Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников 7
1.2. Особенности формирования выразительности речи детей
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия организации образовательного
взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение особенностей взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста 37
2.3. Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 52
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему образования важное место стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников, а также речевому развитию детей дошкольного возраста, в том числе и формированию выразительности речи детей.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивен в формировании выразительности речи и характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.), поэтому наибольшее внимание в нашей работе мы уделим именно этому возрастному периоду.
Также необходимость обеспечения качественной реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» активизировала поиск средств повышения эффективности взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определена заказом общества, отраженном в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) существует в помощь семье. Необходимо развитие и укрепление тесной связи и взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования выразительности речи в том числе. Поэтому необходима активная работа по созданию единого пространства развития выразительности речи ребёнка как в ДОУ, так и в семье [33].
Теоретический анализ работ и современных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования в области формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, довольно часто опирающиеся на работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, но эти работы в своем большинстве ограничиваются общими вопросами о формировании выразительности речи детей дошкольного возраста. В последнее время отдельные ученые пытаются изучить и сделать более эффективным процесс формирования выразительности речи детей дошкольного возраста (А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.).
Также ведутся исследования в области поиска современных подходов, расширения представлений о формах, методах и содержании взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблемой занимаются следующие авторы: О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг. В ней родители определяют направления работы образовательных учреждений и выступают в качестве заказчика. Однако не все проблемы решены.
Мы предполагаем, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей дает большую результативность в развитии выразительности речи детей дошкольного возраста, так как родители принимают непосредственное участие в развитии речевых навыков детей, показывают детям четкость и красочность русского языка, обогащают их словарь. В семье создаются благоприятные условия для речевого самовыражения ребёнка.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста».
Цель исследования - изучение особенностей организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста станет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме образовательного взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов, обобщение, конкретизация), эмпирические методы (наблюдение, изучение педагогического опыта, метод изучения педагогических ситуаций, беседа).
Этапы исследования:
1) констатирующий - изучались теоретические подходы к проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, взаимодействия ДОУ с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста, обосновывались возможности использования современных форм взаимодействия с семьей при формировании выразительности речи детей дошкольного возраста, изучалась организация взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
2) формирующий - проводилась экспериментальная проверка педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
3) контрольный - проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 482 г.Челябинска».
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться в практике работы дошкольных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст- это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи. Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а также развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Проблемы развития и воспитания детей дошкольного возраста не могут быть успешно разрешены ДОУ без совместного взаимодействия с семьей. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
Мы произвели работу по реализации трех педагогических условий, а именно: провели анкетирование среди педагогов и выявили необходимость более тесного взаимодействия с семьей, в том числе использования активных форм работы с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Для активного привлечения родителей нами были проведены консультации и подготовлены «информационно-программные листы», упражнения для развития выразительности речи родителям для занятий дома. Помимо этого, родители принимали активное участие в подготовке к занятиям.
Также мы провели исследование, которое смогло отобразить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности выразительности речи составил 16,7%. Для повышения данного показателя, мы разработали ряд упражнений и внедрили в работу занятия с элементами театрализованных игр, направленные на развитие всех характеристик выразительности речи.
Таким образом, эффективность организации образовательного взаимодействия ДОУ с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2005. - 400с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор /В.П. Аникин. - М.: 2007. - 240 с.
3. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста /Е.П. Антипина. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. - 168 с.
4. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей /Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - 66с.
5. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Е.И. Артамонова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
6. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 05.10.05 /Е.Э. Артемова. - М.: Просвещение, 2005. - 189 с.
7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников /Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
8. Балобанова В.П. Групповая работа с детьми раннего возраста /В.П. Балобанова. - СПб.: Институт раннего вмешательства, 2008. - 328 с.
9. Безлюдная В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.И. Безлюдная. - М., 1988. - С. 24.
10. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям /В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
11. Бодалев А.А. Семья и формирование личности /А.А. Бодалев //Сб. научн. ст. - М.: НИНОП, 1981. - 96 с.
12. Бородич А.М. Методика формирования речи детей /А.М. Бородич. - М.: 2001. - 126 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства /под ред. М.С. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001. - 210 с.
15. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду /О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.
16. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т.А. Данилина //Дошкольное воспитание, 2009. - №1. - С. 41-49.
17. Детский сад и семья /Т.А. Маркова [и др.].; Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986. - С. 207.
18. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей /Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
19. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство /Т.Н. Доронова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - С. 25-26.
20. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей /Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 63.
21. Дошкольная педагогика. /В.И. Ядешко [и др.]. - М., 1988.
22. Жуковская Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду /Р.И. Жуковская. - М.: Владос, 2002. - 156 с.
23. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
24. Зверева О.Л. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе /О.Л. Зверева. - М., 1999. - С. 63-64.
25. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи /О.Л. Зверева //Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
26. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание /О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. - С. 69.
27. Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.
28. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе /Г.Г. Кравцов. - М.: Знание, 2000. - 77 с.
29. Леонтьев А.Н. Психология общения /А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
30. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений /М.Д. Махнева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 169 с.
31. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие /Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
33. Нормативный документ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29 декабря 2013 года №273-ФЗ Режим доступа:http://www.consultant.ru(дата обращения 07.03.2017)
34. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников /И.Ф. Павалаки. - М.: 2006. - 156 с.
35. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду /Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева. - М.: Школьная пресса, 2003. - 136 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф.А. Сохин. - М.: МОДЭК МПСИ, 2002. - 240 с.
37. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. Том 1 /Б.М.
Теплов. - М.: Педагогика, 2001. - 340 с.
38. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи /О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2009. - 204 с.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29 декабря 2013 года №273-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 07.03.2017)
40. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ /Л.П. Федоренко [и др.]. М., «Просвещение», 2004. - 323 с.
41. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч.: пособие для студ. дефектологических ф-тов, практич. работников спец. учреждений, воспитателей детских садов, родителей /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - Ч. 1.
42. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» /М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989.
43. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи /Е.Е. Шевцова. - М.: АСТ, 2008. - 222 с.