ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ, КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. История возникновения и современное понимание сущности
танцевально-двигательной терапии 6
1.2. Цели, задачи и принципы танцевально-двигательной
терапии 19
1.3. Возрастные особенности физического и
психоэмоционального развития детей 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ТАНЦЕВАЛЬНО-СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «MAGIC DANCE» 37
2.1. Специфика использования техник и комплексов
танцевально-двигательной терапии в структуре урока бального танца для детей разных возрастных групп 37
2.2. Анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ, КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. История возникновения и современное понимание сущности
танцевально-двигательной терапии 6
1.2. Цели, задачи и принципы танцевально-двигательной
терапии 19
1.3. Возрастные особенности физического и
психоэмоционального развития детей 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ТАНЦЕВАЛЬНО-СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «MAGIC DANCE» 37
2.1. Специфика использования техник и комплексов
танцевально-двигательной терапии в структуре урока бального танца для детей разных возрастных групп 37
2.2. Анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что в настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе детских общеобразовательных учреждений.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны. Отрицательные эмоции, подавление чувств, способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности, что оказывает отрицательное влияние на психику.
Целью данной работы является обоснование значимости танцевально-двигательной терапии, как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Объект исследования - танцевально-двигательная терапия, как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия реализации танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья детей.
Гипотеза - мы считаем, что процесс обучения детей в школах, спортивных секциях, кружках будет здоровьесберегающим и более успешным, если в структуре уроков или на отдельно выделенных уроках прибегать к реализации комплекса методов танцевально-двигательной терапии.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе был рассмотрен комплекс методов танцевально-двигательной терапии разработанный Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И.
Практическая значимость состоит в том, что данные методики были применены при работе с детьми в танцевально-спортивном клубе «Magic Dance», который является членом аккредитованной спортивной организации "Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». Данный клуб располагается на базе Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр культуры «Нефтяник», численность участников составляет 80 человек, это мальчики и девочки от 5 до 15 лет.
Основой исследования стали работы Карла Густава Юнга (Швейцарского психолога и педагога), Вильгейма Райха (Австрийского и Американского психолога), Мэриан Чейс (Американской танцовщицы и танцтерапевта), Мэри Вигман, Труди Шуп и другие.
Для оценки результатов исследования использовались: методика исследования самоотношения личности Дембо-Рубенштейн, тест креативности Вильямса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования,
- описать историю возникновения и современное понимание сущности ТДТ,
- раскрыть цели, задачи и приемы танцевально-двигательной терапии,
- охарактеризовать возрастные особенности физического и психо-эмоционального развития детей,
- внедрить комплекс методов ТДТ в структуру урока по спортивному бальному танцу,
- проанализировать полученные результаты.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были использованы следующие методы:
- эмперические (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование),
- теоретические.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 50 наименований, 3 приложения. Объем работы составляет 69 страниц. В работе результаты исследования отражены в 3 таблицах.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны. Отрицательные эмоции, подавление чувств, способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности, что оказывает отрицательное влияние на психику.
Целью данной работы является обоснование значимости танцевально-двигательной терапии, как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Объект исследования - танцевально-двигательная терапия, как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия реализации танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья детей.
Гипотеза - мы считаем, что процесс обучения детей в школах, спортивных секциях, кружках будет здоровьесберегающим и более успешным, если в структуре уроков или на отдельно выделенных уроках прибегать к реализации комплекса методов танцевально-двигательной терапии.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе был рассмотрен комплекс методов танцевально-двигательной терапии разработанный Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И.
Практическая значимость состоит в том, что данные методики были применены при работе с детьми в танцевально-спортивном клубе «Magic Dance», который является членом аккредитованной спортивной организации "Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». Данный клуб располагается на базе Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр культуры «Нефтяник», численность участников составляет 80 человек, это мальчики и девочки от 5 до 15 лет.
Основой исследования стали работы Карла Густава Юнга (Швейцарского психолога и педагога), Вильгейма Райха (Австрийского и Американского психолога), Мэриан Чейс (Американской танцовщицы и танцтерапевта), Мэри Вигман, Труди Шуп и другие.
Для оценки результатов исследования использовались: методика исследования самоотношения личности Дембо-Рубенштейн, тест креативности Вильямса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования,
- описать историю возникновения и современное понимание сущности ТДТ,
- раскрыть цели, задачи и приемы танцевально-двигательной терапии,
- охарактеризовать возрастные особенности физического и психо-эмоционального развития детей,
- внедрить комплекс методов ТДТ в структуру урока по спортивному бальному танцу,
- проанализировать полученные результаты.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были использованы следующие методы:
- эмперические (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование),
- теоретические.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 50 наименований, 3 приложения. Объем работы составляет 69 страниц. В работе результаты исследования отражены в 3 таблицах.
В настоящей дипломной работе была рассмотрена танцевально-двигательная терапия, как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка, а также ее применение в детском танцевально-спортивном клубе «Magic dance».
Зачатки танцевально-двигательной терапии появились еще древнейшей цивилизации. В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа, танец был одним из способов общения, гармонизации человека.
Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология Карла Густава Юнга, он считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.
"Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), трудившуюся в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Мэриан превратила танец в терапевтическую модель. Она работала с немыми и психически-больными пациентами, благодаря своим трудам, достигла хороших результатов. Пациенты, считавшиеся абсолютно неизлечимыми, стали способны к коллективным взаимоотношениям и выражению своих эмоций и чувств.
Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет танцевально-двигательная терапия - танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.
В танцевально-спортивном клубе «Magic dance» правила поведения детей и подростков на занятиях, соревнованиях требуют от них терпения, внимательности, концентрированности, физической выносливости, психоэмоциональной уравновешенности в выполнении поставленных задач. Поэтому педагог-хореограф в качестве эксперимента применил методы танцевально-двигательной терапии, разработанные Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И., включив их в структуру уроков своих воспитанников.
В работе использовались:
- тренинги, направленные на развитие навыка осознавания тела в движении;
- тренинги, направленные на снятие мышечных зажимов, напряжения;
- тренинги, направленные на развитие чувствительности позвоночника;
- тренинги, направленные на обучение расслаблению;
- тренинги, направленные на осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций;
- тренинги, направленные на групповое взаимодействие, объединение группы;
- тренинги, направленные на развитие навыка движения с предметами;
- тренинги, направленные на развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам;
- тренинги, направленные на развитие спонтанности и креативности;
- тренинги, направленные на расширение репертуара движений, развитие внимательности к телесным сигналам;
- тренинги, направленные на обучение умению чувствовать партнера.
Наблюдение во время проведения первых игровых тренингов показало: большинство детей активно, с радостью выполняли все задания, весело, без стеснения прыгали, дрыгали ногами, махали руками, корчили рожицы, падали на пол и замирали в разных позах, быстро находили общий язык с новым напарником. На перебой делились впечатлениями об игре при беседе с руководителем, и каждый раз на уроке спрашивали: - "когда будем играть?". После окончания занятия в хорошем настроении уходили домой.
Несколько детей, по началу, от игр отказались (стеснялись), но со временем присоединились к группе.
Для выявления и анализа полученных результатов эксперимента (внедрения комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока), в трех группах детей 7-ми, 8-ми и 9-10 лет, состоящих в совокупности из 50 человек (мальчики и девочки) было проведено тестирование до начала эксперимента и по истечению двух месяцев внедрения комплекса упражнений.
Сравнительный анализ результатов показал, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Внедрение комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока положительно влияет на уровень самооценки ребенка, его психическое состояние, снятие страха и агрессии, творческий рост, продуктивность и результативность занятий спортивными бальными танцами, взаимоотношение в коллективе и в паре.
А так как тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны, психические изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности. Поэтому можно утверждать, что танцевально-двигательная терапия является средством профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Зачатки танцевально-двигательной терапии появились еще древнейшей цивилизации. В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа, танец был одним из способов общения, гармонизации человека.
Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология Карла Густава Юнга, он считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.
"Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), трудившуюся в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Мэриан превратила танец в терапевтическую модель. Она работала с немыми и психически-больными пациентами, благодаря своим трудам, достигла хороших результатов. Пациенты, считавшиеся абсолютно неизлечимыми, стали способны к коллективным взаимоотношениям и выражению своих эмоций и чувств.
Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет танцевально-двигательная терапия - танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.
В танцевально-спортивном клубе «Magic dance» правила поведения детей и подростков на занятиях, соревнованиях требуют от них терпения, внимательности, концентрированности, физической выносливости, психоэмоциональной уравновешенности в выполнении поставленных задач. Поэтому педагог-хореограф в качестве эксперимента применил методы танцевально-двигательной терапии, разработанные Козловым В.В., Гиршоном А.Е. и Веремеенко Н.И., включив их в структуру уроков своих воспитанников.
В работе использовались:
- тренинги, направленные на развитие навыка осознавания тела в движении;
- тренинги, направленные на снятие мышечных зажимов, напряжения;
- тренинги, направленные на развитие чувствительности позвоночника;
- тренинги, направленные на обучение расслаблению;
- тренинги, направленные на осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций;
- тренинги, направленные на групповое взаимодействие, объединение группы;
- тренинги, направленные на развитие навыка движения с предметами;
- тренинги, направленные на развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам;
- тренинги, направленные на развитие спонтанности и креативности;
- тренинги, направленные на расширение репертуара движений, развитие внимательности к телесным сигналам;
- тренинги, направленные на обучение умению чувствовать партнера.
Наблюдение во время проведения первых игровых тренингов показало: большинство детей активно, с радостью выполняли все задания, весело, без стеснения прыгали, дрыгали ногами, махали руками, корчили рожицы, падали на пол и замирали в разных позах, быстро находили общий язык с новым напарником. На перебой делились впечатлениями об игре при беседе с руководителем, и каждый раз на уроке спрашивали: - "когда будем играть?". После окончания занятия в хорошем настроении уходили домой.
Несколько детей, по началу, от игр отказались (стеснялись), но со временем присоединились к группе.
Для выявления и анализа полученных результатов эксперимента (внедрения комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока), в трех группах детей 7-ми, 8-ми и 9-10 лет, состоящих в совокупности из 50 человек (мальчики и девочки) было проведено тестирование до начала эксперимента и по истечению двух месяцев внедрения комплекса упражнений.
Сравнительный анализ результатов показал, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Внедрение комплекса методов танцевально-двигательной терапии в структуру урока положительно влияет на уровень самооценки ребенка, его психическое состояние, снятие страха и агрессии, творческий рост, продуктивность и результативность занятий спортивными бальными танцами, взаимоотношение в коллективе и в паре.
А так как тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны, психические изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности. Поэтому можно утверждать, что танцевально-двигательная терапия является средством профилактики и сохранения здоровья ребенка.
Подобные работы
- Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Танцевально-двигательная терапии как элемент системы здоровьесбережения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика сколиоза у школьников младших классов средствами танцевальных движений
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020



