Введение 2-8 стр.
Глава I Теоретические аспекты проблемы управления здоровьесберегающей средой в школе-интернате
1.1. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе-интернате 9-15 стр.
1.2 Модель управления здоровьесберегающей среды в образовательном процессе школы-интерната 16-27 стр.
Выводы по I главе 28 стр.
Глава II Практическое исследование проблемы управления здоровьесберегающей средой в образовательном процессе школы- интерната
2.1 Задачи и содержание исследования 29-35 стр.
2.2 Реализация модели управления здоровьесберегающей среды в
образовательном процессе школы-интерната 36-43стр.
Выводы по II главе 44 стр.
Глава III Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ констатирующего этапа экспериментальной
работы 45-62 стр.
3.2 Анализ контрольного этапа экспериментальной работы 63-70 стр.
Выводы по III главе 71-72 стр.
Заключение 73-75 стр.
Библиографический список 76-79 стр.
Приложение 80-81 стр.
Одним из основных общественных и личностных ценностей является здоровье. В нашем обществе состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу, становится угрозой национальной безопасности страны. Изменение происходящие в политической, социальной и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современных детей. Школа ищет новые пути построения образовательного процесса, в основе которого - сохранение здоровья обучающихся.
Цель образования - обеспечения педагогического здоровьесберегающего эффекта, сохранение функционального состояния организма.
Сегодня для традиционного школьного образования характерен ряд негативных тенденций, которые снижают активность учащихся в учебной деятельности; замедляют их физическое и психическое развитие. Состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, психического развития ребёнка, функционального состояния, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков. По данным медицинских исследований, в школах России только 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Около 88% школьников находятся в состоянии разной степени психического неблагополучия [3].
В задачи новой системы образования сходят сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье обучающихся.
В связи с этим возрос интерес к проблеме здоровья. Внимание к проблеме здоровья увеличивается с каждым годом, как в нашей стране, так и во всем мире. В Великобритании, Франции, США, здоровье это часть национальной политики, о чем говорят государственные программы здоровья и национальные информационные обзоры по здоровью. Реализация этих программ возможна именно потому, что уровень здоровья граждан напрямую зависит от отношения к нему как самой личности, так и государства [4].
Анализ образовательных и социокультурных тенденций показывает, что различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья стал предметом междисциплинарных исследований и объектом внимания общества.
Исследования ведутся по нескольким направлениям.
1. Философско-социологическое;
2 .Медико-гигиеническое;
3 .Психолого-педагогическое;
Исследования ученых в психологии и педагогики говорят о том, что благоприятные возможности для развития личности имеются в детском возрасте. Как отмечают ученые М.А. Амонашвили [2], П.П. Блонский, [5], Л.С. Выготский [12], В.В. Давыдов [15], В.А. Сухомлинский [22], и др., происходящие в этот период изменения в организме детей, являются основой для формирования новообразования в личности ребенка, он выражает их обьективную и субьективную готовность полноценной жизни в обществе. В это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образовании [2].
Школьная система образования является идеальным местом для содействия здоровью. Общие подходы к пониманию здоровья ведут к изменениям в школьной жизни, захватывая все уровни: от управления школой до отношений в классе и связей с сообществом.
Исследования показывают, что процесс образования должен определять несколько направлений организационно-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни через:
- целеполагание: Л.И. Божович [8], Б.С. Братусь (7) и др.
- управление: В.С. Лазарев [19], П.И. Третьяков [23], Т.И. Шамова [24] и др.
- совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе отмечается в работах Ю.К.Бабанского [6], Б.С. Братусь [7], Л.И. Божовича [8], Б.С. Гершунского [14], В.И.Зверева [16], В.А. Караковского [17], и др;
Несмотря на изученность проблемы, остаются открытыми некоторые вопросы, что возникает необходимость её более основательного изучения.
Ситуация характеризуется наличием оставшихся неразрешенных противоречий:
-между потребностью государства в здоровых гражданах и реальным ухудшением состояния здоровья детей, низкой культурой сформированности навыков здорового образа жизни;
-между необходимостью повышать результативность деятельности по развитию здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе и отсутствием эффективной технологии управления этим процессом.
Данные противоречия отражают объективно существующую проблему разработки модели внутришкольного управления.
Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества обусловили выбор темы исследования: «Управление здоровьесберегающей средой в образовательном процессе школы- интерната».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и выявить результативность модели управления здоровьесберегающей средой в образовательном процессе школы-интерната.
Объект исследования: управление здоровьесберегающей средой в образовательном процессе.
Предмет исследования: модель управления здоровьесберегающей средой в образовательном процессе школы-интерната.
Гипотеза настоящего исследования заключается в предположении, что процесс управления здоровьесберегающей средой в образовательном процессе школы-интерната будет более эффективен, если:
-будет опираться на системный подход;
-будет опираться на принципы соуправления администрации и команды, непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности, сотрудничества учащихся, учителей, родителей по сохранению ЗОЖ;
Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности здоровьесберегающего
процесса в школе.
2. Разработать и внедрить модель управления здоровьесберегающей среды в школе-интернате.
3. Выявить результативность модели управления здоровьесберегающей среды школы-интерната.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ социологической, педагогической литературы по проблемам управления, метод моделирования, метод изучения нормативных и инструктивно-методических документов;
- практические методы: эксперимент, мониторинг, методы обработки и интерпретации данных.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- разработана модель управления здоровьесберегающей среды в образовательном процессе школы-интерната на основе системного подхода.
Практическая значимость: модель управления здоровьесберегающей средой может быть использована в школе- интернате.
Методологическая и научно-теоретическая основа исследования.
При построении модели управления здоровьесберегающей среды в образовательном процессе школы- интерната, исследование основывалось: на современных философских и психолого-педагогических концепциях личности (Б.Г.Ананьев, И.В.Бестужев-Лада, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.); на современных концепциях гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, В.П.Бездухов, М.Н.Берулава, С.Г.Вершловский, Б.С.Гершунский и др.); на исследованиях по гигиене, физиологии и здорового образа жизни (В.И.Андреев, Н.А. Бернштейн, П.А.Капица, В.И.Козлов, и др.); на гуманистических принципах управления образовательными системами (Т.М.Давыденко, Ю.А.Конаржевский, , В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, и др.
Поставленные задачи определили ход исследования, которое осуществлялось в несколько этапов в период с 2016-2018гг.
На первом этапе (январь-февраль 2016 г.) изучалась педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения эмпирического исследования, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (март - май 2016 г.) проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывался формирующий этап экспериментальной работы.
На третьем этапе (сентябрь 2016 г.) в рамках формирующего этапа экспериментальной работы для обучающихся (начальной) школы внедрялась система мониторинга о состояние здоровья обучающихся.
На четвертом этапе (май 2017 г.) проводилась обработка и анализ полученных данных, проводился контрольный этап эксперимента, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования
Экспериментальной базой нашего исследования явилась МБОУ «СШИ №3 г. Челябинска». Всего в эксперименте приняло участие - человек: 36 обучающихся, 5 учителей, 18 родителей.
Апробация исследования:
- выступление: на августовской школьной конференции по теме «Состояние здоровья обучающихся школы-интерната»;
- публикация статей на международной научно - практической конференции (РИНЦ)
-портал - учительское образование (инфо - урок)
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте страниц 81, таблиц - 12, рисунков-7, приложение -1
Здоровьесберегающая педагогика - это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Школа со здоровьесберегающей средой - это такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
Здоровьесберегающую деятельности в школе следует рассматривать как системное и личностно-развивающее (гуманно- личностное) образование, ведущий постулат которого - признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка, поэтому важно, чтобы педагоги, школьные психологи и педагогические консилиумы помогли каждому ученику познать себя.
Одним из условий создания развития здоровьесберегающего образовательного пространства в школе является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетенции учителей и медицинского персонала в области педагогики.
Основными условиями для сохранения и укрепления здоровья обучающихся являются:
- разгрузка содержания общего образования;
- использование эффективных методов обучения;
- качественные занятия физической культурой;
- системный мониторинг состояния здоровья детей;
- улучшения организации питания
- рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.
Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у школьников основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья - ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления ее деятельности. Здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в школе - интернате, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи решены. Таким образом, необходимость изучения проблемы управления здоровьесберегающей среды обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно-технического прогресса, кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психологические особенности подросткового возраста, главными мотивационными линиями которого являются самовыражение, самоутверждение, самоопределение в жизни. Итоги проведенного исследования доказали эффективность и результативность поставленных целей, а предложенная модель управления здоровьесберегающей среды школы - интерната соответствует своему назначению и может быть использован в любом образовательном учреждении.
1. Ананьев, Н. И. Модернизация обучения, здоровье и некоторые
вопросы адаптации школьников / Н. И. Ананьев, Е. Г. Блинова // Актуальные проблемы адаптации человека. - Сургут, 2002. -
[Электрон. ресурс] - Режим доступа : адрес сайта ru
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Минск: БГУ, 1990. - 560с.
3. Колбанов В.В. Валеология СПб, 1998. -229с.
4. Баранов А.А. Национальная и региональная стратегия и политика укрепления здоровья детей и подростков. Укрепление здоровья в школе //Тезисы докладов Российско-Американской конференции М., 1996.-С. 1112.
5. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения/ Петровский А.В. -в 2-х т. М.: Педагогика, 1979., т.1-303с., т.2-398с.
6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96с.
7. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологические исследования М.: Знание. 1985.-64с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. //Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968.-261с.
9. Башарина, Л. А. Организационные технологии управления школой : метод. пособие для рук-лей образ. учрежд. / Л. А. Башарина, И. В. Гришина. - СПб. : КАРО, 2002. - 144 с
10. Бережков, Л. Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие / Л. Ф. Бепежкова // Человек. Культура. Здоровье. - М., 1997. - 46 с .
11. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа - М.: МПСИ,2004.- 240с.
12. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Ьрехман. - М., 1990.
13. Бурханов, А. И. Здоровьесберегающие аспекты в образовательных технологиях / А. И. Бурханов, Г. А. Кропотова // Управление вузом как сложной распределенной системой в условиях внедрения новых технологий в образовании: матер. Рос. науч.-практ. конф. (февраль- апрель 2007 г.). - Уфа: Восточный университет, 2008. - 248 с.
14. Выготский J1.C. Педология подростка: проблемы возраста, в 6 т. М.: Педагогика, 1986. т.4 - 242 с.
15. Введение в научное исследование по педагогике : учеб. пособие / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв. - М. : 1988.- 239 с.
Годунов, А. А. Введение в теорию управления / А. А. Годунов. - М .: Просвещение, 1967. - 235 с.
16. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. -М.: Новая школа, 1997. -320 с.
17. Исследование систем управления / под. ред. Э. М. Короткова. - М.: Инфра-М, 2003. - 176 с.
18. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: Учебное пособие по спецкурсу / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - М.: Владос, 2004. - 405 с.
19. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса М., 1993. - 75 с.
20. Капустин, Н. Б. Управление образовательными процессами / Н. Б. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова. - М. : Владос, 2001. - 369 с.
21. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.
22. Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления / А. Е. Капто. - М.: Кнорус, 1999. - 246 с.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
23. Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья- М . 1995.-22с.
24. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. - М., 1979. - 208с.
25. Латфуллин, Г. Р. Теория организации: учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - СПб. : Питер, 2003. - 400 с.
Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М. : Книга, 1976. - 64 с.
26. Литвак, Б. Г. Управленческие решения: учебник / Б. Г. Литвак. - М. Тандем; ЭКМОС, 19998. - 247 с.
27. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников : метод. рекомендации - М. Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 208 с.
28. Методы управления и планирования сложных систем / под ред. С. В. Емельянова. - М.: Педагогика, 1990. - 200 с.
29. Мигаль, В. И. Управление современной школой. Вып. 1. Внутришкольный контроль и сетевое планирование : практич. пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / В. И. Мигаль, Е. А. Мигаль. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2002. - 64 с.
30. Министерство образования РФ. Приказ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от 29 декабря 2001 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"
31. Мишин, Н. С. Исследование систем управления / Н. С. Мишин. - М.: Инфра, 2003.
32. Моисеев, А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А. М. Моисеев. - М.: Сентябрь, 2001. - 634 с.
33. Орехова, Т. Ф. Здоровое поколение: программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы / Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 68 с.
34. Поташник, М. М. Организация управления школой / М. М. Поташник. - М.: Знание, 1991. - 75 с.
35. Поташник, М. М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (Аспекты оптимизации) / М. М. Поташник. - М. : МГУ, 1987. - 222 с.
36. Смирнов, Н. К. Три шага к науке о здоровье здоровых / Н. К. Смиирнов // Директор школы. - 1994. - № 5.
37. Национальная доктрина образования в РФ / В. А. Ситаров. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / под ред. В.
А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с. - С. 359¬363.
38. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю /Избранные произведения. - Киев, 1979.-192 с.
39. Третьяков П.И. Управление школой по результатам- М.: Новая школа, 1997.-284 с.
40. Шамова Т.И. Управление адаптивной школой проблемы и перспективы - Архангельск: ПМПУД995.- 161 с.