ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Криминалистическая характеристика незаконной охоты 14
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики преступления 14
§ 2. Личность преступника 15
§ 3. Обстоятельства подготовки и совершения преступления 18
§ 4. Непосредственный предмет преступного посягательства 19
§ 5. Способ совершения и сокрытия
преступления 20
§ 6. Механизм следообразования по делам о незаконной охоте 25
ГЛАВА 2. Организация расследования по делам о незаконной охоте 33
§ 1. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства,
подлежащие установлению 33
§ 2. Взаимодействие лица, производящего расследование, с другими службами органов внутренних дел , а также с органами
госохотнадзора 43
ГЛАВА 3. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам о незаконной охоте 47
§ 1. Осмотр места
происшествия 47
§ 2. Другие виды следственного
осмотра 50
§ 3. Допрос и очная ставка 53
§ 4. Допрос в условиях бесконфликтной
ситуации 55
§ 5. Допрос в условиях конфликтной ситуации 58
§ 6. Получение образцов для сравнительного исследования и назначения экспертиз 6
1
ГЛАВА 4 Предупреждение незаконной охоты 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Не так плохо то, что любители охоты убивают животных, как то, что они получают от этого удовольствие» Д.Б.Шоу.
С древнейших времен человек и охота - понятия неразделимые. Охота имеет настолько большое влияние на человечество, которое сложно переоценить. Для первобытного человека охота была единственным способом выжить, защититься и пропитаться. Но наравне с совершенствованием навыков охоты появилось и необходимость защищать свою добычу от посягательств на нее, так что можно смело утверждать, что преступления связанные с охотой одни из первых видов преступлений, которые совершает человек.
На втором месте по опасности воздействия на природу и самыми распространёнными среди всех видов экологических правонарушений являются браконьерские посягательства на животный мир. Статистические данные неумолимо указывают на то, что браконьерская добыча животных стала встречаться практически повсеместно.
Существует множество определений понятия "охота". В русском языке под охотой понимают: «поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли. Научная литература кишит многообразием определений охота, так например О.С. Колбасов считает, что «понятием «охота» обозначается определенный вид деятельности людей, связанный с использованием природных богатств животного мира. Охотой называется отыскание и добывание разнообразными способами диких животных, обитающих в естественных условиях в лесах, горах, степях, на полях, лугах, в водоемах и в других угодьях» .
Выделяют три объективно выраженных отличительных признака охоты:
1) охота рассматривается как деятельность, направленная на добывание; 2) объектами добывания должны быть дикие животные, находящиеся в естественном, свободном состоянии; 3) охотой признается также нахождение людей в охотничьих угодьях с орудиями добычи или свежедобытой дичью .
Охота на территории Российской Федерации осуществляется согласно Конституции , Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Различия между Правилами охоты субъектов РФ незначительны, могут заключаться лишь в сроках проведения охоты и в перечне видов охотничьих животных.
Охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения имущественного характера , связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются уже гражданским законодательством, конечно если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Итак, в соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:
1) промысловая охота;
2) любительская и спортивная охота;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые чне относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Промысловая охота - охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях продажи продукции охоты. Напротив, любительская и спортивная охота - это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.
Принципы правового регулирование в области охоты ,а также сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих восьми принципах:
1) обеспечение использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;
2) дифференцированность правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических, экономических, и других факторов;
3) учет интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
5) использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;
6) гласность;
7) определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов;
8) платность пользования охотничьими ресурсами.
Физические лица и юридические лица при охоте осуществляют свое право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает у них с момента выдачи разрешения на добычу. Право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.
Охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; называются они - закрепленные охотничьи угодья;
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, - общедоступные охотничьи угодья.
Охотник должен иметь:
1) охотничий билет;
2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
Охотник- это некое физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается также работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Для любительская или спортивной охоты достаточно иметь на руках путевку.
В целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты:
1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях;
2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов;
3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста;
4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
5) определение сроков охоты;
6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
Способы и орудия охоты должны соответствовать международным стандартам. Правила охоты как основа осуществления охоты, а также сохранении охотничьих ресурсов.
Лимит добычи исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждены постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18. Ранее охота требовала получения лицензии, сейчас вместо лицензии предусматривается разрешение на добычу. Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 апреля 2010 г. Разрешение действует только лишь в указанном в нем месте охоты, в сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты. Законодательством устанавливаются нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в соответствии с которым, например, "в период весенней охоты можно отстреливать только от 3 до 10 барсуков, рысей или выдр. А если на тысячу гектаров "проживает" больше 16 кабанов, то отловить можно от 50 до 80% особей. Добыча некото ч рых видов животных законом четко не ограничивается. Так, к примеру, можно отстрелять 95% волков, шакалов и лисиц, но только 30% кекликов и уларов" . Данные нормативы установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 апреля 2010 г. N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
Общественную опасность незаконной охоты невозможно недооценить. Это и подрыв экологической безопасности общества, и причинении ущерба животному миру, и негласное свидетельство о пороках человека в целом.
Часть 1 статьи 258 УК РФ определяет основной, а ч. 2 - квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.
Основной объект преступного посягательства - экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии.
Предметы незаконной охоты - дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.
За менее серьезные правонарушения закон предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 8.37 Ко АП РФ, а также Федеральный Закон РФ "О животном мире".
Так, например, житель Тюменской области К. 01 февраля 2016 года совершил незаконную охоту на косулю Сибирскую. С целью реализации своего преступного умысла направленного на производство незаконной охоты на косулю Сибирскую, К., 01 февраля 2016 года, около 12 часов, выдвинулся на охотничьих лыжах на участок местности в лесном массиве, расположенный на расстоянии около трёх километров в юго-западном направлении от окраины д. Одина Голышмановского района Тюменской области. Прибыв на указанный участок местности, К, умышленно, незаконно, без надлежащего разрешения (именной разовой лицензии), установил над тропой косуль две металлические петли, ранее изготовленные им самостоятельно из металлической проволоки, для поимки косули Сибирской. Затем, 08 февраля 2016 года, около 12 часов, К.,прибыв на место установки металлических петель, обнаружил одну особь косули Сибирской, которая попалась в одну из петель, тем самым К. произвёл незаконную добычу одной особи косули Сибирской, стоимостью 60 000 рублей. После чего,К.., при помощи металлической проволоки, утащил незаконно добытую им тушу косули Сибирской за проволоку. Своими действиями К. нарушил правила охоты, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 512 от 16.11.2010 года (в редакции от 06.08.2015 года) и Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 года (в редакции от 13.07.2015 года), причинив своими действиями управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области материальный ущерб на общую сумму 60 000 рублей, который является крупным. Добытая К. косуля Сибирская, согласно Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 года (в редакции от 14.10.2014 года), является объектом животного мира, отнесённым к особо ценным в хозяйственном отношении, представляет экологическую ценность для государства, и её добыча осуществляется в соответствии с лимитами добычи. Подсудимый К. виновным себя в совершении преступления, предусмотренного п.А ч.1 ст.258 УК РФ признал полностью, в содеянном раскаялся. Кроме того, вина К. в совершении преступления, предусмотренного п.А ч.1 ст.258 УК РФ, подтверждается оглашенными в судебном заседании материалами дела:
- рапортом об обнаружении признаков преступления ст. УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Г олышмановский» майора полиции зарегистрированный в КУСП за № 605 от 16.02.2016 года
- протоколом осмотра места происшествия от 16.02.2016 года,
- протоколом выемки от 10.03.2016 года,
- протоколом осмотра предметов от 18.02.2016 года, в ходе которого осмотрены: часть туши дикого животного косуля, шкура дикого животного косуля,
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 18.02.2016 года,
- протоколом осмотра предметов от 12.03.2016 года
- заключением эксперта №35 от 19.02.2016 года, согласно выводам которого:
1. Часть туши животного, изъятая в ходе осмотра места происшествия от 16.02.2016 года принадлежит косуле Сибирской. На предоставленной части туши животного, на основании осмотра, огнестрельные, колото- резанные раны и следы удушья отсутствуют.
2. На основании проведенного осмотра части туши животного, судя по характеру срезов мышц, следует заключить, что животное было убито.
Исследовав и оценив каждое доказательство, суд считает виновность К. в совершении инкриминируемого ему деяния по п.А ч.1 ст.258 УК РФ установленной.
Подсудимый К., умышленно, незаконно, без именной разовой лицензии, установил над тропой косуль две металлические петли, ранее изготовленные им самостоятельно из металлической проволоки, для поимки косули Сибирской. Затем, 08 февраля 2016 года, около 12 часов, К., прибыв на место установки металлических петель, обнаружил одну особь косули Сибирской, которая попалась в одну из петель, тем самым К.
произвёл незаконную добычу одной особи косули Сибирской, стоимостью 60 000 рублей. После чего, К., при помощи металлической проволоки, утащил незаконно добытую им тушу косули Сибирской за проволоку.
В итоге К. назначили наказание в виде штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей в доход государства, а также обязали возместить материальный ущерб в пользу Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Помимо уголовной или административной ответственности, каждый нарушитель должен нести и гражданско-правовую ответственность. «Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст.77 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Размер вреда,-, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды .
Таксы исчисления размера ущерба можно найти в Приказе Минсельхозпрода РФ "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" и в Приказе Минприроды РФ №126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира".
В Каратузском районе Красноярского края пойманы браконьеры. Двое мужчин убили двух косуль. Общая сумма штрафа, установленная инспекторами Россельхознадзора, составила 14000 руб. За незаконную охоту они заплатят по 1000 рублей и по 3000 рублей - возмещение ущерба, нанесенного животному миру. Добытое мясо останется охотникам. Поэтому за него они должны заплатить государству по 300000 рублей (его рыночную стоимость).
Объектом исследования в моей работе является, конечно же, деятельность правоохранительных органов по расследованию незаконной охоты. Их методики, результативность в целом.
Предметом исследования является изучение закономерностей, определяющих механизм следообразования при незаконной охоте, способы совершения этого преступления, а также организация и методика его расследования.
Основная целью моего исследования - совершенствование методики расследования незаконной охоты в соответствии с современными требованиями криминалистики.
Для достижения этой цели я поставила перед собой ряд задач, в том числе:
- изучить криминалистическую характеристику незаконной охоты;
- выявить характер типичных следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования по делам данной категории, и предложить программу действий следователя для каждой ситуации;
- изучить новое уголовно-процессуальное законодательство в части подследственности этой категории дел и внести предложения по его совершенствованию;
- изучить особенности проверочных действий и возбуждения уголовных дел данной категории и внести предложения по совершенствованию этой работы;
- изучить особенности организации и планирования расследования незаконной охоты, а также проблемы взаимодействия лица, производящего расследование, с оперативными работниками, иными сотрудниками милиции и с сотрудниками госохотнадзора;
- на основе изучения специфики тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании незаконной охоты внести предложения об ее дальнейшем совершенствовании.
Несмотря на все достижения науки и общества в целом , натуральные меха, изделия из птичьего пуха, диетическое мясо диких зверей и птиц, лекарственное и парфюмерное сырье по- прежнему высоко ценятся и дорого оцениваются. Это и приводит к значительному приросту новых и новых преступлений, касающихся незаконной охоты.
По результатам проведенной мною работы заданной темы, я пришла к следующим основным теоретическим и практическим выводам: Криминалистическая характеристика незаконной охоты является усеченной и состоит из следующих элементов:
непосредственный предмет преступного посягательства; способ совершения и сокрытия преступления;
обстоятельства подготовки и совершения преступления; механизм с ледообразования; личность преступника.
В большинстве случаях по делам о незаконной охоте предварительное следствие не обязательно. Хотя по моему мнению, чтобы эффективно бороться с браконьерством предварительное следствие все же необходимо.
Продолжительность предварительной проверки зависит от конкретной ситуации, складывающейся после получения первоначальной информации. Если из поступившей информации усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ, необходимо сразу же возбудить уголовное дело и приступить к производству расследования. При этом не имеет значения, задержаны или нет лица, совершившие незаконную охоту.
Из недостатков нынешней системы расследования дел связанных с незаконной охоты ,мне хочется выявить следующие:
1) Во многих случаях в действиях лиц, привлеченных к административной ответственности, усматривается состав преступления, предусмотренного ст.258УКРФ.
2) Латентность преступлений высока
Латентность незаконной охоты, на статистическом уровне вызвана также слабой технической оснащенностью правоохранительных органов и органов государственного экологического контроля, ошибками, связанной с неправильной юридической оценкой содеянного вследствие незнания соответствующими должностными лицами законодательства об охране природы, отсутствия у работников правоохранительных и природоохранительных органов четких представлений о незаконной охоте, критериев ее разграничения со сходными административными проступками. Одним из основных факторов высокой латентности является как отсутствие «реальных» потерпевших, так и других лиц, заинтересованных в выявлении экологических преступлений, в частности незаконной охоты.
3) Анализ приговоров по уголовным делам о незаконной охоте показывает тенденцию уменьшения доли лишения свободы и увеличения доли штрафов, широкого применения условного осуждения.
4) Также я считаю, что необходима более тщательная подготовка права на охоту с учетом особенностей того или иного региона. Что позволило бы,на мой взгляд, наносить еще более меньший урон природе РФ.
Что касается профилактики предупреждения незаконной охоты, то здесь важным направлением борьбы с преступностью является многосторонняя предупредительно-профилактическая деятельность всех субъектов.
Особое значение в предупреждении экологических преступлений в частности незаконной охоты имеет социальный контроль, участие общественности в борьбе с незаконной охотой.
Роль экологически правильного воспитания школьников, студентов, а также воспитательные работы с работающим контингентом являлась бы потрясающим способом воздействия на общество.
Безнаказанность, с большой буквы «Б»» выступала и по сей день выступает одним из основных мотивов, выбрать противоправный вариант поведения. Именно безнаказанность преступлений в сфере экологии является одной из существенных причин преступности в сфере охраны животного мира. Борьба с преступностью в данной категории не является узко региональной ,и в общем виде являет собой посягательство не только на экологическую, но и на экономическую безопасность России. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер противодействия.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года
(ред. От 01.05.2016)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 года N 174-ФЗ (ред. От 01.05.2016)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть II) от 22 декабря 1995 года (ред. от 31.12.2014)
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 20 декабря 2001 года ( ред от 01.05.2016)
6. Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 года (ред. От 13.07.2015)
7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 5 июля 1995 года (ред. От 29.06.2015)
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» №150- ФЗ от 13 ноября 1996г. (ред. От 29.12.2015)
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (ред. От 29.12.2015)
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
11. Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 18 “О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты”
12. Постановлении Правительства Российской Федерации «О любительской и спортивной охоте в РФ» №728 от 26.07.1993г.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14( ред.От 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»
14. «Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» Утверждено Приказом Минсельхоза России №3 от 4 января 2001г.
15. Приказ Минприроды РФ от 04.05.94 № 126 (ред. от 30.06.2009) "об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением растительного мира"
16. . Приказ Минприроды РФ от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях"
17. Приказ Минприроды РФ от 06.09.2010 N 345 "Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам
18. Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов"
19. Приказ Минприроды РФ от 13.01.2011 N 1 "Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы"
20. Приказ Минприроды России от 26.03.2012 N 81 "Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля"
21. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 314 "О внесении изменений в Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу
Российской
22. Приказ МВД РФ от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений
23. Письмо ГТК РФ от 20.01.97 № 01-15/1011 "О пропуске патронов к гражданскому и служебному оружию".
Учебная и специальная литература:
1. Анощенков B.JI. «Любительская охота». Смоленск, 2000.С 592
2. Белкин Р.С,. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий. М.,
1997. С 146
3. Белкин P.C. «Криминалистика: проблемы сегодняшнего
дня. Злободневные вопросы российской криминалистики». М.,
2001, с.223
4. Булдаков В. «Современная энциклопедия охотника». М., 2000.С336
5. Газизов В.А., Филлипов А.Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений. Учебное пособие. М.,
1998. С 309
6. Горяйнов К.К.,Обнинский B.C., Шумилов А.Ю.. Учебник. «Оперативно-розыскная деятельность». М., 2001.С 288
7. Гусев В.Г. Настольная книга охотника. М., 2004, с.3-44
8. Дворкин А.И. Осмотр места происшествия. Практическое пособие. М.,2000,с 44
9. Колкутин В.В., Зосимов С.М., Пустовалов JI.B, Харламов С.Г., С.А.Аксенов. «Судебные экспертизы». М., 2001.С 406
10. Лопашенко H.A. «Экологические преступления». С.П., 2002.С 134
11. Комментарий к УК РФ по ред. A.A. Чекалина, В.Т.Томина,
B. В.Сверчкова, Юрайт-Изд., 2015
12. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование холодного, метательного оружия и взрывных устройств». Учебно- методическое пособие. М., 2000,С 268
13. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование огнестрельных повреждений». Учебно¬методическое пособие. М., 2000.С 306
14. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование пуль и гильз». Учебно-методическое пособие. М., 2000
15. Усманов У.А. «Тактика допроса на предварительном
следствии». Справочник. М., 2014, М., 1998.С 117
16. Горяйнов К.К., B.C., Шумилов А.Ю.. Учебник. «Оперативно-розыскная деятельность». М., 2001
17. Гусев В.Г. Настольная книга охотника. М., 2004, с.3-44
18. Дворкин А.И. Осмотр места происшествия. Практическое пособие. М.,2000.С 208
19. Колкутин В.В., Зосимов С.М., Пустовалов JI.B, Харламов С.Г.,
C. А.Аксенов. «Судебные экспертизы». М., 2001.С 167
20. Лапашенко H.A. «Экологические преступления». С.П., 2003.С 187
21. Комментарий к УК РФ по ред. A.A. Чекалина, В.Т.Томина, В.В.Сверчкова, Юрайт-Изд., 2006
22. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование холодного, метательного оружия и взрывных устройств». Учебно- методическое пособие. М., 2000
23. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование огнестрельных повреждений». Учебно-методическое пособие. М., 2000.С.306
24. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. «Криминалистическое исследование пуль и гильз». Учебно-методическое пособие. М., 2000
25. Усманов У.А. «Тактика допроса на предварительном
следствии». Справочник. М., 2014,
26. Яшин М.И., Оглоблин К.С., Смирнов В.Н. Куда поехать на охоту и рыбалку. Справочник. М., 2000. с. 144
27. А.Г.Филлипов. Криминалистика. М., 2000 г., с.246
28. Егошин В.В. «Методика расследования незаконной охоты» М., Юрлитинформ, 2002, с.83
29. Филлипов А.Г. Учебник. Криминалистика. М., 2000г., с.201
30. Дворкин А.И.. Осмотр места происшествия. М., 2000г., с.36
31. Шалимов А.Н. Автореферат диссертации. «Расследование и предупреждение незаконной охоты».Казань, 1991г.
32. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/ Под ред. к.ю.н., доц. А.В. Галаховой. Норма, 2005.
33. Сагитов С. М. Уголовная ответственность за экологические преступления. Лекции по уголовному праву. -СПб, 2005. с.52
34. В. В. Яровенко. Криминалистическая характеристика предметов, используемых в качестве оружия совершения преступления // Право и политика. - 2012. - № 3. - С. 104-107.
35. В. В. Яровенко. Криминалистическая характеристика предметов, используемых в качестве оружия совершения преступления // Право и политика. - 2012. - № 3. - С. 104-107.
36. А.И. Комаров, Т.В. Яровенко. Некоторые проблемы проверки версии причинения смерти из огнестрельного оружия по неосторожности // Право и политика. - 2009. - № 7.
37. Яровенко В.В., Каратаев А.В. Криминалистическая характеристика и неотложные следственные действия по делам о незаконной охоте // NB: Вопросы права и политики.-2013.-5.-С. 351
38. В. Широков «Ответственность за незаконную охоту», Российская юстиция. 2007. № 22. -24с.