РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Театрализованная деятельность как средство развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Описание работы по развитию коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Театрализованная деятельность как средство развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Описание работы по развитию коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение
В настоящее время множество исследований посвящено изучению формирования коммуникативных навыков дошкольников. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др. Коммуникативные навыки рассматриваются в качестве комплекса осознанных коммуникативных действий; как совокупность индивидуально-психологических особенностей, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью. Дошкольное детство является важнейшим возрастным этапом, предопределяющим развитие коммуникативных навыков ребенка. Это период овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми обусловлена всевозрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к ребенку как субъекту коллективной деятельности. Постепенно индивидуальные формы работы сменяются командными, коллективными, диктующими необходимость применения согласованности между участниками взаимодействия. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка. Игра является важнейшим возрастным новообразованием, призванным развивать и совершенствовать коммуникативные навыки ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому актуальным становится своевременное установления ребенком в процессе игровой деятельности коммуникативных связей со сверстниками.
В настоящее время педагогами рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова). Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И. Буренина), предложена методика работы (Т.Н. Доронова, Э.Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М. Д. Маханева). Изучением возможностей театрализованной деятельности при развитии творческих способностей дошкольников занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, и др. Вопросы речевого, интеллектуального, эмоционального и художественно-эстетического развития в театрализованной деятельности изучались в трудах Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, Э.Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др.
Таким образом, актуальность исследования позволила определить тему исследования: «Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и исследовать особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
3) определить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать календарно-тематический план, способствующий
более эффективному развитию коммуникативных навыков в
театрализованной деятельности;
5) составить рекомендации для педагогов ДОО по вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные мероприятия будут способствовать эффективному развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в практике работы ДОО.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, диагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №366 г. Челябинска".
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В настоящее время педагогами рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова). Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И. Буренина), предложена методика работы (Т.Н. Доронова, Э.Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М. Д. Маханева). Изучением возможностей театрализованной деятельности при развитии творческих способностей дошкольников занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, и др. Вопросы речевого, интеллектуального, эмоционального и художественно-эстетического развития в театрализованной деятельности изучались в трудах Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, Э.Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др.
Таким образом, актуальность исследования позволила определить тему исследования: «Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и исследовать особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
3) определить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать календарно-тематический план, способствующий
более эффективному развитию коммуникативных навыков в
театрализованной деятельности;
5) составить рекомендации для педагогов ДОО по вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные мероприятия будут способствовать эффективному развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в практике работы ДОО.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, диагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №366 г. Челябинска".
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Изучив методическую литературу, проведя исследование и анализ состояния коммуникативных способностей по нашей проблеме «Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», мы пришли к выводу, что развитие коммуникативности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими, определяют формирующиеся взаимоотношения.
Опираясь на работы педагогов, психологов над проблемой формирования коммуникативных умений, мы пришли к выводу о том, что важным средством развития коммуникативных умений детей является театрализованная деятельность. Объединение детей старшего дошкольного возраста в творческие группы для совместной деятельности в театрализации открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения. Организуя театрализованную деятельность детей, педагог может целенаправленно формировать коммуникативные умения, проявляющиеся в умении вступать в процесс общения; умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, ясно и последовательно выражать свои мысли, умения согласовывать свои действия с товарищами по общению, договариваться, умении понимать эмоциональное состояние партнера, умение пользоваться формами речевого этикета.
В нашей работе мы провели теоретическое исследование развития коммуникативных навыков в современном ДОО. Рассмотрели как развитие коммуникативных навыков влияет на взаимоотношение детей со сверстниками и педагогами.
С учетом полученных результатов мы сделали вывод о том, уровень коммуникативных умений у детей недостаточно сформирован и необходимо проводить работу, направленную на совершенствование коммуникативных умений у дошкольников. По результатам мониторинга нами был составлен комплексно-тематический план и рекомендации для педагогов ДОО, направленные на организацию деятельности педагога по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель -достигнута. На наш взгляд, проведенное нами, исследование имеет перспективы дальнейшего развития.
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими, определяют формирующиеся взаимоотношения.
Опираясь на работы педагогов, психологов над проблемой формирования коммуникативных умений, мы пришли к выводу о том, что важным средством развития коммуникативных умений детей является театрализованная деятельность. Объединение детей старшего дошкольного возраста в творческие группы для совместной деятельности в театрализации открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения. Организуя театрализованную деятельность детей, педагог может целенаправленно формировать коммуникативные умения, проявляющиеся в умении вступать в процесс общения; умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, ясно и последовательно выражать свои мысли, умения согласовывать свои действия с товарищами по общению, договариваться, умении понимать эмоциональное состояние партнера, умение пользоваться формами речевого этикета.
В нашей работе мы провели теоретическое исследование развития коммуникативных навыков в современном ДОО. Рассмотрели как развитие коммуникативных навыков влияет на взаимоотношение детей со сверстниками и педагогами.
С учетом полученных результатов мы сделали вывод о том, уровень коммуникативных умений у детей недостаточно сформирован и необходимо проводить работу, направленную на совершенствование коммуникативных умений у дошкольников. По результатам мониторинга нами был составлен комплексно-тематический план и рекомендации для педагогов ДОО, направленные на организацию деятельности педагога по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель -достигнута. На наш взгляд, проведенное нами, исследование имеет перспективы дальнейшего развития.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



