Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Работа №81330

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ, КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. История возникновения и современное понимание сущности
танцевально-двигательной терапии 6
1.2. Цели, задачи и принципы танцевально-двигательной
терапии 19
1.3. Возрастные особенности физического и
психоэмоционального развития детей 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ТАНЦЕВАЛЬНО-СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «MAGIC DANCE» 37
2.1. Специфика использования техник и комплексов
танцевально-двигательной терапии в структуре урока бального танца для детей разных возрастных групп 37
2.2. Анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что в настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе детских общеобразовательных учреждений.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны. Отрицательные эмоции, подавление чувств, способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности, что оказывает отрицательное влияние на психику.
Целью данной работы является обоснование значимости танцевально-двигательной терапии, как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Объект исследования - танцевально-двигательная терапия, как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия реализации танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья детей.
Гипотеза - мы считаем, что процесс обучения детей в школах, спортивных секциях, кружках будет здоровьесберегающим и более успешным, если в структуре уроков или на отдельно выделенных уроках прибегать к реализации комплекса методов танцевально-двигательной терапии.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе был рассмотрен комплекс методов танцевально-двигательной терапии разработанный Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И.
Практическая значимость состоит в том, что данные методики были применены при работе с детьми в танцевально-спортивном клубе «Magic Dance», который является членом аккредитованной спортивной организации "Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». Данный клуб располагается на базе Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр культуры «Нефтяник», численность участников составляет 80 человек, это мальчики и девочки от 5 до 15 лет.
Основой исследования стали работы Карла Густава Юнга (Швейцарского психолога и педагога), Вильгейма Райха (Австрийского и Американского психолога), Мэриан Чейс (Американской танцовщицы и танцтерапевта), Мэри Вигман, Труди Шуп и другие.
Для оценки результатов исследования использовались: методика исследования самоотношения личности Дембо-Рубенштейн, тест креативности Вильямса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования,
- описать историю возникновения и современное понимание сущности ТДТ,
- раскрыть цели, задачи и приемы танцевально-двигательной терапии,
- охарактеризовать возрастные особенности физического и психо-эмоционального развития детей,
- внедрить комплекс методов ТДТ в структуру урока по спортивному бальному танцу,
- проанализировать полученные результаты.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были использованы следующие методы:
- эмперические (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование),
- теоретические.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 50 наименований, 3 приложения. Объем работы составляет 69 страниц. В работе результаты исследования отражены в 3 таблицах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей дипломной работе была рассмотрена танцевально-двигательная терапия, как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка, а также ее применение в детском танцевально-спортивном клубе «Magic dance».
Зачатки танцевально-двигательной терапии появились еще древнейшей цивилизации. В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа, танец был одним из способов общения, гармонизации человека.
Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология Карла Густава Юнга, он считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.
"Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), трудившуюся в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Мэриан превратила танец в терапевтическую модель. Она работала с немыми и психически-больными пациентами, благодаря своим трудам, достигла хороших результатов. Пациенты, считавшиеся абсолютно неизлечимыми, стали способны к коллективным взаимоотношениям и выражению своих эмоций и чувств.
Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет танцевально-двигательная терапия - танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.
В танцевально-спортивном клубе «Magic dance» правила поведения детей и подростков на занятиях, соревнованиях требуют от них терпения, внимательности, концентрированности, физической выносливости, психоэмоциональной уравновешенности в выполнении поставленных задач. Поэтому педагог-хореограф в качестве эксперимента применил методы танцевально-двигательной терапии, разработанные Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И., включив их в структуру уроков своих воспитанников.
В работе использовались:
- тренинги, направленные на развитие навыка осознавания тела в движении;
- тренинги, направленные на снятие мышечных зажимов, напряжения;
- тренинги, направленные на развитие чувствительности позвоночника;
- тренинги, направленные на обучение расслаблению;
- тренинги, направленные на осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций;
- тренинги, направленные на групповое взаимодействие, объединение группы;
- тренинги, направленные на развитие навыка движения с предметами;
- тренинги, направленные на развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам;
- тренинги, направленные на развитие спонтанности и креативности;
- тренинги, направленные на расширение репертуара движений, развитие внимательности к телесным сигналам;
- тренинги, направленные на обучение умению чувствовать партнера.
Наблюдение во время проведения первых игровых тренингов показало: большинство детей активно, с радостью выполняли все задания, весело, без стеснения прыгали, дрыгали ногами, махали руками, корчили рожицы, падали на пол и замирали в разных позах, быстро находили общий язык с новым напарником. На перебой делились впечатлениями об игре при беседе с руководителем, и каждый раз на уроке спрашивали: - "когда будем играть?". После окончания занятия в хорошем настроении уходили домой.
Несколько детей, по началу, от игр отказались (стеснялись), но со временем присоединились к группе.
Для выявления и анализа полученных результатов эксперимента (внедрения комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока), в трех группах детей 7-ми, 8-ми и 9-10 лет, состоящих в совокупности из 50 человек (мальчики и девочки) было проведено тестирование до начала эксперимента и по истечению двух месяцев внедрения комплекса упражнений.
Сравнительный анализ результатов показал, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Внедрение комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока положительно влияет на уровень самооценки ребенка, его психическое состояние, снятие страха и агрессии, творческий рост, продуктивность и результативность занятий спортивными бальными танцами, взаимоотношение в коллективе и в паре.
А так как тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны, психические изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности. Поэтому можно утверждать, что танцевально-двигательная терапия является средством профилактики и сохранения здоровья ребенка.



1. Баскаков В. Ю. (ред.-сост.) Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / В. Ю. Баскаков (ред.- сост.). — М.: Смысл, 2000. - 640 с.
2. Батранина А.А. Танцевально-двигательная терапия как фактор гармонизации личности / А.А. Батранина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 1 (1). - 134¬139с.
3. Берндер В., И. Гнайст. Психодрама в примерах // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону,
1998. - 203с.
4. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М, 1994. - 157с.
5. Бирюкова И. Танец как путь познания и творческого самовыражения [Электронный ресурс] / И. Бирюкова. - Режим доступа : http: //sgv.narod.ru
6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.:
«Медицина», 1989.-302с.
7. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. Новый научный синтез. СПб., 2000.- 243с.
8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Наука, 2000. - 564 с.
9. Герасимова И. А. Эволюция когнитивных предустановок творчества : дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Герасимова. — М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
10. Гинзбург Т. Движение Нью-Эйдж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ezotera.ariom.ru/2008/04/14/newage.html
11. Гиршон А. Е. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста / А.Е. Гиршон // Танцевально-двигательная терапия. - М., 1997. - Вып. 2. - 98 с.
12. Гиршон А. Танец и терапия [Электронный ресурс] / А. Гиршон.
- Режим доступа : http:// www.girshon.ru
13. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика - СПб. : Речь, 2011. - 288 с.
14. Гройсман А. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, 177-184с.
15. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М, 1997. - 59с.
16. Давыдова Т.О. Развитие психомоторной сферы детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии / Т.О. Давыдова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях к 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»; Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. - 2016. - С. 345-349.
17. Ертанова О.Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / О.Н. Ертанова. - М.: Академия, 1996. - 102с.
18. Ионина О.С. Возможности танцевально-двигательной терапии как метода психического воздействия на личность / О.С. Ионина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-3 (82). - 100-103с.
19. Ионина О.С. Приемы танцевально-двигательной терапии в коррекции негативных проявлений личности / О.С. Ионина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (30). - 107-113с.
20. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 1999.-63с.
21. Карпара Дж. Психология личности / Карпара Дж., Сервон Д. - СПб. : Питер, 2003. - 640 с.
22. В. Козлов. Истоки осознания. Минск, 1995. - 179с.
23. Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. - Из-д. 2-е, расшир. и доп. - СПб. : Речь, 2006. 286 - 305 с.
24. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: «Лань», 1999. - 255 с.
25. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: «Речь», 2004. - 464 с.
26. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994. - 98с.
27. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. М, 1994
28. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела:
Пер. с англ. С. Коляда. М.: Институт общегуманитарных
исследований,2000. - 338с.
29. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб.: «Речь», 2000.-212 с.
30. Лоуэн А. Депрессия и тело. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. - 379 с.
31. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / Маклаков А. Г. - СПб. : Питер, 2007. - 583 с.
32. Михалина М.А. Элементы танцевально-двигательной терапии в образовательной деятельности педагога-хореографа / М.А. Михалина // В сборнике: Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве сборник статей. Ю.В. Иванова (ответственный редактор). - 2015. - 117-122с.
33. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М.: «Алетей», 2000. - 622 с.
34. Пазухина С. В. Ритмика (1-4 классы) / С. В. Пазухина // Школа духовного развития: Материалы экспериментальной работы; Под ред. С. И. Масло- ва. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. - С. 101-111.
35. Психологическая газета, 6/98. "Рисунок не бывает неправильным"
36. Психологическая газета, 1/97. "Арт-терапия"
37. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д.
Карвасарского). М, 1998
38. Пуни А.И. Роль представлений в формировании двигательных навыков.-Л.,1957.-С.20-21.
39. Райх В. Анализ личности / В. Райх. - М.: КСП; СПб.: Ювента,
1999. - 120 с.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. - СПб. : Питер, 2007. - 583 с.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. (полное издание). С-Пб, 1990. - 245с.
42. Старк А. Танцевально-двигательная терапия Сайт Центра интегративных психотехнологий «Подорожник». -: http://psitren.ru
43. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994. - 256с.
44. Фрегер Р, Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М, 1996. - 248с.
45. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Академия, 2007. - 156 с.
46. Шигорева А.В. Танцевально-терапевтическая игра как форма работы педагога-хореографа / А.В. Шигорева // В книге: Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство тезисы VII международной научно-практической конференции. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова; Ответственный редактор: И.Н. Вановская. - 2011. 238-241с.
47. Юнг К. Г. Алхимия снов : пер. с англ. / К. Г. Юнг. — СПб.: Timothy, 1997. - 250 с.
48. American Dance Therapy Association [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.adta.org
49. Capello, Patricia P. Men in Dance/Movement Therapy/International Panel / Patricia P. Capello. — New York: American Dance Therapy Association 2011. — Published online: 21 April 2011.
50. Chodorow, J. The Body as Symbol: Dance/Movement in Analysis. / Joan Chodorow ; American Dance Therapy Association. — New York, 2008. — 13 р. — Published online: 4 August 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ