Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №81362

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 10
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Психологические особенности применения арт-терапии в психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста 35
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования проблемы ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста
средствами арт-терапии 45
2.1 Этапы, методы, методики исследования и анализа результатов
констатирующего эксперимента 45
2.2 Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 59
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментального
исследования психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 70
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список литературы 85
Приложение 93


Актуальность исследования. Среди наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогики, одно из главных мест занимает изучение проблемы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.
В настоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие в основе формирования данного явления. Согласно работам отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого свойства личности, лежат в детстве индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.М. Прихожан, является дошкольный возраст. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования и развития множества качеств и свойств личности ребенка.
Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фундаментальные труды H.H. Ланге, И.А. Сикорского, Н.Я. Грота и др. В настоящее время интерес к проблеме эмоций значительно возрос. В последнее время эмоциональная сфера становится предметом серьёзных теоретических обсуждений В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов. Это определяется тем, что сейчас в обществе отмечается фактор многочисленных нарушений и расстройств в эмоциональной сфере детей. В последние годы, по данным различных исследований, часто встречающимися отклонениями у детей является тревожность и страхи. (В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, и др.).
В жизни тревожного ребёнка присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям с симптомами тревожности.
В работах А. В. Микляевой, Л. В. Пасечник, А. М. Прихожан, П. В. Румянцевой предлагаются разные решения проблемы коррекции тревожности. Активно используется в настоящее время и является одним из эффективных средств такое направление как арт-терапия. Посвящены этому направлению работы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, O.A. Карабановой, М.В. Киселевой, Л. Д. Коротковой, Л. Д. Мардер, Е.В. Свистуновой, А.Ю. Татаринцевой, Л. Д. Лебедевой и т. д.
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению арт- терапии как метода коррекции в практической психологии образования. Арт- терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций [44].
Так, Т.Г. Казакова, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, танцуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Специалисты (Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева) подчеркивают роль арт- терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности арт-терапии по отношению к старшим дошкольникам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.
В основе арт-терапии - применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений. [38, с.2]
Существует большое количество видов арт-терапии. Это фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкальная, игровая, танцевальная терапия и т. д. Данные виды активно применяются в психологической практике. Применительно к детям дошкольного возраста с симптомами тревожности распространёнными видами коррекции являются сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, а так же куклотерапия.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, нами было выявлено противоречие между необходимостью работы с тревожными детьми и недостаточностью разработанных рекомендаций по использованию средств арт-терапии для коррекции тревожных состояний у детей.
Актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии».
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: ситуативная тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Гипотеза: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной при реализации следующих психолого- педагогических условий:
-если будет разработана и внедрена структурно-функциональная модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
-если будет разработана и внедрена программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, ориентированная на диагностику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
-если будет организовано взаимодействие психолога, воспитателей и родителей, в процессе коррекции ситуативной-тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
2. Определить методы и приемы арт-терапии в психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
3. Выявить критерии и уровни психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по проблеме психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции, раскрывающие сущность понятия «тревожность»
(К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, З. Фрейд, К. Ясперс и др.);
- представления о специфике, видах и основных проявлениях тревожности детей старшего дошкольного возраста, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, O.A. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.);
-концепция стилей саморегуляции поведения (В.И. Моросановой).
В нашем исследовании мы использовали следующие подходы: системно-деятельностный (Б.Ф. Ломов Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); культурно-исторический подход к проблеме возраста и возрастных особенностей детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические: констатирующий и контрольный эксперимент, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
3. Методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
-методика «Детский тест тревожности» (Р. Тэмпл, М. Дорки);
-графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);
- методика «Паровозик» (С.В. Велиева).
База опытно-экспериментального исследования: МАДОУ д/с №50 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научное обоснование совершенствованию образовательного процесса дошкольного учреждения и результативной психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Практическая значимость: полученные в исследовании данные и разработанная образовательная программа могут быть использованы психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста для коррекции эмоциональной сферы. Результаты исследования, могут принести пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей, родителей.
Исследование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап (ноябрь 2016-апрель 2017): проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнены цель, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования; разработана модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
2. Опытно-экспериментальный этап (май 2017-февраль 2018): определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее этапы, методы и методики, разрабатывалась и апробировалась программа, реализующая психолого-педагогической коррекцию ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
3. Контрольно-обобщающий этап (март 2018-январь 2019): проводился анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение накопленных материалов, интерпретация полученных результатов и их оформление, разрабатывались рекомендации родителям педагогам и руководителям образовательной организации по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проблемой тревожности занимались многие психологи: Л.И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, Р. Мэй, И.П. Павлов, А.М. Прихожан, Г.С. Салливен, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др.
На наш взгляд, тревожность - это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.
Арт-терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства (Дьяченко О.М.)
Применение арт-терапии в психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста является наиболее эффективным средством психо-коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует осознанию ощущений и чувств.
Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, песочная терапия и музыкотерапия позволяют снижать ситуативную тревожность, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.
У детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Рассмотренные аспекты арт-терапии при работе с детьми позволили разработать программу для коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. А так же реализовался процесс консультирования родителей и воспитателей, который предполагал разработку и выдачу рекомендаций с целью снижения уровня ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста.
В опоре на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы нами была спроектирована модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, где все основные процессы и взаимосвязи, а также компоненты (эмоциональный, поведенческий и рефлексивный) и блоки (диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Для определения уровня ситуативной тревожности группы детей старшего дошкольного возраста мы провели исследования с использованием указанных выше методик. Проанализировав результаты, мы обнаружили, что большая часть детей испытывает чувство тревоги. Это свидетельствует о том, что необходимо со всеми детьми проводить специальную коррекционную 82
работу. С этой целью нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
На основе модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии нами была разработана программа коррекции ситуативной тревожности. Цель программы заключалась в оптимизации уровня ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста. Программа базируется на основополагающих принципах общей и коррекционной дошкольной педагогики. Построение программы в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. В ходе реализации программы коррекции ситуативной тревожности средствами арт-терапии нами использовались разнообразные методы и техники. Содержание программы включает в себя 10 занятий, которые имеют строго регламентированную структуру. По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния формирующей программы на оптимизацию уровня ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Произошли количественные и качественные изменения. По методике «Выбери нужное лицо» (Р Темпл, М. Дорки, В. Амена) количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 16%. Количество испытуемых со среднем уровнем тревожности увеличилось на 6%, низкий уровень тревожности увеличился на 10%. С помощью графической методики «Кактус» (М.А. Панфиловой) подтвердились изменения уровня ситуативной тревожности испытуемых. Количество детей дошкольного возраста с высоким уровнем ситуативной тревожности снизилось на 16%, средний уровень ситуативной тревожности увеличился на 4%, низкий уровень увеличился на 13%. По методике «Паравозик» (С.В. Велиевой) высокий уровень ситуативной тревожности снизился на 7%, средний уровень остался без изменений, низкий уровень ситуативной тревожности увеличился на 7%. С помощью графической методики «Кактус» (М.А. Панфиловой) подтвердились изменения уровня ситуативной тревожности испытуемых. Количество детей дошкольного возраста с высоким уровнем ситуативной тревожности снизилось на 16%, средний уровень ситуативной тревожности увеличился на 4%, низкий уровень увеличился на 13%.
Гипотеза исследования экспериментально подтверждена: коррекция ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии эффективна, при реализации опытно-экспериментальной работы, включающей: обоснование и апробацию структурно-функциональной модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, внедрение программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проведение психодиагностики выявления уровня ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, создание конкретных рекомендаций для родителей и педагогов по коррекции ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 208 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 380с.
3. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал.- 1997.- №2.- С. 112¬117
4. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2015. - 336 с.
5. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками: Семинар-практикум для воспитателей // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.
6. Астапов В.М. Тревога и тревожность: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
7. Балл Г. «Мотив»: уточнение понятия // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 4. - С. 56-65.
8. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 1998. - С. 271
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с
11. Бейлина А., Фребель Ф. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 56-64.
12. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав - СПб, 2005 г.
13. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Академия, 2016. - 288 с.
14. Валявко С. М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 53-59.
15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. - М.: Генезис, 2001. Ч.1. -160 с.
16. Виноградова Е. Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - С. 45-50.
17. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2.
- С. 47-55.
18. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.
19. Габдреев, Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов / Р. В. Габдреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1983.
- 110 с.
20. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М.:
Педагогика, 2009. - 327 с.
21. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Масс Медиа, 2016. - 240 с.
22. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 45¬49.
23. Горышева В. Игра - это отражение жизни: Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 8. - С. 20-25.
24. Гудкина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академ. Проект, 2013. - 190 с.
25. Дахин, А.Н. моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1 (30). - С. 11-20
26. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Просвещение. 1997. - 205 с.
27. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
28. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении / О.М. Дьяченко. - М.: Гном и Д, 2015. - 231 с.
29. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2015. - 560 с.
30. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Изд - во Моск. псих - соц. ин - та: Флинта, 2013. - 335с.
31. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М.:
Педагогика, 1998. - 275 с.
32. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2014.
33. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - С-Петербург: Речь, 2016.
34. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.
35. Ильин С. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
36. Казакова, Т.Ф. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1999. - 324 с.
37. Карвасарский Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 2013. - 576 с.
38. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст]. - СПб.: Речь, 2017.
39. Кияченко Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 63-68.
40. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1998.
- 192 с.
41. Коджаспирова Г. М. словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2015. - 448 с.
42. Коломенский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2014. - 480 с.
43. Коменский, Я.А. Собрание дидактических трудов [Текст] / Я.А. Коменский. - М., 1959. -255 с.
44. Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст]. СПб.: Лань, 2013. - 162с
45. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2016, 155с.
46. Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции: Развитие общения старших дошкольников с нарушением зрения в креативной игре- драматизации. - М.: Науч. кн., 2011. - 168 с.
47. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э.Крамер. - М.: Владос, 2016. - 320 с.
48. Красникова, М.А. Социальная психология / М.А. Красникова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -336 с.
49. Крижанская Ю. С. Грамматика общения. - Л.: Гос-во ЛГУ, 1999. - 207 с.
50. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций.
- Ростов-на-Дону: УНИИ РГУ, 2012. - 146 с
51. Кушнир А. М. Методический плюрализм. // Школьные технологии.
- 2004. - № 4. - С. 3-11.
52. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] // Педагогика. - 2000. - №9. - С. 27-34.
53. Ливерхуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1998.
54. Лисина М. И. Общение, личность и психическое развитие ребенка.
- М.: Ин-т практич. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 158 с.
55. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1998. - 173 с.
56. Лосева В., Луньков А. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция. // Народное образование. - 1999. - № 9. - С. 306-311.
57. Люблинская А. А. Детская психология. - М.: - Просвещение, 1971.
- 215с.
58. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх, или Искусствотерапия [Текст]. - М.: Школа-Пресс, 2016. - 130 с.
59. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.
60. Методы эффективной психокоррекции / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 813 с.
61. Молчанова Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников. // Учитель. - 2015. - № 1. - С. 64-68.
62. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 1999. - 456 с.
63. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика, 1963 г., № 5. С. 38-40
64. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 256 с.
65. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе. // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 95-100.
66. Общение детей в детском саду и семье. / Репина Т.А., Стеркина Р.Б., Антонова Т.В. - М.: Педагогика, 1999. - 150 с.
67. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования - М.: Сфера, 2005. - 448 с.
68. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для вузов. - М.: Сфера, 2000. - 509 с.
69. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
70. Поддьяков Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 5. - С. 75-81.
71. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 6-10.
72. Практическая диагностика и психологическое консультирование / Под. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. Ростов-на-Дону: Фирма Ирбис, 1998.
73. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, 2000. - 304 с.
74. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
75. Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2005. - Т.1. - 312 с.
76. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 2009. - 316 с.
77. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд-во АПН, 1996. - 166 с.
78. Рогов Е. И. Психология человека. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 320 с.
79. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001 -кн. 2: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
80. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 328 с.
81. Савенков А. Конкурс интеллектуалов: Для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С.6-13.
82. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов. - М.: Аспикт Пресс, 2015. - 460 с.
83. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2013. - 350 с.
84. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2015. - 976 с.
85. Смирнова Е. О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 54-62.
86. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных
дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 91-103.
87. Смирнова В. Как помочь ребенку осознать свое поведение: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С. 75-81.
88. Смирнова Е.О. Особенность общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
89. Смирнова Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 70-73.
90. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 343 с.
91. Соколов М. Развитие учебной мотивации младших школьников при разных стилях педагогической деятельности // Прикладная психология. - 2012. - № 6. - С. 47-48.
92. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии / Авт. Афонькина Ю.А. - М.: Академия, 2000. - 296 с.
93. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений, Том 10, «Материалы к третьему
тому «Педагогической антропологии» [Текст] / К.Д. Ушинский.// Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, Москва — Ленинград, 1950.,- С.49.
94. Федотова Н. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 25-27.
95. Филиппова Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 3. - С. 85-93.
96. Фокина А.Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Кон- цепт». - 2016. - Т. 10. - С. 286-290 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2015/95101.htm
97. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 204 с.
98. Цукерман Г. А. Психологическое развитие. - М.: Фирма
«Интерпракс», 1995. - 288 с.
99. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 359 с.
100. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психолог. труды. / под ред. Фельдштейн Д.И. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 414 с.
101. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / под ред. Б.А. Душкова; прил. Т.А. Гришиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 462 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ