Деятельность прокурора по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности прокурора по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 7
1.1. Правовое регулирование статуса несовершеннолетних в РФ 7
1.2. Возрастные особенности несовершеннолетних как фактор,
определяющий необходимость повышенного внимания к их защите 12
1.3. Краткая характеристика органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 18
1.4. Основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению
соблюдения прав и свобод несовершеннолетних 23
Глава 2. Организация деятельности прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 26
2.1. Надзор прокурора за исполнением законов о профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 26
2.2. Правовое просвещение и воспитание - составная часть деятельности
прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 38
2.3. Актуальные проблемы практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и правового просвещения несовершеннолетних
органами прокуратуры 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Теоретические основы деятельности прокурора по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 7
1.1. Правовое регулирование статуса несовершеннолетних в РФ 7
1.2. Возрастные особенности несовершеннолетних как фактор,
определяющий необходимость повышенного внимания к их защите 12
1.3. Краткая характеристика органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 18
1.4. Основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению
соблюдения прав и свобод несовершеннолетних 23
Глава 2. Организация деятельности прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 26
2.1. Надзор прокурора за исполнением законов о профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 26
2.2. Правовое просвещение и воспитание - составная часть деятельности
прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 38
2.3. Актуальные проблемы практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и правового просвещения несовершеннолетних
органами прокуратуры 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Коренные преобразования во всех сферах общественной жизни Российской Федерации в конце XX - начале XXI века с одной стороны, ориентированы на закрепление демократических преобразований в российском обществе, закрепленных в Конституции РФ 1993 г., а с другой, призваны снизить риски подрастающего поколения от неизбежных трудностей и негативных проявлений периода перехода к новым социально-экономическим условиям. Специалисты отмечают, что многовековая история России имеет специфику, сильно отличающую ее от истории современных развитых государств, прежде всего европейских.
Органы прокуратуры РФ в своей повседневной деятельности по организации надзора придают приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечением интересов и благосостояния. Данный подход закреплен в Конвенции о правах ребенка 1989 г., иных общепризнанных международных правовых актах, Конституции РФ и отраслевом отечественном законодательстве. Государственная политика России основывается на обеспечении единства прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Создание более эффективной системы профилактики правонарушений совершаемых в отношении детей названы в числе основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы.
Среди социальных групп российского населения дети и молодежь являются одними из наиболее уязвимых. Это обусловлено спецификой возрастного развития детей подросткового и юношеского возраста, в частности социальной и психологической незрелостью, неизбежными возрастными кризисами подросткового и юношеского возраста. Именно поэтому одной из наиболее важных задач выступает правовое воспитание детей, подростков и молодежи. Оно должно быть нацелено на формирование современной правовой культуры, профилактику деформации правосознания молодежи, развитие позитивного отношения к праву, выражающегося, прежде всего, в законопослушном поведении.
Прокуроры субъектов РФ, городов, районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур на основании ст. 129 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее- Закон о прокуратуре), приказов Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», от 07.12.2007 №195«Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», других организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав человека, обеспечивают с использованием предоставленных им полномочий исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних по различным направлениям, среди которых особо стоит отметить такое направление как исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Указанная система представляет собой многоуровневую взаимоувязанную совокупность различных государственных и муниципальных организаций и органов, обладающих определенной компетенцией в отношении несовершеннолетних. Важнейшей задачей прокурора в этой связи является обеспечение слаженной и четкой работы всех элементов этой системы, недопущение снижения уровня гарантий прав несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством.
Помимо специфики и большого объема надзорной и профилактической работы сложности прокурору в его деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних представляют возрастные особенности несовершеннолетних лиц, что обусловливает необходимость повышенного внимания к их правам и свободам со стороны прокурора.
Учитывая изложенное, напрашивается вывод о значимости и актуальности темы настоящего дипломного исследования. В пользу данного утверждения говорят и статистические данные. Так, за 2011 год в России было выявлено 65 963 несовершеннолетних, совершивших преступления, в 2012 -59 461, в 2013 - 60 761, в 2014 - 54 089, 2015 - 55 365. Что позволяет говорить лишь о незначительном снижении молодежной преступности в России. Вообще количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, колеблется в диапазоне 5%, что, конечно же, не отражает реальной картины правонарушений несовершеннолетних. Поэтому профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является важным фактором, препятствующим собственно приросту несовершеннолетних преступников.
Объективные требования к совершенствованию правового воспитания молодежи, а также значимость, с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы, с другой, предопределили выбор заявленной темы данного исследования.
Цель работы -исследовать различные аспекты деятельности прокурора по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- осветить современное состояние правового регулирования статуса несовершеннолетних в РФ;
- выявить возрастные особенности несовершеннолетних,
предопределяющие необходимость защиты их прав;
- дать краткую характеристику органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- рассмотреть основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод несовершеннолетних
- проанализировать надзорную деятельность прокурора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- изучить ненадзорную деятельность прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
- выявить актуальные для практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений проблемы.
Органы прокуратуры РФ в своей повседневной деятельности по организации надзора придают приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечением интересов и благосостояния. Данный подход закреплен в Конвенции о правах ребенка 1989 г., иных общепризнанных международных правовых актах, Конституции РФ и отраслевом отечественном законодательстве. Государственная политика России основывается на обеспечении единства прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Создание более эффективной системы профилактики правонарушений совершаемых в отношении детей названы в числе основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы.
Среди социальных групп российского населения дети и молодежь являются одними из наиболее уязвимых. Это обусловлено спецификой возрастного развития детей подросткового и юношеского возраста, в частности социальной и психологической незрелостью, неизбежными возрастными кризисами подросткового и юношеского возраста. Именно поэтому одной из наиболее важных задач выступает правовое воспитание детей, подростков и молодежи. Оно должно быть нацелено на формирование современной правовой культуры, профилактику деформации правосознания молодежи, развитие позитивного отношения к праву, выражающегося, прежде всего, в законопослушном поведении.
Прокуроры субъектов РФ, городов, районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур на основании ст. 129 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее- Закон о прокуратуре), приказов Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», от 07.12.2007 №195«Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», других организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав человека, обеспечивают с использованием предоставленных им полномочий исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних по различным направлениям, среди которых особо стоит отметить такое направление как исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Указанная система представляет собой многоуровневую взаимоувязанную совокупность различных государственных и муниципальных организаций и органов, обладающих определенной компетенцией в отношении несовершеннолетних. Важнейшей задачей прокурора в этой связи является обеспечение слаженной и четкой работы всех элементов этой системы, недопущение снижения уровня гарантий прав несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством.
Помимо специфики и большого объема надзорной и профилактической работы сложности прокурору в его деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних представляют возрастные особенности несовершеннолетних лиц, что обусловливает необходимость повышенного внимания к их правам и свободам со стороны прокурора.
Учитывая изложенное, напрашивается вывод о значимости и актуальности темы настоящего дипломного исследования. В пользу данного утверждения говорят и статистические данные. Так, за 2011 год в России было выявлено 65 963 несовершеннолетних, совершивших преступления, в 2012 -59 461, в 2013 - 60 761, в 2014 - 54 089, 2015 - 55 365. Что позволяет говорить лишь о незначительном снижении молодежной преступности в России. Вообще количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, колеблется в диапазоне 5%, что, конечно же, не отражает реальной картины правонарушений несовершеннолетних. Поэтому профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является важным фактором, препятствующим собственно приросту несовершеннолетних преступников.
Объективные требования к совершенствованию правового воспитания молодежи, а также значимость, с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы, с другой, предопределили выбор заявленной темы данного исследования.
Цель работы -исследовать различные аспекты деятельности прокурора по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- осветить современное состояние правового регулирования статуса несовершеннолетних в РФ;
- выявить возрастные особенности несовершеннолетних,
предопределяющие необходимость защиты их прав;
- дать краткую характеристику органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- рассмотреть основные направления деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод несовершеннолетних
- проанализировать надзорную деятельность прокурора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- изучить ненадзорную деятельность прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
- выявить актуальные для практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений проблемы.
Процесс развития правового государства в России остро ставит проблему формирования правовой культуры личности как системообразующего признака базовой культуры человека. Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования и воспитания молодого поколения, так как уровень правовой культуры существенно влияет на эффективность деятельности человека в обществе.
Правовая культура как составная часть общей культуры личности складывается в ходе правовой социализации. Правовая социализация понимается в науке как процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Как показало исследование, современная российская модель правовой социализации молодежи отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования типа личности, поведение которой соответствовало бы целям и интересам общества. В результате вырастает поколение людей, которые в своем поведении не способны оправдывать социальных ожиданий, не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона. Более того, закрепление отклоняющейся правовой социализации составляет угрозу самосохранению общества и национальной безопасности страны.
Все это ставит перед государством и его системой образования сложную задачу ориентации социально-педагогической работы на формирование правовой культуры учащейся молодежи, соответствующей ценностям и принципам правового государства.
Особую роль в поддержании высокого уровня правосознания российских граждан играют органы прокуратуры России, одним из главных направлений которых является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе несовершеннолетних.
Актуальность приобретает проблема формирования правовой культуры студентов, представляющих собой многочисленную социально-активную часть молодежи, которой предстоит профессионально обеспечивать решение важных государственных задач, исходя из новых принципов и в новых социально-экономических условиях, в том числе и в правоохранительных органах.
Прокуратура как особая система государственных органов имеет в своем арсенале значительное количество средств выявления и устранения нарушений действующего законодательства, гарантирующего нормальный и поступательный процесс социализации несовершеннолетних в Российской Федерации. Среди таковых стоит назвать проведение проверок исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внесение представлений в органы и учреждения системы профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, возбуждение дел об административных правонарушениях, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях. Комплексное, грамотное и своевременное использование властных полномочий прокурором обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав и свобод несовершеннолетних, защиту их от негативного воздействия криминальной среды и культуры, к сожалению так распространенной в России.
Правовая культура как составная часть общей культуры личности складывается в ходе правовой социализации. Правовая социализация понимается в науке как процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Как показало исследование, современная российская модель правовой социализации молодежи отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования типа личности, поведение которой соответствовало бы целям и интересам общества. В результате вырастает поколение людей, которые в своем поведении не способны оправдывать социальных ожиданий, не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона. Более того, закрепление отклоняющейся правовой социализации составляет угрозу самосохранению общества и национальной безопасности страны.
Все это ставит перед государством и его системой образования сложную задачу ориентации социально-педагогической работы на формирование правовой культуры учащейся молодежи, соответствующей ценностям и принципам правового государства.
Особую роль в поддержании высокого уровня правосознания российских граждан играют органы прокуратуры России, одним из главных направлений которых является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе несовершеннолетних.
Актуальность приобретает проблема формирования правовой культуры студентов, представляющих собой многочисленную социально-активную часть молодежи, которой предстоит профессионально обеспечивать решение важных государственных задач, исходя из новых принципов и в новых социально-экономических условиях, в том числе и в правоохранительных органах.
Прокуратура как особая система государственных органов имеет в своем арсенале значительное количество средств выявления и устранения нарушений действующего законодательства, гарантирующего нормальный и поступательный процесс социализации несовершеннолетних в Российской Федерации. Среди таковых стоит назвать проведение проверок исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внесение представлений в органы и учреждения системы профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, возбуждение дел об административных правонарушениях, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях. Комплексное, грамотное и своевременное использование властных полномочий прокурором обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав и свобод несовершеннолетних, защиту их от негативного воздействия криминальной среды и культуры, к сожалению так распространенной в России.
Подобные работы
- Административно-правовое регулирование вопросов вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль прокуратуры в борьбе с преступностью несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-правовые меры профилактики преступности несовершеннолетних
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Противодействие распространению криминальных субкультур среди несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Прокурорский надзор за соблюдением законодательства
о несовершеннолетних и молодежи
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5630 р. Год сдачи: 2017 - Проблемные вопросы производства по делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Особенности судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Уральский Государственный Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



