Обучение старшеклассников решению задач с экономическим содержанием в процессе подготовки к ЕГЭ по математике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие экономической грамотности 7
1.2 Прикладные задачи как средство повышения экономической
грамотности
1.3 Система подготовки к ЕГЭ по математике 20
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
2.1 Анализ результатов решения задачи 17 на ЕГЭ по математике 30
2.2 Из опыта работы по обучению решению задач с экономическим
содержанием
2.3 Методика обучения решению задач с экономическим содержанием 39
2.4 Рабочая программа элективного курса «Решение задач с
экономическим содержанием»
2.5 Апробация и результаты применения методики 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие экономической грамотности 7
1.2 Прикладные задачи как средство повышения экономической
грамотности
1.3 Система подготовки к ЕГЭ по математике 20
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
2.1 Анализ результатов решения задачи 17 на ЕГЭ по математике 30
2.2 Из опыта работы по обучению решению задач с экономическим
содержанием
2.3 Методика обучения решению задач с экономическим содержанием 39
2.4 Рабочая программа элективного курса «Решение задач с
экономическим содержанием»
2.5 Апробация и результаты применения методики 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современная экономическая обстановка в России, обусловленная глобальным экономическим кризисом, актуализирует проблему экономического воспитания подрастающего поколения. Современной России нужны люди, способные находиться в постоянном поиске путей решения экономических проблем и эффективно осуществлять экономическую деятельность. Особую роль в подготовке таких людей должна играть школа, так как современная социальная среда не позволяет учащимся осваивать на достаточном уровне экономическую культуру: экономические знания современной молодежи носят сугубо теоретизированный характер, оторванный от реальной действительности. Причем все больше осознается необходимость в формировании экономической грамотности у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активную позицию в обществе. От экономической грамотности выпускников школы и готовности к самореализации в условиях рыночных отношений во многом будет зависеть их успешная адаптация к социально - экономическим условиям общества. Педагогический опыт воспитания молодежи убедительно свидетельствует, что основы деловых качеств личности, экономическая грамотность и культура поведения в условиях рыночной экономики закладываются и активно развиваются в школьном возрасте, следовательно, задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника школы к вступлению в реальную экономическую деятельность и экономические отношения.
Противоречия:
- возрастающие требования общества к наличию у индивидуума экономических знаний и навыков их применения на практике и недостаточный уровень экономических знаний и навыков решения задач с экономическим содержанием у старшеклассников;
- потребность старшеклассников в подготовке к решению задач с экономическим содержанием как теоретических, так и практических, и недостаточная научная разработанность методики их обучения решению экономических задач.
Проблема: Проблема обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием складывается из нескольких составляющих: наличие в таких задачах большого количества терминов, неизвестных учащимся; старшеклассники плохо ориентируются в материале, изученном в 5-9 классах и необходимом для решения задач с экономическим содержанием: темы процентов, арифметической, геометрической
прогрессий вызывают затруднения; предлагаемые для решения задачи являются сразу сложными. Решение этой проблемы нуждается в должном математическом и методическом обеспечении.
Актуальность: Жизнь настойчиво требует постепенного введения учащихся в мир практических задач финансовой математики, умения решать простейшие из них. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений. Однако основные практические навыки и умения у большинства учеников сформированы на уровне, не удовлетворяющем требованиям подготовки к ЕГЭ и повседневной жизни.
Объект: Процесс подготовки старшеклассников к ЕГЭ.
Предмет: Обучение старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием в процессе подготовки к ЕГЭ.
Цель: Теоретически обосновать, разработать и апробировать методику обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием.
Гипотеза: Разработка методики обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием направленной на повышение уровня экономической грамотности старшеклассников, повторение математических формул и алгоритмов, необходимых для таких задач, систематизация задач от простых к сложным и освоение навыков построения математической модели задачи позволит повысить эффективность подготовки школьников к ЕГЭ.
Задачи:
1. Уточнить содержание понятий «экономическая грамотность» и «задача с экономическим содержанием».
2. Изучить способы подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену.
3. Проанализировать современное состояние проблемы обучения старших школьников решению задач с экономическим содержанием.
4. Разработать, теоретически обосновать и апробировать методику обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием.
5. Предложить научно-методические рекомендации по обучению старшеклассников решению задач с экономическим содержанием при подготовке к ЕГЭ.
Для решения поставленных задач будут использованы методы педагогического исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, математической, научно-методической литературы, школьных стандартов и учебных пособий по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за деятельностью школьников в учебном процессе; тестирование учащихся; диагностическая беседа, анкетирование); статистические (обработка результатов педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ).
Теоретические и методические положения в области обучения школьников решению задач, в том числе с математическим содержанием, а также формирования экономической грамотности, содержат работы таких авторов, как Аменд А. Ф., Иоффе А., Фридман Л.М., Логинова В. В., Михеева С. А., Монгуш А.С., Танова О.Н., Шестаков С.А., Ященко Н.Е. и другие.
Информационной базой исследования послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных учёных по данной тематике, научные публикации, материалы периодических изданий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, цель, гипотеза, задачи. В первой главе «Проблемы формирования экономической грамотности школьников» проведен анализ современных взглядов педагогов - ученых и практиков - на проблему исследования. Во второй главе «Методика обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием» обоснована структура и содержание методики обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием, представлены результаты проверки эффективности разработанной методики. В заключение диссертации обобщены результаты исследования.
Противоречия:
- возрастающие требования общества к наличию у индивидуума экономических знаний и навыков их применения на практике и недостаточный уровень экономических знаний и навыков решения задач с экономическим содержанием у старшеклассников;
- потребность старшеклассников в подготовке к решению задач с экономическим содержанием как теоретических, так и практических, и недостаточная научная разработанность методики их обучения решению экономических задач.
Проблема: Проблема обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием складывается из нескольких составляющих: наличие в таких задачах большого количества терминов, неизвестных учащимся; старшеклассники плохо ориентируются в материале, изученном в 5-9 классах и необходимом для решения задач с экономическим содержанием: темы процентов, арифметической, геометрической
прогрессий вызывают затруднения; предлагаемые для решения задачи являются сразу сложными. Решение этой проблемы нуждается в должном математическом и методическом обеспечении.
Актуальность: Жизнь настойчиво требует постепенного введения учащихся в мир практических задач финансовой математики, умения решать простейшие из них. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений. Однако основные практические навыки и умения у большинства учеников сформированы на уровне, не удовлетворяющем требованиям подготовки к ЕГЭ и повседневной жизни.
Объект: Процесс подготовки старшеклассников к ЕГЭ.
Предмет: Обучение старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием в процессе подготовки к ЕГЭ.
Цель: Теоретически обосновать, разработать и апробировать методику обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием.
Гипотеза: Разработка методики обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием направленной на повышение уровня экономической грамотности старшеклассников, повторение математических формул и алгоритмов, необходимых для таких задач, систематизация задач от простых к сложным и освоение навыков построения математической модели задачи позволит повысить эффективность подготовки школьников к ЕГЭ.
Задачи:
1. Уточнить содержание понятий «экономическая грамотность» и «задача с экономическим содержанием».
2. Изучить способы подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену.
3. Проанализировать современное состояние проблемы обучения старших школьников решению задач с экономическим содержанием.
4. Разработать, теоретически обосновать и апробировать методику обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием.
5. Предложить научно-методические рекомендации по обучению старшеклассников решению задач с экономическим содержанием при подготовке к ЕГЭ.
Для решения поставленных задач будут использованы методы педагогического исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, математической, научно-методической литературы, школьных стандартов и учебных пособий по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за деятельностью школьников в учебном процессе; тестирование учащихся; диагностическая беседа, анкетирование); статистические (обработка результатов педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ).
Теоретические и методические положения в области обучения школьников решению задач, в том числе с математическим содержанием, а также формирования экономической грамотности, содержат работы таких авторов, как Аменд А. Ф., Иоффе А., Фридман Л.М., Логинова В. В., Михеева С. А., Монгуш А.С., Танова О.Н., Шестаков С.А., Ященко Н.Е. и другие.
Информационной базой исследования послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных учёных по данной тематике, научные публикации, материалы периодических изданий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, цель, гипотеза, задачи. В первой главе «Проблемы формирования экономической грамотности школьников» проведен анализ современных взглядов педагогов - ученых и практиков - на проблему исследования. Во второй главе «Методика обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием» обоснована структура и содержание методики обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием, представлены результаты проверки эффективности разработанной методики. В заключение диссертации обобщены результаты исследования.
Задачей современной школы является подготовка учащихся к успешной социальной и профессиональной адаптации в условиях рыночной экономики, и экономическая грамотность становится одним из основных критериев развития конкурентоспособной личности, приспособленной к самостоятельной жизни.
Под экономической грамотностью в нашем исследовании понимается спектр понятий, информации и знаний из экономической области, а также обладание навыками решения практических задач, главным образом в потребительской сфере.
Прикладная направленность изучения предметов школьного курса стирает границы между предметами и даёт возможность продемонстрировать ученикам целостность окружающего мира и изучаемых предметов, позволяет заинтересовать детей, вызывает более осмысленное, личностно значимое восприятие информации, что в итоге приводит к гармоничному и всестороннему развитию личности.
О необходимости усиления прикладной направленности преподавания предметов в школе также говорится в Концепции развития образования РФ на 2016 - 2020 гг.
Задачи с экономическим содержанием являются частным случаем прикладной задачи. Изучение экономики с помощью прикладных задач на уроках математики позволит продемонстрировать практическую значимость математики и вместе с тем освоить элементы экономической теории, необходимые ученикам.
Важность обучения старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, обеспечит понимание учащимися сути процессов, происходящих в экономике страны и мира, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития - воспитание самостоятельной личности, способной решать различные жизненные задачи. Также следует отметить значение математических задач с экономическим содержанием для мотивирования школьников на изучение экономических приложений математики, формирования у учащихся интереса к профессиям, связанных с финансово-экономической сферой деятельности.
Несмотря на свою значимость, задачи, имеющие экономическое содержание, вызывают значительные трудности у учащихся, обусловленные отсутствием достаточного внимания к решению подобных задач в школьном курсе математики, слишком большим объёмом информации, из которой трудно выделить необходимую при самостоятельной подготовке к экзамену, отсутствием общей математической культуры и экономической грамотности.
При написании диссертационной работы были рассмотрены труды многих авторов - теоретиков и практикующих педагогов, имеющие отношение к теме исследования. Был изучен и проанализирован существующий опыт обучения школьников решению математических задач с экономическим содержанием.
Опираясь на существующие методы подготовки к ЕГЭ и на описанные в изученной нами литературе способы решения прикладных задач, нами была разработана методика обучения старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием.
Апробация разработанной методики проводилась в МАОУ СОШ № 46 города Челябинска. Проведение формирующего эксперимента и обработка его результатов подтвердила верность выдвинутой нами гипотезы.
Проведение элективного курса «Решение задач с экономическим содержанием» позволяет повысить показатели уровня экономической грамотности старшеклассников: понимание экономических терминов, правильность их употребления, способность применять экономические знания в практической деятельности, умение бережно относиться к материальным ресурсам, планировать расходы, соизмерять потребности с экономическими возможностями, а также систематизировать математические знания, необходимые для решения экономических задач, которые включают в себя такие разделы математики как обыкновенные дроби, проценты, пропорции, функции и их графики, производные и т.д.
Кроме того, использование разработанной нами методики обучения решению задач с экономическим содержанием при проведении элективного курса даёт возможность дополнительной подготовки к ЕГЭ благодаря повторению и обобщению формул, приобретению навыков осмысленного чтения и анализа условия задач и формированию единого подхода к решению задач с экономическим содержанием.
Таким образом, в результате работы над магистерской диссертацией поставленные задачи были решены, цель работы достигнута.
Под экономической грамотностью в нашем исследовании понимается спектр понятий, информации и знаний из экономической области, а также обладание навыками решения практических задач, главным образом в потребительской сфере.
Прикладная направленность изучения предметов школьного курса стирает границы между предметами и даёт возможность продемонстрировать ученикам целостность окружающего мира и изучаемых предметов, позволяет заинтересовать детей, вызывает более осмысленное, личностно значимое восприятие информации, что в итоге приводит к гармоничному и всестороннему развитию личности.
О необходимости усиления прикладной направленности преподавания предметов в школе также говорится в Концепции развития образования РФ на 2016 - 2020 гг.
Задачи с экономическим содержанием являются частным случаем прикладной задачи. Изучение экономики с помощью прикладных задач на уроках математики позволит продемонстрировать практическую значимость математики и вместе с тем освоить элементы экономической теории, необходимые ученикам.
Важность обучения старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, обеспечит понимание учащимися сути процессов, происходящих в экономике страны и мира, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития - воспитание самостоятельной личности, способной решать различные жизненные задачи. Также следует отметить значение математических задач с экономическим содержанием для мотивирования школьников на изучение экономических приложений математики, формирования у учащихся интереса к профессиям, связанных с финансово-экономической сферой деятельности.
Несмотря на свою значимость, задачи, имеющие экономическое содержание, вызывают значительные трудности у учащихся, обусловленные отсутствием достаточного внимания к решению подобных задач в школьном курсе математики, слишком большим объёмом информации, из которой трудно выделить необходимую при самостоятельной подготовке к экзамену, отсутствием общей математической культуры и экономической грамотности.
При написании диссертационной работы были рассмотрены труды многих авторов - теоретиков и практикующих педагогов, имеющие отношение к теме исследования. Был изучен и проанализирован существующий опыт обучения школьников решению математических задач с экономическим содержанием.
Опираясь на существующие методы подготовки к ЕГЭ и на описанные в изученной нами литературе способы решения прикладных задач, нами была разработана методика обучения старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием.
Апробация разработанной методики проводилась в МАОУ СОШ № 46 города Челябинска. Проведение формирующего эксперимента и обработка его результатов подтвердила верность выдвинутой нами гипотезы.
Проведение элективного курса «Решение задач с экономическим содержанием» позволяет повысить показатели уровня экономической грамотности старшеклассников: понимание экономических терминов, правильность их употребления, способность применять экономические знания в практической деятельности, умение бережно относиться к материальным ресурсам, планировать расходы, соизмерять потребности с экономическими возможностями, а также систематизировать математические знания, необходимые для решения экономических задач, которые включают в себя такие разделы математики как обыкновенные дроби, проценты, пропорции, функции и их графики, производные и т.д.
Кроме того, использование разработанной нами методики обучения решению задач с экономическим содержанием при проведении элективного курса даёт возможность дополнительной подготовки к ЕГЭ благодаря повторению и обобщению формул, приобретению навыков осмысленного чтения и анализа условия задач и формированию единого подхода к решению задач с экономическим содержанием.
Таким образом, в результате работы над магистерской диссертацией поставленные задачи были решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ
СОДЕРЖАНИЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения решению экономических задач из ЕГЭ по математике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Организация внеурочной деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО
ФАКУЛЬТАТИВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Методические особенности изучения задач с экономическим содержанием
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Методика изучения сложных процентов при подготовке к ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая
задача) в профильном ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



