Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста 11
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста 11
1.2. Структурно-содержательная модель психолого-
педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста 29
1.3. Психолого-педагогические условия социокультурного
развития детей дошкольного возраста 48
Выводы по первой главе 63
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОО по социокультурному развитию детей дошкольного возраста 66
2.1. Цели и задачи психолого-педагогической работы в ДОО по
социокультурному развитию детей дошкольного возраста 66
2.2. Психолого-педагогические условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития
детей дошкольного возраста 77
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социокультурному развитию детей дошкольного возраста 91
Выводы по второй главе 102
Заключение 104
Библиографический список 108
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста 11
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста 11
1.2. Структурно-содержательная модель психолого-
педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста 29
1.3. Психолого-педагогические условия социокультурного
развития детей дошкольного возраста 48
Выводы по первой главе 63
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОО по социокультурному развитию детей дошкольного возраста 66
2.1. Цели и задачи психолого-педагогической работы в ДОО по
социокультурному развитию детей дошкольного возраста 66
2.2. Психолого-педагогические условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития
детей дошкольного возраста 77
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социокультурному развитию детей дошкольного возраста 91
Выводы по второй главе 102
Заключение 104
Библиографический список 108
Приложение
Проблема социокультурного развития подрастающего поколения в нашей стране приобретает особую актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена возникшей в России в начале XXI века тяжелой социокультурной ситуацией, которая сопровождается напряженностью политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем, подтверждением чего являются различные асоциальные явления в обществе.
Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях. Эти позиции стали приоритетными в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ДО) и определили ведущие задачи образования: приобщение молодого поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Во ФГОС дошкольного образования выделена область «Социально-коммуникативного развития». Содержание области направлено на достижение целей и задач освоения первоначальных представлений социального характера, и включения детей в систему социальных отношений через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописаны требования к результатам образования. Среди них определены социальные и культурные потребности, которые образовательные организации должны формировать. Это потребности в трудовой деятельности, социальной активности, в социальном признании, самовыражении, в сотрудничестве с другими людьми, в общении, потребности в знании, в нравственных поступках и многие другие.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года основными целями и задачами образования определяет: формирование культуры мира и межличностных отношений; формирование у детей активной жизненной позиции; воспитание патриотов России способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что непосредственно относится к социокультурному развитию.
По итогам мониторинга социологов за 2012-2014 года «Изучение процесса социализации детей и подростков» уровень развития социальной автономности составил 31%, уровень социальной активности 17%, уровень нравственной воспитанности 10%. Это доказывает необходимость разработки системы деятельности по формированию социальной активности у детей начиная с дошкольного возраста. Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста общей культуры, нравственных и личностных качеств.
На научно-теоретическом уровне проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на множество работ, посвященных изучению социального и социокультурного развития детей как отечественных (Андреева С.А - в аспекте социализации., Большунова Н.Я - аспекты социокультурной составляющей современной практики психологической помощи., Выготский Л.С. - аспекты социальной ситуации развития личности., Федоскина О.В. - аспекты педагогических средств социокультурного развития., Фельдштейн Д.И. - аспекты социального развития личности., Чижова К.И. - аспекты ценностных ориентаций в ходе социокультурной адаптации., Эльконин Д.Б. - аспекты игры - как школы социализации., Коломийченко Л.В. - аспекты социокультурных ценностей., Солодянкина О.В. - аспекты социального развития детей дошкольного возраста, и другие) так и зарубежных (Френе С. - аспекты успешной социализации детей в школе., Оуэна Р. - аспекты первичной социализации личности., Гидденс Э. - аспекты понятия и содержания социализации, и другие) решение проблемы социокультурного развития остается востребованным в дошкольном образовании.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена повышенным интересом ученых к проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. Так, Кахнович С.В. рассматривает социокультурное развитие детей дошкольного возраста в аспекте изобразительной деятельности, Губанов М.В. в аспекте игры как средства социокультурного развития, Гладкова Н.В. рассматривает социокультурное развитие в условиях современного дошкольного образовательного учреждения, Чижова К.И. рассматривает социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания.
Выше изложенное позволяет выделить противоречия между:
- потребностью дошкольной педагогики в осмыслении ценностного аспекта социокультурного развития детей дошкольного возраста и недостаточным сопровождением социокультурного развития детей дошкольного возраста на основе социокультурного, личностно-ориентированного подхода;
- большим интересом социологов к проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста и недостаточным осмыслением вопросов психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей в теории дошкольного образования;
- требованиями ФГОС дошкольного образования по развитию социально-активной личности, начиная с дошкольного возраста, и недостаточностью программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Тема исследования - «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста»
Цель исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования процесс социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования психолого-педагогические условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза возможно, процесс, социокультурного развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций;
- включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность: педагогическая гостиная, социальные акции;
- приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
2. Спроектировать модель психолого-педагогического
сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
3. Определить критерии проверки гипотезы.
4. Разработать проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
На общенаучном уровне мы использовали положения:
- социокультурного подхода (Бондаревской Е.В., Малофеевой Н.Н., Сластенина В.А., Худяковой Н.Л., Чумичевой Р.М. и др.);
На конкретно научном уровне мы опились на положения:
- личностно-ориентированного подхода (Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г. и др.);
На частно-научном уровне опирались на положения:
- креативно-деятельностного подхода (Кудрявцева Т.В., Поддьякова Н.Н., Рындак В.Г. и др.);
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов об образовании по проблеме исследования, теоретико-методологический анализ, понятийно-категориальный анализ, метод моделирования, синтез, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование;
- эмпирические - исследование и обобщение практического опыта дошкольного образования, наблюдение за деятельностью участников эксперимента, беседа, самооценка, анализ продуктов творческой деятельности детей;
- методы математической статистики- математические и статистические методы обработки данных для проверки выдвигаемой гипотезы.
Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по проблеме социокультурного развития. В процессе теоретического осмысления темы систематизировался изученный в психолого-педагогической литературе материал. Изучалась ретроспектива понятий, формулировался понятийный аппарат. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению перспектив ее решения в условиях педагогического процесса дошкольной образовательной организации. Это позволило обосновать исходную идею исследования и формулирование основных положений социокультурного развития детей дошкольного возраста. Результатом данного этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования.
На втором этапе (апрель 2016 г. - апрель 2017 г.) исследования - формирующем, продолжалось осмысление и формирование понятийного аппарата, определялись методологические и теоретические основы
исследования. Моделировалась структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста, определялись психолого-педагогические условия успешной реализации формирования социальной активности детей дошкольного возраста. Результатом данного этапа явилось внедрение модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Третий этап исследования (апрель - май 2017 г.) - аналитико-обобщающий. Обобщались и систематизировались результаты социокультурного развития детей дошкольного возраста. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Происходило описание полученных результатов в ходе исследования, уточнение выводов, распространение опыта по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста, оформление результатов диссертационного исследования. Результатом данного этапа явилось оформление текста диссертации.
Новизна исследования:
- спроектирована структурно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста;
- обоснованы психолого-педагогические условия успешной реализации социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость:
- конкретизировано понятие «психолого-педагогическое
сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста»;
- обоснованы критерии и показатели социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость:
- обоснованы и реализованы в практике ДОО психолого-педагогические условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста;
- разработан проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста.
Структура квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя в ведение, две главы, которые включают в себя три параграфа, выводы по каждой главе (10 таблиц, 9 рисунков), заключение, библиографический список состоящий из 90 источников, приложения.
На защиту выносятся положения:
1) Модель психолого-педагогического сопровождения
социокультурного развития детей дошкольного возраста разработанная на основе социокультурного, личностно-ориентированного и креативно-деятельностного подходов, отражающая единство целевого, содержательного, процессуального и критериально-оценочного блоков.
2) Психолого-педагогическими условиями реализации модели является включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций, включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность через такие формы как, педагогическая гостиная и социальные акции, а также приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
База исследования: МБОУ «НОШ №95 г. Челябинска» (филиал)
Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях. Эти позиции стали приоритетными в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ДО) и определили ведущие задачи образования: приобщение молодого поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Во ФГОС дошкольного образования выделена область «Социально-коммуникативного развития». Содержание области направлено на достижение целей и задач освоения первоначальных представлений социального характера, и включения детей в систему социальных отношений через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописаны требования к результатам образования. Среди них определены социальные и культурные потребности, которые образовательные организации должны формировать. Это потребности в трудовой деятельности, социальной активности, в социальном признании, самовыражении, в сотрудничестве с другими людьми, в общении, потребности в знании, в нравственных поступках и многие другие.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года основными целями и задачами образования определяет: формирование культуры мира и межличностных отношений; формирование у детей активной жизненной позиции; воспитание патриотов России способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что непосредственно относится к социокультурному развитию.
По итогам мониторинга социологов за 2012-2014 года «Изучение процесса социализации детей и подростков» уровень развития социальной автономности составил 31%, уровень социальной активности 17%, уровень нравственной воспитанности 10%. Это доказывает необходимость разработки системы деятельности по формированию социальной активности у детей начиная с дошкольного возраста. Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста общей культуры, нравственных и личностных качеств.
На научно-теоретическом уровне проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на множество работ, посвященных изучению социального и социокультурного развития детей как отечественных (Андреева С.А - в аспекте социализации., Большунова Н.Я - аспекты социокультурной составляющей современной практики психологической помощи., Выготский Л.С. - аспекты социальной ситуации развития личности., Федоскина О.В. - аспекты педагогических средств социокультурного развития., Фельдштейн Д.И. - аспекты социального развития личности., Чижова К.И. - аспекты ценностных ориентаций в ходе социокультурной адаптации., Эльконин Д.Б. - аспекты игры - как школы социализации., Коломийченко Л.В. - аспекты социокультурных ценностей., Солодянкина О.В. - аспекты социального развития детей дошкольного возраста, и другие) так и зарубежных (Френе С. - аспекты успешной социализации детей в школе., Оуэна Р. - аспекты первичной социализации личности., Гидденс Э. - аспекты понятия и содержания социализации, и другие) решение проблемы социокультурного развития остается востребованным в дошкольном образовании.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена повышенным интересом ученых к проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. Так, Кахнович С.В. рассматривает социокультурное развитие детей дошкольного возраста в аспекте изобразительной деятельности, Губанов М.В. в аспекте игры как средства социокультурного развития, Гладкова Н.В. рассматривает социокультурное развитие в условиях современного дошкольного образовательного учреждения, Чижова К.И. рассматривает социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания.
Выше изложенное позволяет выделить противоречия между:
- потребностью дошкольной педагогики в осмыслении ценностного аспекта социокультурного развития детей дошкольного возраста и недостаточным сопровождением социокультурного развития детей дошкольного возраста на основе социокультурного, личностно-ориентированного подхода;
- большим интересом социологов к проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста и недостаточным осмыслением вопросов психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей в теории дошкольного образования;
- требованиями ФГОС дошкольного образования по развитию социально-активной личности, начиная с дошкольного возраста, и недостаточностью программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Тема исследования - «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста»
Цель исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования процесс социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования психолого-педагогические условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза возможно, процесс, социокультурного развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций;
- включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность: педагогическая гостиная, социальные акции;
- приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
2. Спроектировать модель психолого-педагогического
сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
3. Определить критерии проверки гипотезы.
4. Разработать проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
На общенаучном уровне мы использовали положения:
- социокультурного подхода (Бондаревской Е.В., Малофеевой Н.Н., Сластенина В.А., Худяковой Н.Л., Чумичевой Р.М. и др.);
На конкретно научном уровне мы опились на положения:
- личностно-ориентированного подхода (Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г. и др.);
На частно-научном уровне опирались на положения:
- креативно-деятельностного подхода (Кудрявцева Т.В., Поддьякова Н.Н., Рындак В.Г. и др.);
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов об образовании по проблеме исследования, теоретико-методологический анализ, понятийно-категориальный анализ, метод моделирования, синтез, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование;
- эмпирические - исследование и обобщение практического опыта дошкольного образования, наблюдение за деятельностью участников эксперимента, беседа, самооценка, анализ продуктов творческой деятельности детей;
- методы математической статистики- математические и статистические методы обработки данных для проверки выдвигаемой гипотезы.
Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по проблеме социокультурного развития. В процессе теоретического осмысления темы систематизировался изученный в психолого-педагогической литературе материал. Изучалась ретроспектива понятий, формулировался понятийный аппарат. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению перспектив ее решения в условиях педагогического процесса дошкольной образовательной организации. Это позволило обосновать исходную идею исследования и формулирование основных положений социокультурного развития детей дошкольного возраста. Результатом данного этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования.
На втором этапе (апрель 2016 г. - апрель 2017 г.) исследования - формирующем, продолжалось осмысление и формирование понятийного аппарата, определялись методологические и теоретические основы
исследования. Моделировалась структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста, определялись психолого-педагогические условия успешной реализации формирования социальной активности детей дошкольного возраста. Результатом данного этапа явилось внедрение модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Третий этап исследования (апрель - май 2017 г.) - аналитико-обобщающий. Обобщались и систематизировались результаты социокультурного развития детей дошкольного возраста. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Происходило описание полученных результатов в ходе исследования, уточнение выводов, распространение опыта по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста, оформление результатов диссертационного исследования. Результатом данного этапа явилось оформление текста диссертации.
Новизна исследования:
- спроектирована структурно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста;
- обоснованы психолого-педагогические условия успешной реализации социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость:
- конкретизировано понятие «психолого-педагогическое
сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста»;
- обоснованы критерии и показатели социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость:
- обоснованы и реализованы в практике ДОО психолого-педагогические условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста;
- разработан проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста.
Структура квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя в ведение, две главы, которые включают в себя три параграфа, выводы по каждой главе (10 таблиц, 9 рисунков), заключение, библиографический список состоящий из 90 источников, приложения.
На защиту выносятся положения:
1) Модель психолого-педагогического сопровождения
социокультурного развития детей дошкольного возраста разработанная на основе социокультурного, личностно-ориентированного и креативно-деятельностного подходов, отражающая единство целевого, содержательного, процессуального и критериально-оценочного блоков.
2) Психолого-педагогическими условиями реализации модели является включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций, включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность через такие формы как, педагогическая гостиная и социальные акции, а также приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
База исследования: МБОУ «НОШ №95 г. Челябинска» (филиал)
В исследования раскрылся вопрос психолого-педагогического сопровождения социокультурного развитии детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы доказана на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях. ФГОС дошкольного образования определяет ведущие задачи образования такие как, приобщение молодого поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
В ходе исследования решая первую задачу, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО. Мы выяснили, что проблемой социокультурного развития детей дошкольного возраста в отечественной науке занимались: С.А. Андреева, Н.Я. Большунова, Л.С. Выготский, Федоскина О.В., Фельдштейн Д.И., Чижова К.И., Эльконин Д.Б., Л.В. Коломийченко, О.В. Солодянкина и др., в зарубежной науке вопросами социокультурного развития занимались: С. Френе, Р. Оуэн, Э. Гидденси др. Мы конкретизировали понятие «психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития». Под психолого-педагогическим сопровождением социокультурного развития детей дошкольного возраста мы понимаем - вид педагогической деятельности, способствующей приобщению ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, формированию коммуникативной и личностной активности необходимых для самореализации в социально-значимой деятельности в ДОО.
Решая вторую задачу, мы спроектировали модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО. Эффективная реализация модели определяется сочетанием психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста:
- включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций;
- включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность: педагогическая гостиная, социальные акции;
- приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
Модель отражает содержание социокультурного развития детей дошкольного возраста, а именно: социально-значимая деятельность детей дошкольного возраста в НОД и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в социокультурной среде. Определены формы, средства методы и приемы социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО, а также тактики психолого-педагогического сопровождения по О.С. Газману.
Решая четвертую задачу, мы определили критерии проверки гипотезы исследования. Так для определения уровня социокультурного развитии детей дошкольного возраста мы определили такие критерии как: личностная активность, которую измеряли по диагностическим ситуациям Т.И. Бабевой, коммуникативная активность измеряемую по карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, и социальная активность, которую мы измеряли по шкале оценки сформированности социальных форм поведения А.М. Щетининой, Л.В. Кирс. Мы разработали и реализовали проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста, который направлен на приобщение детей к волонтерской деятельности, формирование основ социальной активности.
В практической части нашего исследования мы экспериментально проверили эффективность условий социокультурного развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 2015 по 2016 год. На начало эксперимента экспериментальная и контрольная группы находились примерно на одном уровне социокультурного развития по всем показателям выбранных критериев проверки гипотезы. Для повышения уровня социокультурного развития детей дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента была проведена работа по внедрению структурно-функциональной модели психолого-педагогического
сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента нами была пополнена предметно-пространственная среда социокультурная среда: организован уголок-выставка «Традиции моей семьи», уголок «Наши любимые книги», была организована художественная выставка картин детей младшего школьного возраста. Были проведены социальные акции: благотворительная ярмарка, «Книжкин дом», «Птичья столовая», «Дети- детям», «Наши малыши». Организована педагогическая гостиная для родителей, созданы родительские мастерские: «Умелые ручки», «Наши руки, не для скуки», «Кулинарная мастерская», «Наш дворик». Создан волонтерский отряд «Солнечные ладошки», в который входят дети дошкольного и младшего школьного возраста.
После внедрения модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста нами было повторно проведено измерению уровня социокультурного развития в ходе которого выяснили, что количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем социокультурного развития превышает на 9 %, средним уровнем на 8 %, с низким на 17 % по сравнению с контрольной группой.
Для проверки достоверности поведённого нами исследования были представлены результаты математической обработки динамики показателей социокультурного развития детей дошкольного возраста с помощью Т- критерия Вилкоксона. Полученное эмпирическое значение Тэмп равное 12,5 находится в зоне значимости Тэмп^ Ткр, то принимается альтернативная гипотеза: интенсивность сдвигов в социокультурном развитии детей дошкольного возраста в направлении ее увеличения превосходит интенсивность сдвигов в направлении ее уменьшения.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем социокультурного развития увеличилось на 11 %, после внедрения модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста и психолого-педагогических условий ее эффективной реализации.
В ходе исследования решая первую задачу, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО. Мы выяснили, что проблемой социокультурного развития детей дошкольного возраста в отечественной науке занимались: С.А. Андреева, Н.Я. Большунова, Л.С. Выготский, Федоскина О.В., Фельдштейн Д.И., Чижова К.И., Эльконин Д.Б., Л.В. Коломийченко, О.В. Солодянкина и др., в зарубежной науке вопросами социокультурного развития занимались: С. Френе, Р. Оуэн, Э. Гидденси др. Мы конкретизировали понятие «психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития». Под психолого-педагогическим сопровождением социокультурного развития детей дошкольного возраста мы понимаем - вид педагогической деятельности, способствующей приобщению ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, формированию коммуникативной и личностной активности необходимых для самореализации в социально-значимой деятельности в ДОО.
Решая вторую задачу, мы спроектировали модель психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО. Эффективная реализация модели определяется сочетанием психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста:
- включение детей дошкольного возраста во взаимодействие с детьми начальной школы в дополнительном образовании, позволяющие детям создавать совместные продукты творчества для благотворительных акций;
- включение родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность: педагогическая гостиная, социальные акции;
- приобщение детей дошкольного возраста к волонтерскому движению по средствам наставничества детьми из начальной школы.
Модель отражает содержание социокультурного развития детей дошкольного возраста, а именно: социально-значимая деятельность детей дошкольного возраста в НОД и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в социокультурной среде. Определены формы, средства методы и приемы социокультурного развития детей дошкольного возраста в ДОО, а также тактики психолого-педагогического сопровождения по О.С. Газману.
Решая четвертую задачу, мы определили критерии проверки гипотезы исследования. Так для определения уровня социокультурного развитии детей дошкольного возраста мы определили такие критерии как: личностная активность, которую измеряли по диагностическим ситуациям Т.И. Бабевой, коммуникативная активность измеряемую по карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, и социальная активность, которую мы измеряли по шкале оценки сформированности социальных форм поведения А.М. Щетининой, Л.В. Кирс. Мы разработали и реализовали проект по социокультурному развитию детей дошкольного возраста, который направлен на приобщение детей к волонтерской деятельности, формирование основ социальной активности.
В практической части нашего исследования мы экспериментально проверили эффективность условий социокультурного развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 2015 по 2016 год. На начало эксперимента экспериментальная и контрольная группы находились примерно на одном уровне социокультурного развития по всем показателям выбранных критериев проверки гипотезы. Для повышения уровня социокультурного развития детей дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента была проведена работа по внедрению структурно-функциональной модели психолого-педагогического
сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента нами была пополнена предметно-пространственная среда социокультурная среда: организован уголок-выставка «Традиции моей семьи», уголок «Наши любимые книги», была организована художественная выставка картин детей младшего школьного возраста. Были проведены социальные акции: благотворительная ярмарка, «Книжкин дом», «Птичья столовая», «Дети- детям», «Наши малыши». Организована педагогическая гостиная для родителей, созданы родительские мастерские: «Умелые ручки», «Наши руки, не для скуки», «Кулинарная мастерская», «Наш дворик». Создан волонтерский отряд «Солнечные ладошки», в который входят дети дошкольного и младшего школьного возраста.
После внедрения модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста нами было повторно проведено измерению уровня социокультурного развития в ходе которого выяснили, что количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем социокультурного развития превышает на 9 %, средним уровнем на 8 %, с низким на 17 % по сравнению с контрольной группой.
Для проверки достоверности поведённого нами исследования были представлены результаты математической обработки динамики показателей социокультурного развития детей дошкольного возраста с помощью Т- критерия Вилкоксона. Полученное эмпирическое значение Тэмп равное 12,5 находится в зоне значимости Тэмп^ Ткр, то принимается альтернативная гипотеза: интенсивность сдвигов в социокультурном развитии детей дошкольного возраста в направлении ее увеличения превосходит интенсивность сдвигов в направлении ее уменьшения.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем социокультурного развития увеличилось на 11 %, после внедрения модели психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития детей дошкольного возраста и психолого-педагогических условий ее эффективной реализации.
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая компьютерная игра как средство познавательного развития дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития личности застенчивых детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕАТР»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



