Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-дидактический анализ состояния проблемы использования
§1.1. Научно-методический анализ понятия «индивидуальная образовательная траектория» обучающегося 10
§1.2. Состояние проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в теории и практике школьного обучения 17
§1.3. Отражение содержания и организационных условий проведения различных видов олимпиад по физике в индивидуальной образовательной траектории обучающегося 35
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА II. Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся при подготовке к олимпиадам по физике
§2.1. Особенности профессиональной деятельности учителя при разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в ходе подготовки их к физическим олимпиадам 53
§2.2. Педагогические условия и принципы подготовки обучающихся к участию в олимпиадах по физике 60
§2.3. Методика реализации индивидуальных образовательных траекторий для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов 67
Выводы по второй главе 75
ГЛАВА III. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
§3.1. Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента 82
§3.2. Результаты педагогического эксперимента 94
Выводы по третьей главе 114
Заключение 116
Библиографический список 121
Приложения
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в обществе поставила перед системой образования задачу по формированию поколения широко образованных - нравственно воспитанных, деловых и предприимчивых молодых людей, готовых самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора.
В связи с этим в модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на формирование учебных универсальных действий каждого ребенка, на предоставлении ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, на получении полноценного качественного образования.
Несмотря на большое число существующих работ по организации и реализации основных принципов современного обучения часто сталкиваемся с той недостаточной разработанностью вопроса организации деятельности учителя- предметника с учениками, которая выражается в следующих противоречиях:
на социальном уровне: между требованиями общества и государства, предъявляемыми к качеству образования учеников, и недостаточной ориентацией педагогов на реализацию этих требований для учеников;
на общенаучном (педагогическом) уровне: между необходимостью совершенствования процесса обучения и недостаточной разработанностью методических и технологических основ планирования и организации процесса обучения;
на методическом: между ориентацией образовательного процесса на активную учебно-познавательную деятельность и отсутствием обоснования выбора приемов и форм организации работы с учащимися в различных видах их учебной работы по физике.
Необходимость разрешения вышеназванных противоречий определила актуальность исследуемой проблемы, которая заключается в поиске ответа на вопрос: «Какова методика реализации индивидуальной образовательной траектории, способствующей вовлечению обучающихся в олимпиадное движение и достижения ими планируемых результатов».
В соответствие с противоречиями и проблемой можно сформулировать тему исследования «Олимпиады по физике как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся».
Объект исследования: процесс обучения физике в средней школе.
Предмет исследования: реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через подготовку к физическим олимпиадам.
Цель исследования: разработать методику реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в процессе подготовке обучающихся к различным видам олимпиад по физике.
На основе выделенной проблемы и цели исследования, нами была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в следующем: если разработать и внедрить в практику школьного обучения физике методику реализации индивидуальных образовательных траекторий это будет способствовать вовлечению обучающихся в олимпиадное движение и достижения ими планируемых результатов в данном виде деятельности.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в теории и практике школьного обучения.
2. Раскрыть сущность, содержание и структуру понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут».
3. Разработать методы и приемы внедрения индивидуальной образовательной траектории обучающегося в процессе подготовки к участию в олимпиадном движении по физике.
4. Разработать методику реализации индивидуальных образовательных траекторий для вовлечения и подготовке обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики подготовки к участию обучающихся к различным видам олимпиад по физике средствами индивидуальных образовательных траекторий.
Методологической основой исследования является многоуровневая концепция методологического знания, позволяющая использовать: на философском уровне - теорию познания и развития, положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира; на общенаучном уровне - системный подход, культурологический подход; на конкретно-научном уровне - идеи гуманизации образования, личностно-деятельностный подход к процессу и результату обучения, компетентностный подход к образованию, теории педагогической инновационной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили: работы по изучению психологических особенностей школьников, испытывающих затруднения в обучении (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Э.А. Голубева, Т.В. Егорова, Н.С. Лейтес, Х.Й. Лийметс, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов, Т.Н. Пашукова, A. В. Петровский, А.А. Смирнов и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (М.К. Акимова, Ю.К. Бабанский, В.В. Белоус, Е.Я. Голант, Э.А. Голубева, Т.В. Егорова, А.А. Кирсанов, Е.И. Ковальчук, У.Е. Кузнецова, B. C. Мерлин, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов, И.Э. Унт и др.); теория личностно-ориентированного подхода (М.И. Лукьянова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин и др.); исследования по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках физики (Х.Г. Алеева, Ю.П. Дубенский, Л.А. Кирик, И.А. Пархатский, Н.В. Фирюлина и др.).
Для решения поставленных задач применялись теоретические и экспериментальные методы исследования: теоретический анализ на основе изучения научной и методической литературы; анализ теоретических исследований и практических разработок по методике обучения физике на уровне основного общего образования; анализ теоретических исследований и практического опыта по содействию самообразованию в различных предметных областях; анализ нормативных документов школьного образования; моделирование для построения модели процесса обучения физике на уровне основного общего образования, основанного на содействии (организационно-прогностическом, процессуально-содержательном, аналитико-корректирующим) самообразованию обучающихся на уровне основного общего образования при изучении физики; наблюдение, исследование и обобщение эффективного опыта и массовой практики школьного обучения физике, анкетирование обучающихся и педагогов, беседа, контрольные срезы знаний обучающихся, методы поэлементного и пооперационного анализа; количественные методики экспериментального исследования, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Определены психолого-дидактические аспекты реализации индивидуальных образовательных траекторий для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов данной деятельности.
2. Научно обоснована и разработана методика реализации индивидуальных образовательных траекторий для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов.
3. Выявлены педагогические условия и принципы подготовки обучающихся к участию в различных видах олимпиада по физике.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что его результаты способствуют дальнейшему развитию теорий формирования способности и готовности обучающихся к участию в олимпиадном движению, а именно:
1. Обоснована возможность построения процесса подготовки обучающихся к различным олимпиадам по физике средствами индивидуальной образовательной траектории.
2. Конкретизировано содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» в том, что это целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая ученику выбор, самоопределение и самореализации в освоении образовательного стандарта на основе педагогической поддержки со стороны учителя. А для учителя индивидуальная образовательная траектория конкретного ученика - это организационно-управленческая программа, позволяющая реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями планируемых результатов, очерченных в образованном стандарте.
3. Выявлены условия эффективности использования в образовательном процессе индивидуального образовательного маршрута обучающихся, а именно: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОТ как одного из способов самоопределения, самореализации; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОТ обучающимися; активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОТ; организация рефлексии как основы коррекции ИОТ.
4. Разработана методика реализации индивидуальных образовательных траекторий для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов этой деятельности, которая заключается в том, что на подготовительном этапе проводится диагностики учащихся; определяются темы для изучения в курсе. Подготавливается дидактический материал, информационно-распределительный лист для учащихся, лист учета деятельности, путеводитель по теме и разрабатывается содержания эталона контроля. На пропедевтическом этапе - выявляется образовательный запрос учащихся и его притязания к участию в разных видах олимпиад. На основном этапе - моделируются виды образовательной деятельности, востребованных в подготовке к лидерству в олимпиадном движении и в принятии самостоятельных решений в различных образовательных ситуациях. На завершающем этапе формируется готовность и способность гимназиста к достижению планируемых результатов участия в различных видах олимпиад по физике средствами ИОТ и дальнейшего профессионального самоопределения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и результаты служат совершенствованию процесса подготовки обучающихся к различным олимпиадам по физике и достижению ими планируемых результатов, а именно:
• в методических рекомендациях по реализации индивидуальных образовательных траекторий и вовлечению обучающихся в олимпиадном движении по физике, а также достижению ими планируемых результатов;
• в комплексе методик, помогающих разработать совместно с обучающимися и их родителями этапы индивидуальной образовательной траектории, отслеживать результативность участия в олимпиадном движении и выявлять недостатки в подготовке к различным видам олимпиад по физике;
• в описании видов школьных физических олимпиад с выделением особенности подготовки к ним и форм участия.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования опубликованы в печати и представлены на региональных и всероссийских конференциях: в Челябинске («Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвузовский сборник научных трудов», (2015, 2016 гг.), в Уфе («Учебные записки: сборник научных статей» (2015, 2016 гг.)), в Кирове («Познание процессов обучения физике: сборник статей» (2015 г.)), в Ставрополе («Проблемы и перспективы современной науки: Сборник материалов V Международной научно - практической конференции» (2015 г.)), в Омске («Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС», «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития» (2016 г.).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс в МАОУ «Гимназия № 19» г. Миасса Челябинской области.
Исследование проводилось в несколько этапов (2014-2016 гг.). В исследовании на различных этапах приняли участие 60 обучающихся и 1 учитель МАОУ «Гимназии № 19» города Миасса Челябинской области.
На констатирующего этапе эксперимента (сентябрь-ноябрь 2014 г) изучено состояние проблемы участия обучающихся в олимпиадном движении по физике с целью составления индивидуальной образовательной траектории для результативного участия в олимпиадном движении, проанализированы нормативные документы, педагогическая литература, результаты школьной образовательной практики; проведено педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование учителей и обучающихся.
На этапе поискового эксперимента (ноябрь 2014 года - май 2015 года) изучен опыт работы учителей гимназии г. Миасса Челябинской области по реализации индивидуальной образовательной траектории для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов. Проведен анализ участия в олимпиадах и анкетирование обучающихся с целью выявление группы учащихся склонных к изучению естественных предметов. Осуществлена диагностика сформированных регулятивных УУД на начало педагогического эксперимента. Составлена индивидуальная образовательная траектория для группы обучающихся и прописан индивидуальный образовательный маршрут для слабого и сильного учащегося этой группы. Разработаны методические рекомендации для учителей физики при разработки индивидуальной образовательной траектории используемой для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов.
На этапе обучающего и контрольного экспериментов (2015-2016 учебный год): Уточнено содержание ИОТ и определены сроки реализации и корректировки ИОМ. Произведена проверка результативности разработанной методики реализации индивидуальной образовательной траектории используемой для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов. Проверено качество сформированности регулятивных УУД, а также выявление изменения в количественном и качественном участии в олимпиадном движении по физике.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в обществе поставила перед системой образования задачу по формированию поколения широко образованных - нравственно воспитанных, деловых и предприимчивых молодых людей, готовых самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора.
В связи с этим в модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на индивидуализацию обучения, на возможность реализации своих индивидуальных способностей.
В качестве основы для введения индивидуализацию обучения мы предлагаем методику реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в ходе подготовки их к физическим олимпиадам.
В ходе нашего исследования мы изучили состояние проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в теории и практике школьного обучения, мы раскрыли сущность, содержание и структуру понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого- педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития
Нами были выделены принципы и эффективность внедрения индивидуальной образовательной траектории обучающегося в процессе подготовки к участию в олимпиадном движении по физике.
Принципы проектирования ИОТ (Т.Н. Князева)
• принцип систематической диагностики;
• принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий;
• принцип контроля и корректировки;
• принцип систематичности наблюдений;
• принцип пошаговой фиксации.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
• осознание всеми участниками педагогического процесса (родители-учащиеся-педагоги) необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
• активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
• организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Определены этапы формирования ИОТ:
• Диагностический этап
• Аналитико-исследовательский этап
• Организационно-проектировочный этап.
• Коррекционный этап.
Разрабатывая совместно с обучающимся индивидуальную образовательную траекторию учитель будет:
• иметь четкое представление о том, к каким олимпиада он будет готовить конкретного ученика;
• изучать и знать общую готовность ученика к участию в олимпиадном движении;
• предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у ученика при выполнении различных видов олимпиадных заданий;
• использовать в системе подготовке к олимпиадам индивидуальные и групповые задания;
• анализировать эффективность консультационного содействия и ошибки допускаемые обучающимися при выполнении олимпиадных заданий;
• иметь четкое представление о том, как будет выстраиваться работа с конкретным учеником в течение учебного года;
• обсуждать с каждым учеником структуру и содержание деятельности в рамках индивидуальной образовательной траектории.
Мы провели анализ доступных олимпиад для обучающихся в нашем регионе. И составили таблицу, в которой отразили: виды, сроки, контингент участников олимпиад. Наша анализ физических олимпиад поможет учителям спланировать свою работу по участию в олимпиадном движении по физике.
Мы определили требования к учителю, как к тъютеру, сопровождающему реализацию ИОТ обучающихся в ходе подготовки их к физическим олимпиадам:
1. Знание, интеллект, опыт, умения.
2. Владение основами знаний всех разделов физики.
3. Руководитель-педагог, психолог.
4. Учитель - ИКТ - компетентен.
Реализация всех выше перечисленных дидактических условий лежит в основе целенаправленного отбора, конструирования и применения методов (приемов) подготовки школьной олимпиадной команды для участия обучающихся на разных этапах олимпиадного движения по физике, а также способствует разработки организационных форм обучения для достижения, выдвигаемых в индивидуальной образовательной траектории целей.
В ходе исследования нами была разработана методика реализации индивидуальных образовательных траекторий для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении по физике и достижению ими планируемых результатов.
Предложены формы для прописывания ИОТ и ИОМ, листы для отслеживания прохождения по маршруту и корректировки ИОМ.
В ходе педагогического эксперимента:
1. Мы отработали механизм сбора информации об уровне сформированности УУД; умении решать проблемы и работать с информацией; сформированности читательской грамотности, математической подготовки обучающихся и выявления отношения учащихся к физике и факторов, их определяющих, а также круга познавательных интересов учащихся на различных этапах эксперимента (начальном, промежуточном и итоговом).
2. Проанализировали дистанционные олимпиады по физике и сформировали итоговую таблицу с указание сроков и контингента участников олимпиады.
3. Составили ИОТ для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении с использованием анализа дистанционных олимпиад.
4. Провели сравнительный анализ качества успеваемости по физике, сформированность регулятивных УУД и количества участия обучающихся в олимпиадах по физике на начало и конец эксперимента.
В ходе исследования мы получили положительный результат формирования универсальных учебных действий и увеличение процента участия в олимпиадах по физике реализуя методику внедрения индивидуальных образовательных траекторий.
Анализ результатов педагогического эксперимента показала, что предлагаемая методика реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в ходе подготовки их к физическим олимпиадам является весьма эффективной. При сравнение результатов констатирующего, пробного и обучающего экспериментов, при условии систематического использования предложенной нами методики реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, даже за год работы мы видим положительный результат.
Результаты прохождение обучающимися, по предлагаемому нами маршруту, показали эффективность нашей методики реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Мы считаем, если разработать и внедрить в практику школьного обучения физике методику реализации индивидуальных образовательных траекторий это будет способствовать вовлечению обучающихся в олимпиадное движение и достижения ими планируемых результатов. И наши теоретические исследования это подтвердили, считаем, что этому убедимся на практике.
Таким образом, все задачи исследования были решены и подтверждена исходная гипотеза.
Данная работа актуальна, но не все вопросы связанные с решением вы-двинутой проблемы были решены. Дальнейшее наше исследование мы видим в том, чтобы разработать методику по вовлечению родителей в работу по формированию ИОТ.
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом данная методика реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень подготовки школьников к физическим олимпиадам и достижению планируемых результатов.
1. Абдуллина, О.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски / О.А. Абдуллина, А.А. Плигин // Наука и школа. - 1998. - №4. -С. 34-36.
2. Александрова, Е.А. Лицо подросткового кризиса. Индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 16. - С. 6-9.
3. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий / Е.А. Александрова: Дис. докт. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 364 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 567 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: пособ. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева: Монография. - СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с.
7. Байбородова, Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников / Л.В. Байбородова: Монография. - Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 88 с.
8. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
9. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Бепалько // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 12-17.
10. Браже, Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление / Т.Г. Браже // Тезисы к семинару 25-29 июля 1990/
Под ред. В.И. Онушкина. - Л.: НИИ ООВ, 1990. - С. 39-62.
11. Брюханов, А.В. Толковый физический словарь. Основные термины / А.В. Брюханов, Г.Е. Пустовалов, В.И. Рыдник. - М.: Русский язык, 1988. - 232 с.
12. Буздин, А.И. Задачи московских физических олимпиад / А.И. Буздин, В.А. Ильин. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
13. Гаязов, А.С. Индивидуальные траектории образования личности / А.С. Гаязов / [Электронный ресурс]: www.raop.ru- Режим доступа. Дата об-ращения: 5.12.2015
14. Глазкина, Л.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентами педагогического колледжа в процессе педагогической практики / Л.В. Глазкина: Дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 174 с.
15. Голобов, А.И. Использование персонального компьютера на уроках физики / А.И. Голобов, Е.Л. Голобова / [Электронный ресурс]: http://schools.techno.ru/schl567/metodob/computer/gololobov.htm- Режим доступа. Дата обращения: 28.04.2016
16. Гомулина, Н.Н. Компьютерные подарки учителю физики / Н.Н. Гомулина // Вопросы Интернет образования. - №3 / [Электронный ресурс]: http://center.fio.ru/vio/vio_03/cd_site/Aflicles/art_5_3.hnn- Режим доступа. Дата обращения: 12.03.2016
17. Гороховатский, Л.Ю. Олимпиадная образовательная среда как условие для развития одаренности школьников / Л.Ю. Гороховатский // Альманах научно-образовательной практики. Психолого-педагогическая серия статей по выпускным квалификационным работам РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - Вып. 4. - С. 10 - 13.
18. Грабцевич, В.И. Методическое пособие для подготовки к олимпиаде по физике / В.И. Грабцевич / [Электронный ресурс]: http://www.afportal.ru/teacher/instruction/10- Режим доступа. Дата обращения: 19.04.2015
19. Даммер М.Д., Хохлова В.В. Физика - 5. - Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2014 - 116 с.
20. Данилов, М.А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / М.А. Данилов, М.Н.Скаткин. - М.: Педагогика, 1982 - 303 с.
21. Дзида, Г.А. Развитие умения решать физические задачи при обобщающе-систематизирующем повторении (на подготовительном отделении вуза) / Г.А. Дзида: Дис.кан. пед. наук. - Челябинск, 1987. - 179 с.
22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1982. - 317 с.
23. Ерыкова, В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики / В.Г. Ерыкова: Дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 204 с.
24. Жизнь как творчество / Под ред. Л.В. Созань, В.А. Тихомирович. - Киев: Наукова думка, 1985. - 302 с.
25. Загвязинский, В.П. Методология и методика дидактического ис-следования / В.П. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
26. Как организовать творческую работу ученика по учебному предме¬ту. Материалы дистанционного курса / Сост. А.В. Хуторской, Е.В. Доман- ский.- М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2007. - 390 с.
27. К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута / Консультант: профессор кафедры начального образования Т.Ф. Есенкова / [Электронный ресурс]. -http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc- Режим доступа. Дата обращения: 24.09.2015
28. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР / Т.Н. Князева //Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С. 62-66.
29. Кудинов, В.В. Экспериментальные задания как средство реализации эмпирического познания при обучении физике в 5-6 классах / В.В. Кудинов, М.Д. Даммер. - Челябинск, Изд-во: Крайра, 2012. - 160 с.
30. Кудрина И.Ю. Влияние индивидуальной образовательной траектории на развитие у школьников интереса к предметным олимпиадам по физике //Проблемы и перспективы современной науки: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос. - С.50-54.
31. Кудрина И.Ю. Дидактические условия подготовки школьников к участию в олимпиадах по физике // Познание процессов обучения физике: сборник статей. Вып. Шестнадцатый / под ред. Ю.А. Саурова. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. - С. 17 - 19.
32. Кудрина И.Ю. Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося через дополнительное образование // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. / ответственный ред. О.Р. Шефер. - Вып. XI. - Челябинск: «Край Ра», 2015. - С.19-22.
33. Кудрина И.Ю. Роль индивидуальной образовательной траектории в развитии у школьников интереса к предметным олимпиадам // Учебные записки: сборник научных статей. Вып.16 - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - С. 138¬143.
34. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов / Составитель С.М. Локшина. - М.: Рус. яз., 1985. - 352 с.
35. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
36. Лужнова, Г.В. Использование виртуальных лабораторных работ в учебном курсе физики основной и средней школы / Г.В. Лужнова / [Электронный ресурс]: Материалы Интернет-портала «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru- Режим доступа. Дата обращения: 28.02.2016
37. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс]: йй:р://минобрнауки.рф/босишеп1ъ/1450 - Режим доступа. Дата обращения: 25.01.2016.
38. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч.1. /Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 118 с.
39. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
40. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой. - 2002. - № 27-28. - С. 2-6.
41. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - с.3-31
42. Попов, А.И. Формирование творческого потенциала ученика в условиях олимпиадного движения / А.И. Попов // Открытое образование. - 2005. - №6. - С.23-30.
43. Попов, А.И. Решение творческих задач / А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 88 с.
44. Пурышева, Н.С. Метапредметный подход в методике обучения физике / Н.С. Пурышева, О.А. Крысанова: монография. - Челябинск: Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 215 с.
45. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
46. Рапопорт, А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся / А.Д. Рапопорт: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2012. - 219 с.
47. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр „ВЛА-ДОС”, 1998. - 496 с.
48. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников / М.В. Рутковская: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Л., 1955. - 14 с.
49. Сафонова, И.В. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся гимназии искусств / И.В. Сафонова / [Электронный ресурс]: Материалы Интернет-портала «Научная и исследовательская работа» http://www.manyfactors.ru/-Режим доступа. Дата обращения: 17.01.2016
50. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
51. Слободецкий, И.Ш. Всесоюзные олимпиады по физике. / И.Ш. Слободецкий, В.А. Орлов. - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.
52. Словарь иностранных слов. - М.: Изд-во «Русский язык», 1990. - 736 с.
53. Соколовская, Т.А. К вопросу об индивидуальной образовательной траектории / Т.А. Соколовская //Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Таганрог: Центр научной мысли, 2012. - С. 154-160.
54. Старовикова, И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики) / И.В. Старовикова: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Б., 2007. - 27 с.
55. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года / [Электронный ресурс]:
http://cnb.uran.ru/userfiles/2227r.pdf- Режим доступа. Дата обращения: 25.01.2016.
56. Усова, А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знаний / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПУ, 1997. - 46 с.
57. Усова, А.В. Методика обучения физике в средней школе / А.В. Усова. - М.: Просвещение, 2008. - 303 с. Усова, А.В. Методика преподавание физики в 7-8 классах средней школе / А.В. Усова. - М.: Просвещение, 1990. - 320 с.
58. Форманюк, Т.В. Синдром „эмоционального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - №6. С. 57-64.
59. Фатеева, М.А. Формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся / М.А. Фатеева / [Электронный ресурс]: http://edu.znate.ru/docs/1133/index-11569.html-Режим доступа. Дата обращения: 5.12.2015.
60. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html- Режим доступа. Дата обращения: 25.01.2016.
61. Фрадкин, В.Е. О некоторых условиях эффективности применения компьютерных средств обучения / В.Е. Фрадкин / [Электронный ресурс]: http://www.edu.delfa.net:8101 /cabinet/stat/uslov%20effect.html- Режим доступа. Дата обращения: 12.01.2016.
62. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
63. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000 - 320 с.
64. Шалыгина, И.В. Выступление на заседании «круглого стола», проведенного 30.01. 2007 г. Бюро Отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования РАО / А.Я. Данилюк Перспективные направления развития дидактики // Педагогика. - 2007. - № 6. - 166 с.
65. Шелехова, Л.В. Обучение решению сюжетных задач по математике / Л.В. Шелехова: учебно-метод. пособ. - Майкоп, 2007. - 164 с.
66. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
67. Шефер, О.Р. Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии / О.Р. Шефер, В.В.
Швхматова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С. 12-14.
68. Шефер, О.Р. Актуальные проблемы организации работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова: пособие по спецкурсу. - Челябинск: Образование, 2008. - 246 с.
69. Шефер, О.Р. Комплексные задачи по физике как средство достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов / О.Р. Шефер, Ю.Г. Ваганова. - Челябинск: Край Ра, 2014. - 196 с.
70. Шефер, О.Р. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием ЛЕГО-роботов / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Инновации в образовании. - 2012. - №9. - С. 67-73.
71. Шефер, О.Р. Методика формирования у учащихся умения работать с фотографическими образами натурного физического эксперимента, представленного в КИМ ГИА по физике / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования IX межвузовский сборник научных трудов. Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: Край Ра, 2013. - С. 18-22.
72. Шефер, О.Р. Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С. 12-14.
73. Шпилевский, Э.М. Цикл экспериментальных задач / Э.М. Шпилевский, Р.В. Рудович // Преемственность в преподавании физики в системе беспрерывного образования: Тезисы докладов Республиканской научно-методической конференции. - Минск, 1993. - С. 44-45.
74. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
75. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
76. Юдин, В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариотивных педагогических технологий /В.И. Юдин:
Дисс... канн. пед. наук. - СПб., 1996.
77. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 215 с.