Организация образовательного взаимодействия c семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников 7
1.2. Особенности формирования выразительности речи детей
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия организации образовательного
взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение особенностей взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста 37
2.3. Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 52
Глава 1. Теоретические основы организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников 7
1.2. Особенности формирования выразительности речи детей
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия организации образовательного
взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение особенностей взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста 37
2.3. Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 52
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему образования важное место стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников, а также речевому развитию детей дошкольного возраста, в том числе и формированию выразительности речи детей.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивен в формировании выразительности речи и характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.), поэтому наибольшее внимание в нашей работе мы уделим именно этому возрастному периоду.
Также необходимость обеспечения качественной реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» активизировала поиск средств повышения эффективности взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определена заказом общества, отраженном в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) существует в помощь семье. Необходимо развитие и укрепление тесной связи и взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования выразительности речи в том числе. Поэтому необходима активная работа по созданию единого пространства развития выразительности речи ребёнка как в ДОУ, так и в семье [33].
Теоретический анализ работ и современных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования в области формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, довольно часто опирающиеся на работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, но эти работы в своем большинстве ограничиваются общими вопросами о формировании выразительности речи детей дошкольного возраста. В последнее время отдельные ученые пытаются изучить и сделать более эффективным процесс формирования выразительности речи детей дошкольного возраста (А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.).
Также ведутся исследования в области поиска современных подходов, расширения представлений о формах, методах и содержании взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблемой занимаются следующие авторы: О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг. В ней родители определяют направления работы образовательных учреждений и выступают в качестве заказчика. Однако не все проблемы решены.
Мы предполагаем, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей дает большую результативность в развитии выразительности речи детей дошкольного возраста, так как родители принимают непосредственное участие в развитии речевых навыков детей, показывают детям четкость и красочность русского языка, обогащают их словарь. В семье создаются благоприятные условия для речевого самовыражения ребёнка.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста».
Цель исследования - изучение особенностей организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста станет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме образовательного взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов, обобщение, конкретизация), эмпирические методы (наблюдение, изучение педагогического опыта, метод изучения педагогических ситуаций, беседа).
Этапы исследования:
1) констатирующий - изучались теоретические подходы к проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, взаимодействия ДОУ с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста, обосновывались возможности использования современных форм взаимодействия с семьей при формировании выразительности речи детей дошкольного возраста, изучалась организация взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
2) формирующий - проводилась экспериментальная проверка педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
3) контрольный - проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 482 г.Челябинска».
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться в практике работы дошкольных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивен в формировании выразительности речи и характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.), поэтому наибольшее внимание в нашей работе мы уделим именно этому возрастному периоду.
Также необходимость обеспечения качественной реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» активизировала поиск средств повышения эффективности взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определена заказом общества, отраженном в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) существует в помощь семье. Необходимо развитие и укрепление тесной связи и взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования выразительности речи в том числе. Поэтому необходима активная работа по созданию единого пространства развития выразительности речи ребёнка как в ДОУ, так и в семье [33].
Теоретический анализ работ и современных программ дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования в области формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, довольно часто опирающиеся на работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, но эти работы в своем большинстве ограничиваются общими вопросами о формировании выразительности речи детей дошкольного возраста. В последнее время отдельные ученые пытаются изучить и сделать более эффективным процесс формирования выразительности речи детей дошкольного возраста (А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.).
Также ведутся исследования в области поиска современных подходов, расширения представлений о формах, методах и содержании взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблемой занимаются следующие авторы: О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг. В ней родители определяют направления работы образовательных учреждений и выступают в качестве заказчика. Однако не все проблемы решены.
Мы предполагаем, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей дает большую результативность в развитии выразительности речи детей дошкольного возраста, так как родители принимают непосредственное участие в развитии речевых навыков детей, показывают детям четкость и красочность русского языка, обогащают их словарь. В семье создаются благоприятные условия для речевого самовыражения ребёнка.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста».
Цель исследования - изучение особенностей организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста станет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме образовательного взаимодействия с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов, обобщение, конкретизация), эмпирические методы (наблюдение, изучение педагогического опыта, метод изучения педагогических ситуаций, беседа).
Этапы исследования:
1) констатирующий - изучались теоретические подходы к проблеме формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, взаимодействия ДОУ с семьей по речевому развитию детей дошкольного возраста, обосновывались возможности использования современных форм взаимодействия с семьей при формировании выразительности речи детей дошкольного возраста, изучалась организация взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
2) формирующий - проводилась экспериментальная проверка педагогических условий организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста;
3) контрольный - проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 482 г.Челябинска».
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться в практике работы дошкольных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст- это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи. Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а также развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Проблемы развития и воспитания детей дошкольного возраста не могут быть успешно разрешены ДОУ без совместного взаимодействия с семьей. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
Мы произвели работу по реализации трех педагогических условий, а именно: провели анкетирование среди педагогов и выявили необходимость более тесного взаимодействия с семьей, в том числе использования активных форм работы с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Для активного привлечения родителей нами были проведены консультации и подготовлены «информационно-программные листы», упражнения для развития выразительности речи родителям для занятий дома. Помимо этого, родители принимали активное участие в подготовке к занятиям.
Также мы провели исследование, которое смогло отобразить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности выразительности речи составил 16,7%. Для повышения данного показателя, мы разработали ряд упражнений и внедрили в работу занятия с элементами театрализованных игр, направленные на развитие всех характеристик выразительности речи.
Таким образом, эффективность организации образовательного взаимодействия ДОУ с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме организации образовательного взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст- это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи. Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а также развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Проблемы развития и воспитания детей дошкольного возраста не могут быть успешно разрешены ДОУ без совместного взаимодействия с семьей. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
Мы произвели работу по реализации трех педагогических условий, а именно: провели анкетирование среди педагогов и выявили необходимость более тесного взаимодействия с семьей, в том числе использования активных форм работы с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Для активного привлечения родителей нами были проведены консультации и подготовлены «информационно-программные листы», упражнения для развития выразительности речи родителям для занятий дома. Помимо этого, родители принимали активное участие в подготовке к занятиям.
Также мы провели исследование, которое смогло отобразить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности выразительности речи составил 16,7%. Для повышения данного показателя, мы разработали ряд упражнений и внедрили в работу занятия с элементами театрализованных игр, направленные на развитие всех характеристик выразительности речи.
Таким образом, эффективность организации образовательного взаимодействия ДОУ с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
1) обогащение развивающей среды для эффективного формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) использование активных форм взаимодействия с семьей по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3) использование игровых приемов формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



