют статусы «пренебрегаемых» и «отвергнутых». Это школьники, которые получили наибольшее число отрицательных выборов, то есть присутствие таких исследуемых способствует неблагоприятной эмоциональной обстановке в классе. Это значит, что коррекционная программа необходима для этих учащихся. Для школьников, имеющих «низкий» и уровень коммуникативных способностей «ниже среднего», программа также будет полезна, так как они смогут повысить свой коммуникативный навык, будут стремиться к контактам с людьми, смогут отстаивать своё мнение, проявлять инициативу в общественной деятельности.
Термин «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Психолого-педагогическая программа направлена на развитие сферы межличностных отношений младших школьников. Мероприятия, проводимые нами, включают в себя упражнения и игры, которые способствуют созданию благоприятного климата в классе, снятию эмоционального напряжения, профилактике межличностных конфликтов. Благодаря разработанным нами занятиям младшие школьники смогут расширить знания о межличностных отношениях, о способах эффективного взаимодействия друг с другом. Продолжительность занятий по коррекции межличностных отношений младших школьников: 40 мин.
Количество и частота занятий: 10 занятий, два занятия в неделю.
Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика. В результате проведения методики исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе констатирующего эксперимента и результаты исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе формирующего эксперимента, полученное эмпирическое значение, методом математической статистики Т-критерия Вилкоксона, находится в зоне значимости следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза Н0 отвергается, принимается гипотеза Н1. Это значит уровень межличностных отношений младших школьников изменился после проведения коррекционной программы.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014. 816 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Детство. Юность. Молодость. М.: МПСИ, 2010. 224 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 376 с.
5. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2008. 230 с.
7. Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. СПб. : ЛГУ, 2008. 241 с.
8. Бодалёв А.А., Столина В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь,
2009. 440 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2006. 136 с.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 2009. 800 с.
12. Голубев Г.Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе. М.: Высшая школа, 2011. 128 с.
13. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 307 с.
14. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010.
183 с. 85
15. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. 203 с.
16. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н. В. Регламент аттестационных материалов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 132 с.
17. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников. Челябинск: Изд- во «АТОКСО», 2010. 111 с.
18. Долгова В. И., Попова Е. В., Молоканов А. В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 91-95.
19. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 2009. 168 с. 20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. СПб. и др.: Питер, 2011. 318 с.
21. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2009. 318 с.
22. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет. М.: Содействие, 2009. 388 с.
23. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 141 с.
24. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки школьников. // Вестник московского университета. 2009. - №3 (14). С. 35
25. Ильин Е.И. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
26. Ильин Е.И. Психология неформального общения. СПб.: Питер, 2015 г. 384 с. 86 2
7. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов- на-Дону: Феникс, 2011. 444 с.
28. Каган М.С. Школьниковая психология. М.: Изд-во РОУ, 2009. 215 с.
29. Ковалев А.Г. Психологические особенности человека, т.2. М.: ЛГУ, 2006. 304 с.
30. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
31. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 2009. 284 с.
32. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2009. 255 с.
33. Краткий психологический словарь под ред. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 317 с.
34. Кречмер Э. Строение тела и характер: Психология
индивидуальных различий. М.: Книга по требованию, 2012. 168 с.
35. Кулагин И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект. 2013. 432 с.
36. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.: межличностное общение. СПб.: Питер, 2013. 269 с.
37. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. М.: книга по требованию. 2012. 288 с.
38. Леванова Е.И. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
39. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с школьниками. М.: Академия, 2008. 256 c.
40. Липкина А.И. Самооценка подростка. М.: Знание, 2010. 64 с.
41. Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия. М.: Академия, 2010. 534 с. 87
42. Мерлин В.С. Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека. М.: АПН, 2013. 166 с.
43. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Очерк теории темперамента. М.: МПСИ, 2009. 544 с.
44. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Наука, 2010. 392 с.
45. Морено Дж. Психодрама и групповая психотерапия. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации. М.: Психотерапия, 2008. 496 с.
46. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Иностранная литература, 2014. 285 с.
47. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010. 453 с.
48. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. С.: Бахрах, 2011. 244 с.
49. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2011. 400 с.
50. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К.: Наука, 2009. 191 с.
51. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. С.: Бахрах, М, 2007. 521 с.
52. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. СПб.: БХВ- Петербург, 2011. 240 с.
53. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. М.: Ид. Персонал, 2008. 228 с.
54. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2012. 480 с.
55. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. М.:
Просвещение, 2011. 339 с.
56. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:
Академия, 2009. 512 с.
57. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Владос, 2009. 362 с.
58. Практикум по психологическим играм с детьми и школьниками / под. ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер. 2006. 304 с.
59. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь. 2010. 693 с.
60. Резникова Е.В. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы: методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2013. 107 с.
61. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. М.: Юрайт. 2012. 412 с.
62. Розанов В.А. Психология управления: учебное пособие / под ред. В.А. Розанова. М.: Академия, 2009. 560 с.
63. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях. М.: Владос, 2012, 113 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с.
65. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.:ИП РАН, 2012. 528 с.
66. Рыкова Н.Н. Академия волшебства: программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. СПб.: Речь, 2011. - 127 с.
67. Свеницкий Л.А. Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Проспект, 2009. 512 с.
68. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука,
2010. 144 с. 89
69. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 2013. 800 с.
70. Собчик Л.В. Диагностика межличностных отношений. М.: Боргес, 2010. 52 с.
71. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: Проспект, 2014. 462 с.
72. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2012. 47 с.
73. Толочек В. Современная психология труда: глоссарий. Спб.: Питер, 2006. 479 с. 74. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2006. 490 с.
75. Хоментаускас Г.Т. Использование детских рисунков для исследования семейных отношений. Вопросы психологии. М.: Проспект. 2006 г. № 1.
76. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 2009. 554 с.