УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 10
1.1. Состояние проблемы исследования в психолого - педагогической
литературе 10
1.2. Модель управления качеством образования в средней школе 22
1.3. Организационно-педагогические условия эффективной реализации
модели управления качеством образования в средней школе 33
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 44
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 44
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по
совершенствованию процесса управления качеством образования в средней школе 58
2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 10
1.1. Состояние проблемы исследования в психолого - педагогической
литературе 10
1.2. Модель управления качеством образования в средней школе 22
1.3. Организационно-педагогические условия эффективной реализации
модели управления качеством образования в средней школе 33
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 44
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 44
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по
совершенствованию процесса управления качеством образования в средней школе 58
2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. Современные социально-экономические изменения в России ставят перед системой образования новые вызовы, а именно образование и обучение человека, который способен видеть и творчески решать возникающие проблемы и гибко приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Повышение качества образования и качества подготовки специалистов является ключевой проблемой ведущих стран мира в области профессионального образования, поскольку инвестиции в профессиональные образовательные учреждения гарантируют будущее процветание страны.
Именно образование формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Содержание и направленность образования отражают образовательные программы и стандарты.
273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Определение носит общий характер и требует уточнений и конкретизации для практического применения.
Качественное образование было признано абсолютным приоритетом на круглом столе министров образования, организованном ЮНЕСКО в Париже в 2003 году, когда речь шла о праве каждого человека на качественное образование.
Актуальность исследования обусловлена:
- многозначностью понятия «качество образования» и необходимостью выделения компонентов и факторов, его обеспечивающих, для решения задач управления на уровне образовательного учреждения;
- недостаточной неопределённостью ответственности образовательного учреждения за достижение нормативного качества и необходимостью управления качеством на всех уровнях управления;
- необходимостью объективной оценки управления качеством на уровне образовательного учреждения и использованием показателей качества.
На характер педагогических исследований в области управления качеством образования заметное влияние оказывают общая теория управления качеством (В.И. Азаров, С.А. Ворошилов, С.Д. Ильенкова, Г.Ю. Науменко и др.), требования международных стандартов управления качеством ИСО 9000, принципы всеобщего управления качеством (Total quality management - TQM). Различные аспекты проблемы рассматриваются в работах В.А. Болотова, Э.М. Короткова, О.Е. Лебедева, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, Г.А. Шапоренковой и других. Вопросам управления качеством в образовательных системах различного уровня посвящены исследования Ю.А. Конаржевского, Г.М. Полянской, А.И. Субетто, С.Ю. Трапицына, Е.В. Яковлева. Вопросы специфики управления качеством образования на уровне района в указанных источниках нами не обнаружены.
Однако, несмотря на имеющиеся в научных трудах важные положения по вопросам управления качеством образования, на современном этапе развития науки и общества в дополнительном изучении нуждаются теоретико-методологические основы управления качеством на уровне образовательного учреждения, определения критериев и показателей качества.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования обучающихся определила выбор темы исследования «Управление качеством образования в средней школе».
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация модели управления качеством образования в средней школе.
Объект исследования: управление образовательным процессом в средней школе
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в средней школе.
Гипотеза исследования: процесс управления качеством
образования в средней школе будет более эффективным, если:
- разработать модель управления качеством образования в средней школе;
- выявить и экспериментально проверить комплекс
организационно-педагогических условий эффективного
функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе;
- использовать системный подход в качестве теоретико-методологической стратегии управления качеством образования в средней школе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему управления качеством образования в средней школе и наметить стратегию ее совершенствования.
2. Уточнить и конкретизировать сущность понятия «управление качеством образования в средней школе».
3. На основе системного подхода разработать модель управления качеством образования в средней школе.
5. Подготовить методические рекомендации для средних школ по управлению качеством образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование гипотезы исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент,
анкетирование, наблюдение;
- методы математической обработки полученных эмпирических данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная часть работы осуществлялась диссертантом в МАОУ «Образовательный центр № 2 г. Челябинска».
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2017 по 2019 гг. поэтапно.
Первый этап (2017-2018 гг.) - поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы, была определена проблема исследования, происходил сбор и анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе, и осмысление теоретических подходов к управлению современной школой, находящейся в режиме развития.
Были определены методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза исследования, намечены основные этапы работы.
На втором этапе (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальном - осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме управления качеством образования.
Определялись функции и задачи подготовки обучающихся в образовательной организации, осуществлялся поиск организационно - педагогических условий управления качеством образования. Ведущими методами на данном этапе были: наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
На третьем этапе (2019-2020 гг.) - описательно-итоговом - проводился формирующий эксперимент, создавались условия, влияющие на качество образования, обобщались и систематизировались полученные результаты по управлению качеством образования. Проводилось описание экспериментальной работы. Были сформулированы выводы и определены перспективы разработки проблемы исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработана модель управления качеством образования в средней школе;
- выделены организационно-педагогические условия эффективного функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
- в анализе роли управления качеством образования в средней школе в совершенствовании процесса управления качеством образования;
- в уточнении и конкретизации сущности понятия «управление качеством образования в средней школе».
Практическая значимость результатов исследования.
Полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу методических рекомендаций по управлению качеством образования в средней школе. Разработаны критерии оценивания результатов образовательного процесса, позволяющие определить эффективность управления качеством образования обучающихся. Материалы исследования могут быть использованы при создании спецкурсов по теме исследования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность научных выводов и результатов определяются методологической обоснованностью теоретических положений, анализом достижений современной педагогической науки, комплексной методикой исследования, соблюдением требований репрезентативности полученных данных, их качественным и количественным анализом, применением при обработке экспериментальных данных математической статистики.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях (XX международная заочно научно-практическая конференция «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров; региональная студенческая научно-практическая конференция «Инновационное образование глазами современной молодежи», международная научно-практическая конференция «Современная школа в условиях реализации национального проекта «Образование»»), посредством публикации статей в научном журнале «Студенческий вестник», научном журнале «Молодой ученый». Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии ЮУрГГПУ, методических семинарах «Образовательного центра № 2 г. Челябинска».
Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность самого исследователя и педагогов МАОУ «Образовательного центра № 2 г. Челябинска». Материалы исследования использовались на заседаниях педагогического совета, методических объединений учителей, городских семинарах и совещаниях, проводимых на базе образовательной организации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, иллюстрирована таблицами.
Повышение качества образования и качества подготовки специалистов является ключевой проблемой ведущих стран мира в области профессионального образования, поскольку инвестиции в профессиональные образовательные учреждения гарантируют будущее процветание страны.
Именно образование формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Содержание и направленность образования отражают образовательные программы и стандарты.
273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Определение носит общий характер и требует уточнений и конкретизации для практического применения.
Качественное образование было признано абсолютным приоритетом на круглом столе министров образования, организованном ЮНЕСКО в Париже в 2003 году, когда речь шла о праве каждого человека на качественное образование.
Актуальность исследования обусловлена:
- многозначностью понятия «качество образования» и необходимостью выделения компонентов и факторов, его обеспечивающих, для решения задач управления на уровне образовательного учреждения;
- недостаточной неопределённостью ответственности образовательного учреждения за достижение нормативного качества и необходимостью управления качеством на всех уровнях управления;
- необходимостью объективной оценки управления качеством на уровне образовательного учреждения и использованием показателей качества.
На характер педагогических исследований в области управления качеством образования заметное влияние оказывают общая теория управления качеством (В.И. Азаров, С.А. Ворошилов, С.Д. Ильенкова, Г.Ю. Науменко и др.), требования международных стандартов управления качеством ИСО 9000, принципы всеобщего управления качеством (Total quality management - TQM). Различные аспекты проблемы рассматриваются в работах В.А. Болотова, Э.М. Короткова, О.Е. Лебедева, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, Г.А. Шапоренковой и других. Вопросам управления качеством в образовательных системах различного уровня посвящены исследования Ю.А. Конаржевского, Г.М. Полянской, А.И. Субетто, С.Ю. Трапицына, Е.В. Яковлева. Вопросы специфики управления качеством образования на уровне района в указанных источниках нами не обнаружены.
Однако, несмотря на имеющиеся в научных трудах важные положения по вопросам управления качеством образования, на современном этапе развития науки и общества в дополнительном изучении нуждаются теоретико-методологические основы управления качеством на уровне образовательного учреждения, определения критериев и показателей качества.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования обучающихся определила выбор темы исследования «Управление качеством образования в средней школе».
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация модели управления качеством образования в средней школе.
Объект исследования: управление образовательным процессом в средней школе
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в средней школе.
Гипотеза исследования: процесс управления качеством
образования в средней школе будет более эффективным, если:
- разработать модель управления качеством образования в средней школе;
- выявить и экспериментально проверить комплекс
организационно-педагогических условий эффективного
функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе;
- использовать системный подход в качестве теоретико-методологической стратегии управления качеством образования в средней школе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему управления качеством образования в средней школе и наметить стратегию ее совершенствования.
2. Уточнить и конкретизировать сущность понятия «управление качеством образования в средней школе».
3. На основе системного подхода разработать модель управления качеством образования в средней школе.
5. Подготовить методические рекомендации для средних школ по управлению качеством образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование гипотезы исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент,
анкетирование, наблюдение;
- методы математической обработки полученных эмпирических данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная часть работы осуществлялась диссертантом в МАОУ «Образовательный центр № 2 г. Челябинска».
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2017 по 2019 гг. поэтапно.
Первый этап (2017-2018 гг.) - поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы, была определена проблема исследования, происходил сбор и анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе, и осмысление теоретических подходов к управлению современной школой, находящейся в режиме развития.
Были определены методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза исследования, намечены основные этапы работы.
На втором этапе (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальном - осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме управления качеством образования.
Определялись функции и задачи подготовки обучающихся в образовательной организации, осуществлялся поиск организационно - педагогических условий управления качеством образования. Ведущими методами на данном этапе были: наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
На третьем этапе (2019-2020 гг.) - описательно-итоговом - проводился формирующий эксперимент, создавались условия, влияющие на качество образования, обобщались и систематизировались полученные результаты по управлению качеством образования. Проводилось описание экспериментальной работы. Были сформулированы выводы и определены перспективы разработки проблемы исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработана модель управления качеством образования в средней школе;
- выделены организационно-педагогические условия эффективного функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
- в анализе роли управления качеством образования в средней школе в совершенствовании процесса управления качеством образования;
- в уточнении и конкретизации сущности понятия «управление качеством образования в средней школе».
Практическая значимость результатов исследования.
Полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу методических рекомендаций по управлению качеством образования в средней школе. Разработаны критерии оценивания результатов образовательного процесса, позволяющие определить эффективность управления качеством образования обучающихся. Материалы исследования могут быть использованы при создании спецкурсов по теме исследования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность научных выводов и результатов определяются методологической обоснованностью теоретических положений, анализом достижений современной педагогической науки, комплексной методикой исследования, соблюдением требований репрезентативности полученных данных, их качественным и количественным анализом, применением при обработке экспериментальных данных математической статистики.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях (XX международная заочно научно-практическая конференция «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров; региональная студенческая научно-практическая конференция «Инновационное образование глазами современной молодежи», международная научно-практическая конференция «Современная школа в условиях реализации национального проекта «Образование»»), посредством публикации статей в научном журнале «Студенческий вестник», научном журнале «Молодой ученый». Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии ЮУрГГПУ, методических семинарах «Образовательного центра № 2 г. Челябинска».
Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность самого исследователя и педагогов МАОУ «Образовательного центра № 2 г. Челябинска». Материалы исследования использовались на заседаниях педагогического совета, методических объединений учителей, городских семинарах и совещаниях, проводимых на базе образовательной организации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, иллюстрирована таблицами.
Выбор темы исследования был обусловлен ее актуальностью как для педагогической теории, так и для практики управления образовательным учреждением. Понятие «качество образования» является сложной категорией, рассматриваемой как со стороны результатов образовательного процесса, так и со стороны его организации. Руководство средней школы должно таким образом выстроить свою управленческую деятельность, чтобы педагогический коллектив был способен представить качественные образовательные услуги обучающимся и их родителям.
В теоретической части работы рассматривались основные понятия по данной теме.
Качество образования можно определить как совокупность свойств обучения, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно.
Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления - регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.
Система управления качеством образования - это совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества образования.
Для анализа системы управления качеством образования в средней школе применялся метод моделирования, который позволяет исследовать объект по определенным параметрам, существенным для данной работы.
Модель системы управления качеством образования в средней школе состоит из четырех блоков
Первый блок - целевой блок модели: представляет собой этап целеполагания.
Второй блок - диагностика существующей системы качества.
Третий блок - организационный: разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного учреждения, документационное закрепление процессов.
Четвертый блок - контрольно-аналитический.
В качестве организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе следует выделить следующие:
1. Повышение эффективности стимулирования деятельности учителя.
2. Усиление мотивации педагогов к саморазвитию.
3. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Целью опытно-экспериментального работы явилась проверка организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе.
Базой опытно-экспериментальной работы выступало МАОУ «Образовательный центр № 2 г. Челябинска».
В рамках опытно-экспериментального работы осуществлялась проверка гипотезы исследования: процесс управления качеством образования в средней школе будет более эффективным, если:
- разработать модель управления качеством образования в средней школе;
- выявить и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе;
- использование системного подхода в качестве теоретико-методологической стратегии управления качеством образования в средней школе.
В исследовании принимали участие две группы педагогов. В каждой группе по 12 педагогов. Экспериментальная группа: учителя начальных классов. Контрольная группа: учителя, преподающие предметы общественно-гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла.
Подбор групп осуществлялся по принципу вхождения учителей в учебно-методические объединения. Это было необходимо для того, чтобы провести диагностику психологической атмосферы в малой группе и провести коррекционную работы в отдельной группе.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что 16,7 % педагогов в каждой экспериментальной группе имеются низкую удовлетворенность трудом. Высокая удовлетворенность характерна от четверти до трети педагогам групп. 8,3 % педагогов групп показали остановившееся развитие. Сформировавшуюся систему развития - от четверти до трети педагогов групп. Это недостаточный уровень для обеспечения качества образования в образовательной организации. Также имеется потенциал для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Целью формирующего этапа исследования стала апробация выделенных организационно-педагогических условий и модели управления качеством образования в средней школе.
Основная стратегическая цель программы: реализация организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе.
Задачи программы:
1. Создание эффективной системы профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС
2. Корректирование системы материального стимулирования.
3. Разработка системы морального стимулирования
Реализуемые организационно-педагогические условия:
1. Повышение эффективности стимулирования деятельности учителя.
2. Усиление мотивации педагогов к саморазвитию.
3. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
По каждому условию был составлен план реализуемых мероприятий, входящих в программу. Мероприятия апробировались в экспериментальной группе.
Повторная диагностика показала улучшение всех изученных показателей в экспериментальной группе. В контрольной группе заметных положительных сдвигов не выявлено.
Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью применения метода математической статистики, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой исследовательской гипотезы.
Данное исследование не исчерпывает всей изучаемой проблемы. Возможными направлениями в дальнейших работах может стать анализ влияния стиля управленческой деятельности на качество обучения в школе, роли родительской общественности в повышении результативности обучения, повышения влияния государственно-общественных форм управления образовательной организации на качество обучения и др.
В теоретической части работы рассматривались основные понятия по данной теме.
Качество образования можно определить как совокупность свойств обучения, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно.
Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления - регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.
Система управления качеством образования - это совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества образования.
Для анализа системы управления качеством образования в средней школе применялся метод моделирования, который позволяет исследовать объект по определенным параметрам, существенным для данной работы.
Модель системы управления качеством образования в средней школе состоит из четырех блоков
Первый блок - целевой блок модели: представляет собой этап целеполагания.
Второй блок - диагностика существующей системы качества.
Третий блок - организационный: разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного учреждения, документационное закрепление процессов.
Четвертый блок - контрольно-аналитический.
В качестве организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе следует выделить следующие:
1. Повышение эффективности стимулирования деятельности учителя.
2. Усиление мотивации педагогов к саморазвитию.
3. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Целью опытно-экспериментального работы явилась проверка организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе.
Базой опытно-экспериментальной работы выступало МАОУ «Образовательный центр № 2 г. Челябинска».
В рамках опытно-экспериментального работы осуществлялась проверка гипотезы исследования: процесс управления качеством образования в средней школе будет более эффективным, если:
- разработать модель управления качеством образования в средней школе;
- выявить и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования и реализации модели управления качеством образования в средней школе;
- использование системного подхода в качестве теоретико-методологической стратегии управления качеством образования в средней школе.
В исследовании принимали участие две группы педагогов. В каждой группе по 12 педагогов. Экспериментальная группа: учителя начальных классов. Контрольная группа: учителя, преподающие предметы общественно-гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла.
Подбор групп осуществлялся по принципу вхождения учителей в учебно-методические объединения. Это было необходимо для того, чтобы провести диагностику психологической атмосферы в малой группе и провести коррекционную работы в отдельной группе.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что 16,7 % педагогов в каждой экспериментальной группе имеются низкую удовлетворенность трудом. Высокая удовлетворенность характерна от четверти до трети педагогам групп. 8,3 % педагогов групп показали остановившееся развитие. Сформировавшуюся систему развития - от четверти до трети педагогов групп. Это недостаточный уровень для обеспечения качества образования в образовательной организации. Также имеется потенциал для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Целью формирующего этапа исследования стала апробация выделенных организационно-педагогических условий и модели управления качеством образования в средней школе.
Основная стратегическая цель программы: реализация организационно-педагогических условий управления качеством образования в средней школе.
Задачи программы:
1. Создание эффективной системы профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС
2. Корректирование системы материального стимулирования.
3. Разработка системы морального стимулирования
Реализуемые организационно-педагогические условия:
1. Повышение эффективности стимулирования деятельности учителя.
2. Усиление мотивации педагогов к саморазвитию.
3. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
По каждому условию был составлен план реализуемых мероприятий, входящих в программу. Мероприятия апробировались в экспериментальной группе.
Повторная диагностика показала улучшение всех изученных показателей в экспериментальной группе. В контрольной группе заметных положительных сдвигов не выявлено.
Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью применения метода математической статистики, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой исследовательской гипотезы.
Данное исследование не исчерпывает всей изучаемой проблемы. Возможными направлениями в дальнейших работах может стать анализ влияния стиля управленческой деятельности на качество обучения в школе, роли родительской общественности в повышении результативности обучения, повышения влияния государственно-общественных форм управления образовательной организации на качество обучения и др.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2017 - Управление качеством образования (на примере Управления Образованием г.Альметьевск)
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Модель управления качеством образования в детской музыкальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Роль менеджмента качества в системе начального образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Разработка системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



