Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы психолого - педагогический коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности межличностных отношений младших
школьников с ОВЗ 15
1.3. Теоретическое обоснование процесса психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ 21
Глава II. Организация исследования межличностных отношений младших школьников
2.1. Этапы, методы, методики опытно-экспериментального
исследования 35
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции
межличностных отношений младших школьников 51
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.3. Рекомендации учителям и родителям по психолого -
педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников 65
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение
Глава I. Теоретический анализ проблемы психолого - педагогический коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности межличностных отношений младших
школьников с ОВЗ 15
1.3. Теоретическое обоснование процесса психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ 21
Глава II. Организация исследования межличностных отношений младших школьников
2.1. Этапы, методы, методики опытно-экспериментального
исследования 35
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции
межличностных отношений младших школьников 51
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.3. Рекомендации учителям и родителям по психолого -
педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников 65
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение
Содержанием межличностных отношений всегда будет общение, выступающее средством обмена информацией и, в то же время, оказывающее влияние на развитие личности школьников. Основа межличностных отношений закладывается в подростковом возрасте, которая на всем жизненном пути будет определять поведение человека во всех отношениях с окружающими его людьми. Происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Младший подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми.
Центр физической и духовной жизни ребенка переходит в среду сверстников и взрослых. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у подростка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в принятии его другими, в позитивных оценках, но в подростковом возрасте эта потребность выражена наиболее ярко. В настоящее время растут такие негативные социальные явления, как преступность, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение молодежи.
Для младшего школьника с ОВЗ наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет, как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально- психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для младшего школьника с ОВЗ наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать и обозначить автора Н.Н. Обозова. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, «Социометрия», «Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и других.
Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения и в дальнейшем может возникнуть необходимость в их психолого-педагогической коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что показатели
межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ оптимизируются после реализации специально разработанной программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить возрастные особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
3) Теоретически обосновать процесс психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
4) Описать этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6) Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
7) Проанализировать эффективность результаты опытно-экспериментального исследования коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
8) Разработать рекомендации педагогам по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты и тестирование по методикам:
• «Социометрия» Я. Морено;
• «Оценка социально - психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е.И. Рогова;
• Методика исследования коммуникативных способностей (КОС-Т. авторы В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 г. Челябинска, учащиеся 4 класса в количестве 10 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Центр физической и духовной жизни ребенка переходит в среду сверстников и взрослых. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у подростка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в принятии его другими, в позитивных оценках, но в подростковом возрасте эта потребность выражена наиболее ярко. В настоящее время растут такие негативные социальные явления, как преступность, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение молодежи.
Для младшего школьника с ОВЗ наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет, как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально- психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для младшего школьника с ОВЗ наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать и обозначить автора Н.Н. Обозова. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, «Социометрия», «Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и других.
Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения и в дальнейшем может возникнуть необходимость в их психолого-педагогической коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что показатели
межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ оптимизируются после реализации специально разработанной программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить возрастные особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.
3) Теоретически обосновать процесс психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
4) Описать этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6) Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
7) Проанализировать эффективность результаты опытно-экспериментального исследования коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
8) Разработать рекомендации педагогам по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ.
В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты и тестирование по методикам:
• «Социометрия» Я. Морено;
• «Оценка социально - психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е.И. Рогова;
• Методика исследования коммуникативных способностей (КОС-Т. авторы В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 г. Челябинска, учащиеся 4 класса в количестве 10 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения Н.Н. Обозова, который считает, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, но младших школьников полностью взрослыми считать ещё нельзя, так как у них ещё многое сохранилось от детства. Вся система взаимоотношений в этом возрасте становится сложнее и в ней младшие школьники уже играют множество различных социальных ролей. Младший подростковый возраст выступает как важный момент социального и психологического развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которая содержит четыре блока: целевой, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки.
Также составлено «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которое подчиняется генеральной цели - осуществить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников. Определены задачи программы: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников; развитие коммуникативных навыков общения в коллективе младших школьников; развитие эмпатии (чувства понимания и сопереживания к другим людям).
Выполнение этих задач поможет младшим школьникам добиться более адекватной социализации, окажет положительное влияние на социально- психологический климат школьного коллектива и позволит освоить членам коллектива новые эффективные формы поведения в различных сложных, эмоционально насыщенных ситуациях.
Психолого-педагогическое исследование межличностных отношений младших школьников проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно - обобщающий. В исследовании межличностных отношений младших школьников были использованы следующие методы и методики: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание; эмпирические - экспериментальный (констатирующий), тестирование по методикам. Для диагностики межличностных отношений младших школьников были применены следующие методики: «Социометрия» Я. Морено, «Оценка социально- психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е. И. Рогова, методика исследования коммуникативных способностей (КОС-I. Авторы В. Синявский, Б. Федоришин).
Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования. По результатам «Социально-психологический тест» по методике Дж. Морено, можно сделать вывод, что оценка внутригрупповых отношений класса может на низком уровне. Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемые» или «отвергнутые». В данном направлении необходима коррекционная работа в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в классе.
Диагностика по методике «Оценка социально-психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова показала, что у младших школьников преобладает безразличное отношение друг к другу, вследствие чего, климат группы школьников в целом можно обозначить как низкий уровень благоприятности.
Данные результаты опроса показали, что психологический климат отражает сложившиеся в коллективе благоприятные взаимоотношения, характер делового сотрудничества и отношение к значимым явлениям жизни коллектива. В результате опроса, мы выявили свойства коллектива, которые объединяют его, и это важный показатель уровня его развития. Важно отметить, что степень сильной неблагоприятности психологического климата в нашем ученическом коллективе доминирует.
С целью диагностики «КОС-I» выделены четыре уровня коммуникативных способностей: средний - 2 учеников (20%), высокий -1 учеников (1%), очень высокий - 0 ученика (0%), ниже среднего уровня коммуникативных способностей получили 2 учеников (20%). Исходя из полученных результатов видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на констатирующем этапе эксперимента являются низкий уровень 5 учеников (50 %).
Наша коррекционная программа проводится со всеми учащимися и направлена на улучшение межличностных отношений у младших школьников, большинство из которых, по методике «Социометрия», а именно 7 человек, имеют статусы «пренебрегаемых» и «отвергнутых». Это школьники, которые получили наибольшее число отрицательных выборов, то есть присутствие таких исследуемых способствует неблагоприятной эмоциональной обстановке в классе. Это значит, что коррекционная программа необходима для этих учащихся. Для школьников, имеющих «низкий» и уровень коммуникативных способностей «ниже среднего», программа также будет полезна, так как они смогут повысить свой коммуникативный навык, будут стремиться к контактам с людьми, смогут отстаивать своё мнение, проявлять инициативу в общественной деятельности.
Термин «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Психолого-педагогическая программа направлена на развитие сферы межличностных отношений младших школьников. Мероприятия, проводимые нами, включают в себя упражнения и игры, которые способствуют созданию благоприятного климата в классе, снятию эмоционального напряжения, профилактике межличностных конфликтов. Благодаря разработанным нами занятиям младшие школьники смогут расширить знания о межличностных отношениях, о способах эффективного взаимодействия друг с другом. Продолжительность занятий по коррекции межличностных отношений младших школьников: 40 мин.
Количество и частота занятий: 10 занятий, два занятия в неделю.
Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика. В результате проведения методики исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе констатирующего эксперимента и результаты исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе формирующего эксперимента, полученное эмпирическое значение, методом математической статистики Т-критерия Вилкоксона, находится в зоне значимости следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза Н0 отвергается, принимается гипотеза Н1. Это значит уровень межличностных отношений младших школьников изменился после проведения коррекционной программы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил разработать модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которая содержит четыре блока: целевой, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки.
Также составлено «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции межличностных отношений младших школьников, которое подчиняется генеральной цели - осуществить психолого-педагогическую коррекцию межличностных отношений младших школьников. Определены задачи программы: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников; развитие коммуникативных навыков общения в коллективе младших школьников; развитие эмпатии (чувства понимания и сопереживания к другим людям).
Выполнение этих задач поможет младшим школьникам добиться более адекватной социализации, окажет положительное влияние на социально- психологический климат школьного коллектива и позволит освоить членам коллектива новые эффективные формы поведения в различных сложных, эмоционально насыщенных ситуациях.
Психолого-педагогическое исследование межличностных отношений младших школьников проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно - обобщающий. В исследовании межличностных отношений младших школьников были использованы следующие методы и методики: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание; эмпирические - экспериментальный (констатирующий), тестирование по методикам. Для диагностики межличностных отношений младших школьников были применены следующие методики: «Социометрия» Я. Морено, «Оценка социально- психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е. И. Рогова, методика исследования коммуникативных способностей (КОС-I. Авторы В. Синявский, Б. Федоришин).
Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования. По результатам «Социально-психологический тест» по методике Дж. Морено, можно сделать вывод, что оценка внутригрупповых отношений класса может на низком уровне. Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемые» или «отвергнутые». В данном направлении необходима коррекционная работа в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в классе.
Диагностика по методике «Оценка социально-психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова показала, что у младших школьников преобладает безразличное отношение друг к другу, вследствие чего, климат группы школьников в целом можно обозначить как низкий уровень благоприятности.
Данные результаты опроса показали, что психологический климат отражает сложившиеся в коллективе благоприятные взаимоотношения, характер делового сотрудничества и отношение к значимым явлениям жизни коллектива. В результате опроса, мы выявили свойства коллектива, которые объединяют его, и это важный показатель уровня его развития. Важно отметить, что степень сильной неблагоприятности психологического климата в нашем ученическом коллективе доминирует.
С целью диагностики «КОС-I» выделены четыре уровня коммуникативных способностей: средний - 2 учеников (20%), высокий -1 учеников (1%), очень высокий - 0 ученика (0%), ниже среднего уровня коммуникативных способностей получили 2 учеников (20%). Исходя из полученных результатов видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на констатирующем этапе эксперимента являются низкий уровень 5 учеников (50 %).
Наша коррекционная программа проводится со всеми учащимися и направлена на улучшение межличностных отношений у младших школьников, большинство из которых, по методике «Социометрия», а именно 7 человек, имеют статусы «пренебрегаемых» и «отвергнутых». Это школьники, которые получили наибольшее число отрицательных выборов, то есть присутствие таких исследуемых способствует неблагоприятной эмоциональной обстановке в классе. Это значит, что коррекционная программа необходима для этих учащихся. Для школьников, имеющих «низкий» и уровень коммуникативных способностей «ниже среднего», программа также будет полезна, так как они смогут повысить свой коммуникативный навык, будут стремиться к контактам с людьми, смогут отстаивать своё мнение, проявлять инициативу в общественной деятельности.
Термин «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Психолого-педагогическая программа направлена на развитие сферы межличностных отношений младших школьников. Мероприятия, проводимые нами, включают в себя упражнения и игры, которые способствуют созданию благоприятного климата в классе, снятию эмоционального напряжения, профилактике межличностных конфликтов. Благодаря разработанным нами занятиям младшие школьники смогут расширить знания о межличностных отношениях, о способах эффективного взаимодействия друг с другом. Продолжительность занятий по коррекции межличностных отношений младших школьников: 40 мин.
Количество и частота занятий: 10 занятий, два занятия в неделю.
Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика. В результате проведения методики исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе констатирующего эксперимента и результаты исследования коммуникативных способностей (КОС-I) авторы В. Синявский, Б. Федоришин на этапе формирующего эксперимента, полученное эмпирическое значение, методом математической статистики Т-критерия Вилкоксона, находится в зоне значимости следовательно, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Гипотеза Н0 отвергается, принимается гипотеза Н1. Это значит уровень межличностных отношений младших школьников изменился после проведения коррекционной программы.
Подобные работы
- Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование межличностных отношений младших школьников
средствами танцевальной терапии в условиях инклюзивной практики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



