ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ» 7
1.2 СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О
ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Приложение 47
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучения состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно - психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
В законе РФ “Об образовании” сказано: “Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”
Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер , так как практически не реализованной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача- формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Мотивация школьников к здоровому образу жизни играет очень большую роль. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал человека, по валеологизации школьного учебно-методического процесса. Социально-философский аспект здорового образа жизни раскрыт в трудах Л.Г.Матроса, В.П.Петленко, А.В.Сахно, А.Г.Щедриной и других. Эколого-гигиеническому аспекту посвящены публикации Н.Д.Андреевой, И.Д.Зверева, О.П.Коломеец, И.И.Соковня- Семеновой, И.Т.Суравегиной, А.Г.Хрипковой и других.
Проблемы формирования культуры здоровья рассматривались в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги , такие как Я.К.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В.Дистервег, К.Д.Ушинский и многие другие.
Проблема исследования: Какие эффективные формы работы при формировании знаний о здоровье используются во внеурочной деятельности?
При рассмотрении поставленной проблемы возникают противоречия.
• Между требованиями к формированию знаний о ЗОЖ
младших школьников. Во внеурочной деятельности и недостаточным применением эффективных форм работы учителя по формированию культуры здоровья ученика начальной школы.
Глубокое методологическое обоснование необходимости формирования знаний у младших школьников и недостаточное использование разработанных технологий по формированию знаний учителями начальной школы.
В соответствии с поставленной проблемой и противоречиями мы определили тему исследования: Формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Актуальность темы: Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно -волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества.
Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.
Цель исследования: изучить проблему формирования у младших школьников знаний о здоровом образе жизни.
Объект исследования. процесс формирования знаний о ЗОЖ у младших школьников.
Предмет исследования: Формирование знаний у младших школьников во внеурочной деятельности
Задачи.
• рассмотреть понятия «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
• охарактеризовать формы внеурочной деятельности, направленных на формирование здорового образа жизни младших школьников
• изучить начальный уровень сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни
• проанализировать формы внеурочной деятельности взаимодействия классного руководителя и родителей в процессе формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ.
• систематизация научной литературы
• обобщение
• наблюдения.
• тестирование.
База исследования проводилась, на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы номер 116 города Челябинска в исследовании принимали участие ученики. 3 класса 9-12 лет количестве 31 человек.
Практическая значимость исследования: рассматриваемая в работе проблема формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников может быть использована в практике учителей начальной школы
Квалификационная работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 40 источников и приложений.
Мы рассмотрели различные формулировки понятия здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни» и выявили, что здоровье представляет собой природное состояние организма, при котором осуществляется полноценное развитие, психических, биологических социальных, физических функций, а такие социальной активности и трудоспособности при наибольшей длительности жизни. Образ жизни принадлежит к условиям, непосредственно оказывающим большое влияние на здоровье. Мы придерживаемся определения, данного Ю.П. Лисицыным: «Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей». В этом случае, образ жизни рассматривается, как категория, отражающая более общие и характерные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. Связь между образом жизни и здоровьем проявляется более основательно в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это комплекс профилактических мер, направленных на устранение заболеваний, улучшение всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Формирование знаний о здоровом образе жизни является актуальной проблемой современной школы.
Мы Проанализировали одну из форм внеурочной деятельности направленную на формирование здорового образа жизни у младших школьников- это взаимодействие классного руководителя и родителей .Это очень важный вопрос взаимодействия педагогов и родителей будет эффективно сказываться на проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Основными компонентами по формированию знаний о здоровье у учащихся младшего школьного возраста в работе учителя являются:
• создание условий для гармоничного развития личности школьника
• создание устойчивой мотивации к здоровому и
продуктивному стилю жизни
• формирование здорового, духовно, психически, социально
адаптированного, физически разбитого человека.[26]
Проблема формирования знаний о здоровом образе жизни особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.
В основе формирования знаний о здоровье жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. [20]
Одним из условий формирования знаний о здоровье в неурочной деятельности является использование активных методов обучения. Активные методы обучения - методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Мысль о том, что в поле необходимо вести работу по формированию культуры здоровья начиная с младшего школьного возраста, в психолого - педагогической литературе общепризнанна. Упражнения на формирование знаний о здоровье представляют собой одно из средств, с помощью которого
у детей происходит становление позитивного отношения к своему соматическому, психическому и социальному здоровью. На учителе начальных классов лежит большая ответственность в работе, так как именно начальная школа является фундаментом для дальнейшей работы учащихся в старших классах.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 16 города Челябинска. В исследовании принимали участие ученики третьего класса (9-10 лет) в количестве 31 человека (18- мальчики 13 девочек). На первоначальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни младшего школьного возраста.
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методики: методика «Знания о здоровье», методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуши). методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья».
Экспериментальная работа по проверке сформированности культуры здоровья позволила сделать следующие выводы:
• результаты констатирующего этапа эксперимента
• технологии по формированию знаний о здоровом образе жизни недостаточно используется, но большинство учителей осознают всю важность формирования знаний обучающихся.
1. Акимов, М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования/ М.В. Акимов. Теория и практика физической культуры. - 1996. - No9. 10. - 186 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье! Н.М. Амосон }} 3-е изд., доп. и перераб. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
3. Антропова, М.В. Манке, Г.Г., Бородкин, Г.В.[и др). Факторы
риска и состояние здоровья учащихся. М.В. Антропова, Г.Г.Манке, Г.В. Бородкина// Здравоохранение Российской Федерации. — 1997. - No 3.
4. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П.
Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015, № 6 (86). С. 569 575..
5. Болдин, Н. В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников, Н.В. Болдин, Ж.П.Лабозаева // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. - М., 1999. - 376 с.
6. Брехман, И.И. Валеология - Лаука о здоровье.И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
7. Валюх М.Н. Голева Н.В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности к Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №5. С.13-15.
8. Вайнер, Э.Н. Здоровый образ жизни как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности. Основы безопасности жизнедеятельности ? Э.Н.Вайнер. М., 2009. - С. 124.
9. Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования !! Начальное образование. 2011. No5. С.3-6.
10. Венедиктов, д.д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин Вопросы философии. — 1979. - № 7. - 386 с.
11. Г ебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков дорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 18-21.
12. Григорьев, д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность
школьника (методический конструктор) / Д. В. Григорьев, Н. В. Степанов //
М.: Просвещение, 2010. - 245 с.
13. Глушкова, Е.К., Попова Н.М., Улицкая Э.М. Гигиеническая оценка обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательной школы / Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, Э.М. Улицкая //
Гигиена и санитария. -1997.- 115 с.
14. Зенькова С. А. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни / Молодой ученый. - 2016. - No8.4. — С.19-21.
15. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьников один из факторов эффективности обучения }} Начальная школа, 2012. *8. С. 59-62.
16. Захарова Т.П. Формирование Здорового образа жизни у младших школьников // Учитель. 2007. С. 174.
17. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4. No3.
- 86
18. Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе». М.,
1999. - 289 с.
19. Казначеев В.П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века. / Казначеевские чтения № 3, 2011. Сборник
докладов
В.П. Казначеева 2007-2011 годах / Составитель Ромм В.В. - Новосибирск: 3CO MCA, 2011 г. - 377 с., илл.
20. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие М.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс,
2000. - 139 с.
21. Кулагина Л.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. 7. с.3-5.
22. Кучма, В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические
подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и
подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2.
23. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы./ В.И. Ковалько // М.: “BAKo", 2004, 296 с.
24. Курбатова, Л. Мозг, творчество./ л. Курбатова Л1ачальная школа плюс: до и после, 2003, No5,
25. Л.В. Кузнецова, Специальная психология М: Академия 2007, 480с.
26. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания:
избранные психологические труды:П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: Молок, 1998. - 410 с.
27. Лисицын, Ю.Л. Слово о здоровье. Ю.Л. Лисицын/ - М.: Советская Россия, 1996. - 192 с.
28. Макарова, В.И., Дегтева, Г.Н., Афанасенкова, Н.В.[и др.] Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса: В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, Н.В.
Афанасенкова,
// Российский педиатрический журнал. - 2000. - No 3.
29. Маркина,Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания! Т.А. Маркина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №9. - 124 с.
30. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические
технологии: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 3-17,
31. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.
32. Немов, Р.С. Психология: в 3 т. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - Т. 2. - 606 с.
33. Ощепкова, Т.л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у школьников / Народное образование. - 2006. - 8. - С. 42.
34. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство
для учителей начальной школы /Л.М. Феррой, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и
др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.
35. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 280 с.
37. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико- валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П.
38. Макарова, Л. Г. Буйнов }} В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. с. 157-159.
39. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 150 с.
40. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные
технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов, {} - М.: АРТИ, 2003.¬
108 с.