Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №81376

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога.
1.1. Теоретические предпосылки профессионального становления педагога. 8
1.2. Методическая работа в колледже: организация, содержание,
эффективность 21
1.3. Управление процессом профессионального становления педагогов в системе методической работы образовательной организации 31
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профессиональному становлению педагогов в системе методической работы образовательной организации.
2.1. Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов 42
2.2. Анализ методической работы в образовательной организации 64
2.3. Организационно-педагогические условия процесса профессионального становления педагога в системе методической работы 63
Выводы по 2 главе 78
Заключение 80
Список литературы 84

Актуальность проблемы. Модернизация системы образования предполагает комплексное всестороннее обновление всех ее звеньев в соответствии с современными требованиями: изменение содержания и принципов построения образовательного процесса, широкое использование вариативных программ, новых подходов, методов и форм работы с детьми и т.д. Все это требует от педагогов пересмотра своих профессиональных взглядов и позиций, отказа от шаблонов прошлого педагогического опыта и стереотипов; стимулирует к освоению новых знаний, технологий и внедрению инновационных идей в практическую деятельность. Для многих педагогов существует объективная потребность в глубоком обновлении имеющихся предметных, методических и психолого-педагогических знаний. Кроме того, предстоящее введение в действие профессионального стандарта педагога ставит перед руководителем новые задачи при осуществлении кадровой политики образовательного учреждения.
Проблеме непрерывного профессионального образования посвящены работы многих исследователей, среди которых: А.Г. Асмолов, М.И. Башмаков, А.Т. Глазунов, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, И.А. Ильин, В.А. Канкалик, Н.В. Кузьмина, И.Я.Лернер, А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, Е.И. Смирнов, Э.Г. Юдин и др. В настоящее время ориентиром становится компетентностный подход, согласно которому каждый педагог должен обладать компетенциями, необходимыми для создания условий личностного развития детей. Развитие профессиональной компетентности авторы рассматривают как становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде значимых личностных качеств, профессиональных знаний и умений. Главным является активное преобразование педагогами своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности. В целом профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессиональное становление.
Одним из путей подготовки специалиста нового качества является организация непрерывного методического сопровождения в условиях образовательной организации. Анализ существующей практики показывает, что при всех плюсах методической работы, в учреждениях не всегда полностью используется ее потенциал, как важнейшее условие роста профессионализма. Часто методическая работа ориентируется на важные, но узкие практические задачи, строится преимущественно на изучении затруднений педагогов и их запросов, а также освоении опыта, уже сложившегося в трудовом коллективе, проведении обучения на примере педагогов со стажем работы.
Но сегодня организация методической работы также требует качественных изменений: должна включать целый комплекс мероприятий для создания оптимальных условий для непрерывного роста профессиональной компетентности педагогов, развитие их творческого потенциала, а главное - должна обеспечить динамику личностных результатов обучающихся и воспитанников. Методическое сопровождение является важнейшим звеном в управлении качеством образовательного процесса.
Различные аспекты организации методической работы раскрыты в работах: Ю.В. Васильевой, С.Ж. Гончаровой, Ю.К. Бабанского, К.Ю. Белой, Г.С. Лазарева, С.С. Лебедевой, Н.М. Михайленко, В.А. Петровского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и др. Несмотря на имеющиеся разработки, существует объективная потребность дальнейшего изучения проблемы на основе анализа деятельности конкретного учреждения, передового педагогического опыта и достижений науки, а также на индивидуализации процесса профессионального становления педагогов.
Руководителю необходимо выстроить целостную систему в соответствии с целями и задачами, условиями образовательной организации.
Таким образом, возникают противоречия между:
- современными потребностями сферы образования в компетентной личности педагога и необходимости переосмысления подходов к профессиональному становлению педагогов в системе методической работы образовательной организации;
- потребностью практики в обновлении методической работы в образовательной организации и недостаточной научно-теоретической разработанностью проблемы.
Выявленные противоречия доказывают актуальность проблемы и обуславливают выбор темы магистерской работы: «Профессиональное становление педагога в системе методической работы образовательной организации».
Объект исследования: профессиональное становление педагога в образовательной организации.
Предмет исследования: методическое сопровождение профессионального становления педагога в образовательной организации .
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике организационно-педагогические условия профессионального становления педагогов в системе методической работы образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессионального становления педагогов в системе методической работы образовательной организации будет более эффективным при выполнении комплекса организационно-педагогических условий:
- мониторинг профессиональных потребностей педагогов;
- дифференцированный подход к проведению методической работы;
- проектирование и внедрение активных форм и методов обучения педагогов.
В соответствии с выделенными объектом и предметом, а также поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профессионального становления педагога образовательной организации, определить содержание понятия «профессиональное становление педагога».
2. Теоретически обосновать влияние методического сопровождения в образовательной организации на профессиональное становление педагогов, рассмотреть вопросы управления организацией методической работы.
3. Экспериментально изучить уровень профессиональной компетентности педагогов КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области, проанализировать состояние методической работы в организации.
4. Раскрыть комплекс организационно-педагогических условий, способствующих процессу профессионального становления педагога в системе методической работы КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, обобщение и формулировка выводов; организация экспериментального исследования, анкетирование, тестирование, анализ диагностического материала; разработка модели системы методической работы.
Методологическая основа исследования:
- основы теории непрерывного профессионального образования (А.Г. Асмолов, Ю.К. БАбанский, И.Я. Лернер, М.Н. Снаткин и др.);
- теоретические положения личностно-деятельностного и системного подходов (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Д.Н. Богоявленский, В.Н. Садовский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.);
- компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, Ф.Э. Зеер, В.А. Сластенин и др.);
- труды, посвященные описанию особенностей методической деятельности в образовательных учреждениях в современных условиях (К.Ю. Белая, В.И. Зверева, А.А. Майер, Г.С. Лазарев, В.А. Сластенин, М.М. Поташник);
- подходы к управлению в ДОУ (К.Ю. Белая, Т.П. Колодяжная, А.А. Майер, Л.М. Митина, А.Н. Троян и др.).
База исследования: КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области (РК).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятия «профессиональное становление педагога»; в теоретическом обосновании управленческих подходов к организации методического сопровождения педагогов в образовательном учреждении на современном этапе, обеспечивающей профессиональное становление педагога.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и описании организационно-педагогических условий процесса профессионального становления педагогов в системе методической работы в образовательной организации.
Структура работы: диссертация включает введение, две главы - теоретическую и практическую, выводы по главам, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследовании рассматриваете актуальная проблема процесса профессионального становления педагогов. Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути постоянного развития и самосовершенствования. Одним из путей подготовки специалиста нового качества в образовательных организациях является непрерывное методическое сопровождение. Данная тема разрабатывается в теоретическом и практическом аспектах.
В ходе теоретического анализа литературы было уточнено понятие «профессионального становления педагога». Под ним понимается непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.
Специально организованная методическая работа призвана помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, подготовить к решению актуальных задач образования, способствовать совершенствованию его профессионального мастерства. Методическая работа является целостной системой взаимосвязанных мер, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Управление процессом профессионального становления педагога в системе методической работы происходит через реализацию управленческих функций: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-
диагностической и регулятивно-коррекционной. Результатом эффективно организованной методической работы является повышение профессиональной компетентности педагогов и качества образовательного процесса.
Практическая часть исследования посвящена описанию опытно- экспериментальной работы, которая проводилась на базе КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области. Изучение банка данных педагогического коллектива показало, что организация укомплектована достаточно стабильным работоспособным коллективом. В нем представлены равномерно различные категории по возрасту и стажу педагогической деятельности. Однако существует потребность профессионального роста и повышения уровня квалификации педагогов.
В программе обследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовался следующий диагностический инструментарий: экспертное оценивание профессиональной деятельности (диагностическая карта «Профессиональная деятельность педагога в условиях ГОС»); анализ планирования образовательного процесса; анализ состояния методической работы в колледже; опрос педагогов о степени удовлетворенности методическим сопровождением в учреждении.
Обработка диагностических карт показала, что высокий уровень профессионализма наблюдается у 11% педагогов, оптимальный уровень - 28%, средний - 39%, удовлетворительный уровень показали 22% педагогов, критического и низкого уровня не выявлено.
Проверка планов образовательной работы в группах выявила методические затруднения педагогов при организации и планировании образовательного процесса в соответствии с ГОС.
Среди недостатков методической работы в колледже можно отметить такие: не отработан механизм непрерывного обучения и аттестации персонала (отсутствует перспективный план); научно-методическая деятельность недостаточно дифференцированная, не в полной мере раскрывает индивидуальный стиль каждого члена педагогического коллектива с учетом его потребностей, опыта и квалификации; также мало используются активные формы и методы обучения педагогов, предпочтение отдается традиционным методическим мероприятиям репродуктивного характера.
На формирующем этапе разработаны организационно-педагогические условия профессионального становления педагогов в системе методической работы, раскрыты механизмы их реализации в КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области.
Первое условие предполагает проведение регулярного мониторинга уровня развития профессиональных компетенций, а также выявление методических потребностей педагогов.
Для этого необходимо создать информационный банк данных сотрудников, использовать различные методы обследования - анкеты, диагностические карты анализа профессиональной деятельности, наблюдение за работой педагога, индивидуальные беседы и т.д. Рекомендовано составить перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов, а также вести учет передового педагогического опыта учреждения в целом, для этого разработана соответствующая информационная карта.
Второе условие предполагает дифференцированный подход к организации методической работы.
В связи с существующей потребностью учреждения предложено усилить целенаправленную работу с молодыми педагогами. Был составлен план мероприятий «Первые шаги в профессии», в котором выделены диагностический, теоретический и практический блоки. Еще одним шагом для дифференциации методической работы является организация работы разнообразных педагогических объединений. В колледже организована работа творческих групп.
Третье условие предполагает проектирование и внедрение активных форм и методов обучения педагогов.
Одной из активных форм методической работы является самообразовательная деятельность педагогов, руководство которой осуществляется также на дифференцированной основе. Предложен единый алгоритм составления плана по самообразованию, в котором сделаны акценты на результатах самообразовательной деятельности - форма отчета и способ демонстрации результата. Это позволит исключить формальный подход некоторых педагогов к планированию своего самообразования.
Таким образом, реализация перечисленных организационно- педагогических условий будет направлена на повышение эффективности профессионального становления педагогов в системе методической работы.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике организационно-педагогические условия профессионального становления педагогов в системе методической работы образовательной организации - достигнута, задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абакумова Е.Б. Самообразование как ценность профессионального
становления педагога // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. —
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 106-109.
2. Акинина Н.А. Философия профессиональной успешности. Сценарий образовательного действия с педагогами / Н.А. Акинина. // Практика управления ОУ. - 2015. - №2.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в ОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96с.
4. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
5. Белоусова Н.Ф. Организация методической работы в условиях модернизации образования / Н.Ф. Белоусова. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. науч.-метод. Материалов. / Под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование, 2014. - С.119-123.
6. Боякова Е.В Инновационный вектор профессионального роста / Е.В. Боякова, М.Ю Парамонова // Управление ОУ. - 2014. - №7.
7. Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы / Е.В. Василевская. - М.: АПКиППРО, 2018. - 180 с.
8. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ОУ / Н.А Виноградова, Н.В. Микляева. - М: Айрис Пресс, 2017. - 192 с.
9. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
10. Володченко М.П. Профессиональное развитие специалиста:
современные педагогические подходы и технологии. / М.П. Володченко, А.И. Мартынова // Управление ДОУ. - 2014. - №7.
11. Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования: Монография / И.О. Ганченко. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. - 314 с.
12. Дроздова Л.С. Поддержка профессионального роста педагогов как средство формирования имиджа дошкольного учреждения / Л.С. Дроздова // Детский сад: теория и практика. - 2011. - №5. - С.9 -28.
13. Ермакова Н.В. Содержание и организация методической работы в аспекте управления качеством образования / Н.В. Ермакова. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. науч.- метод. Материалов. / Под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование, 2004. - С. 103-110.
14.Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Серия: Законы Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2014. - 135 с.
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2014. - 384 с.
16.Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса / Е.Н. Зубкова. // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 38-41.
17. Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева. - Казань: Каз.федер.ун-т, 2013. - 52 с.
18. Клюева Е.В. Развитие методологической культуры педагогов в процессе инновационной деятельности / Е.В. Клюева, Е.Д. Краснова. // Детский сад: теория и практика. - 2014. - №11. - С.68.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
20. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий / Автор-составитель С.Е. Шамрай и [др.]. - Волгоград: Учитель, 2015. - 188 с.
21. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.
22. Котлякова Т.А. Повышение профессиональной компетентности
педагогов в ДОО / Т.А. Котлякова, Л.Н. Муравьева, Е.А. Афанасьева. // Управление ДОУ. - 2014. - №8.
23. Кузнецова Е.А. Методическое пространство развития
профессиональной деятельности педагога / Е.А. Кузнецова // Управление ДОУ. - 2013. - №7.
24. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия / М.И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 1. - С. 15 - 22.
25. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А.А. Майер // Основы педагогического менеджмента. - 2007 - № 1. - с.8-15.
26. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога / А.А. Майер, Л.Г. Богославец - М.: ТЦ Сфера, 2012.
27. МайерА.А. Управление инновационными процессами: Методическое пособие / А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
28. Масагутова Р.А. Система методической работы в ДОУ / Р.А. Масагутова, Н.Н. Королева. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. науч.-метод. Материалов. / Под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование, 2004. - С. 99 - 103.
29. Мухин, В.И. Основы теории управления: Учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.
30. Настольная книга старшего воспитателя /Автор-составитель Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. - Волгоград: Учитель, 2015. - 153с.
31. Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО: Учебно-методическое пособие / авт.- сост. А.В. Коптелов, Т.А. Данельченко. - М.: АПКиППРО, 2012. - 60 с.
32.Основы менеджмента: учеб. Пособ / В.И.Гончаров. - Минск: ООО «Современная школа», 2006. - 281 с.
33. Поваренков Ю.П. Оценка эффективности педагогической
деятельности: учебное пособие / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко: под общ. ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд- во ЯГПУ, 2011. - 167 с.
34. Полешова Н.В. Управление методической работой в условиях проектирования воспитательной системы образовательного учреждения / Н.В. Полешова, И.А. Копысова, И.В. Микк. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. науч.- метод. Материалов. / Под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование, 2014. - 125 с.
35. Поташник М.М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1998. - 178 с.
36. Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования / В.Ю. Полунин. - Н. Новгород, 2013.
37. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.
38. Рульев В.А. Менеджмент. / В.А. Рульев, С.О. Гуткевич. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //uchebnikionline.com /menedgment/ menedzhment_ -_ rulyev _ va/menedzhment_-_rulyev_va.htm
39. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций [Электронный ресурс] / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. // Режим доступа:
http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija i metodika vospitanija konspekt lekcii/index.php
40. Стефанишина Н.А. Методический паспорт учителя / Н.А.
Стефанишина. // Управление современной школой. Завуч. - 2011. - №3. - С.78-87.
41. Струнина, А.А. Интерактивное обучение педагогов // А.А. Струнина. // Управление ДОУ. - 2014. - № 6.
42. Сундукова А.К. Педагог в реалиях современного образования / А.К. Сундукова. // Управление ДОУ. - 2015. - №1.
43. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе /Автор-составитель Л.М. Сыромятникова. - М.: Глобус, 2007. - 284 с.
44. Тихомирова О.В. Профессиональная компетентность педагога как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О.В. Тихомирова. // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №4. - С. 78.
45. Уманская Н.В. Об инновациях ФГОС / Н.В. Уманская, А.И. Иванова. // Управление ДОУ. - 2014. - №7.
46. Управление качеством образования: Практикоориентированная
монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.
47. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
48. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие / А.Р. Фонарев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
49. Чередниченко И.П. Психология управления. Серия «Учебники для
высшей школы / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
50. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Т.М. Шибанова - М.: Академия, 2002. - 384 с.
51. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция: Опыт конструирования / А.Г. Шмелев. - М.: Просвещение, 2001. - 156 с.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
53.Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб. : ЗАО ИТД «Летний сад», 1992.- 415 с.
54. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. / Э. Эриксон. - М. : Группа прогресс, 1996. - 336 с.
55. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ